«Нас обручил святой Царь Николай…»
История одной любви

Нина шла Крестным ходом от Храма-на-Крови в Екатеринбурге до Ганиной Ямы и вымаливала себе хорошего мужа. Ноги сбила в кровь, вода кончилась, а все ее попытки обратить на свои проблемы внимание идущих рядом паломников почему-то оказались тщетны. У людей были полные бутылки воды, но они не делились с нею. Она уже падала от усталости, перед глазами все расплывалось и все окружающее казалось нереальным. И тут вдруг пришло ясное понимание, что просить надо у Господа, а не у проходящих мимо паломников. Впервые в жизни она почувствовала, как горячо надо молиться, будто подсказывал Господь, с каким горением в сердце надо приходить к Нему… И тогда невнимание паломников к ее окровавленным ногам и страшной жажде стало для нее понятно: это происходило не от их жестокосердия, а по Промыслу Божьему, чтобы она, Нина, узнала истинную молитву. Она взмолилась: «Господи, помоги мне!» И всем сердцем почувствовала, что слова уходят вверх. Потом Нина стала делать шаги и, несмотря на страшные раны, забыла о боли. Впервые в жизни она почувствовала, что значит молиться. И в ней зародилась настоящая, живая вера…

Через три года раба Божия Нина Хакимова венчалась с рабом Божиим Павлом Чарданцевым, а познакомились они на Пасху в монастыре Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. И их объединила не только любовь друг к другу, но еще и трепетное чувство к Царской Семье и Венценосному Страстотерпцу Царю Николаю. В эти июльские дни Павел и Нина приехали в Самару, чтобы организовать экскурсионно-паломническую поездку в Екатеринбург на дни памяти Царской семьи. Нашей редакции было интересно познакомиться с молодоженами, которых свел друг с другом не случай или судьба, а святой Царь Николай.

По Коптяковской дороге

– Павел, откуда такая любовь к Царской семье? Ведь все мы прошли через прежнюю советскую школу, где к Царю старались привить совсем другие чувства…

– Я живу недалеко от Ганиной Ямы в рабочем поселке Шувакши, к нему прямо примыкает Коптяковская дорога, по которой когда-то везли бездыханные тела расстрелянной Царской семьи… Часто в детстве с моей бабушкой мы ходили по Коптяковской дороге, и она рассказывала о Царской семье, об их страшной гибели, о странности того места, где уничтожали их останки.

– Какие вы помните истории?

– Что одной женщине, шедшей невдалеке от Ганиной Ямы, наяву виделась телега с мертвыми телами и окровавленная дорога. Другая история – про сельского пастуха, который мирно шел за своим стадом коров и дошел до самого места захоронения Царской семьи и видел над ним столб огня, который уходил вверх. Испугался увиденного и почти бегом бросился назад, даже позабыв о своем стаде. Некоторые грибники сбивались со своих тропинок и тоже оказывались у Ганиной Ямы и видели там странное свечение… Все эти истории люди передавали друг другу, хотя по тем временам за такую информацию можно было угодить в тюрьму. Этими небольшими историями Господь будто приоткрывал истину, и хотя все официально замалчивалось, народная молва рассказывала людям правду о том, что произошло на Ганиной Яме. Поэтому у меня с детства родилась жалость к убиенной и замученной Царской семье. А что там мне рассказывали в школе – я сразу забывал, во мне как-то не задерживались эти знания.

– Когда к вам пришло понимание, что Царская семья – это не просто убиенные во время «красных» репрессий, а Святые молитвенники за Русь?

