Любовь и правило

    

…Да нет, что вы, я нисколько не спорю! Я абсолютно согласна с тем, что приходить в храм в шортах нельзя. Я хочу только сказать, что кроме этого «нельзя» существует нечто еще.

За всенощной на праздник Преображения Господня я обратила внимание на мальчика лет пятнадцати-шестнадцати. Не всякий раз увидишь такое отражение всего происходящего в храме — на лице: подросток был открыт богослужению, как мало кто из нас, взрослых и воцерковленных, бывает открыт. Он бесконечно удивлялся тому, что вот это — есть, что это происходит, что при этом можно присутствовать. Он смотрел на образ просиявшего Фаворским светом Господа так, как будто видел Его не на иконе. А услышав «Преобразился еси на горе, Христе Боже…», мальчик вдруг схватил руку своей бабушки, стоявшей, оказывается, рядом и крепко сжал… Вы часто видите сегодня такое — чтобы тинейджер сжал руку бабушки?

А то, что этот мальчик стоял в храме в шортах, я заметила уже потом: я ведь не на ноги его смотрела, а на лицо. И первая моя мысль была: «Какое счастье, что никто его не выпроводил; что никто резким выговором или хотя бы спокойным замечанием не вырвал этого юношу из его состояния, не спустил со впервые открывшегося ему неба на землю!»

Сторонники строгого благочестия будут сейчас мне возражать: мальчику, дескать, надо сразу дать понять, что он пришел не в кафе и не в дружескую компанию, что храм — место особого присутствия Божиего, и все должно этому соответствовать — не только в нас, но и на нас…

Еще раз соглашусь: должно. Но задам-таки вопрос: что было лучше для этого юноши, для его дальнейшей жизни и духовной судьбы, что было ему нужнее сейчас, в его крайне уязвимом возрасте: жесткий урок благочестивого отношения к храму или то, что он пережил, чем обогатился во время праздничного богослужения?

Сдается мне, что нужнее ему все же второе.

Ведь если бы он не получил того, что получил на праздничной всенощной, это могло бы оказаться невосполнимым. Нет никаких гарантий того, что это было бы восполнено потом — когда мальчик «исправится», усвоив правила внешнего благочестия. Тем более что он вполне мог бы и не исправиться и очень долго после этой своей неудачи обходить все церкви стороной. Очевидно ведь, что кожа у него очень тонкая…

Конечно, кто-то сейчас скажет: какая бы ни была кожа, будет ли он ходить в церковь и что-то в ней получать — зависит от него самого. Если ему действительно это надо, то он смирится, найдет в себе силы через обиду переступить… и т. д.

С одной стороны, верно: то, что мы назвали здесь духовной судьбой, зависит от самого человека, от его личного внутреннего выбора, а выбор подразумевает преодоление препятствий, как внешних, так и внутренних. Но с другой стороны, правильно ли это, от любви ли это, скажите — оставлять человека с этим его выбором наедине? «Так, в шортах мы тебя в храм не пустим, а что тебе делать дальше — сам решай» — это «щенячий метод», вряд ли оправдывающий себя в применении к людям, тем более что далеко не каждый из них в конкретный момент способен принять спасительное решение.

Мы, наверное, плохо помним о собственных трудностях и немощах. Потому и страдаем подчас повышенной требовательностью к другим — к людям, которых не назовешь еще глубоко воцерковленными. Наш разговор об этих людях, о тех проблемах, которые возникают у них на пороге храма, нередко приходит к категоричному «они должны». Они должны понимать, куда пришли; они должны слушаться; проявить смирение; отсечь свое упрямое и неправильное «я»…

Мы еще ничего этим людям не дали — а уже столько от них потребовали!

Мы с готовностью ставим в пример самих себя: «Я вот почему-то сразу понимала, что нельзя в церковь в штанах!» — не осознавая, что никакой доблести в этом нашем «сразу понимании» нет, что мы немощны и несознательны в тысячах других, уже не внешних, а внутренних планах, и что девушка, пришедшая на свою первую исповедь в брюках, вовсе не хуже, а весьма вероятно, что и лучше нас.

