«Не хочешь
смотреть 1-2 канал, не хочешь смотреть ТВЦ –
переключись на «Культуру», где рекламы нет. Но
ведь мало кто переключается – 4-5%
зрителей».
С.В.
Сеславинский, руководитель Федерального агентства по
печати и массовым коммуникациям Министерства культуры
РФ
Только корыстными интересами, коррупцией или малообразованностью можно объяснить поразительные высказывания профессионалов от современного искусства и СМИ о якобы свободном, ничем не управляемом развитии средств информации и не контролируемом их содержании. Проводится мысль о том, что единственной «священной коровой» на телевидении может и должен быть рейтинг, то есть число зрителей, привлеченное к экрану той или иной телепередачей. А, мол, не нравится передача – не смотри.
Между тем, с древнейших времён искусство является средством социального управления. Это было хорошо известно ещё Платону и Аристотелю, описавшим способы такого воздействия. От наскальной росписи, завораживающего ритма бубенчиков шамана до гипнотического мерцания телеэкрана – таков исторический диапазон средств массовой коммуникации и одновременно средств управления, где искусство занимает главенствующие позиции.
Справка «РЖ»
«Искусство воздействует на чувства, а через чувства на социальную жизнь людей», писал Питирим Сорокин. В современной психологии и социологии СМИ подробно описаны способы такого воздействия:
1. Поведенческие последствия. Согласно теории социального научения, как дети, так и взрослые приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения путем моделирования поведения кино– и телегероев.
2. Установки. При помощи классического обусловливания можно наделить любого человека или предмет неодолимой притягательностью или отталкивающими свойствами.
3. Когнитивные последствия. Новые знания изменяют мышление.
4. Физиологические воздействия. Изменения частоты сердцебиения, электрохимических характеристик кожи, учащение дыхания и изменение ориентировочного рефлекса, блокирование альфа-волн испускаемых мозгом.
СМИ могут менять представление человека о мире и социальной реальности, направлять взгляды людей в нужное русло, унифицировать их. Особенно велико влияние СМИ на детей. Они ещё не способны критично мыслить и воспринимают любую информацию как реалистичную.
Прежде в средствах информации на некоторые стимулы, имеющие рефлекторное воздействие, было наложено табу. Речь идёт о сексуальном стимуле и стимуле отвращения. Сексуальный образ, появившийся на банке ли пива или в рекламе товара, обусловливает его, делает притягательным. Таким образом можно придать притягательность любой идее, предмету, человеку. При помощи физиологического стимула отвращения, напротив, можно отвадить потребителя от любых нежелательных для манипулятора идей или действий.
Одно из ключевых образований информационного пространства – образ героя, модель поведения. Люди склонны подражать героям, обладающим привлекательными качествами и их поведению, даже если оно контрпродуктивно. Таким образом, рефлексия, возникающая по поводу действий привлекательного героя, может привить социуму любую идеологию.
Говоря о моделях, ставших предметом рефлексии социума в последние десятилетия, к сожалению, приходится говорить именно об их дезинтегрирующей роли. СМИ и искусство нового времени формируют:
– агрессивное, асоциальное, девиантное поведение;
– модели поведения потребителя наркотиков;
– идеологию релятивного и рекреативного секса (технология демографического сдерживания);
– субкультурные группы, в том числе, фашистского толка.
Недавнее исследование материалов телепередачи «Дом-2», проведенное группой экспертов, подтверждает активное распространение этих деструкций. Приведем некоторые фрагменты этого исследования.
«Дом-2» или
искусство манипулирования
Дискредитация социально-культурных феноменов – один из постоянно действующих механизмов этого проекта. Это достигается путём формирования крайне негативного восприятия ценностных явлений (понятий). Например, в одном из эпизодов Степан ковыряет в носу, после чего следует его страстный поцелуй с Викторией Боней. Подобными манипуляциями в течение короткого времени можно легко внедрить в сознание молодых зрителей отвращение не только к поцелуям, но и вообще к возвышенным чувствам. Например, в эпизоде «Степа репетирует песню для Вики Бони» во время исполнения песни о лебединой верности, символизирующей верность влюблённых, в нижнем углу кадра появляется изображение яростно отплясывающей парочки в нижнем белье. Это не что иное, как манипулятивный приём соединения противоположных звуко– и видеоряда. Он приводит к нивелированию воздействия песни, к дискредитации образа «лебедь», как символа верности и любви. Ещё раз этот образ целенаправленно скомпрометирован в эпизоде, где при помощи куриных пёрышек изображения змей на крыше Домика превращаются в пародийные изображения лебедей.
Дискредитация понятия «брак» продолжена образом назойливой Насти Дашко, одержимой идеей замужества. Благодаря простой манипуляции (образ обусловлен стимулом отвращения) рефлекторное отвращение распространится и на понятие «выйти замуж»: «Настю, которая козявки ела, показали на всю страну».
Линии дискредитации женского и мужского образов, понятий «семья», «дети», «верность», «счастье» продолжены в программах сопутствующих телепроекту «Дом-2».
Программа «Ребенок-робот» – Всего два дня наедине с младенцем! – внушает страх перед детьми и трудностями воспитания, прививает подсознательный ужас деторождения, представляя младенца в виде отвратительного создания. Программа «Настоящий мужчина» демонстрирует трудности и ужасы беременности, дискредитирует многодетность. Программа «Клуб бывших жен» – тиражирует по стране драматические истории неудачных замужеств.
Если вы молоды и доверчивы…
Анализ содержания рекламных роликов, размещённых в телепередаче «Дом-2» показывает, что целевыми зрительскими аудиториями программы являются демографические секторы 12-18; 18-25; 25-40 лет. Это подростки, молодые люди, женщины средних лет (домохозяйки). В проекте используется активная половая стимуляция, вовлекающая зрителя в зависимость от телепередачи – сексуального раздражителя. Рекламная информация о Доме-2 перенасыщена эротическими фотографиями, фотосессиями, любовными и постельными историями, описанными в подробностях.
Для соблюдения внешних приличий промоутерами часто используется приём «кто-то-украл-наши-интимные фотографии-(фильмы)-и-поместил-в-Интернет». «Эротические кадры с нашими фотографиями в Лазаревском выкинули на общий сайт. Ребята, кто-нибудь признается, кто это сделал? Это наш со Степой отпуск», – жалуется Алёна Водонаева. Однако этот приём уже использовался авторами проекта в эпизодах с порнозвездой Е. Берковой и, совсем недавно, с ведущей К. Собчак.
В систему продвижения проекта входит привлечение телезрителя в качестве потребителя продукции для мобильных телефонов и одновременно, косвенного пропагандиста гимна, персонажей, идеологии «Дома-2» среди своих ровесников:
«Любишь Дом-2? Хочешь поговорить об этом? Звони …».
«Герои Дом-2 разыграют твоих друзей. Звони…».
«Сувениры «Дом-2». Закажи на www. Дом-2».
«Поменяй обычные гудки в мобильном на гимн Дома-2!».
Предусмотрено вовлечение подростков-зрителей в действие телепрограммы «Дом-2», вплоть до полной идентификации с персонажами и самореализации в качестве одного из телеобразов: «Стань участником Дом-2, звони …»
Кастинг в «Дом-2» на mail.ru . Зайди на…. Участвуй в кастинге!».
У невидимых режиссёров этого проекта всё научно выверено. Осуществляется необходимая в социальном маркетинге обратная связь для выяснения точности и охвата воздействия аудитории. Надпись: «Отправь № участника и свой текст на… Дом-2. Дай совет участнику», – появляется в психологически кульминационные моменты телепередачи. Совет подростка – по сути это ответ на психологический тест, выявляющий наличие конструктивной (деструктивной) установки, и оплачиваемый из кармана телезрителя.
Исследуются установки, связанные с репродуктивным поведением: «один партнёр-много партнёров», «брак-сожительство», «целомудрие-раскрепощённость», «покидать [партнера] – оставаться», «брак – семья – дети», «гендерные роли»… Аудитория стимулируется обещаниями подарков и призов.
Как воспитывают фашистов
Телепрограмма «Дом-2» целенаправленно создаёт телевизионные жупелы, призванные возбуждать расовую ненависть и межнациональную рознь. Участник шоу Рустам в глазах большей части зрителей является «лицом кавказской национальности».
«Этот Рустам на самом деле такой мерзкий и противный как кажется?» – спрашивает участница проекта. Он плетёт интриги, пытается оказывать влияние на ход проекта, заносчив, коварен, труслив. Участники проекта уверены в его гомосексуальности.
Характерное развитие большинства эпизодов с участием Рустама: «провокация – скандал – драка». В разгар скандала на экране появляется надпись: «Дай совет участнику», т.е. степень агрессии телезрителей по отношению к «лицу кавказской национальности» проверяется тестированием. Эмоциональное включение зрителей в события передачи, побуждение их к действию (отсыл SMS-сообщения) закрепляет агрессию, рождающуюся в процессе наблюдения за сценой драки. Создаётся образ врага (в рассматриваемом случае «лиц кавказской национальности») который в дальнейшем, уже в реальной жизни, всякий раз будет вызывать подсознательную неприязнь и агрессию у телезрителя, подвергнувшегося манипуляции.
