|
Княжеская Русь 2010. Слово директора
Иеромонах Ириней (Пиковский)
|
|
Лагерь «Княжеская
Русь» в этом году отпраздновал свой 5-летний
юбилей. Можно подводить предварительные, но, надеюсь,
не окончательные итоги. Пять лет назад лагерь
начинался с трех палаток возле храма Тихвинской иконы
Божией Матери в городе Холм Новгородской области.
Принимали участие 14 местных детей. Готовили на
костре. Был всего 1 вожатый (он же и директор
лагеря), у которого было всего несколько футбольных
мячей в спортивном арсенале…
 |
|
Было трудно: вокруг маленького пятачка,
где располагались палатки, рос высокий бурьян. Комары
жужжали и кусали круглосуточно. Однако место
расположения лагеря создавало притяжение: здесь
сливаются реки Кунья и Ловать, здесь давным-давно
проходил путь «из варяг в греки», здесь как
будто сами болота, холмы и леса навевают древние
славянские былины. Глядя на окружающую красоту, в
раздумьях, на ум пришла идея: а почему бы не провести
здесь тематический детский лагерь, лагерь с идеей
варягов и русичей, витязей и богатырей, древнерусских
летописей и, конечно, идеей крещения славянской Руси.
И так через год, после тщательной подготовки, появился
лагерь, основные очертания которого сохраняются до сих
пор. Это - лагерь в котором постоянно присутствует
тематические идеи: слабый, но дружный отряд всегда
победит, княжеские удальцы должны быть не только
выносливыми и смелыми, но и знающими и смекалистыми, и
только всем миром можно одолеть врагов-печенегов. Для
реализации этих идей, а главные из них – дружба и
добротворчество, было придумано множество авторских
наработок: специально разработан логотип лагеря,
изготавливались фирменные футболки, подбирались народные
костюмы, общая стилизация флагов и площадки лагеря должны
были подходить под идею «Княжеской Руси». В
подкрепление к заголовку лагеря подбирались названия
некоторых общелагерных мероприятий: «Письменность
Княжеской Руси» (на знание истории происхождения и
написания славянских слов и выражений),
«Великокняжеские игры» (маленькие олимпийские
игры в рамках лагеря), «Поиск печенегов» (игра
подобна «Зарнице»). Были и тематические
кружки, которые поддерживали общее направление на
протяжении смены: «Жития святых»,
«Церковное пение», «Колокольный
звон» (благо звонить на местной колокольне можно по
несколько часов подряд, чего не сделаешь в Москве). А в
течении смены отряды получали «достижения» или
персональные «княжеские» знаки отличия.
|
|
Помимо этих «идейных»
сторон лагеря, в каждой смене присутствовали
«стандартные» спортивные мероприятия, общие
для всех лагерей: утренняя зарядка, чемпионаты по
футболу, волейболу, спортивные эстафеты и т.д. Этому
удалялось и уделяется много внимания при подготовке
площадки: большое футбольное поле с исправными воротами
и сетками, ровная волейбольная площадка, сетки для
бадминтона, стол для настольного тенниса, турник для
подтягивания, новый качественный спортивный инвентарь и
многое другое. В некоторых наших сменах были даже
самокаты и велосипеды.
Расположение лагеря у реки – это не только
возможность для детей поплавать, но и как знает каждый из
директоров, - дополнительные риски для жизни и здоровья
детей. Зная, что дети плавать любят, мы тем не менее,
каждый год к этому подходим с осторожностью. Ухоженных
мест для плаванья у нас много: и река, и местный холмский
водопад, и некоторые озера поодаль. Река возле лагеря
– неширокая, быстрая, имеются пороги. В июле ее
можно перейти вброд (по пояс). На нашем месте купания
– она немного поглубже, но есть песчаный пляж и
естественные ограничители зоны купания (камни порогов).
Если погода солнечная – вода быстро прогревается. И
в таком случае для спорт. инструктора и спасателя на воде
основная задача – смотреть за детьми, чтобы они
вовремя покидали воду, а не сидели в реке часами.
Поскольку вода в реке достаточно чистая, не хлорированная
как в бассейнах, в ней плавать всегда приятно (особенно в
жару).
 |
|
Используя разнообразные
природно-географические условия мы каждый год
организовываем по нескольку больших и малых походов
(как правило однодневных). А для ребят постарше –
сплав на лодках по порогам ближайших рек. Излюбленные
походы – к древним храмам-монастырям на Рдейское
озеро и в деревню Воронцово. Поход на Рдейское озеро
лежит через поля, березовые рощи, топкие болота, а
затем – сказочный лес Рдейского полуострова.
После утомительного 12-километрового перехода по зыбким
болотам путешественники внезапно оказываются перед
необъятным озером, которое омывает монастырский
полуостров со всех сторон. Обратная дорога с Рдейского
озера – на военной технике (на танкетке):
бронетранспортер-вездеход возвращает путешественников к
началу похода. Поход в Воронцово – иной по
характеру. Он пролегает по живописным лесам и лугам
через вымершие русские деревни (жаль, в тех деревнях
население в последние годы окончательно спилось и
деревни полностью вымерли), затем – через
населенные села. Во время похода на Воронцово надо
переходить реку вброд, а у деревянного моста в с.Кочута
– отличное место для купания. Оба монастыря,
Рдейский и Воронцовский, - сейчас имеют по 1-2
монашествующих лица. Огромные храмы невероятных
размеров – только напоминают о былом их
дореволюционном величии (было паровое отопление,
мраморные иконостасы и т.д.). Сейчас же это –
полуразрушенные памятники архитектуры без монашеской и
приходской жизни.
|
|
Что же касается нашей молитвы, то она
проходила ежедневно. В отличие от многих игровых
мероприятий (которых в лагере было очень много),
молитва была не игрой и потому от нее нельзя было
отказаться. Утреннее и вечернее правило были в нашем
православном лагере обязательными для всех. Утром, за
молитвами, всегда читалось Евангелие и произносилась
проповедь, вечером – только чтение молитв с
пением тропарей. Поскольку детям труднее, чем взрослым,
стоять на молитве долго, для лагеря были подготовлены
детские молитвословы, которые раздавались всем
желающим. Многие молитвы и ектении пелись всеми вместе.
