Обладая истинным и спасительным знанием о Боге, путях нашего спасения и настоящего благочестия, Православная Церковь, которая «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), не может и не имеет права искать иных знаний от языческих религий и сект, так это будет удаление от Христовой истины, в которой мы стоим, поиском пустословия и ложных знаний.
Спасение наше, прежде всего, в правильной вере — «…праведный верою жив будет» (Гал.3:11), а потом в благочестивых делах. Потому как если христианин правильно верит (каков Бог, к какой праведности Он нас призывает, и каковы пути спасения), он правильно поступает и идет правильным путем спасения. Любое же искажение веры: ересь, суеверие, языческая и человеческая ложная мудрость приводят к тому, что человек начинает поступать по-иному и оказывается вне пути спасения, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14).
С прискорбием можно констатировать, что для некоторых людей, называющих себя православными христианами, становиться естественной чуждая христианству вера в астрологию, гадание и магию, реинкарнацию, они не чураются прибегать оккультно-сектантским и языческим практикам для «оздоровления» и непонятного «духовного роста».
Между тем, духовным человеком может называться только тот, в котором живет Святой Дух – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19), или «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Так что в христианах не должно быть ничего чуждого вере, языческого, иноверческого.
Поэтому продолжение нашей беседы с диаконом Михаилом Плотниковым, кандидатом богословия, старшим преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вице-президентом Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, будет посвящено ныне популярной йоге и языческому религиозному заблуждению – вере в реинкарнацию (переселение душ), которую сейчас восприняли многие современные секты и практически все российские оккультисты: «целители», космоэнергеты, рейкисты, гадалки и т.п..
Напомним, что первая беседа была посвящена психокультам, вторая – сектантским и оккультным угрозам.
– Совместима ли вера в реинкарнацию (переселение душ) с Православием?
– Однозначно, нет. Православие – это монотеистическая религия, а вера в реинкарнацию — это неизменный признак языческого пантеизма. Сущность пантеизма (греч. «pan» — «все» и «theos» — «Бог») состоит в отождествлении сущности мира и человека, с одной стороны, и Бога, с другой. Пантеизм либо растворяет Бога в природе, либо наоборот, мир в Боге. Наиболее распространенное пантеистическое учение — это учение об эманации (истечении) мира из Бога. Пантеистическими учениями, в основе которых лежит теория эманации, является большинство восточных учений.
Не смотря на попытки трактовать некоторые слова Священного Писания, как доказательство в пользу существования реинкарнации, например, «… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), святой апостол Павел написал однозначно: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).
Учение о перевоплощении противоречит не только Священному Писанию, но и всему учению Православной Церкви, а главное — делает бессмысленным спасительную крестную жертву Господа Иисуса Христа и Его воскресение, и тогда «…проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша … вы еще во грехах ваших» (1 Кор.15:14-17).
О несовместимости учения о реинкарнации в христианстве можно доказательно говорить много, но формат интервью это не позволяет, поэтому остановлюсь только на одном аспекте. Согласно пантеистическому учению о реинкарнации, сущность человека безначальна, а тело — это внешние одежды духа, в которые он без труда переодевается. Тогда как согласно Православию, нетварным, безначальным началом может быть только Бог, который является Творцом всего сущего, в том числе и души. Первый человек был создан как неразделимое единство одной души и одного тела, созданных вместе. Человек может быть настоящим человеком, только обладая душой и телом.
Учение о реинкарнации противоречит:
– учению Церкви о Боговоплощении — мы верим, что Сам Бог «воспринимает» в единство своей ипостаси одну человеческую душу нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы;
– учению Церкви о Воскресении — мы верим, что душа вочеловечившегося Бога соединяется со своим единственным телом после воскресения последнего. И по образу воскресения Богочеловека Христа и человеческие души должны соединиться со своими единственными телами в Судный день;
– учению Церкви о вознесении Господа — мы верим, что воскресший Бог — Иисус Христос — утверждает этим Свое ипостасное единство со Своим единственным телом навсегда — для того, чтобы не только человеческая душа, но тело могло быть обожено.
И это только основные противоречия, их можно привести еще больше!
– Где и когда зародилось учение о реинкарнации?