– В 2000 году на Ганину Яму приезжал Святейший Патриарх Алексий II и благословил строительство на этом месте монастыря. Я в это время сильно болел, с каждым днем становилось все хуже и хуже, и моя мама сказала, чтобы я шел и просил выздоровления у Царственных Мучеников. Все место было в оцеплении, на Ганину Яму никого не пускали, было не пройти, но меня случайно спутали с охраной. Я был в камуфляжной форме, в ней очень удобно ходить по лесу, и вот меня пропустили к самой шахте, и я там читал акафист Царственным Мученикам, которые в то время были прославлены только Русской Православной Церковью Заграницей. Потом подошли все за благословением к Патриарху, и я сподобился. Обратно домой я не шел, а летел от радостных мыслей, что скоро начнется строительство монастыря, и только дома, когда мама поинтересовалась моим самочувствием, я вспомнил, что ходил-то за исцелением. Так благодаря обращению к Царственным Мученикам моя болезнь отступила, а в сердце родилась радостная вера в святость Царственных Страстотерпцев… С тех пор я стал часто приходить на Ганину Яму. Сначала помогал в строительстве, потом не смог жить без церковных служб, а в последнее время все это совместилось. Выполнял сварочные работы при монастыре, молился на службах и потихоньку избавлялся от своих недугов.

Совместная молитва озарила любовью

– Расскажите, как вы познакомились со своей будущей женой Ниной?

– Я заметил, что так же часто, как и я, в монастырь на Ганиной Яме приходит одна женщина, часто мы стояли рядом на службе или в очереди на Причастие. И на Пасху в 2007 году я очень захотел подарить ей подарочек. Нина стояла на большом крыльце храма в честь Державной иконы Божией Матери, и я поздравил ее с пасхальной радостью, она так растерялась, сказала спасибо и быстро-быстро убежала.

– Нина, почему вы тогда быстренько убежали от Павла?

– Я очень смутилась, у меня внутри все загорелось, и я просто сбежала… В течение двух лет потом мы виделись в храме, особо не разговаривали, но внутренне шло какое-то привыкание друг к другу. Мы постепенно узнавали что-то друг о друге…

– Как вы узнали имя Павла?

– У меня в монастыре на Ганиной Яме духовный отец иеромонах Авксентий, я всегда с большим вниманием отношусь к его жизненным советам, обращаюсь за молитвенной помощью, и вот я приехала с проблемой, и мы стояли беседовали, а мимо шел Павел. Отец Авксентий вдруг обращается к нему: «Павел, ты когда к нам в монахи?». Так я узнала имя будущего мужа.

– А что же ответил отцу Авксентию Павел?

– Он проходил мимо ворот монастыря, на которых написана Иверская икона Божией Матери, и так вот протянул к ней руку и сказал: «Как Богородица сподобит…». И для меня это было вторым ответом на мой внутренний вопрос, я была уверена, что такой благочестивый человек может быть только монахом. Но Господь понемногу раскрывал нас друг другу, и все наши встречи проходили в монастыре Царственных Страстотерпцев. День через два я садилась в машину и ехала из Екатеринбурга на Ганину Яму, молилась и видела там Павла. В будние дни народу совсем мало и все люди как на ладони, и среди них всегда был Павел. Причащаюсь – стою за Павлом, передаю свечу – ее ставит Павел. И как-то на Литургии так вышло, что стояли рядом, и я почувствовала невероятное тепло, в моей душе стало так спокойно и мирно. И мне от счастья захотелось петь. На праздник Николая Чудотворца в монастыре не было муки, не из чего было выпекать просфоры… Меня это так задело, что я после Причастия говорю прихожанам: давайте скидываемся и едем за мукой. Одним из желавших помочь монастырю был Павел – так сложилась наша первая совместная поездка, мы закупили муку и привезли ее братии. Потом я хотела съездить на святой источник, и батюшка меня благословил, только сказал, чтобы взяла с собой и отвезла в своей машине людей, которые тоже хотели бы съездить, но не имеют возможностей. Я спросила, кто из прихожан хочет поехать на источник, среди них оказался Павел. На источнике местный батюшка нас спросил почему-то: «Вы муж и жена?». Мы почти одновременно и несколько возмущенно прокричали, что нет. Этот вопрос задевал за живое, поэтому мы так на него прореагировали.

– Павел, во время той поездки произошло что-то важное для вас?