Более того, когда была общая для всех литургия, а таких
было две, у многих детей сразу появлялись свои задачи:
звонить в колокол, алтарничать, петь на клиросе,
смотреть за подсвечниками. При этом – дети сами
выбирали что им нравится (специальных распределений не
было). И, таким образом, петь могли всегда все
желающие, а участвовали в богослужении - все.
Нужно сказать еще про одну особенность нашего лагеря
– это палаточный городок. Раз палатки, значит туалет
и умывальники - на улице. Кто-то подумает – ну и
пусть, а бывалый человек сразу поймет – проводить
время в палатках в дождь и жару не так-то просто. Это
действительно было бы непросто, если бы не некоторые
улучшения. Дело в том, что для детей мы закупили большие
двухуровневые питерские и французские палатки (со
внутренними отделениями и наружным тентом), в которых
можно стоять в полный рост. Под палатками –
деревянный настил на всю площадь тента. Туалеты –
деревенские, деревянные. Но для умывальников была
организовала целая система подачи воды – как в
советских лагерях. Место где можно помыться –
настоящая русская баня. Было еще несколько улучшений,
которые выводят наш лагерь из разряда обычных палаточных
городков – питание было в трапезной (под храмом), с
профессиональными поварами на профессиональных
электрических плитах. При этом был постоянный контроль за
чистотой в трапезной, качеством продуктов и утилизацией
остатков (несмотря на наличие холодильников, с вечера
никакие продукты до утра не оставлялись - еда готовилась
только на свежих продуктах). В лагере были постоянно врач
и медсестра. Для них был выделен отдельный деревянный
жилой дом, в котором было тепло и сухо. Там, в лазарете
ребенок был под круглосуточным наблюдением. Для
перестраховки, нас держала под контролем местная больница,
которая в любую секунду могла прислать скорую
помощь.
А о помощи местного приходского священника (отца Василия
Середы) и его семьи нечего и говорить. Они не только
предоставляли весь необходимый технический инвентарь
(инструменты, гаражи, доски), но и сами активно
участвовали в обустройстве лагеря: проводили в лагерь
электричество (для освящения ночью, использования в лагере
караоке и музыкальной техники днем), стирали одежду в
своих стиральных машинах. И, главное, - окрыли храм,
который был доступен детям и взрослым почти круглосуточно.
Храм был центром жизни: под храмом в трапезной ели, в
пристройке к храму был штаб лагеря (офис), с самом храме
– молились и читали духовную литературу, на
просторном чердаке – беседовали и смотрели
фотографии на большом экране (или фильмы во время дождя),
а с высокой колокольни – наслаждались живописной
природой Холмских лесов и рек.
 |
|
Наверное, нужно еще сообщить немного
статистики. Лагерь длится 15-16 дней. В
«Княжескую Русь» приезжают, в основном,
дети и подростки из воскресной школы Сретенского
монастыря. Их в этом году было 42 человека. К ним
присоединяются дети и подростки местного холмского
прихода, в этом году - 14 человек. Всего в лагере
– от 50 до 60 человек каждый год (за лето –
одна смена). Они разбиваются на 4 отряда (княжества),
каждый из которых имеет свое отрядное место и двух
вожатых (муж. и жен. пола). Отряды смешанные по
возрастам: для того чтобы младшие дети тянулись к
старшим, а старшие оказывали опеку над младшими.
Поскольку в этом году было много подростков – из
них был сформирован особый отряд («дружина
добротворцев»), который имел определенные льготы
(больше походов, сплав по реке) и дополнительные
обязанности (мыли посуду после завтрака, помагали
готовить общелагерные мероприятия). Кроме того, в
лагере было еще ок. 30 взрослых: администрация, повара,
кружководы, родители и т.д., которые в этом году
обеспечили всю жизнедеятельность лагеря (включая мытье
посуды). Так что дети в качестве дежурства только
расставляли тарелки перед трапезой и собирали после, а
также – носили воду от храма к площадке лагеря
(питьевую и для умывльников). Иных
«трудовых» послушаний для детей не
было.
Вот такой наш лагерь – современный в техническом
оснащении и отношении к педагогике, архаичный по ролевой
игре (тематической идеи «Княжеская Русь») и
традиционный в отношении к православному благочестию и
молитве.
Несмотря на все трудности, мне кажется, мы добиваемся
своей цели – мы создаем большую семью в которой
ребенок отдыхает и учится: учится быть добрым по отношению
к ближним, учится любить свою родину, учится любить Бога и
Церковь Христову. И этому прежде всего способствуют дети
многодетных семей, верующие родители, и вожатые, которыми
являются семинаристы Сретенской духовной семинарии и
студентки ПСТГУ.
Для более детального знакомства с последней сменой
«Княжеской Руси» предлагаю несколько
документов:
иеромонах Ириней (Пиковский),
директор воскресной школы Сретенского монастыря,
директор детского православного лагеря «Княжеская
Русь»
|