Я, кстати, недавно наблюдала такую. В джинсах, да. Но капюшончик от маечки на голову натянула. Поздним вечером, после всенощной — долго у аналоя стояла, и нельзя было не увидеть, даже бегло глянув: нечто очень серьезное и глубокое с нею сейчас происходит, и нелегко ей… «Слава Богу, — думала я, — что батюшка у нас добрый. Не оттолкнет. Если и попросит иначе в церковь одеваться, то лишь после исповеди и очень мягко».

Но я уже слышу голос ревнителя:

— А что же эта ваша девушка — не знала, что в джинсах нельзя? Ага, знала, но решила, что ей можно!.. — и т. д.

Что бы она там ни решила, как бы ни сказались на этом решении ее слабости, ее греховность — она оказалась у аналоя, и с нею происходят важные вещи. А если бы кто-то из нас — уж не говорю «выставил», хотя бы только травмировал ее бесцеремонным жестким выговором — ее исповедь не состоялась бы, и вполне возможно, что она ушла бы из храма навсегда.

Нельзя не понимать: не всякий человек психологически готов ко встрече с требованием, тем более — требованием, пока еще ему непонятным. В идеале ведь вообще никаких требований не должно быть, а все должно делаться или соблюдаться по любви, по собственному выбору, по личной духовной потребности. Конечно, здесь, на земле, в реальной жизни идеал недостижим, когда-то приходится и требовать тоже. Но давайте все же подумаем, что лучше: давить на человека, постоянно повторяя «нельзя!» и «ты должен!» или дать ему возможность принять правила благочестия — в том числе и внешнего — свободно и по любви?

Вот одна услышанная мною история. В одной московской церкви появился юноша-металлист — ну, знаете, весь в цепях и заклепках. Стоит всю службу, серьезный такой, косится на очередь исповедников, колеблется, наверное: встать в нее или уж не стоит. А ревностные прихожанки… Да нет, я ничего плохого о них не хочу сказать: они искренне ревностны к храму, к его святыне. В общем, они озаботились и пошли к настоятелю: «Батюшка, да что ж такое, вы все просите нас поменьше замечаний делать, ну так сами скажите ему: разве в храм в таком виде ходят?» А батюшка им в ответ: «Матушки, прошу вас, потерпите немножко — он переоденется». В итоге молодой человек действительно переоделся — в черный китель семинариста.

Мне известен распространенный аргумент «Только дай волю — люди в купальниках в дом Божий повалят». Впрямь, наблюдая людской поток, текущий по нашим улицам в летнюю жару — в это поверишь. В наше время — не то что нормы благочестия, а нормы приличия утрачиваются очень легко, может быть, это и тревожит тех, кто искренне ревнует о храме. Но здесь, наверное, нужно все же людям доверять — понимая, впрочем, что не каждый наше доверие оправдает. Большинство‑то всё равно с понятием — достаточно зайти в любой храм во время богослужения, чтоб в этом убедиться. А вот что порой огорчает (хотя тоже не трагедия) — это неуклюжие и, прямо скажем, крайне неэстетичные попытки изобразить внешнее благочестие, кустарно закрыв то, что нужно закрыть. Ну не понимаю я почему-то женщин, которые не могут просто надеть нормальную юбку, зато могут стоять у всех на виду в мятой ситцевой юбке, надетой поверх брюк. Это же страшно некрасиво, и ясно, что ни в гости, ни на работу они в таком виде ни за что бы не пошли. Почему здесь, в храме, им все равно, как они выглядят?.. Впрочем, остановлю-ка лучше себя вовремя: знаю ведь уже, в какой соблазн может меня ввести чужой внешний вид…

