Его последняя книга, вышедшая по-русски – «На краю гибели« посвящена, в основном, внутриамериканским проблемам, однако читая ее, невозможно обратить внимание на удивительное, детальное сходство того, о чем он пишет с ситуацией в России, да и не только в России.
Главная проблема которую рассматривает он в своей книге — нелегальная иммиграция в США, прежде всего, из Мексики. Мексика — бедная страна, разъедаемая социальными противоречиями, и мексиканские власти только рады спровадить своих беспокойных бедняков богатому северному соседу. Там они находят щедрую социальную помощь (за счет американских налогоплательщиков), либеральное иммиграционное законодательство и полицию, которая задерживает их только затем, чтобы вручить повестку в суд (по которой они, конечно, не являются) и отпускает их на все четыре стороны.
Неудивительно, что поток иммигрантов растет с каждым годом, а юг США становится все более испаноязычным и латиноамериканским, превращаясь в страну третьего мира – бедную, криминальную, грязную и больную. Бьюкенен указывает на ряд очевидных проблем, которые это порождает:
- Проблема преступности. Среди иммигрантов оказывается много преступников, которых оказывается очень трудно разоблачить и преследовать, потому что они с легкостью перемещаются между Мексикой и США и всегда могут найти убежище у себя на родине. Иммигранты, многие из которых живут и работают в США нелегально, совершенно не склонны сотрудничать с полицией, и иммигрантская среда оказывается исключительно питательной для организованной преступности. Хозяевами положения — и хозяевами целых кварталов американских городов — становятся мексиканские банды. Белые (да и черные) американцы стараются переехать в более спокойные районы страны.
- Проблема терроризма. Через мексиканскую границу проходит так много людей, что среди них может укрыться кто угодно — хоть Осама бен Ладен собственной персоной. Власти не в состоянии это проконтролировать.
- Проблемы здравоохранения — вместе с людьми через границу перемещаются многочисленные болезни и паразиты, а медицинские и санитарные навыки новоприбывших часто оказываются не на высоте.
- Проблемы социальных расходов — все новоприбывшие нуждаются в лечении, которое получают за счет налогоплательщиков, их дети учатся в государственных школах, и это увеличивает налоговое бремя на коренных американцев.
- Проблема культурной несовместимости. Мексиканцы и американцы придерживаются разных взглядов на приемлемое поведение, на разрешение конфликтов, на многое другое; причем процесса «американизации» не происходит. Это приводит к наиболее серьезной проблеме, связанной с массовой иммиграцией -
- Проблеме разрушения гражданской лояльности. Бьюкенен приводит свидетельства того, что проживающие в США мексиканцы в большинстве своем воспринимают себя именно как латинос, а не как североамериканцев, и полагают своей страной Мексику, а не США. Достаточно скоро часть территории США будет населена преимущественно людьми, которые не считают США своей страной, говорят на другом языке и принадлежат к другой культуре.
Русскому читателю это может кое-что напомнить — хотя, возможно, у нас проблема не достигла такой остроты, мы тоже сталкиваемся с массовой иммиграцией. Мы не такая богатая страна, как США, но окружены мы странами совсем уж бедными, жители которых так же рады перебраться к нам, как мексиканцы — в США. Это порождает схожие проблемы.
Но почему, задается вопросом Бьюкенен, власти отказываются принять необходимые меры к ограничению потока иммигрантов? Он усматривает этому несколько причин, и нам стоит рассмотреть их по порядку. Некоторые из этих причин носят экономический характер. Корпорации заинтересованы в притоке дешевой и нетребовательной рабочей силы; конкуренция, да и просто алчность, побуждает предпринимателей искать прибыли здесь и сейчас, совершенно не задумываясь о средне– и тем более долгосрочных последствиях своих действий. Руководители крупного бизнеса живут в благополучных районах, практически не видят иммигрантов и не сталкиваются с теми негативными явлениями, которые были упомянуты. Бьюкенен отвечает на вопрос «кто же будет делать грязную работу» приводя примеры того, как эта проблема успешно решалась там, где иммиграцию все же ограничивали — работу передавали коренным сотрудникам, механизировали и т. д.
Однако некоторые причины бездействия властей носят идеологический характер. Для современного американского общества расизм является самым страшным грехом, одно подозрение в котором может совершенно погубить карьеру политика. А любой политик, который заговорит об ограничении иммиграции, немедленно столкнется с обвинениями в расизме. Это сильно напоминает политкорректную Европу, да и у нас легко нарваться на обвинения ни много ни мало, как в нацизме.
Рассмотрим этот вопрос. Расизм — это идеология, согласно которой некоторые группы людей, выделяемые по более-менее антропологическим признакам, «расы», объявляются неполноценными, неспособными к нормальной государственной и культурной жизни, и на этом основании подвергаются различным притеснениям, вплоть до убийства. Расизм, безусловно, является ложной, преступной и абсолютно антихристианской идеологией. Только вот серьезное рассмотрение вопроса о неассимилируемой иммиграции не имеет никакого отношения к расизму. Мы не впадем в расизм, признав, что мир терзаем жесточайшими этническими конфликтами, и позволяя неограниченную иммиграцию, власти закладывают бомбу, которая может взорваться уже при жизни этого поколения — погубив множество и «коренных», и «пришлых». Мы не впадем в расизм, признав, что люди отличаются обычаями, культурой, верой, и там, где процесс ассимиляции дает сбой — «пришлые» не перенимают культуру «местных», но образуют свои малые страны внутри принимающей страны, свои «косова», там эти анклавы практически сразу оказываются очагами преступности, напряженности и в перспективе — войны. Признание этих очевидных фактов не имеет отношения к зачислению кого-либо в «расово неполноценные».
Другая идеологическая причина бездействия властей — определенный политический утопизм, для которого человек сводится, прежде всего, к экономическим интересам, а решением всех проблем является демократия американского типа. Бьюкенен пишет о том, что для значительной части американской политической элиты США являются «идеологической нацией», американская идентичность определяется приверженностью не языку, не культуре, не общему прошлому и общим героям, но «великим принципам демократии», которые Америка, к тому же, призвана нести по миру. Бьюкенен настаивает, что этот утопический взгляд не имеет ничего общего с реальностью человеческой природы — люди привержены своей стране, своему народу, а не «великим принципам». Этнический национализм, нравится нам это или нет, будет оказывать огромное влияние на поведение людей, на их лояльность тому или иному правительству, на их готовность сражаться на той или иной стороне. Превращать Америку в страну множества культур, ни одна из которых не является определяющей, значит вести ее на край гибели.
То, что Бьюкенен говорит о своей стране, иногда кажется удивительно подходящим к нашей — у нас есть и бедные страны по соседству с нами, есть нерассудительные предприниматели, готовые ради сиюминутной выгоды подвергать серьезной угрозе наше будущее, есть, увы, законодатели и представители властей, поспешно удовлетворяющие их запросы, есть и те, кто громогласно объявляют «фашизмом» любую попытку серьезного разговора об этой проблеме.
Хотя, наверное, национальный экстремизм такого рода мы породим, отказываясь регулировать иммиграцию — люди, напуганные тем, что они перестают быть хозяевами в своей стране, могут оказать поддержку самым радикальным политикам. Лучший способ противостоять фашизму — лишить его питательной базы, урегулировав вопросы иммиграции мирным и законным путем. Да, возможно, от сиюминутной выгоды кому-то придется отказаться — но неконтролируемая иммиграция может породить такие проблемы, от которых нельзя будет откупиться никакими деньгами.