Государство в излечении алкоголика заинтересовано больше, чем он сам

Начиная с заглавия статьи, автор считает своим долгом говорить о деле государственном, а совсем не о чьем-то личном (“Моя глотка: хочу — пью, хочу — не пью”). Мы живем не на необитаемом острове, поэтому употребление алкоголя, наркотика, ведущего к тяжелым последствиям, не может не затрагивать общественных интересов, не быть предметом интересов врача и медицины в целом.

Но в чем важность разговора об алкоголе именно сейчас, именно для России? Дело в том, что Россия многие сотни лет была сильна и велика. Если кто-то и покушался на нее, то либо расшибал себе лоб, либо довольствовался маленьким кусочком, который удавалось на время ухватить. Теперь дело совсем другое. Территориально страна пришла к границам до Екатерины II — середины XVII века. А тогда, чтобы давали жить спокойно, приходилось крымским татарам дань платить (не путать с казанскими, с которыми жили дружно к тому времени уже два с половиной века). А к XXI веку многие миллионы коренных русских оказались на территориях, враждебно настраиваемых против их родины. Натравливанием на Россию ее теперешних соседей, которые были до недавнего времени единым народом — советским, занимается самая мощная военная держава — США. Но именно эта страна заявила, вполне откровенно, свои претензии на Сибирь. Слова психологической подготовки общественного мнения никакого смыслового значения не имеют. Тут нам помянут и борьбу за “демократию”, и свою “озабоченность” отношениями теперешней России с ее вчерашними республиками, с которыми она мирно жила сотни лет. Весь набор этой ханжеской болтовни каждый может прочесть в газетах времен перед нападением США на Югославию, Ирак, Афганистан (или Гитлера на Польшу).

В России всегда был огромный людской резерв — сельское население. Однако на селе дела обстоят из рук вон плохо. Пустуют гигантские территории пахотных земель. Во многих деревнях ни души. Крестьяне разбежались или спились. В маленьких городах оказалась массовая безработица. Тюрьмы переполнены малоопасными или совсем для общества безопасными сидельцами.

С юга через среднеазиатские республики к нам идет хорошо отлаженный поток героина из Афганистана, рождаемый под присмотром войск американо-европейской оккупационной коалиции.

Вот в этих условиях страна наша, разрушив тяжелую промышленность, самолетостроение, медицинскую промышленность, должна думать, как сохранить себя.

Когда Николай II в 1914 году втянул Россию в войну с Германией, он сразу ввел в стране “сухой закон” — запрет на производство водки. Никаких “водочных бунтов” не последовало. Народ опасность понял. Кто-то самогонку варил, но поголовное пьянство было искоренено.

В нашей стране, по официальным данным, насчитывается более 10 млн больных алкоголизмом, только от отравления алкоголем ежегодно умирает около 40 тыс. человек, с алкоголем связана большая часть травматизма и разводов, так что веселого разговора о том, что “В России пили всегда”, или “Хотите вернуть нас к “сухому закону” Горбачева — Лигачева? Рубить виноградники? Опять подстегнете самогоноварение?”, или “Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет”, или “Пьян да умен, два угодья в ём”, не получится.

Алкоголь является наркотиком, то есть веществом, которое улучшает настроение, независимо от того, что делается вокруг, веселит, позволяет забыться. Или просто скрашивает жизнь. Это происходит в результате отравляющего влияния алкоголя на деятельность мозга, и прежде всего его лобных долей. Решения такому человеку даются легко, но они плохо продуманы, нет у него заботы об их последствиях. Именно поэтому там, где на принятие решений отпущено мало времени, где от их правильности зависит жизнь, алкоголь должен быть исключен. Водитель транспорта не может быть пьян, не может быть и “слегка выпивши”. Это известно всем. Ну а учитель в школе, а врач в поликлинике, чиновник в министерстве может быть “выпивши”? Их решения разве менее ответственны, чем решения шофера? Отсюда правовая норма (статья 16 Трудового кодекса РФ), позволяющая снимать с работы человека, явившегося на службу нетрезвым.

Есть народы, где алкоголизм встречается часто. В Европе это свойственно народам угро-финской группы, к которым отчасти принадлежат и русские, поскольку славяне, пришедшие с запада на равнины теперешней России, смешивались с местными, в частности и угро-финскими племенами. Если склонность к привычной, регулярной или периодической, иногда запойной выпивке бывает в одной семье, у кровных родственников, то этот факт совсем не значит, что, получив от отца эту склонность, человек обязательно ее реализует. Но наследственность свою знать полезно каждому. Если в семье есть алкоголик, надо особенно бережно относиться к потомству, пресекать на корню начало вредной привычки, которая в этой семье должна считаться опаснейшей и плохо излечимой болезнью.