– Общераспространено мнение, что учение о реинкарнации является древнейшим и традиционно присуще индийским религиям. Однако, вера в реинкарнацию для ведийской религии индо-ариев не была характерна. Это учение возникло не ранее VIII – VII вв. до Р.Х. в среде брахманов по мере трансформации ведийского политеизма в пантеизм и затем разрабатывалась в недрах буддизма, отколовшегося от брахманизма в V в. до Р.Х. Примерно тогда же о переселении душ начали учить в Греции орфики и пифагорейцы, которые также были пантеистами.
– Каково традиционное учение о реинкарнации в буддизме и индуизме? И так уж оно привлекательно?
– Действительно, нужно отличать понимание сансары (круговорота жизней и смертей) в религиях, изначально такое учение создавших, от того, во что верят и чему учат современные ньюэйджевские секты и оккультисты. У последних существует извращенное понимание механизма реинкарнации и кармы (воздаяния), неизвестное традиционным индийским религиям учение о видах кармы — родовой, семейной и индивидуальной, представление о том, что карму можно некими усилиями изменять, очищать (как учит, например, г-н Лазарев) и т.п. Последователи «Нью эйдж» верят, что можно легко вспомнить свои былые «перевоплощения», например, на сеансе «холотропного дыхания». И, главное, учение о перевоплощении носит в современном оккультизме оптимистический характер, тогда как в индийских религиях сансара рассматривается или как помеха к раскрытий своей божественной природы и обретению истинного бытия, или вообще как зло. По сути, учение «Нью эйдж» о ренкарнации — это некая «кармическая попса», «карма-кола», адаптированная к потребительской европейской ментальности.
Как уже было сказано, вера в реинкарнацию характерна для пантеизма, для которого тонкая сущность мира божественна, значит ум, дух человека божественен, божественность присутствует даже в животных. И когда человек умирает, его божественная духовная божественная сущность, Атман, или Пуруша, или Ум, остается неизменной, не умирает, но в силу некоего помрачения, забыв свою изначальную духовную суть, по результатам своих дел в предыдущей жизни вселяется в новое тело.
Это совершенно «нормальная» логика рассуждения для пантеизма, где есть безличный закон воздаяния, где есть закон накопления заслуг. Тогда как для христиан это вообще не имеет никакого смысла! В христианстве, образно говоря, человек может мгновенно стать святым и также мгновенно погибнуть, совершив смертный грех. Каждое мгновение человек уже новый, через мгновение после покаяния человек становиться уже не тождественен той личности, которой он был до покаяния. Если ты не покаешься в течение жизни, ты не покаешься и потом. Нет в христианстве и учения о накоплении неких тайных знаний и знаний вообще, так как это бессмысленно, их накапливать нам не нужно, потому что если человек через Христа приобретает обожение (теозис), то приобретает и всё знание, имеющееся у Бога, ибо «…Господь Бог есть истина» (Иер.10:10), в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3).
В настоящем буддизме (а в не версии современных сектантов), личность, как осознающая себя индивидуальность, совершенно распадается к 49 дню после смерти, после чего возникает совершенно иная индивидуальность, состоящая даже из тех же самых элементов (дхарм), перекомбинированных кармой. Вспомнить при земной жизни свои перерождения с точки зрения традиционного буддизма и индуизма невозможно. Это можно сделать, только «пробудив» свой Ум. Ибо по их вере сансара — это иллюзорная реальность помраченный аспект твоего пробужденного Ума, это сон в котором находится Ум. «Пробудиться» же можно в определенном состоянии, для достижения которого требуются многолетние йогические (аскетические, философские и созерцательные) упражнения.
Примечательно, что, фактически, настоящий монашеский буддизм отрицает возможность длительной череды перевоплощения человека в человека. Мирянам говорят для утешения, что, живя с благочестивой жизнью, они накапливается себе хорошую карму. Живя в мире, в семье, достигнуть пробуждения ума, как высшей конечной цели человека нельзя. Это могут только монахи. Собственно буддизм, так ныне модный в определенных интеллигентских и творческих кругах, далеких от воздержания и аскетики, — это, по сути, монашеская, аскетическая религия.