– Мы много говорили с Ниной, оказалось, что некоторые ее мысли и суждения схожи с моими, а еще нас объединяла тема Царской семьи, которая для нас не была просто историей, она была нашей реальностью, где святые Царственные Страстотерпцы молятся и помогают. Два года мы виделись на общей совместной молитве в храме, шло постепенное сближение наших душ. Вот визуального контакта было очень мало, а все шло на уровне сердечных молитв, которые дали раскрыться нашей любви.

– Нина, у вас было желание взять инициативу в свои руки?

– Я полагалась полностью на милость Господа и знала, что так вернее всего. Да, для многих такое общение непривычно. Когда молодые люди знакомятся, то ходят в кафе, в кино, чтобы узнать лучше друг друга. Но, честное слово, Господь через ваше сердце расскажет вам больше и в вашей душе будет жить любовь. Такое чувство намного сильнее, потому что нас соединила сама Церковь, святой Мученик Царь Ни-колай и Сам Господь.

– Когда вы венчались?

– В 2009 году на Светлой седмице, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» мы зарегистрировали наш брак, а на Антипасху венчались. Вот у нас получилась переходящая дата венчания. После него пришло такое чувство, будто мы всю жизнь жили вместе. В эти первые дни ясно ощущали помощь наших святых покровителей – Царственных Страстотерпцев.

– Нина, а как в вашем сердце зародилась любовь к Царской семье?

– Я занималась строительным бизнесом и в какой-то момент почувствовала полное душевное опустошение, и только мои приезды в монастырь на Ганину Яму давали мне глоток свежего воздуха, дарили сердцу радость. И я просто уверена, что это была поддержка святого Царя и его семьи в ответ на мои слезные молитвы. Так, благодаря Царю-Мученику Николаю я устояла в трудной ситуации, встретила своего мужа и стала жить жизнью, наполненной верой в Бога.

Со всеми тревогами – к Царственным Страстотерпцам

– Нина, вот вы уже как семья прожили год, с какими трудностями пришлось столкнуться?

– Весь наш предыдущий жизненный багаж, не совсем Православное воспитание дает о себе знать. Только с помощью Церкви и церковных Таинств мы справляемся со всеми трудностями, любая семья, даже самая лучшая, может спасти себя только благодаря Церкви. У нас глубокое убеждение, что не было бы разводов и судов при делении имущества, если бы люди ходили со всеми своими проблемами в храм к батюшке. Я при всех обидах бегу сразу в Храм-на-Крови к иконе Царственных Мучеников, которая находится напротив места их расстрела. Я припадаю к ним, как к живым, поплачусь, помолюсь, и вдруг на сердце ощущаю совершенно иное. Вижу ясно, как я не права, как напрасно и зазря терзала своими укорами мужа. В храме есть музей, где висит большая фотография Царской семьи – какие там лица! Я стою, смотрю на них, и в сердце приходит умиротворение, успокоение, сразу хочется бежать на исповедь и раскаиваться во всех грехах, успокаиваюсь и вижу свою неправоту. На душе становится легче. Вот если бы наши люди так решали бы семейные проблемы, то не было бы в России никаких разводов. Надо вовремя тушить пожар раздора и жить дальше.

– Получается, что один что-то чуть зацепил, – вступает в разговор Павел, – а второй сильно раздул проблему. Работа врага – обязательно разъединить Богом данный венец, подбросить идейку, помыслы, и там уже все начинает разрастаться, как снежный ком. Задача Православного человека – не впускать эту смуту в свою душу, пресекать прямо на подступах. Молитва и пост в этом большие помощники, надо стараться достать из себя все свое нутро, разные там закорючки и гадости, и избавляться от этого. А венчальный венец – это великий крест на двоих, когда молишься за свою супругу в поте лица. Как только у нас какая-то заминка в жизни происходит, то сразу к Царской семье, помолишься, и само все разрешается, приходят нужные ответы, дела идут.

– Нина, вы человек деловой, Павел, как мне кажется, романтик, были ли трения в финансовых вопросах семьи и как они разрешались?

