Дечаны, Косово и Метохия, 11 октября 2002 г.
33 монаха из монастыря Високи Дечаны, являющиеся на данный момент единственными представителями сербского населения на территории общины Дечаны, отказались принимать участие в последних выборах местных органов власти. Свой отказ от голосования монастырское братство мотивировало бесправным положением, как самого монастыря, так и сербского населения в целом. Уже три года монастырь живет в полной изоляции, а его насельники лишены свободы передвижения и элементарных гражданских прав. Местные албанские власти ни только не показали своей готовности помочь монастырю и способствовать возвращению сербских беженцев, но упорно продолжают попытки лишить монастырь его имущества и «угасить последний сербский очаг в этом районе Метохии».
Прошло уже три года с момента прекращения военных действий между силами НАТО и Югославской армией, во время которых монастырь бескорыстно помогал не только сербским беженцам, но и албанскому населению. Во время бомбардировок НАТО в стенах обители нашли прибежище около 200 албанцев - женщин и детей. Многим албанским семьям монахи раздавали гуманитарную помощь и лекарства. После окончания войны и начала изгнания сербского населения с территории, оказавшейся под протекторатом миссии ООН, в монастыре нашли прибежище сербские беженцы, пятьдесят цыган и одна мусульманская семья – спасавшиеся бегством от террора ОАК. К сожалению, местные албанские власти почти ежедневно устраивали провокации против монастыря, нападения на монахов и посетителей монастыря. Ближайшее православное кладбище осквернялось трижды, а все сербские дома на территории общины разрушены. Дечанский монастырь продолжает оставаться под охраной итальянских сил КФОР, которые защищают эту сербскую святыню от вандализма албанских экстремистов.
В знак протеста против такого положения, братство монастыря решило не принимать участия в выборах органов власти, которые защищают только албанские интересы. Это решение было объявлено представителям ОБСЕ прибывшим в монастырь для проведения голосования. Своим поступком братство монастыря пытается обратить внимание международной общественности на то, что будущее Косова и Метохии не должно принадлежать «только одному народу и одному вероисповеданию». Оно должно строиться на началах равноправия всех граждан вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности.