«Когда искусство является отделенным от
морали,
когда оно оказывается деятелем социального
разложения,
а не социальной гармонии, то это служит признаком
того,
что оно внесено извне, как это было в Риме времен
Сципиона».
Габриэль Тард,
«Социальная логика».
1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТОВАР
Закономерности мирового экономического развития, статистические данные и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков приводит к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации, контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире.
Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это — виртуальное государство.
Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее — Корпорация «D» (Drug).
Наркотики — идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Большинство пробовавших становится постоянными покупателями. Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин), через пару недель (опиум), или через год (конопля), смотря с чего начинает потребитель. По официальным данным, в мире — 70 миллионов наркоманов.
Наркотики — выгодный товар, имеющий характеристики, о которых только может мечтать производитель любого продукта. Эйфория, изначально возникающая при потреблении, быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку1. Доход от продажи 1 кг. героина составляет свыше $ 100 000 США. Стоимость 1 т. сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400% . Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли. Последствия употребления наркотиков — импотенция, распад личности, слабоумие, генетические изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам.
Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к
бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому,
как и любой товар в современном мире, наркотики требуют
построения специальной стратегии рекламы и
маркетинга.
2. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМОГО
Катастрофическое распространение наркомании в среде молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же выявляет хорошо известные специалистам «четыре Пи» — составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж:
Product + Price + Place + Promotion2.
Товар (produсt) — Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.
Цена (price) — Ниже мировых цен и доступна потребителю.
Место (place) — По информации прессы и правоохранительных органов — дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр.
Продвижение (рromotion) — Реклама средствами искусства и в СМИ3
Следует логический вывод: объем продаж, то есть ЭПИДЕМИЯ НАРКОМАНИИ В РОССИИ — СЛЕДСТВИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ НАУЧНОЙ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ НАРКОТИКОВ КАК ТОВАРА.
Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга. Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы: «Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии, социологии, психологии и т. д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей».
По официальным данным, основные потребители наркотиков — подростки и молодежь в возрасте 12—25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией «D» для распространения наркотиков. Прагматичное умервщление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.
Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений, определим целевой рынокна основе отношения потребителей к пользующимся спросом, услугам. Как известно, рынок — это потенциальные покупатели, объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность оплатить покупку.
Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей — молодежь 12—25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений — дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).
ОДНОВРЕМЕННО ЭТО И ЕСТЬ РЫНОК СБЫТА НАРКОТИКОВ. ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК ИХ ПРОДАЖИ ОПРЕДЕЛЕН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЙ.
Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно
сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж
наркотиков во многом зависит от рекламы place (места
продажи), т. е. продвижения и количества услуг дискотек,
клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем, Корпорация
«D» вкладывает огромные средства в индустрию
развлечений и ее promotionс тем, чтобы получить гораздо
большие выгоды от продажи наркотиков.
3. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ
Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие силовые линии несут миллионы молодых людей, и подростков к гибели, неотвратимо совмещая с наркотиками?
Таблица 1. ТЕОРИЯ СТИМУЛА—РЕАКЦИИ
(По «Современной рекламе» У. Бове, К. Аренс,
с. 160)
Таблица 2. ПИРАМИДА А. МАСЛОУ
(По «Теории личности» Л. Хьелл, Д. Зиглер, с.
488 и «Основам менеджмента» М. Мескон, М.
Альберт, Ф. Хедоури, с. 359)
Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12—19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20—25 лет.
Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).
СЕКСУАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ — непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion «альтернативных» рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).
Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера («Playboy», «Yes!», «Cool», «Птюч», «ОМ», «Ровесник», «Тусовочка», «Версия», «Московский комсомолец» и т. д.)
В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами звезд, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи «звезд», ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.
В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио — всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты — все это создает мощный идеологический пресс, выбраться из-под которого практически невозможно.
СЕКС-ПРОПАГАНДА — БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ.
МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ, МОДА, РОК-МУЗЫКА В СОЕДИНЕНИИ С БЕЗУСЛОВНЫМ СТИМУЛОМ (СЕКС) СТАНОВЯТСЯ УСЛОВНЫМИ СТИМУЛАМИ.
Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей
(молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе,
клубы и т. д.)
4. ИДЕОЛОГИЯ
Мы не оговорились, упомянув об идеологии. При исследовании информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность:
ВСЕ КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ ПОСТАВЛЯЮТ ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 12—25 ЛЕТ ОДИН И ТОТ ЖЕ НАБОР ИЗ ЯВНО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ОКРАШЕННЫХ ТЕМ:
1. Секс-пропаганда. Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма4, множественного, безличного подросткового полового опыта.
2. Молодежная мода. Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, «моды для дискотеки», нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.
3. Девиантность5 и преступление. Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т. д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот: «Не чти отца своего», «Прелюбодействуй», «Убий», «Сотвори себе кумира» и т. д.
4. D — мифология. Экстремальность, «безбашенность»; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений, дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.
5. Рок -звезды и рок-музыка. Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.
6. Места развлечений. Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных «тусовок».
Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным
сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения
социальных норм, идеология выпадения из общества,
идеология преступления.
5. ТУСОВКА — КОМАНДА — ГРУППА
Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблагоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток...страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», — говорит Эриксон (71; 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.
Эксперимент в Институте психологии РАН (В. П. Морозов, 1997) показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток, практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно воспринимает моду и музыку навязанную СМИ.
Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т. д.), означают отделение от общества. Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков — усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.
Так искусственно создается противостояние «Мы» и «Они», где дети — «Поколение Икс», «Generation П.», противопоставляются отцам — «Другому поколению», т. е. обществу. Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.
Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному «Мы» (группа) против враждебного «Они» (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы.
Такая группа представляет собой идеально слаженный
социально-психологический механизм, готовый к потреблению
наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки
— и он заработает в нужном направлении.
6. МИФОЛОГИЯ
Дворовая команда — общество, ценности которого подросток безоговорочно разделяет. Каковы эти ценности? Мифология местной группы запечатлена на стенах соседнего подъезда. Перед нами — срез массового сознания подростковой аудитории. Рядом с именами собственными, рисунками половых органов, символами футбольных команд мы непременно найдем зерна новейшей эпохи — названия рок-групп и обозначения наркотиков.
Как правило, они расположены рядом и тому есть причины. Краткосрочный телегипноз рекламных песен о лучших сортах кофе ничтожен в сравнении с мощным внушением музыкальных клипов, ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио, из домашнего магнитофона, компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках и рок-концертах, благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение многократно возрастает.
D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности6) предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков; повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т. д.
D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель — противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм «Порочный круг депрессивного настроения — негативного мышления», освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.
Исследования американских психологов показали, что делинквентные7 действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение, которое в свою очередьобусловливает еще более низкую самооценку.
Для 90% подростков употребление наркотиков начинается в
группе, исповедующей девиантную идеологию. Вместе с
жаргоном и знаковой символикой, это — средство
коммуникации и групповой идентификации. МАРКЕТИНГ
НАРКОТИКОВ ПОСТРОЕН НА СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ДЕВИАНТНЫХ
ГРУПП И ВНЕДРЕНИИ В НИХ D-ИДЕОЛОГИИ И D-МИФОЛОГИИ.
7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ РОК
Рок-группы, транслирующие D-мифологию имеют несколько функций, осуществляющих маркетинг наркотиков.
1. Звезда как объект эго-идентификации подростка.
Поведение. Звезды «альтернативы» буквально
соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В
интервью они часто распространяются о пристрастии к
наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной
сексуальности. На сцене считают долгом публично мочиться,
обнажать гениталии, онанировать, совершать половые акты
или дефекации. Таким образом, у подростка создается
устойчивое впечатление, что подобное поведение —
путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.
2. Звезда как источник мифологии товара
(наркотиков).
Тексты. Поэтизация товара, описание наркотического
опьянения, как полета, ассоциации с яркой чувственной
сексуальностью, «путешествиями» и т. д.
Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также
является рекламой. У потенциального потребителя возникает
ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно
повторением реклама добивается доверия.
В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков — основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т. д. Отдельная статья — тексты транслирующие, тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании, способным привести к реальному самоубийству.
3. Звезда как катализатор депрессии.
Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй
«альтернативы», как это не раз подтверждалось
отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет
работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие
аксессуары видеоклипов как тараканы, черви, пауки, летучие
мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь вызывают чувство
тошноты и гадливости.
ТЕКСТЫ ПЕСЕН ГРУППЫ «АГАТА КРИСТИ»
ГЛЮКИ Зеленые глюки сползают по стенам Медленно- медленно, плавно -плавно Потом проползают по коридору И исчезают в ванной, в ванной. А вслед за ними синие глюки Тоже медленно, тоже плавно И снова по стенам и коридору, И исчезают в ванной, в ванной. Плавятся словно небо, Плавятся словно небо. Они умирают, все умирают И исчезают в ванной. Медленно и плавно. Они исчезают все исчезают... Черные глюки сползают по стенам Медленно-медленно, плавно-плавно Потом проползают по коридору И исчезают в ванной, в ванной. Красные глюки сползают по стенам Медленно-медленно, плавно-плавно Сначала по стенам, по коридору И исчезают в ванной, в ванной. Плавятся словно небо, Плавятся словно небо. Они умирают, все умирают И исчезают в ванной. Медленно и плавно... и т. д. |
НАВЕСЕЛЕ Я помню раз, навеселе Улетел в твое окно. Я был со шпагой на коне Мой зад [облит] седлом. Навеселе, навеселе Навеселе, навеселе Любовь моя, или ты Нам было все до звезды. Навеселе, навеселе Ты рожи корчила мне, Но мы с тобою во сне, Нам было все до звезды. Навеселе, навеселе Рвало нас от любви. Я нарывал тебе букет Тюльпанов на крови. Навеселе, навеселе, Навеселе, навеселе, Любовь моя или ты — Нам было все до звезды. И ничего, и ничего, Что хочется лететь. Так высоко, так высоко, Что можно умереть. Навеселе. Я был с тобою во сне Навеселе, навеселе. Ты рожи корчила мне... и т. д. |
ЧУДЕСА Где-то там, где кончается Вся земля, вся земля. На краю земли мы качаемся Ты и я, ты и я. На краю ноги свесили И плюемся мы в никуда. Как смешно, сердцу весело, Чудеса, чудеса. Черный дом мироздания Отрывает нам тормоза, Расширяет нам подсознание До конца, до конца. На краю ноги свесили И глядим уже в никуда. Мы плывем, сердцу весело, Чудеса, чудеса. |
КОВЕР-ВЕРТОЛЕТ Мама это небыль, мама это небыль Мама это не со мной. Неужели небо, неужели небо Задеваю головой. На ковре-вертолете мимо радуги Мы летим, а вы ползете Чудаки вы чудаки. Мама это правда, мама это правда Мама я опять живой. Ты уже не плачешь,ты уже не плачешь Мама полетим со мной. На ковре-вертолете Ветер бьет в глаза Нам хотя бы на излете Заглянуть за... На ковре вертолете мимо радуги.. и т. д. |
Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга
характерны аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые
ракурсы и интерьер, мелькающие «огрехи»,
«разъезжающееся» изображение, омерзительный
вид исполнителей — эти приметы D-маркетинга часто
совмещены с D-текстом. Типичный пример — ряд Marilyn
Manson'ов постсоветской эстрады — (трупные пятна
глазниц, зрачки рептилии, черный рот). Образ транслирует
отвращение, ужас, являющиеся катализаторами депрессии.
«Альтернативный» рок рекламирует наркотики,
пропагандирует девиантность и катализирует
депрессию.
8. МОДЕЛИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рассмотренные нами явления складываются в схему Функционального причинно-следственного анализа, работающую по законам оперантного бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.
Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение — сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39; 78).
Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, попмузыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т. е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т. е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.
Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные: СЕКС (безусловный стимул), МОДА (условный стимул), РОК-МУЗЫКА (условный стимул), МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул) позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:
D-секс — требует участить посещения place (места продаж) в поисках сексуальных развлечений.
D-мода — (пирсинг8, татуировки, гребень панка и
пр.) нарушает общепринятые коды одежды и заставляет
испытывать дискомфорт, чувство неполноценности. Она
объединяет группы, для которых служит средством
невербальной коммуникации. Образуется
социально-психологическое противостояние
«Мы» — группа и «Они»
— общество. Группа проникается девиантностью,
навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают
общепринятые нормы. Происходит огруппление
мышления.
Таблица 3. Функциональный причинно-следственный анализ поведения потребителей рынка РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Таблица 4. ФПС-анализ поведения потребителей рынка НАРКОТИКОВ
D-звезда — являясь средоточием вербальной и
визуальной коммуникации, транслирует мифологию наркотиков,
депрессию, девиантность, элементы D-моды и становится
объектом подражания. Употребление наркотиков в группе
идентификации ведет к возникновению порочного круга
«Депрессия — негативное мышление —
депрессия». Снижается самооценка, следует
самоосуждение. Трансляция D-роком чувства тоски, ужаса,
отвращения углубляет депрессию, вызванную нарушением
общественных табу и подменой подлинных ценностей, лишает
жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге функцию поддержки
постоянного спроса на товар (наркотики).
9. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией.