Не так давно я увидела в нашем храме парня в красных спортивных штанах. И, знаете, очень рада, что совладала с искушением сделать ему «мягкое замечание». Просто поняла, что желание это во мне, как ни странно звучит — не от благочестия вовсе, не от ревности о доме Божием. Оно от неудовлетворения собой, собственным пребыванием в храме и участием в богослужении. Недовольство собой ищет компенсации: а дай­ка я вот этого в красных штанах к порядку призову… И, боюсь, не только со мною так бывает. «Ревность о благочестии» нередко оказывается маской, скрывающей совсем не лучшие человеческие черты: агрессию, властолюбие, фарисейское самоупоение, да, в конце концов, банальную нервозность и раздражительность.

…Хотя я не хочу сказать, что замечания никогда не надо делать. Когда-то и надо, и даже не особенно заботясь о мягкости, может быть. Но это исключение, это только в тех случаях, когда человек проявляет сознательное, циничное безразличие к святыне храма. А в остальных случаях нужно, как минимум, задать себе вопрос: «А стоит ли?».

И всегда, мне кажется, нужно ориентироваться на то, чтобы человеку помочь. Не потребовать, не запретить, не принудить, а вот именно помочь — даже, например, принять те правила, которые ему не очень-то нравятся на сей день. Помочь — это от любви, а любовь — это то, что не забывается, что остается с человеком навсегда. Что-то другое забудется, а любовь нет — она не оставит и всегда будет в человеке действовать.

Газета «Православная вера» № 15 (563)

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ирина 5 сентября 2016, 14:45
Одежда важна,но человек дороже.К нам на клирос одно время приходила воцерковляющаяся девушка в брюках и без платка,по-моему даже сидела в храме нога на ногу.Её поначалу много чего в храме раздражало,она даже спорила.Но наш регент,мужчина,всё мужественно терпел и замечаний ей почти не делал,и другим не давал.А потом она пропала,и все о ней забыли.Прошло довольно много времени и я случайно увидела её в нашем храме,я поняла почему её никто не узнаёт,я сама её еле узнала,она ничем не выделялась среди наших прихожанок,обычная юбка или платье,неброское,на голове платок или шарфик и совершенно другой настрой,нормальный,как у обычной православной девушки.А скажи ей тогда кто-нибудь что-то резкое,поучи как следует и не было бы этой девушке в храме,может никогда.
Евгения 4 сентября 2016, 15:06
Оксана, в ответ Вам повторю из своего же комментария к этой теме: "Тем более что, как говорят святые отцы, если человек погружен в молитву, он просто и не замечает ничего вокруг себя: ни неподобающей одежды на других, ни шумящих детей, и т.д." Шумящие дети - это из той же категории. Одна моя знакомая прихожанка, очень хорошая женщина, сама говорит, что для нее это показатель, т.е. если ее отвлекают чужие дети, значит, она не молится. Простите, но как-то не чувствуется любви в этом слове "мамаша". И почему Вы думаете, что остальные, те, кто молчат, именно раздражаются? Может, они просто относятся к этому по-другому? Свою 3-летнюю дочку старалась приучать к тому, что можно двигаться, как угодно (потому что маленькие дети физиологически не могут долго сидеть на месте, и для них 5 минут - это уже долго), но только тихо, чтобы другим не мешать. При этом находились и ворчащие бабульки, которым даже ее хождения мешали. Но находились и те, кто, напротив, когда я делала замечание дочке, замечал мне, что она достаточно хорошо себя ведет и что не надо лишних замечаний, чтобы не отвратить в будущем ребенка от храма, чтобы храм был для нее местом, где ей хорошо.
ИРИНА ИГНАТЬЕВА (ЛАВРОВА) 4 сентября 2016, 13:57
Мне сегодня в храме тоже сделали замечание. Закончилась утренняя литургия на которой причастилась. На выходе увидела знакомую с которой не виделась более 3х месяцев. Она поин тересовалась моими делами,спросила как мои дети и внуки. Я еще и ответить толком не успела как услышала: нечего в храме болтать это грех большой. Я выскочила из храма пообещав навестить знакомую дома. Ей уже восьмой десяток и ноги больные не могла со мной на улицу выйти. И где больший грех-проявить участие или пройти мимо в следующий раз?
Валентина Коротаева 4 сентября 2016, 10:01
Помню была в храме в Шри -Ланка,нашу группу туристов привезли к началу службы ,было жарко и некоторые ребята пришли в шортах,при в ходе в храм им подали по куску ткани ,размером с большой платок,обернуть голые ноги,что они и сделали ,хороший пример нашим служителям...и никто не обиделся ,только понимание быстро дошло,что в храм пришёл ,а не на экскурсию,а мы ведь были туристы....
Александр Климанов 4 сентября 2016, 08:00
Думаю,в Храме смотреть надо не на то, кто во что одет... А как батюшка решит, так тому и быть. Ибо решение это от Бога.
Оксана Коврижных 3 сентября 2016, 13:12
внешний вид чужой пережить не трудно, а вот скачущие перед глазами дети и мать не реагирующая на это, действительно искушение. и все стоят и молча раздражаются. чтобы не обидеть мамашу.
Вероника 3 сентября 2016, 11:23
Лето. Город Анапа. Вечернее богослужение в храме Онуфрия великого. Входит парень лет 18-20 и останавливается посреди храма. А на парне только плавки и шлепанцы ...... Хор замолк, повисла звенящая тишина. Из царских врат выходит настоятель отец Виктор величественный в белом облачении и быстрым твердым шагом идет к нарушителю благочестия. По закону жанра не хватает только грома и молнии. .. Сейчас , наверное ,будет выталкивать кощунника пинками из храма... Но батюшка подошел и ласково ему говорит: "Сынок, пойди ,надень рубашку и брюки и возвращайся, я буду тебя ждать! А сейчас - срочно, срочно выйди из храма!" Для меня это был УРОК, никогда не забуду. Спаси , Господи, отца Виктора и того паренька.
Галина Б. 3 сентября 2016, 06:14
Ох, уж эти глазастые бабульки - ревнительницы Божии. Как у них глаз наметан на чужие недочеты в одежде, даже и не в церкви. Тут никак по другому, как только: бабулькам по смирению молчать, а всем остальным, по возможности, соблюдать "дресс-код". У меня в машине на спинке заднего сиденья всегда висит юбка. Были времена, когда ее не было, но с бабульками везло - не помню замечаний.
геннадий 3 сентября 2016, 01:17
Одежда должна быть целомудренной и не вводить людей соблазн. Брюки и другая одежда которая подчеркивает все "прелисти" не допустима на только в Храме но и в обыденной жизни. И если вам сделали замечание, то нужно поблагодарить и принять к сведению, а не обижаться. Но как говорил один батюшка: это не самый большой грех. Хотя как посмотреть. Не хорошо будет людям через которых вошол в мир соблазн. Храм это духовная больница, люди в нем вырывают с корнем свои грехи, страсти стоит стон и плачь. И ужи очищенные подходят к Чаше, соединяются со Христом. А тут шорты, юбки, брюки казалось бы ерунда, ан нет не ерунда. За каждое слово дадим ответ.
Иоанна_ 3 сентября 2016, 00:40
Дорогая христианка, которая не указала своего имени! Не обращайте внимания ни на кого, оденьте красивое платье (только без перебора), хорошую обувь, купите красивый итальянский платок и чувствуйте себя в храме так, как будто вы пришли в гости к Господу (а именно так оно и есть). Никаким уставом не предусмотрено вместо одежды старое, грязное и мятое тряпьё. Насчёт длинного не соглашусь с вами: длинное стройнит, но это только моё личное наблюдение. Теперь остаётся самое сложное: не осуждать тех, кто одет по-другому.
2 сентября 2016, 21:23
А я не понимаю женщин, которые умышленно надевают длинное, грязное, мятое, старое темное платье, как будто нашли его только что на ближайшей помойке, в жару, теплые длинные рукава, и ботинки. Неужели от этого они ближе к Богу? да ладно бы просто надевали это тряпье и все. Так нет, делают замечания всем остальным, смотрят с упреками, если даже не сказать, с ненавистью... Они отвращают людей от храма, многие люди, глядя на таких "благочестивцев", плохо думают о православии, как будто православие требует от человека всех этих жертв. Мой муж, например, когда только начинал интересоваться храмом и духовной жизнью, глядя на мою подругу, которая переоделась вдруг в такое тряпье, - сказал: "я не хочу больше ходить в храм. Я не хочу, чтобы я в конце-концов превратился в такое вот чучело. И не хочу, чтобы ты стала таким чучелом".


