Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Человек отличается от животного даром свободы.
Беседа с иеромонахом Никодимом (Шматько), руководителем отдела тюремного служения Московской духовной академии

Источник: Милосердие.Ru

– Отец Никодим, какими качествами должен обладать сотрудник тюремной миссии?

– Святые отцы говорят о том, что нужно отделять человека от греха. Нужно любить образ и подобие в человеке и ненавидеть грех. Это действительно сложно разделить, настолько иногда грех проникает в сущность человека, он буквально становится весь в грехах и становится невосприимчивым к благодатному слову, к благодати Божьей. Человек отличается от животного именно даром свободы, и когда он теряет этот дар – свободно перемещаться, свободно справлять какие-то свои нужды, тогда он понимает, что ждёт его в вечности. Научиться в каждом видеть свободного человека, научиться отделять грех – это одна из сложнейших задач, и тот, кто не может этого делать, не сможет нести тюремного служения.

– Как проходит тюремное служение сотрудников Лавры?

– В первую очередь, это беседа, в которой необходимо затронуть те проблемы и вопросы, которые заключённые сами для себя хотят решить. Беседа, конечно, готовит к таинству покаяния. Далее следуют воцерковление и покаяние. И, конечно, третья форма – это участие заключённых в богослужении. Это могут быть и молебны, крестные ходы. Также это могут быть общие мероприятия – Рождественские ёлки, например, в детских колониях можно организовывать. И, конечно же, сама Литургия – это вершина, на которой человек, по сути, просыпается, пробуждается, если он действительно осознаёт и понимает куда и зачем он попал. Часто заключённые, прошедшие многое на своём пути, в местах лишения свободы приходя на Литургию говорят: «как на свободе побывали». Вот уж действительно – в тюрьме с Богом свобода, а на свободе без Бога тюрьма.

Некоторые заключённые так говорят: «вот я выйду на свободу…». Мы их немножко поправляем, говорим: «ты не на свободу выйдешь, если ты без Бога, то ты выйдешь на волю. Настоящая свобода может быть только в Боге, а ты выйдешь на волю, и если не изменишь своей свободы во грехе, то опять придёшь сюда». У нас в стране рецидив очень большой, говорят, что по официальным данным 85%, а по неофициальным – 98%».

– Общение с заключёнными в следственном изоляторе отличается от общения непосредственно уже в колонии?

– В следственном изоляторе человек ещё под судом находится, не все искренне открываются, потому что думают, что священник может что-то рассказать или донести. А в колонии терять уже больше нечего, и исповеди более искренние. Отсюда и методика. В следственном изоляторе необходимо затронуть душу человека, пробудить его от греховного сна и помочь ему задуматься. Человек попадает в тюрьму не «за что», а «для чего». Господь, может быть, в тюрьме скрывает его от многих грехов и даёт ему понять смысл жизни. Поэтому в следственном изоляторе нужно вложить семечко насколько это возможно, а в колонии уже можно это семечко взращивать.

– А может ли священник, который окормляет заключенных, ходатайствовать об условно-досрочном освобождении?

– По каноническим правилам Церкви священник не может поручаться. Если ты поручаешься за человека, ты должен отвечать за него и после выхода на свободу. Но в настоящее время Синодальным Отделом разрешается священникам ходатайствовать. И у нас тоже такое было. Кроме посещения непосредственно следственного изолятора, мы ещё занимаемся заочным обучением, перепиской с заключёнными. И вот когда у нас проходили успешно курс некоторые заключённые, то мы ходатайствовали. Не знаю, было ли это решающим фактором, но это принимали к сведению.

– Насколько возможно проследить дальнейшую судьбу человека?

– Такого специально органа пока в Церкви нет. Но у нас в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре есть богословские курсы, где на 2 курсе учится человек, который прошёл места лишения свободы. 6 лет он был в местах лишения свободы. Я непосредственно с ним общаюсь, беседую. Второй учится в Свято-Тихоновском Богословском университете. 9 лет он отсидел за то, что посягнул на милиционера, поэтому ему большой срок дали. Так он неплохой парень. В местах лишения свободы он был старостой. Ему даже разрешили бороду носить. Он как-то вышел с родителями на свидание, обратно возвращается, а его в тюрьму не пускают. Он говорит: я здесь заключён. А они ему: Какой ты заключённый? У тебя же борода! – «Да нет, я староста». И его опять запустили.

– Но канонически ведь не положено человека, имеющего «срок», рукополагать во священники?

– Да, если совершено уголовное преступление, то священником стать уже нельзя. Наша задача – обучение закону Божьему. Это программа минимум.

– Ни для кого не секрет, что в местах лишения свободы существует кастовое расслоение. Как на ваш взгляд правильно организовать богослужение? Разделять эти группы или не признавать разделений?

– Очень важен авторитет священника. Насколько авторитет священника силен у заключённых, настолько и церковные традиции будут соблюдаться. Если священник слаб в духовном смысле, то, конечно, первое время можно и учесть эти «тюремные» законы. Но в идеале, постепенно, окормляя заключённых, жертвенно служа им, если заключённые полюбят этого священника, можно устанавливать и законы церковные. В идеале нужно стремиться к этому.

– А на практике как получается?

– Я приведу пример. В одной из епархий священник, который сам прошёл места лишения свободы, очень искренне относился к узникам, поэтому до 300 человек на Пасху собиралось из 1200. И у него законы были такие: без разницы, кто ты по уголовной иерархии, Церковь для всех, все приходят, здесь все равны. Когда сменился священник, началась градация, появилось другое отношение к Церкви и на Пасху уже стало приходить максимум 30 человек.

– И он был вынужден разделять? То есть «авторитеты» и «низы» ходили на службы раздельно?

– Не то что раздельно, так называемые «низы» просто в конце подходили ко кресту, или в конце причащались. Идеал, конечно, должен быть таков – в Церкви все равны, но эту специфику нужно учитывать, иначе многие священники (есть такие примеры) входят в конфронтацию с теми или иными заключенными, а потом просят епископа освободить от послушания. Выдерживают лишь те, кто искренне приходит, искренне служит, и таких священников все заключенные с радостью принимают.

– Как вы считаете, должна ли быть снова введена смертная казнь?

– Это очень сложный вопрос. По христианской традиции нужно сдерживать смертную казнь, конечно. Но, исходя из жестокости преступления иногда можно занимать жесткую позицию. Моя позиция такова: «Кто с мечом пойдет, тот от меча и погибнет». И для многих людей это милость Божия, что они через страдания и смерть хотя бы немного облегчат свою участь в загробном мире. Смерть в этом случае – это очищение.

Беседовал Петр Каминский

***

При Московской Духовной Академии и Семинарии существует Учебно-методический кабинет Отдела тюремного служения Русской Православной Церкви. Некоторые студенты Отдела участвуют в обработке писем из мест заключения, приходящих на Лавру и Академию. На каждое письмо дается ответ, особое внимание уделяется вопросам духовно-нравственного просвещения. По возможности высылается духовная литература, продукты питания, одежда, медикаменты. Нередко приходят письма от представителей других конфессий и вероисповеданий. Помощь оказывается всем, независимо от веры, национальности и социального положения.

Братия Лавры, учащиеся Московских духовных школ и добровольцы из числа мирян осуществляют поездки по тюрьмам, проводят лекции, беседы, богослужения, сопровождаемые раздачей духовной литературы, православных икон, крестиков, а также содействуют формированию библиотек духовно-нравственного содержания.

Источник: Милосердие.Ru

24 марта 2009 г.

Рейтинг: 8.5 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×