— Вопрос о независимости Украинской православной церкви возник не сегодня, в истории немало примеров, как разные церковные деятели выступали за отделение украинской церкви от русской. Какие цели преследуют сторонники отделения?
— Это давняя история. И очень
давний проект католического Рима. Это многовековая
стратегия западного мира по отношению к Украине. Проект
этот хорошо известен, и в нем нет совершенно ничего
нового. Сущность его такова: автокефалия, то есть
отделение украинской церкви от единой поместной Русской
православной церкви, — это лишь второстепенный
промежуточный этап. Главный и следующий шаг: уния, то есть
подчинение украинской церкви римскому престолу, —
замена православия на Украине католичеством. В этом и
состоит старинная и горячая мечта Ватикана относительно
схизматиков, как они называют православные народы, и его
последовательный план действий, упорно осуществляемый
веками. Реализация этого плана повлечет за собой
кардинальное и необратимое изменение в ментальности целого
народа, полностью разорвет духовные, исторические, родовые
нити, связывающие Украину и Россию. Эксперимент этот уже
успешно поставлен, и наглядное его выражение —
униатская Галиция. Для верующего человека основная
проблема здесь, конечно же, не политика, а измена
православию, что ставит под вопрос главную цель
христианской жизни — спасение.
— Но официальный
Ватикан неоднократно заявлял, что у него нет намерений
осуществлять экспансию.
— Многие знают имя
митрополита Антония Сурожского. Он долгие десятилетия
прожил на Западе, во Франции и в Англии, активно и
искренне участвовал в экуменических межконфессиональных
диалогах, это был человек самых широких и — в
высоком смысле слова — либеральных взглядов. К тому
же он как никто много общался с представителями
католической церкви на научных и церковных форумах, был со
многими в дружеских отношениях. И все же вот что он пишет
на склоне лет, адресуя свои мысли не кому-нибудь, а
архиерейскому собору русской церкви: «Пора нам
осознать то, что Рим думает только о поглощении
православия. Богословские встречи и
«сближение» на текстах никуда не ведут, ибо за
ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить
православную церковь».
Но все же давайте обратимся к истории: в
течение XIV — первой половины XV века много раз
пытались разделить русскую церковь, создать на территории
захваченных — тогда Польшей и Литвой — русских
земель отдельную митрополию. Наконец разделение было
достигнуто по указу Папы Римского Каллиста III в 1458
году. Тогда польский король Казимир, воспользовавшись
сложившейся политической ситуацией, по приказу Папы отнял
западные православные епархии у находящегося в Москве
митрополита всея Руси Ионы. Так единая русская церковь
была разделена на две митрополии — Московскую и
Киево-Литовскую. Сразу же началась активная работа по
подчинению православной церкви Риму. Тогда это было только
начало. А в XVI веке, с 1590 года, стали созываться
ежегодные православные соборы в Бресте. Официально на них
громогласно провозглашались идеи торжества и чистоты
православия, а тайно готовилось принятие унии. Через пять
лет, в 1595 году, епископы—сторонники унии в Риме
присягают Папе. И уже через год, в 1596-м, на соборе в
Бресте уния провозглашается официально. Пять из семи
тогдашних православных епископов Западной Руси принимают
власть Папы, и только двое, несмотря на гонения, остаются
верны православию. Король Польши Сигизмунд III не только
утвердил все решения униатского собора, но и придал
церковному событию государственный характер: выступления
против унии сразу стали рассматриваться как
антигосударственные выступления, начались ужасные кровавые
гонения на православных христиан, которые периодически,
как это ни печально, вспыхивают и по сей день.
Прошедший ХХ век. Снова ослабление и
кризис в России, снова попытки отделения Украины. И снова
в действии автокефалистский проект. Украинская
автокефальная православная церковь (УАПЦ) создается в 1921
году по приказу большевиков для раскола с московской
патриаршей церковью, а в 1930 году по их же приказу за
ненадобностью «самоликвидируется», но вновь
появляется, теперь уже при поддержке германских нацистов,
во время фашистской оккупации, и, наконец, значительная
часть сотрудничавших с захватчиками самостийных
«иерархов», уже находясь в эмиграции,
завершают свой путь в полном соответствии с историческими
прецедентами, приняв католицизм и став униатами.
Сегодня, при всех известных нам
тенденциях развития Украины и при крайней
заинтересованности в этом вопросе как украинского
руководства, так и его западных партнеров, мы можем
прогнозировать, что следующим после автокефалии будет этап
объединения православных и католиков Украины в единую
поместную украинскую церковь, подчиненную Ватикану. О
необходимости создания такой единой церкви неоднократно
говорили государственные деятели Украины. Об этом же
заявлял и отлученный от православной церкви и преданный
анафеме так называемый Киевский патриарх Филарет (Михаил
Денисенко). Он, кстати, и возглавляет нынешнюю, еще одну,
хотя никем и не признанную, но ту самостийную
«автокефальную церковь Украины», и потому его
слова особо показательны. Он говорит прямо:
«Возможно объединение грекокатоликов и православных,
если на Украине будет единая поместная православная
церковь».
