Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

«Спасти себя и помочь спастись другим»

Источник: Татьянин День

Накануне престольного праздника храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот настоятель епископ Антоний (Пантелич), представитель Сербской Православной Церкви при Московском Патриархате рассказал «ТД» о том, как живет русско-сербская община подворья, в чем разница между приходом в России и Сербии и что для него главное в жизни прихода.

 

 

-  Владыка Антоний, Подворье Сербской Православной Церкви в Москве существует уже 8-й год. Как начиналось Ваше служение в храме свв. Петра и Павла? Что запомнилось в первые годы пребывания в Москве?

- Управление храмом я принял 8 октября 2002. Это был один немногих действующих храмов в Москве, которые никогда не закрывались. Литургия в храме совершалась каждый день, я решил ничего не менять и так и продолжил и продолжаю эту традицию до сего дня.  

Несмотря на то, что богослужения в храме никогда не прерывались, храм был в достаточно запущенном состоянии, так что пришлось много потрудиться над его внутренним и внешним состоянием и прилегающей территорией.

Мы поменяли пол, вместо металлических окон вставили дубовые, провели реставрацию многих икон и фресок. Помню, внутренняя часть храма была покрашена какой-то серой краской (видимо, другой тогда просто не нашли), которая как-то все «убивает» и настроение создает немолитвенное. Так что мы переделали даже этот фон на бежевый, более теплый, приятный цвет. После этого мы заново расписали притвор, украсили его образами в том числе и сербских святых: святого Саввы Сербского, цариц Елены и Ангелины. В России очень много сербок Елен и Ангелин, а во многих храмах икон этих святых просто нет.

Потом стали прибавлять сербские иконы - святителя Саввы, Симеона Мироточивого, князя Лазаря, княгини Милицы, Петра Цетиньского, Василия Острожского и других. 

- В храме были предметы, сохранившиеся с дореволюционных времен?

- Очень мало: пара чаш и напрестольных крестов. Все остальное было сделано в советские времена, в основном - в 50-70-е годы из подручных материалов. Так что пришлось покупать практически все предметы внутреннего убранства, которое нужны для богослужения, тем более архиерейского. Когда я приехал в Москву, был еще в сане архимандрита. Но наш храм, как Представительство Сербской Церкви, стали посещать архиереи.

Также пришлось проводить работы и в домах причта и других подсобных помещениях. В одном из домов причта была коммуналка. Потом людей расселили, дом оказался заброшенным, в нем поселились крысы. Там все пришлось отделывать буквально с нуля. От другого дома отрезали электричество, потому что за него никто не платил, и нужно было заново делать проводку.

Комната настоятеля, трапезная и ризница размещались под храмом. Этот подвал был  таком в заброшенном и запущенном виде, что можно было просто приходить и, не сооружая никаких декораций, снимать фильмы ужасов. Такого бардака, честно говоря, я нигде не видел. Пришлось самому все разбирать.

- Владыка, Вы сами занимались ремонтом?!

- Конечно! А кто же еще? И сейчас вот занимаюсь с рабочими.

Вообще, много над чем пришлось поработать. Например, над открытием воскресной школы для российских и сербских детей. Потом начали реформировать хор, потому что он был любительский,  непрофессиональный: только одна девушка, регент, закончила регентскую школу в Троице-Сергиевой Лавре.

Надо было позаниматься и с прихожанами, проводить беседы, читать лекции. Я приглашал их по каким-то определенным дням и старался рассказать о вере то, что не всегда получалось сказать на проповеди. Все-таки в беседе можно коснуться многих моментов, например, таких, как поведение в храме. Тогда была такая тенденция: тех, кто недавно пришел в храм, «учили», как правильно одеваться, передавать свечку... Я говорил своим прихожанам, что человек должен смотреть не на чужие грехи, а только на свои. И никто не ставил одних людей учителями над другими.

- У Вас была цель создать общину или она сложилась сама собой?

- Когда я приехал, естественно, община русских прихожан в храме уже существовала. Потом в Москве стали открываться многие храмы, так что кто-то стал посещать другие церкви, более близко расположенных к им домам. Но многие продолжали ходить в наш храм, потому что для них он был связан с принятием крещения, с таинством венчания, отпеванием родных. Кого-то привлекали чудотворные иконы и святынь. Например, долгое время у нас был обруч - мера с главы Иоанна Крестителя, который теперь находится в Иоанно-Предтеченском монастыре. Мы потом сделали копию этой святыни, а после из Черногории владыка Амфилохий прислал нам частицу мощей Иоанна Предтечи. Так что немало прихожан и сегодня ездит сюда специально с разных концов Москвы.

Параллельно формировалась сербская община. Небольшая, потому что в основном сербы живут здесь непостоянно. В Москве около 25-30 тысяч сербов, которые занимаются различными работами, в основном строительством. Они приезжают в Москву на время стройки и, пока находятся здесь, посещают наш храм. Есть те, кто живет тут около 20 лет, то есть приехали в конце 80-начале 90-х годов. Но все равно их дом остается в Сербии, хотя они и могут иметь здесь какую-то собственность. Таких, которые живут тут постоянно, создают браки с русскими, немного. Тех, кто прожил в Москве 30-40 лет, практически нет.

- Какие особенности есть у общины в связи с тем, что в нее входят представители двух народов - русские и сербы? Вы служите на сербском языке?