Сообщая о замене акции 14 февраля 2007 года телемостом, который пройдёт в журнале «Дом-2», участник проекта Рома говорит: «Вы можете задавать любые вопросы, желательно остренькие и, пожалуйста, в прямом эфире оскорбляйте Рустама!». Оскорбление человека, принадлежащего к национальному меньшинству, поощряется с телевизионного экрана и утверждается легитимным!
Другой подобный жупел – представитель африканской расы Сэм. В 2007 году журнал «Дом-2» подчёркнуто наградил его в номинации «Самый завидный жених». История пары «Сэм – Настя Дашко» развивается исключительно в плоскости назойливого навязывания брака со стороны Насти и избегания брака Сэмом. Постоянство схемы подчёркивается ведущими, сопроводительным голосом за кадром:
Сэм находит 100 причин для того, чтобы отложить свадьбу.
Сэмик всё ещё не сделал предложение Насте.
Настя безрезультатно ждёт от Сэма предложения о браке.
Сэм продал автомобиль и вместо бракосочетания вкладывает деньги в бизнес.
Культивируется образ чернокожего «жениха» (соперника) – жирующего баловня судьбы, «портящего» белых девушек. Кстати, такой же образ врага транслируется на сайтах национал-фашистов.
Культивация стереотипа «врага» в лице представителей национальных меньшинств говорит только об одном: проект «Дом-2» совершенно безнаказанно участвует в многоуровневой системе формирования национал-фашистской идеологии на территории Российской Федерации.
Пропаганда гомосексуализма
Для пропаганды гомосексуализма характерно позиционирование людей нетрадиционной сексуальной ориентации, как интеллектуалов превосходящих простых людей умственными способностями. Статус «Сергея Павловича» в «Доме 2» подчёркнут не только обращением по имени-отчеству (в отличие от других участников), но и речью: псевдонаучными, «интеллектуальными» рассуждениями. На вопрос телеведущей К.Собчак, когда же он определится с девушкой, Сергей Павлович туманно отвечает: «Со мной может быть только та женщина, которая прочла «Пир» Платона» («Дом-2» 27, 28, 29 марта 2007 года).
Разгадка Сергея Павловича скрыта в содержании Платоновского «Пира» развивающего идеи о высочайшей ценности истинной любви между мужчинами. «Женщиной» Сергея Павловича стал транссексуал «Эрика», во время очередной перетасовки пар закономерно выбравший Сергея Павловича. Гомосексуальную линию вели на проекте и другие участники проекта: мужеподобная «Оля», без промаха забрасывавшая мячи в баскетбольную корзину, Артур… Участники реалити-шоу бурно обсуждали сексуальную ориентацию Рустама. Сожительство с гомосексуалистом выглядело в передаче гораздо привлекательнее гетеросексуальных отношений. Рустам был вежлив, не бранился по пустякам и проводил время, приятно музицируя (целенаправленное создание положительного образа).
Порнографы в законе
Участие исполнительницы главных ролей в порнофильмах Елены Берковой в шоу «Дом-2» (2005) стало скандальной рекламной акцией. Впервые в истории страны на легальном телевизионном канале пропагандировалась порнография и проституция. Дело не ограничилось Еленой Берковой. Участницы Галеева, Бузова и Водонаева снялись обнажёнными в мужском журнале «Максим». В СМИ широко была распространена информация о высоком гонораре, полученном девушками за съёмку (подкрепленное поведение). В Интернете появились эротические видеоматериалы о звёздах «Дома-2».
В марте 2007 года на проекте оказался «Эрика Кишева», – по данным Интернет-сети, – транссексуал из Нальчика, профессионально оказывавший услуги гей-проститутки. Пребывания его на проекте с марта по апрель 2007 года с избытком хватило для популяризации порнографических и гей-сайтов, использовавших раскрутку «Эрики» для рекламы проституции и продажи порнофильмов. Интернет-сеть пополнилась фальшивыми и настоящими материалами, содержащими фотосессии и порнофильмы с изображениями участниц «Дома-2». За короткое время семьсот десять сайтов поместили информацию об Эрике Кишевой для привлечения клиентов:
Размах пропаганды порнографии Берковой и рекламы транссексуала Кишева, само их участие в реалити-шоу «Дом-2» указывает на возможную связь телепроекта с преступным порнобизнесом. Легитимация порнографии и проституции вообще стали одной из линий проекта.