— Есть ли реальные
свидетельства о содействии проекту
«автокефалия—уния» с католической
стороны?
— Одно из самых красноречивых
свидетельств — высказывание признаваемого и по сей
день идеолога и лидера украинских униатов, католического
митрополита Андрея Шептицкого в 1914 году: «Украинцы
— лишь орудие божественного промысла, призванные
вырвать христианский Восток из клещей ереси (то есть
православия. — «Профиль»), водворить его
в лоно апостольского престола (то есть Ватикана. —
«Профиль») и европейского сообщества».
— Вы недавно побывали
на Украине. Какие настроения преобладают там в церковной
среде — среди священнослужителей, мирян, монахов?
Можете ли вы дать прогноз развития событий?
— К счастью, большинство
образованных, думающих православных людей прекрасно
понимают, к чему неизбежно приведет автокефалия. Особенно
при нынешних тенденциях развития украинского государства.
Священник в Киеве прямо мне сказал: если мы примем
автокефалию — наши дети будут униатами. Лучше, чем
кто бы то ни было, осознают многогранную опасность
автокефализма большинство епископов Украины. Даже слушая
многочисленные, порой слишком эмоциональные, а то и
панические высказывания по поводу подготовки автокефалии,
я все же отказываюсь поверить, что православные епископы и
священники на Украине, православный народ пойдут на шаг,
неизбежно открывающий унии победный путь в Киево-Печерскую
лавру, Почаев, Харьков, Полтаву, Киев… В заключение
хотелось бы отметить: попытки церковного разделения, о
котором мы говорим сегодня, — это вопрос изменения
вектора духовного и исторического развития Украины,
вопрос, который Запад пытался решить столетиями. Пока
церковь едина — она сильна. Великий подвижник и
святой ХХ века, преподобный Лаврентий Черниговский, особо
почитаемый православными как на Украине, так и в России,
еще в середине прошлого века, предвидя сегодняшние
события, говорил: «Как нельзя разделить пресвятую
Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, — это един Бог,
так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это
вместе святая Русь». И еще одно высказывание —
блаженнейшего Игнатия IV, Патриарха Антиохийского и всего
Востока, главы древнейшей православной церкви:
«Русское православие является гарантом
всеправославного единства, которое сейчас особенно важно.
Украинский вопрос — это вопрос целостности
православия во всем мире».
Из выступления митрополита Одесского и
Измаильского Агафангела на XII Всемирном русском народном
соборе:
«Сегодня
нам всем — иерархам, духовенству, богословам,
мирянам, церковной молодежи — необходимо приложить
все усилия для предотвращения страшной угрозы, нависшей
над единством нашей матери — Русской православной
церкви. На Украине враждебными каноническому православию
силами поставлена не теоретическая, а практическая задача
— уже в текущем году отколоть Украинскую
православную церковь от Московского патриархата, оторвать
миллионы православных украинцев, русских, молдаван и
представителей других народов, населяющих Украину, от
вековой общности церковной и цивилизационной судьбы с
народом великой России, окончательно и бесповоротно
поссорить наши народы.
Ставится цель, с одной стороны,
уничтожить единственно каноническую на Украине Украинскую
православную церковь Московского патриархата и православие
на украинской земле, с другой стороны — нанести
сокрушительный удар по Русской православной церкви как
удерживающей, которая не только во внешнем мире, но даже
внутри вселенского православия является охранительницей
неповрежденных святоотеческих устоев, традиций и
канонических норм, лишить ее того благодатного влияния на
глобальные процессы, которое она имеет сегодня. Ведь отрыв
Украинской православной церкви от Московского патриархата
— это раскол Русской православной церкви практически
пополам. И не только в количественном смысле. Такой раскол
пройдет по самой душе народной».
Из аналитической записки лидера украинских
грекокатоликов, униатского «митрополита»
Андрея Шептицкого австрийскому императору Францу Иосифу
(август 1914
года):
«Церковь на
Украине необходимо по возможности отделить от российской.
Оставляя в стороне доктрину, сферу догматики, было бы
необходимо издать серию церковных распоряжений, например
об отделении украинской церкви. На Украине будет
установлен единый центр духовной власти и церкви как
организма, представляющего собой невидимое целое. И он
будет целиком отделен от российской церкви. Определенное
число епископов, а именно те, которые родом из
Великороссии, и те, которые откажутся присоединиться к
унии, должны быть устранены и заменены другими —
теми, кто признает украинские и австрийские убеждения. Рим
бы согласился в этом случае на эти распоряжения и
назначения. Восточные патриархи, оплаченные из средств
правительства, также одобрили бы их. Таким образом,
единство украинской церкви будет сохранено или достигнуто,
а ее отделение от российской церкви будет решительно и
полностью утверждено».