Еще патриарх англосаксонской
исторической мысли Тойнби, несколько десятилетий назад
размышляя о всемирных претензиях Запада, заметил:
«Очевидно, что это часть более крупного и
честолюбивого замысла, где западная цивилизация имеет
своей целью не больше и не меньше, как включение всего
человечества в единое общество и контроль над всем, что
есть на земле, в воздухе и на воде и к чему можно
приложить для пользы дела современную западную технологию.
То, что Запад совершает сейчас с исламом, он одновременно
делает и со всеми существующими ныне цивилизациями —
православно-христианским миром, индуистским и
дальневосточным».
Уроки сепаратизма
Сейчас очевидно, что управление
общественным сознанием стало важнейшим инструментом
западной политики, использующей в том числе исторические
реалии. Напомним, что юго-западные русские земли,
захваченные Литвой, которая, став частью Речи Посполитой,
делила с ней ее судьбу, стали частью католической Европы.
И не случайно на политической и идеологической сцене
Украины на текущем этапе провозглашения независимости
возобладали униаты — галицийцы, бывшие пять веков с
Западом. Их роль в формулировании государственной и
национальной идеологии исторически предопределена, ибо они
и есть носители особой «украинской» ориентации
в мировой истории. Поэтому и теории провинциального поляка
Францышека Духинского о расовом отличии «арийских
украинцев» и «туранской Московщины»,
якобы незаконно присвоившей и софийские ризы, и киевскую
историю, были сразу подняты на галицийские знамена.
Так что истоки украинского сепаратизма
— в Брестской унии, в противостоянии католического
Запада ненавистной «византийской схизме» и
неприятии русского православия. Отрыв Киева от Москвы и
окатоличивание восточного славянства были вековыми
устремлениями Ватикана и Запада. Вся история унии —
это жестокое наступление католицизма на православие, это
экспроприация, насилие и убийства, продолжавшиеся три века
сначала поляками, затем Австрией. Любыми средствами надо
было превратить русинов в украинцев, а им дать лозунг
всеукраинского единства, который сулил отрыв всей
Малороссии от России.
Сегодня ослабление позиций России на том
же Черном море имеет уже драматические последствия не
только для России, но и для всего восточнохристианского
мира, Средиземноморья и Балкан. Дальнейшие изменения, если
Киев окажется под контролем галицийской идеологии,
угрожают не только роли России как мировой державы.
Примером трагического следствия фрагментации православного
славянства стал и мятеж косовских албанцев, поддержанный
Западом.
История с Мазепой
Чтобы правильно реагировать на
происходящее сегодня на Украине, надо прежде всего понять,
что там происходит. Почему, обретя самостоятельность,
Украина вдруг становится вовсе не братским и дружественным
государством? Как это ни парадоксально — причина в
генетической общности и крайней близости наших народов.
«Братские» отношения — не вымысел, но
это сложнейший и противоречивый социодуховный феномен, это
комплекс как притяжения, так и отталкивания и ревности.
Первый смертный грех, совершенный человеком на Земле,
— это братоубийство, когда взревновавший Каин не
смог вынести существования рядом с собой богоугодного
Авеля. Известно, что гражданские и религиозные войны между
единородцами по личной ожесточенности превосходят
межгосударственные столкновения.
Сегодня в России и на Украине
обсуждается, в частности, «проект» разделения
украинских регионов, чреватый опаснейшими последствиями.
Захват Киева «галицийским проектом» без
уравновешивающего воздействия Восточной Украины —
это отрыв и гибель Киево-Печерской лавры, святыни
православных славян, символа византийской преемственности
и колыбели русского православия.
