Около
полугода назад все мои друзья разом и с восторгом
заговорили о «Смешариках». Я же была
настроена весьма скептически: уже больше 300 серий
вышло — чего хорошего можно ожидать от
подобного потокового производства? Казалось,
российские мультипликаторы изобрели своих
покемонов… Но однажды я заболела, сильно и
надолго. И стала смотреть этих
«Смешариков», потому что все вокруг
— их любят, диски всегда под руками. К тому же
каждая серия длится всего около десяти минут. Вроде
бы немного, но за это время перед зрителем
разворачивается целая история. И я поняла: смешарики
— вовсе не покемоны.
«Смешарики» — это мультипликационный сериал о забавных и милых существах, живущих друг с другом по соседству. Их немного: заяц Крош, еж Ежик, барашек Бараш, хрюшка Нюша, ворон Кар-Карыч, сова Совунья, пингвин Пин, лось Лосяш и медведь Копатыч.
У каждого из смешариков свой особенный характер. Крош — уверенный в себе, пробивной заяц, добивающийся своего не столько за счет сообразительности, сколько благодаря упорству. Ежик — его противоположность, сомневающийся, серьезный, дружащий с зайцем. Нюша — хрюшка, мечтающая стать принцессой, любящая сказки о принцах, мечтающая победить в конкурсе красоты. Бараш — поэт-графоман, вечно витающий в облаках и постоянно ищущий вдохновение, поэтому не спящий по ночам. Лосяш — деятель науки, больше, правда, теоретик, чем практик; ему нравится составлять схемы и маршруты, у него на все есть инструкция и план. Копатыч — медведь «от сохи и плуга», вечный дачник, бытовой рационалист, мало чем интересующийся, кроме своего участка и выращивания помидоров. Пин — безумный изобретатель невероятных аппаратов; как-то он даже создал робота Би-би, научил его всему, что знал, и тот стал для него сыном: этому сюжету посвящены самые грустные серии. Совунья — врач всех смешариков, живущая в дупле большого дерева, их общая бабушка, помогающая каждому своими как нужными, так и совершенно бесполезными советами. Кар-Карыч — ученый ворон, любитель классической музыки.
Каждый выпуск мультсериала представляет собой определенную ситуацию, в которую попадают герои. Что важно: эти ситуации имеют жизненную основу, а не какую-то абстрактно-сказочную. По словам автора идеи сериала, «еще древние мыслители говорили, что в драме есть герой, а есть его враг — который чем-то мешает, которого надо уничтожить. <…> Но вот смотрите, большую часть человеческой жизни занимают семья и работа. Мирная, повседневная жизнь. И если в этой жизни человек будет стремиться найти врага — он станет попросту неадекватен, он будет все время выискивать тех, кто строит ему козни. И вот чтобы такого изначально агрессивного отношения к другим в нашей жизни было поменьше, человека, особенно в детстве, нужно учить другому типу отношений. <…> А правильно выстроенные отношения — это очень непросто. И мы в “Смешариках” стараемся говорить об этом». И это действительно не пустые слова. Как сложно иногда бывает не детям — взрослым — найти общий язык после серьезной ссоры или непростого разговора. Просто подойти друг к другу и высказать вслух слова примирения. Или увидеть в чужом человеке не отражение собственной личности, а совершенно другого человека, и принять его таким, каков он есть. В детстве это получается проще, никто не спорит. Но почему то, что легко дается ребенку, оказывается практически невыполнимо для взрослого? Многие ситуации, легшие в основу сериала, как раз касаются подобных моментов.
Например, в истории «Бабочка» рассказывается о том, как Лосяш вдруг услышал по радио о том, что все раньше уже когда-то существовали. Он написал на радио письмо, и ему ответили, что в прошлой жизни Лосяш был бабочкой. После этого он изо всех сил пытался примерить на себя жизнь бабочки. В результате с помощью друзей он понимает важную для себя мысль: «Жизнь прекрасна. Главное — вовремя понять, кто ты есть на самом деле».
Не только детям нужны уроки добра и понимания, но и взрослым, которые иногда забывают о том, какими веселыми и открытыми людьми можно быть, не боясь показаться смешными. Совсем как смешарики!
«Пирамидка» («Что нужно всем»)
Серия с таким названием — пародия на истории успеха, бизнес-пирамиды и новомодные идеи о фэн-шуй. Предприимчивый Крош ищет, чем бы заняться, и решает продавать гвозди. Он делится этой новой и, по его мнению, беспроигрышной идеей по достижению успеха с Ежиком, своим другом. Но внезапно Крош замечает, что Ежик собирает пирамидку из разных предметов. И Крош придумывает отличный, как ему кажется, план: вместо гвоздей можно продавать именно эти пирамидки! Противоречие рационального, продуманного плана одного героя и стихийного художественного мышления другого напоминает о разных типах отношения к жизни: творческом и практическом. В одном случае все действия предполагают достижение определенной цели, результата, желательно материального, и некоего статуса. В другом — жизнь воспринимается как творческий порыв, действие с неизвестным результатом.
«Кордебалет»
Трудно быть начальником, особенно если подчиненные — твои друзья.
Для подготовки репетиции кордебалета к празднику смешарикам нужен начальник. Им становится самый неподходящий для этого дела герой — Ежик. Как оказалось, если учитывать интересы подчиненных, трудно добиться от них какой-то реакции. Ежик изо всех сил старается найти общий язык с друзьями, идет у них на поводу, однако из этого ничего путного не выходит. Но жизнь меняется, когда Ежик из скромного молчаливого существа превращается в грозу зверей. Ему было очень трудно войти в образ грозного начальника и, оказывается, уже невозможно из этого образа выйти.
В отвлеченно-философском смысле эта серия наглядно демонстрирует психологию людей, которые могут подчиняться кому угодно, стоит лишь их посильнее напугать и убедить в том, что за неповиновение их ждет суровая кара. В практически-бытовом смысле эту историю можно считать наглядным пособием по созданию образа жесткого начальника, его положительной (результативной) и отрицательной (одиночество героя) сторонам.
«Путь в приличное общество»
«Торжество разума»
«Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»,— говорит Лосяш в конце этой серии. Так за что же нас любят другие: за красоту или за ум? Этим вопросом задается Нюша на пару с Лосяшем, рассказавшим своей подруге историю из собственной жизни: когда-то он был влюблен в одну лосиху, но она предпочла ему другого лося, так как у него рога были длиннее и ветвистей, а в мире лосей судят лишь по внешности. После этого Лосяш решил заняться наукой, чтобы получить самую престижную премию — Нобелевскую, и тогда, он в это верил, лосиха вернется к нему обратно.
Произошло чудо — Лосяш получает премию. На церемонии вручения ему нужно было выглядеть сногсшибательно, и поэтому все смешарики помогают Лосяшу подготовиться к этому самому важному для него моменту. Но вдруг у Лосяша отпадают рога. И он решает не ходить на вручение премии, несмотря на то, что это самый важный момент в его жизни. И тут мы возвращаемся к вопросу, который задавали в начале: за что же нас любят окружающие?