Пропаганда наркотиков
В праздничном капустнике, посвященом 1000-му выпуску «Дома-2», участник Антон Бородин, представляющий растамана с дредами, хвалит урожай на острове Ямайка: «урожай в этом году накосили хороший, поэтому все веселые». В субкультуре растаманов потребление наркотиков (курение марихуаны) предписано идеологией, поэтому речь в данном случае идёт об урожае марихуаны, а сообщение является латентной рекламой наркотиков (№42; 7, 8, 9 февраля 2007).
Видеозапись на кассете «Дом-2, конопля» содержит эпизод с Ксенией Собчак, сидящей спиной к зрителям. Телекамера около 20 секунд показывает общий план, где в левой части кадра расположено изображение листа марихуаны на спинке куртки ведущей.
Демонстрация изображения марихуаны на телеэкране в течение 20 секунд равносильна демонстрации любого другого товарного знака и выполняет те же функции:
а) постоянного напоминания о товаре; б) легитимации товара известным лицом.
Не может быть и речи о «случайном» появлении изображения марихуаны на телеэкране. Фигура телеведущей размещена в левой части кадра и утяжеляет, перевешивает правую часть, создавая психологический дискомфорт. Изумрудное пятно притягивает взгляд, что и достигается специальной неравновесной композицией.
Реклама и пропаганда наркотиков в телепередаче носит как латентный, так и открытый характер.
Технология проекта «Антисемья»
Итак, научно говоря, проект «Дом-2» является системой стратегического социального маркетинга, манипулятивно воздействующего на целевые группы с целью изменения конструктивных установок на деструктивные. А на простом языке это означает: манипуляционными методами те, кто стоит за этим проектом, разрушают традиционные представлении о браке, семье, мужчине, женщине, подменяя их ложными идеалами, целями, моделями поведения…
Контент-анализ содержания телепередач (6 видеокассет, записи 2007 года) обнаруживает культивацию деструктивных гендерных стереотипов, присутствующих в большинстве эпизодов реалити-шоу «Дом-2».
1. Женщины всеми способами хотят женить на себе мужчин (9 повторов стереотипа):
«Героиней вчерашнего дня стала новенькая Жанна… Сначала она требовала внимания от Вадима, но после отказа Жанна закатила ему скандал и переключилась на Антона. В слезах она призналась ему в симпатии, но ответ Антона был также категоричен как и Вадима. Жанну это не остановило. Следующим объектом ее интереса стал Герман…».
2. Мужчины всеми способами избегают женитьбы (8 повторов стереотипа):
«Сэм находит 100 причин для того, чтобы отложить свадьбу»
3. Поведение, характерное для мужчин – половая распущенность и предательство (9 повторов стереотипа):
«Май Абрикосов – человек, отбивший максимальное количество женщин на проекте».
4. Поведение характерное для женщин – скандальность и нечистоплотность (11 повторов стереотипа):
«Девушки занимаются накладыванием штукатурки и наращиванием волос», не убирают за собой «как свиньи», нецензурно бранятся, дерутся до крови и т.д.
5. Частая смена половых партнеров (10 повторов стереотипа):
«Не успели Дима и Марина занять домик Мая и Алены, как между ними возник неразрешимый конфликт. Дима застал Марину, лежащей в постели с Вадимом и устроил скандал на почве ревности. В результате Марина, вместо того, чтобы оправдываться ушла к Вадиму и ребята расстались».
6. Брак – вынужденное зло, печать в паспорте (пять повторов стереотипа):
«Бракосочетание заканчивается тем, что гости засыпают «лицом в салат»… печать в паспорте ничего не значит».
7. Нецензурная брань и курение участников проекта (шесть повторов стереотипа):
– присутствуют во всех записях телепрограммы.
Асоциальное поведение подкрепляется материальными стимулами: участники реалити-шоу ездят за границу (Рома и Оля Бузова побывали в Венеции, Виктория – в Арабских Эмиратах, Стёпа вернулся из Таиланда), получают денежное вознаграждение (Алёна со Степаном выиграли приз зрителей – миллион). Согласно теории социального научения (A.Бандура) подкрепленная модель поведения становится объектом подражания для миллионов подростков. Молодые и обаятельные телегерои задают рефлекторно подкрепляемые модели поведения, дискредитирующие отношения полов, разрушающие институт семьи.
Происходит культивация стереотипов, уничтожающих позитивное наполнение понятий «брак», «семья», «любовь», «счастье», «дети», и пропагандируются такие «ценности» как раннее начало половой жизни, внебрачное сожительство, откладывание деторождения, частая смена половых партнеров…
И неужели, всё что может сделать государство против растлевающих души телепередач – посоветовать переключить канал?!