Но сегодня и у Востока есть шанс
сформулировать свой исторический проект для Украины. Надо
понять, что именно отречение от общерусской и
общеправославной судьбы позволяет обосновывать
историческую логику не просто отдельного от России, но
ориентированного стратегически и духовно на Запад развития
Украины. До сих пор отсутствие такого исторического
проекта, во-первых, объясняло, почему официальный Киев в
1990-е был зажат между экономическим менталитетом
густонаселенного промышленного востока и пассионарным
антирусским западом, и, во-вторых, обеспечивало господство
галицийских идей на мировоззренческом и информационном
поле. Главный итог — переписывание истории под углом
зрения многовековой борьбы Украины с «имперской
угнетательницей» Россией. Мазепинщина как
историческая идеология преподается в школах, но те, кто
делает это, забывают, что в свое время из 16 епископов,
анафематствовавших Мазепу, 14 были как раз малороссами.
Произошло уже втягивание Центральной Украины —
Чернигова, Полтавы, Киева в антирусский проект.
Тени чьих-то предков
Сейчас ясно, Ватикан принимает новую
стратегию, в том числе и по отношению к
«церкви-сестре», именно не как церковь, а как
субъект мировой политики. Стратегия эта всегда была
инструментом международной политической борьбы и
заключалась в смене конфронтационной модели
«Запад—Восток» на модель втягивания
Востока в диалог на ценностном и политическом поле
Запада.
Внешняя политика Ватикана оказалась
одним из важных идеологических и политических инструментов
и на территории демократической России в виде наступления
на ее каноническую территорию. Католики, принадлежа к
Римской церкви, для которой понятие традиции является
одним из основополагающих, ставят под сомнение
традиционность православия для России. Для них Россия
— это миссионерское поле для
«евангелизации» местного населения. Ватикан
явно желал бы исчезновения исторической роли православия в
государственном и национальном сознании русского народа,
утраты его государствообразующего значения сегодня.
А Украину политика Ватикана толкает с
геополитической точки зрения в знакомые исторические тиски
между «латинской» Галицией и крымскими
татарами, поощряемыми из Львова и Стамбула: из этих тисков
Украина вырвалась однажды только через Переяславскую Раду.
Но осуществить полное геополитическое и духовное
разъединение русских и украинцев — эту давнюю цель,
не раз откровенно сформулированную экс-советником
президента США по национальной безопасности Збигневом
Бжезинским, — можно, лишь вытеснив Россию из Крыма и
Севастополя. Это прекрасно понимали и в XIX веке виднейшие
русские интеллигенты — от поэта Державина до
канцлера Горчакова.
Сегодня, как будто в зеркале истории,
посредниками в переговорах появляются «тени забытых
предков»: президенты Литвы и Польши —
католических государств, что задолго до возрастания Москвы
поработили православную Украину и замышляли в XVI веке так
называемую Балто-Черноморскую унию, санитарным кордоном
отделяющую Московию от морей и от
«цивилизованной» Европы. И сегодня униатство
объявляет себя единственной воинствующей
«крестоносной» церковью «украинского
возрождения» с целью сокрушить православие и
прорусское мировоззрение украинцев. Отречение от
общеправославной судьбы позволяет обосновывать
историческую логику не только отдельного от России, но
ориентированного стратегически и духовно на Запад развития
Украины.
Именно Русская православная церковь
(РПЦ) после распада страны оставалась единственной
структурой, соединяющей в духовной сфере бывшую
политическую общность. Зависимые финансово, выходящие
из-под жесткого контроля государства церковные структуры
оказались под давлением уже другого свойства: политические
группировки у власти в новых государствах начали
использовать свои законодательные и финансовые возможности
для привлечения духовенства к осуществлению своих
политических и геополитических планов. Сюда же направились
субсидии, государственное влияние и влияние
антиправославных сил из-за рубежа: католические фонды
(Кirche in Not, ФРГ) оплачивают возведение храмов и
образование в престижном «Коллегиум-руссикум»
(Ватикан).
В то время как подавляющее число
верующих остались верными УПЦ Московского патриархата и
весьма активно выступают против расколов, именно униаты и
раскольники пользуются вниманием Ватикана и Запада.
Сегодня православную церковь, к
сожалению, втягивают в большую политику. Но и оставаться
вне ее именно сейчас уже невозможно.