Молодым монахам-послушникам объясняют, что у нас практически нет шанса переродиться еще раз человеком. Известный буддийский мыслитель Нагараджуна уподоблял возможность перерождения человеком тому, как если бы черепаха стала всплывать со дна океана, и, достигнув поверхности, стукнулась головой о случайно плавающий деревянный круг. По мнению буддистов, существует бесчисленное множество различных форм жизни — насекомых, птиц, животных, богов, полубогов, демонов, существ, заключенных в чистилища, в которых чаще всего и перерождается то, что раньше было человеком. Чтобы человеку после смерти переродится человеком, ему следует обязательно вести при жизни строгую аскетическую жизнь, то есть, быть монахом. Для мирянина переродится человеком практически невозможно, если только он не занимается постоянно йогой, которая предусматривает воздержание от супружеских отношений (кроме некоторых тантрических практик), то есть, ведет, по сути, монашеский образ жизни, не принимая при этом формальных обетов. А так большинство людей перерождаются в различную скотину, насекомых и демонов или отправляются мучиться в чистилище…
– Да, это очень «оптимистическое» языческое верование… Если принять это за правду, участь большинства людей кошмарна – нескончаемая череда воплощений в демонов и животных!
– Но и ньюэйдевская карма-кола не лучше. Я бы просил вас, если будет возможность, найти и процитировать одну из песен Бориса Гребенщикова — «Диагностика кармы, или Мой Путь к Богу», в которой весьма иронично представлена оккультная попса (что мы и делаем ниже — прим. МС):
Я пришёл по объявленью в газете.
«Диагностика Кармы. 5 Дней. Не Спеша.»
Ты была одета в какие-то сети.
Ты сказала: «Эй, у тебя есть душа»;
Сказала, что в прошлой жизни я был фараоном,
Александром Македонским и еще Львом Толстым,
Что я могу называть тебя Эсмеральдой
И больше не чувствовать себя духовно пустым.
Ты заставила меня вдыхать пранаяму
И целыми сутками петь «Сай Рам»;
Я нормальный мужик, могла бы сказать мне прямо,
А не заставлять меня ходить босиком по углям;
Кормила меня кактусом вместо обеда,
Сажала в лотос за каждый пустяк -
Даже твой любимый Дон Хуан Кастанеда
Не учил, что с людьми можно обращаться вот так.
Я метался по дому, я хотел найти выход,
Куда угодно, лишь бы был воздух свежей;
Но Ахура-Мазда запросил за меня выкуп,
А Будда посадил мне в ботинки ежей.
Чтоб я не ушёл, ты развинтила мне чакры,
И перепаяла мой ментал на астрал:
Посмотри мне в глаза, Эсмеральда,
Неужели я хоть в чём-то соврал?
Напрасно ты стучишься мне в двери
И говоришь, что твой метод мог бы меня спасти;
Даже в журнале «Путь К Себе» не поверят,
Что мне пришлось там у тебя вынести;
В итоге я всё-таки вылез в окошко,
И то я чувствую, что вылез не весь -
В чём дело, Эсмеральда,
Неужели ты до сих пор здесь?
– Отец Михаил, душеполезно ли заниматься йогой, которая в последнее время стала еще популярнее? Как я понял из ваших слов, йога – это изначально религиозная аскетическая практика, цель которой прекратить череду перевоплощений.
– Йога восходит как к ведическим, так и к местным практикам, существовавшим до завоевания Индостана ариями и сохранившимися в среде низших каст. Существует несколько видов йоги, которые в большей или меньшей степени практикуются всеми индуистскими, неоиндуистскими и псевдоиндуистскими направлениями и сектами, хотя основатели последних часто сочиняют свои, обычно эклектичные и сильно упрощенные, «попосовые» варианты йоги, комбинируя элементы традиционных йогических систем и западных методик психотерапии. Большинство современных учителей йоги подают ее как внерелигиозную (или всерелигиозную) систему упражнений, ведущую к оздоровлению, самосовершенствованию, самое большее — к некоему абстрактному «просветлению». Но в действительности йога — это аскетическая практика, преследующая не оздоровительные, а сугубо религиозные цели.
Йога — это некий способ достижения высших духовных состояний с помощью аскетических упражнений. В определенном смысле можно провести параллель с православным исихазмом, что нередко и делают адепты йоги, доказывая духовную легитимность своей практики и ее близость восточно-христианской аскетике.