- На сербском языке иногда бывают какие-то возгласы, а служб я нет, потому что основное количество прихожан у нас русские. Зачем я буду служить на сербском и ущемлять права русских, если сербы, которые работают в России, все равно понимают церковнославянский язык? Естественно, традиционные сербские праздники - Крестную Славу, Колач - мы празднуем. И если крестятся или венчаются сербы, или меня просят освятить квартиру или офис, эти требы я совершаю на сербском языке.

- Община храма как-то помогает сербам, живущим в Москве? Например, тем, которые обучаются в российских духовных школах, в частности, в Московской Духовной Академии?

- Естественно. Мы помогаем в оформлении документов, регистрации, прописки. Стараемся помочь, если возникает необходимость встретить кого-то из аэропорта, предоставить возможность переночевать, показать город, как-то освоиться на новом месте.

Практически все студенты подают документы в МДА через подворье, через меня. Духовное образование -  это очень важно, это будущее Церкви. Если сейчас молодые студенты не приносят особых плодов, они принесут их через 15-20 лет, когда будут занимать какие-то церковные посты, станут настоятелями, благочинными, архиереями. Я надеюсь, что эти связи между Сербией и Россией, которые важны для будущих отношений, будут укрепляться в том числе и благодаря обучению наших студентов в российских духовных школах.

- Как строится жизнь общины Вашего храма? Вы собираетесь на трапезу после службы, ездите в паломничества?

- Мы не делаем трапезы для всех прихожан, но на литургии часто бывают послы стран бывшей Югославии. Практически не бывает воскресенья, чтобы не пришел помолиться кто-то из посольства. Естественно, этих людей я  приглашаю на трапезу - традиционное сербское кофепитие, а перед этим - на небольшую беседу. В общем, на трапезе у нас бывает человек 25.

Мы с прихожанами 4 или 5 раз организовывали паломничества на Святую Землю, Ездили на Синай, в Сербию, Черногорию. Я сам был в этих поездках. По России как-то всем вместе поездить пока не получалось. Собираемся побывать на Валааме и в Санкт - Петербурге, но сейчас пока погода жаркая - не очень удобная для путешествий.

- Владыка, Вы чувствуете себя здесь дома?

-  Естественно, я уже обрусевший! Я же здесь учился и живу уже почти 8 лет! 

- Есть разница между приходской общиной в России и в Сербии?

- Есть. Отличается сама структура церковной общины. Здесь приход- это как бы «любители», которые собираются с разных концов города. А в Сербии к каждому храму прикреплено определенное количество домов, в среднем от 300 до 500. Их жители обязаны приходить в свой храм и только там совершать все таинства и обряды: креститься, венчаться, отпевать родственников. Они же обеспечивают жизнь храма - помогают со строительными работами, уборкой и так далее. При этом исповедоваться и молиться они могут и в других храмах.

Два раза в год - на Пасху и на Крестную Славу семьи - священник должен освятить квартиру. Пономарь или кто-то ходит по домам накануне и сообщает: «Завтра батюшка будет освящать квартиры. Хотите ли Вы, чтобы он пришел к Вам?». Также священник обязан навестить квартиру, если в ней сделали ремонт. Так что все сербы живут в освященных квартирах.

После литургии, бывает, собираются. Иногда читаются какие-то лекции в публичных местах, залах. Люди настолько не просвещены, что над образованием еще работать и работать. Молодые, которые сейчас учатся в школах, многое знают о религии, Боге, церковных догматах. А те, кто жил при коммунизме, когда было популярно говорить, что ты неверующий, атеист, порой даже креститься не умеют.

- Ездят ли с приходом в паломничества? Есть ли при храмах воскресные школы?

- Да. Священник с прихода организует автобус и вместе с прихожанами  отправляется в паломничество. А вот воскресных школ при храмах нет. Закон Божий у нас преподается в государственных школах. Преподают не все священники, а только те, которые  имеют педагогическое образование и сдали экзамен, подтверждающий их компетентность как преподавателей.

- Что для Вас главное в общинной жизни вообще и в жизни Вашего прихода? 

- Спасение души. В принципе, каждый из нас старается спасти себя и помочь спастись другим. Естественно, благодать Божия обитает в гармонии, благолепии, а не каком-то хаосе и мусоре, поэтому мы стараемся воссоздать красоту -  и внешнюю и внутреннюю. Стремимся восстановить духовность, в жизни делать акцент на  нравственных принципах, чтобы человек назывался христианином не потому, что носит платок и длинную юбку и умеет наложить на себя крестное знание, чтобы люди понимали, что такое причастие, молитва, храм, вера. Чтобы причащались не потому, что «надо» или «помогает». Как многие говорят: «Мне сказали причаститься, потому что это поможет». А почему поможет - об этом человек не задумывается. Но ведь религия - это не опиум и не магия, она должна быть понятна. Вера же воспринимается и сердцем и разумом. Есть многие вещи, которые мы не можем понять разумом и воспринимаем верой. Но есть те, которые мы можем понять и должны понять, и этому надо учиться. Верой надо жить и спасаться. Это сложный путь, в нем больше терния, чем цветов. Но мы же христиане и должны с любовью принимать все, что нам кажется неудачами, а на самом деле еще неизвестно чем является для нашей души.

Ольга Богданова

Фотографии Светланы Луганской

Источник: Татьянин День

15 июля 2010 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×