На стенах одного из храмов Тверской области непостижимым образом засияли яркими красками выцветшие старые фрески. Корреспонденты «Итогов» отправились взглянуть на чудо собственными глазами.
Старая обитель
Чтобы собственными глазами увидеть то, о чем судачит вся губерния, нам пришлось изрядно потрястись по дорогам Подмосковья и Тверской области – монастырь находится примерно в трехстах километрах от Первопрестольной и в сорока – от райцентра Максатиха. Пока ехали, ведущий специалист по туризму Максатихинского района Геннадий Быков рассказывал нам о местных достопримечательностях. Его послушать, так здесь, в окрестностях Максатихи, чуть ли не всероссийская здравница. «Тут рядышком есть святой источник Параскевы Пятницы, – показывал наш спутник в сторону от дороги, – в нем вода целебная, помогает от всех желудочных заболеваний. А в обитель часто приезжают люди, которые не могут завести детей. Слух об иконе, которая от бесплодия помогает, распространился далеко. Многие потом возвращаются сюда, чтобы поблагодарить икону». Но мало этого, теперь к целебному источнику и чудотворной иконе могут добавиться «самовосстанавливающиеся» фрески.
По дороге мы видели не одну полуразрушенную церковь. И на первый взгляд Николо-Теребенская обитель немногим от них отличается. Судьба ее схожа с историей десятков других монастырей и храмов, разбросанных по российским просторам. Существует красивое предание, согласно которому еще в конце XV века икона Николая Чудотворца указала место для строительства главной церкви монастырского ансамбля – Никольской. Несколько раз храм разрушали, но потом вновь возрождали. В нынешнем виде – с живописными фресками и высокой колокольней – церковь была отстроена и освящена в 1838 году. После революции храм надолго превратился в склад, а поэтому настенные росписи пришли в полное запустение. Восстанавливать комплекс начали в середине 90-х годов прошлого столетия. Подремонтировали церковь Благовещения, привели в порядок подземную церковь Александра Свирского. Никольской повезло меньше – то ли руки до нее не дошли, то ли денег не хватило. Впрочем, церковь сама напомнила о себе.
– Никольский храм сейчас как будто приподнялся из земли, – рассказывает Геннадий Быков, – балки проступили на пару сантиметров. Как это объяснить – не знаю.
– Да чего тут объяснять? Это все водой выдавливает, – прерывает опись чудес водитель из местных и тут же начинает свою историю: – Тут ведь подземных ходов полно. Один ведет из монастыря к реке, а другой – к опушке леса за поселок Труженик. Многие у нас там детьми лазали, даже гробницы находили, а сейчас все позасыпало.
Храм Николы на чудесах
Самое ценное наследие монастыря – это фрески Никольского собора. По сохранившимся фрагментам можно судить, насколько красочными были интерьеры церкви. Во многих местах штукатурка осыпалась, обнажив кладку, и о том, какие сюжеты украшали их прежде, можно только догадываться. Однако там, где фрески еще целы, кажется, будто их только что отреставрировали. Краски поражают своей яркостью и сочностью, словно и высохнуть толком не успели. Похоже, что художник, расписывавший церковь, работал без особого плана, по наитию. Вот в завершенной и четко прописанной библейской сцене у ангелов замазаны рты – словно мастер оставил работу над ними на потом. Занимающей центральное место «Тайной вечере» время, кажется, вообще нипочем. В соседнем приделе контуры еще бледноваты, а дальше… кончилась штукатурка, но на голой стене тоже проглядывает орнамент. Чудо, убеждена настоятельница.
Смотреть на загадочные фрески в Николо-Теребенский монастырь приезжали и специалисты. Правда, их интересовало не столько чудесное обновление росписей, сколько то, чьей кисти они принадлежали изначально, – есть предположение, что стенами храма в XIX веке занимался знаменитый художник Алексей Венецианов. По предварительному заключению одного из экспертов, фрески можно отнести к школе этого великого художника. Насчет проявления картин на старой штукатурке у реставраторов тоже спросили, но этому у них нашлось свое, вроде бы рациональное объяснение – с явлением обновления фресок они уже сталкивались. «Бывали случаи самораскрытия живописи, и не раз, – рассказала «Итогам» директор научно-реставрационной мастерской «Фреска» Тамара Анисимова, – и этому есть объяснение. Зачастую при ремонте церквей новую штукатурку клали поверх старой. Естественно, когда новый слой начинал отваливаться, под ним проявлялась старая стена с росписями. Что касается яркости, не исключено влияние фактора повышенной влажности. От этого краски могут стать ярче, но радоваться этому я бы не стала – из-за высокой влажности штукатурка может начать отслаиваться и окончательно разрушится».
На земле и под землей
В истории храма был эпизод, когда во времена Смуты монастырь выгорел дотла. Но на пепелище вернулись монахи и упорными трудами возродили пустынь. Многие из верующих уверены, что те самые иноки, ныне погребенные где-то под храмом, и сотворили чудо. А кто-то и вообще кивает на Николу-угодника. Чудотворец как-никак…
Максатиха – Москва
Фото: Андрей Замахин