Однако в исихазме конечная цель — стать настоящим храмом Бога Живаго (2Кор.6:16), обрести в себе присутствие Бога, которое выражается в такой Божественной энергии (это по-гречески, по-славянски — «действование»), как свет. Именно особый, нетварный, божественный свет исходил от Господа Иисуса Христа на горе Фавор при Его преображении: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2).
В индуизме с помощью йоги пытаются раскрыть в себе якобы свою собственную «божественную» сущность, то есть, это восхождение к своей собственности «божественности», самообожение, растворение в Божестве, которым ты сам и являешься.
Повторю, что йога — это монашеская практика, которая подразумевает вначале отказ от противоестественных желаний (то есть от греховных, порочных желаний), затем — от естественных желаний (брака, богатства и проч.), потом — вообще от всех желаний.
Например, классическая индуистская раджа-йога, кодифицированная в «Йога-сутрах» Патанджали (первые века по Р.Х.), имеет восемь ступеней. Проходя первые ступени, йогин с помощью аскезы и специальных упражнений приобретает контроль чад своим физическим и «тонким» телами. На высших ступенях он добивается контроля над психикой и постигает искусство сосредоточенного созерцания (медитации).
При этом следует практически не пить и не есть, мало спать и дышать, быть равнодушным к похвалам и оскорблениям, ничего не чувствовать, остановить поток своих мыслей, полностью сконцентрироваться в себе в некую точку, войти в состояние транса.
И вот тогда в твою внутреннюю пустоту и безмолвие должен войти свет, который воспринимается йогином как свет собственной «божественности».
Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и автор жития преподобного Силуана Афонского, в юности отошел от Православия и стал заниматься йогой. Он достиг созерцания этого внутреннего света, которые йогины принимают за Абсолют. Покаявшись и вернувшись в Православие, он стал афонским монахом-исихастом. По словам о. Софрония, не следует смущаться из-за того, что некоторые практики, похожие на христианские, есть и в других религиях. Это объясняется единством человеческой природы. Для «совлечения чувств», сосредоточения, вхождения в глубины своего существа и в йоге, и в исихазме применяются схожие технические приемы. Однако, мистики-пантеисты, в том числе, йогины, в своих глубоких переживаниях созерцают не Бога, а самих себя, свой собственный образ Божий, и, не зная лично Истинного Бога, принимают его Бога себя; как бы отраженный свет луны считают светом солнца.
Если даже предположить, что мистики других религий имели опыт общения с Богом (св. апостол Павел в первой главе Послания к римлянам, пишет, что для язычников открыто Богопознание), это ни есть истинное Богопознание. Есть истинный опыт общения с Богом и не истинный. Истинный — это общение в Святом Духе через Иисуса Христа. Так как вне христианства это не дано или дано частично, а человечество так или иначе стремиться в духовные сферы, то применялись некие суррогаты, начиная от галлюциногенов и иступленных плясок и заканчивая утонченной психотехникой: или разработанными способами воспитания ума (как в неоплатонизме), или психофизическими техниками, как в Индии или Китае). Так или иначе, это есть попытка попасть в духовный мир «с черного входа», минуя единственную дверь, которая есть Христос.
Йогины полагают, что после остановки всех психических процессов и достижения самадхи, то есть состояния сосредоточения без содержания, «выжигаются семена кармы» и это гарантирует от нового перерождения и позволяет в любой момент навсегда освободиться от тела.
Датский профессор Йоханнес Огорд, в течение десятков лет изучавший йогу, в том числе в Индии, назвал йогу искусством смерти, термоядерным оружием индуизма в его войне против жизни. Действительно, если христианин готовится к смерти, чтобы воскреснуть и жить вечно с Христом, то йогин посвящает всю жизнь тому, чтобы умереть совершенно и навсегда (или еще короче: христианин умирает, чтобы жить, а йогин живет, чтобы умереть).
Такой именно настоящей аскетической йогой в России у нас мало кто занимается, разве что буддисты. Можно, конечно, предположить, что у нас кто-то может заниматься и настоящей индуистской йогой. Однако, всевозможные гуру и держатели йогических центров в России фактически занимаются ньюэйджевской йогой, в которой практически отсутствует аскетизм, и только изредка практикуется временное уединение, медитация, чтение мантр, которые нужны для освобождения от мыслей и сосредоточения. Цель такой йоги — некое успокоение, вхождение в блаженное состояние и не более того. Такая йога далека от изначальной также как Москва от Владивостока.