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДНООБРАЗИЕ (6 ТЕМ) ИНФОРМАЦИИ TV И РАДИОПЕРЕДАЧ, ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ, ВИДЕО И КИНОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР И Т. Д., НАПРАВЛЕННОЙ НА АУДИТОРИЮ 12—25 ЛЕТ, УКАЗЫВАЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК КООРДИНАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ.
ПЕРЕД НАМИ ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ.
В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают коллосальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков (О становлении D-маркетинга — во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека — свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом, СОДЕРЖАНИЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ МАРКЕТИНГ НАРКОТИКОВ.
В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т. д.) Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника шестью темами. В Россию вступает D-маркетинг.
Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей, престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом, новое «искусство» приобретает легитимность. За короткое время в России образуется чуждая, культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии, декларируемые в ней культурные фикции.
СОДЕРЖАНИЕ НОВЕЙШЕЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ — МАРКЕТИНГ
НАРКОТИКОВ. ИДЕОЛОГИЯ — РАСПАД.
10. КУЛЬТУРОНОСИТЕЛИ
Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных игр, бытового пространства.
Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно. Некоторые специализируются на одной из тем («Fuzz» — рок-музыка, «Хастлер» — секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью («ОМ», «Птюч»). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале. Оригиналы (иностранные журналы) десятилетиями выполняют работу по совмещению товара с потребителем во всем мире:
«COOL»(оригинал) —
«БАШНЯ»(копия).
[Целевой сектор — подростки 12—19 лет]
«PLAYBOY»(оригинал) —
«АНДРЕЙ» (копия).
[Целевой сектор — молодежь 20—25 лет]
(Приложение: D-promotion в российской прессе).
Телевидение, кино- и видеофильмы.
Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D- развлечения, пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного «безбашенного» отношения к жизни — (D-мифология), например: «Башня», «От шестнадцати и старше», «100%», «Акуна Матата» и пр. Американский сериал «Друзья» и другие сериалы и фильмы для молодежи. Это — практически все передачи о диско и рок-музыке, музыкальный телеканал МТV, «Музыкальный ринг», «Диск-канал», «Двое», «Про это...», «Плейбой» и т. д. Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями, («Империя страсти», «Эммануэль»).
Знаменитый ежедневный мультсериал «Бивис и Батт-Хэд» (МТV), специализирующийся на девиантности и создании у юного зрителя четких ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным. (Чайковский — черви, младенцы — блевота, изобретения — фекалии). Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.
Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: «Леон» (promotion профессии «киллер»), «Никита» (promotion профессии «снайпер»).
Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию — наркотики, «расширение сознания», путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание («Знахарь» с Шоном’о Коннери, «Секретные материалы») и т. д.
Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие хиты D-звезд, пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения: «Европа плюс», «Хит-FM», «Наше радио», «Русское радио», «Максимум», «Эхо Москвы», «Авторадио», и т. д.
Книжный рынок. Секс-пропаганда — горы бульварных полупорнографических и порнографических произведений, (десяток лет назад некоторые из них претендовали на новое слово в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т. д.); Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий; десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие к «расширению сознания» и «путешествиям»; произведения В. Пелевина, составляющего достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального института, основанного в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной (специализация института — внедрение D-мифологии); литература, провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и движение Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д.
Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга. Девиантность — жестокость, убийства, хакерство: «Blood 1—2», «Quake 1—2», «Carmageddon 1—2», «Postal» и пр. D-мифология: «Вангеры 1—2», «Blob Job» и пр. Секс: «Voyeur 1—2», «Geisha», и т. д.
Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации) с ссылками на каждом интернетовском перекрестке, составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама, сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков.
Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры; изображения на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье. Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая Горгона, сеющих леденящий ужас или рейвгамка (жевательная резинка) под названием Кислота9 друг молодежи: «Собери 13 оберток10 от этой жвачки и поменяй их у того же киоскера, на светящуюся в темноте татуировку», — напечатано внутри этикетки. Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке «Кама сутра», а тренинг девиантности по картинке-вкладышу от резинки «Альф», рекомен-дующей испугать прохожего или продырявить карманы брату.
Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской, западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века11 оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой сформировано злом, а центральные фигуры — дьявол, антихрист, гермафродит?