– Я отошла от бизнеса после замужества, Павел переехал жить ко мне и уволился с прежней работы, на новую еще не устроился, и мы как-то постепенно остались просто без копейки…

– Павел, как вы пережили эту ситуацию?

– Для меня не было катастрофы, я практически всегда так жил, и состояние безденежья было для меня знакомо, но вот Нина просто не находила себе места.

– Да, и я этим накручивала себя и Павла, – признается Нина. – А он так спокойно помолится и говорит, что надо посмотреть на расчетной карточке… Я не унимаюсь и со своим физико-техническим образованием начинаю ему доказывать, что там может быть только ноль рублей, потому что при увольнении Павла полностью рассчитали. И мы поехали в храм к иконе Царственных Мучеников и слезно просили помощи, потом зашли «снять деньги» (которых, по всей видимости, и быть-то не должно!). На наше удивление, там нас ждала такая значительная сумма, что расценить это можно не иначе как чудо!

– Павел, вы знали, вероятно, о деньгах?

– Нет, мне все выплаты были сделаны раньше, поэтому эти деньги я расценил как подарок от Царя-батюшки и от Господа, это был для нас пример уповать на Господа, а не на свои силы и житейскую суету. Так Бог укрепил нашу веру.

«Хотим рассказать всем о Царской Семье»

– Вы молитвенно обращаетесь ко всей Царской cемье или только к Царю Николаю?

– Я часто прошу совета у Александры Федоровны, как у живой, и говорю: ты была мудрой женой, научи меня быть такой же…

– Интересная история, – говорит Павел, – приезжаешь на дни рождения Царевича или Царевен в храм и поздравляешь их, и в этот день сам ты просто весь в подарках. В твоей жизни вдруг что-то значительное произойдет, нужная встреча, покупка интересной книги, вдруг встречаешь интересных людей…

– Что самое главное в семейной жизни?

– Основа всего любовь, – отвечает Нина, – Апостолом Павлом сказано: «Носите бремена друг друга» (Гал. 6, 2) – вот это самое главное и самое сложное в семейной жизни. И этому многим людям надо научиться. Только опираясь на церковное понимание жизни, можно преодолеть совместно все невзгоды и остаться счастливой парой. Святая Царица Александра Федоровна пишет, что жизнь состоит из мелочей, даже простой ласковый взгляд может сделать очень многое и придаст силу, уверенность, а супруг будет знать, что он любим и нужен.

– Павел, какие у вашей семьи планы на будущее?

– Родить, если даст Господь, семерых детишек, а не даст – усыновить и достойно воспитать. В последнее время пришло желание рассказать о Царской семье всем российским гражданам, не формально, а на примере нашей жизни, которая проходит под защитой и с помощью Царственных Страстотерпцев… Чтобы у многих людей изменилось заложенное школой неверное отношение к Царю и его семье, чтобы люди полюбили всем сердцем святых Царственных Страстотерпцев и с их помощью исправляли нестроения в своей семейной жизни. Хотелось, чтобы люди приходили, молились, узнавали и, главное, полюбили Царственных Мучеников, как это получилось у меня и у Нины, поэтому мы решили возить паломников в Екатеринбург. Взяли у своего духовника благословение и вот сейчас приехали в Самару для организации поездки на Царские дни, которые пройдут с 14 по 18 июля в главных храмах Екатеринбургской епархии. Паломники смогут принять участие в Крестном ходе от Храма-на-Крови, где был Ипатьевский дом, в котором расстреляли Царскую семью, до Ганиной Ямы, где были уничтожены тела Царственных Страстотерпцев. Мы пройдем той Коптяковской дорогой, по которой ехала телега с окровавленными Мучениками, и будем просить у Бога за это прощения. Многим людям во время Крестного хода по этой дороге видится на земле кровь, видно, еще долго она не смоется с нашей русской земли за вероотступничество и предательство Царя, а значит, Господь ждет нашего покаяния, ждет наших молитв.

Источник: «Благовест», Самара

14 июля 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×