И, наконец, сейчас получила распространение так называемая фитнес-йога — это элементы йогических упражнений для похудания, подтягивания и укрепления мышц, растяжения связок и, вообще, приобретения хорошего телесного тонуса.
Говоря о духовной опасности от занятий йогой, можно кратно сказать так: если будешь заниматься настоящей индуисткой или буддисткой йогой — впадешь в самообольщение —будешь считать себя «богом», а если будешь заниматься ньюэйджевской йогой — также впадешь в прелесть. Как поет уже упомянутый Борис Гребенщиков, точно описывая состояние ньюэждевца:
А я хожу и пою,
И все вокруг Бог;
Я сам себе суфий
И сам себе йог.
В сердце печать
Неизбывной красы,
А в голове
Туман над Янцзы.
От занятий фитнес-йогой серьезных духовных последствий нет, впрочем, как правило, фитнесом занимаются люди, которые вообще не живут никакой духовной жизнью. Для чего нужные таким людям «подтянутые» телесные формы? Для карьерной «эффективности», тщеславия и того чтобы нравиться противоположному полу. По моему мнению, правильнее сказать любой фитнес, не только с элементами йоги, сам по себе не душеполезен. Люди, которые слишком заботятся о своем внешнем виде и здоровье тем самым свидетельствуют, что они не живут духовной жизнью.
Мне не раз доводилось слышать или читать утверждения российских адептов йоги, что, дескать, индийские йоги живут долго и счастливо, при этом не болеют тяжелыми хроническими заболеваниями, на них не давит груз стрессов и нерешенных проблем. Это чистейшая ложь, миф. Натуральная йога вредна не только для души, но и для телесного здоровья, не смотря на то, что одна из разновидности тантрической йоги — хатха-йога — обещает дать несокрушимое здоровье и вечную жизнь в физическом теле, причем в чудотворном, всесильном состоянии бога.
Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-ых годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель Индии и страдают, к тому же, массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают букетом заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости. Например, некоторые опытные йогины глотают один конец длинного жгута, и когда тот выходит их анального отверстия, начинают его туда-сюда двигать, думая, что этим о ни «очищают» кишечник. Однако последствие такой очитки одно — хронический гастрит, энтероколит и проктит. Не смотря на то, что все они, за исключением женатых, дают обет безбрачия, подавляющее большинство йогинов оказались больны хроническими… венерическими заболеваниями. Те же йогины, которые не хотят поддаваться блудной страсти, весьма часто оскопляют себя изуверскими способами, или, например, на потребу туристам и для умерщвления своих половых органов подвешивают к ним кирпичи или другой груз.
Увы, ради небольшой денежки от «белого варвара» индийские аскеты готовы на самые изуверские упражнения вплоть до подвешивания себя крюками за ребра. В Индии очень много проблем, и главная из них — чудовищная нищета, многие рождаются и умирают на улицах, живут на один доллар в месяц. Для некоторых бездомных весь йогический цирк — это способ найти пропитание от туристов, ни о каком духовном совершенствовании и речи даже нет.
Кстати, питье мочи и клизмы пришли к нам из йоги (и не в последнюю очередь усилиями Геннадия Малахова — на мой взгляд, шарлатана, уже длительное время ведущего передачу о «здоровом образе жизни» на Первом канале). Пить мочу, только коровью, принято в шиваизме, при этом шиваиты еще употребляют и коровий навоз. Кстати, настоящие индийские ароматические палочки представляют собой сушеную смесь ароматов и коровьих экскрементов.
– Что сказать в заключении? Прискорбно, что немало россиян от своей духовной безграмотности, думая, что у соседа трава зеленей, принимают на веру ложные языческие и сектантские самообманчивые знания, которые у самих «соседей» взывают уныние и безысходность; пытаются духовно вырасти на том, от чего «соседи» деградируют; пытаются оздоровиться тем, что и самим «соседям» не дает здоровья.
Материал подготовлен Максимом Степаненко, руководителем Миссионерского отдела Томской епархии Русской Православной Церкви