К середине ХХ века торговля товаром определила
дальнейшее развитие гуманитарных наук и художественной
культуры стран Запада (прежде всего Англии и США), стала
их скрытым содержанием, выстроила идеологию, экономику, и
политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой
культуре, по сути дела, являющейся, как мы выяснили,
синонимом drug-маркетинга, мы говорим о предложении,
полностью формирующем спрос. Необходимость понять
происхождение этого поразительного феномена заставляет нас
обратиться к его корням.
D-PROMOTION В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
Приведем лишь некоторые издания, пользующиеся особой популярностью читателей (безусловный секс-стимул) и одновременно совершающие рутинный маркетинг наркотиков в России.
Издатели:
ЗАО «Редакция газеты „Московский комсомолец“» и Московский муниципальный банк «Банк Москвы». Газета «Московский Комсомолец» (тираж 390 262), главный редактор П. Гусев.
Журнал «МК-Бульвар», еженедельник, тираж 450 000, шеф-редактор В. Поэгли.
ИД «Калейдоскоп»: Журналы-еженедельники «Вне закона», тираж 150 000; «Тусовочка», тираж 50 000;«Интим-калейдоскоп», тираж 100 000; А также газета «Калейдоскоп», журналы «Вокруг смеха» и «НЛО» Главный редактор всех изданий — М. Н. Лисовский.
Издательство «АиФ-газеты»: «Я — молодой», тираж 160 000, Редактор В. Полупанов; «АиФ-Любовь», тираж 215 000, Редактор В. Романенко; «Дочки-матери», тираж 225 000.
Издатель: ЗАО «МАПТ-Медиа», Холдинг «Совершенно секретно», еженедельная газета «Версия», вместе с «U.S. News» и «DAILY NEWS» — тираж 203 800, главный редактор А. Боровик
Издатель: ЗАО «Издательский дом „Бурда“». Журналы-еженедельники «Вот так!», тираж 400 000, «COOL GIRL», тираж 300 000 (+50 000 Казахстан +150 000 Украина), редактор — А. Бабинский. «СООL», тираж 300 000 (+50 000 Казахстан +150 000 Украина), редактор С. Верейкин.
Издатель: ЗАО «Индепендент Пресс» (Independent Media Group) Журналы: «PLAYBOY», тираж 100 000, главный редактор А. Троицкий; «Космополитен», (т-ж не указан), главные редакторы Е. Мясникова, Э. Фербеек; «YES!», тираж 70 000, главный редактор И. Шеин; «Men’s Health». А также журналы «Домашний очаг», «Драйв», «Культ личностей»).
Издатель: АО «Ежемесячник „Ровесник“» Ежемесячные журналы: «Ровесник» и «Шестнадцать», тираж 25 000, главный редактор И. Чернышков,
Издатель: ЗАО «Гертруда». Ежемесячный журнал «ПТЮЧ», тираж 110 000, главный редактор И. Шулинский.
Издатель: PIDP PUBLISHING GROUP, NEW YORK
Ежемесячн. журнал «ОМ», (т-ж не указан),
редактор И. Григорьев. Российское подразделение PIDP
издает также журналы «Audio-Video Бизнес»,
«Hi-Fi&Music», «Если»,
«Мир развлечений».
1 «Самое сильное оружие в руках потребителей, которого больше всего боятся изготовители товаров, это — отказ от повторной покупки» К. Бове У. Аренс (8; 161). [Вернуться]
2 Продукция + цена + место + продвижение, стимулирование сбыта = количество продаж. [Вернуться]
3 Статья 46, Федерального закона 1998 года, запрещающая пропаганду и рекламу наркотических средств, практически не работает. [Вернуться]
4 Работы Бехтерева делают возможным понимание истинных причин возникновения гомосексуализма : «...Несомненно, что большинство из них (половых извращений) обусловливается главным образом детской впечатлительностью, приводящей к тому, что однажды пережитые впечатления, почему-либо сопровождавшиеся эротическим возбуждением, сохраняются в виде прочной ассоциации наподобие сочетательного рефлекса, благодаря чему иногда на всю жизнь... нарушается и даже утрачивается возможность нормальной половой функции» (7; 158, II). [Вернуться]
5 Девиантность — от лат. deviatio — отклонение (de от + via путь). [Вернуться]
6 А. Ф. Лосев «Диалектика мифа» (21; 150—155). [Вернуться]
7 Делинквент [лат. delinquens] правонарушитель, преступник, мятежник. [Вернуться]
8 Пирсинг — прокалывание тела (ноздри, пупок и пр.) металлическими предметами. [Вернуться]
9 В культуре хиппи так назывался синтетический наркотик ЛСД. [Вернуться]
10 «Несчастливое» число 13 катализирует депрессию. [Вернуться]