Полностью убрать из нашей жизни алкоголь невозможно. Спирт в небольшом количестве содержится в организме человека. Он есть в пищевых продуктах, в квасе, кумысе, его много в пиве. Запретить употребление алкоголя вообще пытались многие. В ряде мусульманских стран принят “сухой закон”. Автор видел его в реальной жизни. Власти не обращают внимания на какие-то случаи выпивок дома, на присутствие спиртных напитков у иностранцев и возможность добывать их там. Но после принятия этого закона случаев тяжелых отравлений не стало и резко снизился бытовой и транспортный травматизм.

В сложившейся сегодня в нашей стране обстановке ставить вопрос о “сухом законе” нельзя. Но оборвать алкоголизм как массовое явление можно. Прежде всего надо такую задачу поставить перед обществом. Производством и торговлей спиртными напитками должно заниматься только государство. Перед капиталистом, который “гонит” алкоголь, поднимать вопрос о сокращении его производства или продажи бесполезно. Там, где “царствует” рынок, вопросы морали повисают в воздухе. Конечно, можно изображать борьбу с нами же воздвигнутыми препятствиями. Занимаются ведь некоторые “борьбой” с игорным бизнесом, то есть откровенным обманом психически неустойчивых азартных людей. Вспомним, что в нашей стране этой грязи никогда и не было. Рулетку, игровые автоматы надо вышвырнуть из жизни общества в законодательном порядке, так как они всегда найдут несчастную жертву в обществе из среды заведомо психически слабых. В порядочном обществе слабых не бьют, а слепым не ставят подножек.

Как убирать из массового и избыточного употребления алкоголь? Нужна агитация против алкоголя: постоянная, во всех средствах информации. Прежде всего отовсюду убирать рекламу выпивки и табака. Не может на телеэкране положительный герой курить (это давно было учтено на советском телеэкране!). Обычно папироса плохому актеру позволяет изображать задумчивость, “глубину мысли”. Нечего хорошему актеру и выпивать в приличной пьесе. В нашей стране периоды усиленной агитации и социальной работы сразу давали результаты: снижался травматизм, число самоубийств.

Неблагополучные в отношении выпивки семьи должны вновь стать предметом забот опекунских советов. Нельзя допускать, чтобы спившиеся родители могли приучать к алкоголю своих детей. Известно, что пьющие беременные часто рожают умственно отсталых детей, быстро перекочевывающих в преступный мир. Без врача, без здравоохранения всю эту сложнейшую массу вопросов решать нельзя.

По опыту борьбы с табаком на рабочих местах могу сказать, что сила общественного самосознания не столь уж слаба. В нашем институте на ученом совете было принято решение: запретить курение в его стенах. Сначала это вызвало усмешку скептиков. Потом, когда были ликвидированы места для курения, резко сократилось число отлучающихся на улицу. Тайно курящих в стенах института руководитель одного из отделений лишил премиальной доплаты. Сегодня в нашем коллективе (а где-то это уже распространилось на целые страны) курящий вызывает недоумение и сожаление, как человек, у которого дурно пахнет изо рта — больной и не лечится!

Здесь не место давать медицинские советы по борьбе с алкоголизмом конкретных людей. Надо только заметить, что тем, кто не может (хотя и очень хочет) бросить пить алкоголь, врач может посоветовать провести серию плазмаферезов (отмывание плазмы крови от токсических веществ). Это действенное средство может и должно быть БЕСПЛАТНЫМ. Государство в излечении алкоголика заинтересовано больше, чем он сам.

Безо всякой пощады алкоголь должен быть исключен из быта правоохранительных органов (надо понять, что изменилось в нашей жизни со времен А. П. Чехова, писавшего в книге “Остров Сахалин” о надзирателях: “...люди грубые, неразвитые, пьянствующие, играющие в карты вместе с каторжными, охотно пользующиеся любовью и спиртом каторжных женщин, недисциплинированные, недобросовестные могут иметь авторитет лишь отрицательного свойства”), медицины, школы, вуза.

Нам не надо организовывать антиалкогольную кампанию. Надо спокойно изгнать из учреждений всякие праздничные попойки. Надо без каких-либо скидок и жалостливых слов выполнять закон о недопустимости пребывания выпившего человека на службе — со всеми вытекающими морально-административными последствиями.

Источник: Российская Федерация сегодня

24 марта 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×