Это всего лишь внешние предписания, а по внутреннему своему устроению человек в джинсах или шортах может быть значительно чище и ближе к Богу, потому что он видит себя грешным, он понимает, что Христос - Спаситель и мы в Нем нуждаемся. А "праведник", благочестивец? Если он уже хороший, в отличие от ребят в шортах, то и Христос ему не нужен. Зачем нам Спаситель, если мы итак хорошие и уже место в Раю нам уготовано. Мы превращаемся в обыкновенных фарисеев, которые распяли Христа. Мы думаем только о том, что люди в джинсах плохие и ничего не понимают в церковной жизни, а о том, сколько людей мы отвернули от церкви своими замечаниями и критикой, своим внешним видом, засаленными волосами и грязными длинными юбками, - не думаем и не вспоминаем даже. А ведь у нас на счету может быть огромное количество таких случаев
раба Божия Тамара 2 сентября 2016, 20:42
Не могу не написать. так тема "замечаний" давно обсуждается...Марина написала очень мягко и деликатно, я так не умею.Но хочу привести примеры: - "...кто без греха - первый брось камень...". Сколько людей говорили мне одно и тоже - пошла (пошел) в церковь первый раз - сделали замечание - больше не пойду. Забывают наши "бдящие", что народ 70 лет рос в атеизме, сколько поколений не знали Бога...Как можно им делать замечания - это как младенчику читать нотацию, что какать в пеленки нельзя! Сказано Иисусом: - "... как вы можете судить ранее моего суда ..." Только он может решать - угодна ему наша одежда или нет. Мария Египетская - для своего первого и последнего причастия испросила плащ, так как была нагая... Молодежь приходит в церковь - от родителей-атеистов, как можно с них спрашивать что-то? Думаю, нашим батюшкам надо вразумлять "бабушек" и построже, а не впервые пришедшего к Богу. У Антония (Блюм) Сурожского была ясная позиция: - "...кто сделал замечание - молитесь за этого человека да конца жизни!".( речь шла о девушке в неподобающей одежде и с ребенком, которой сделали замечание и она ушла). Прости, Господи, нас грешных!!!
Юлия 2 сентября 2016, 19:31
Первый раз осознанно зашла в храм после автомобильной аварии, в которую попал муж с дочкой(все живы, от машины остались два колеса и две двери). Ехали из больницы мимо храма, мне очень захотелось зайти, я была в джинсах, на голове капюшон от куртки, но решила выгонят уйду.Так вот, было вечернее богослужение в Великий пост и никто мне ничего не сказал, Слава Богу... И так началось наше с мужем воцерковление...Мы стали ездить в храм, я надевала самую длинную юбку,которая была выше колена, и только через год наш батюшка очень мягко спросил, нет ли у меня юбки подлиннее. Так что не судите, многие захожане могут стать прихожанами, просто они много не знают, а спросить не у кого,по себе знаю. Кстати, о храме, в который я зашла в джинсах- меня в нём крестили, но я об этом узнала только через 27 лет.
Евгения 2 сентября 2016, 18:01
Долгое время не начинала ходить в храм (хотя уже начало появляться такое желание) просто потому, что у меня не было ни одной приличной юбки или платья, всегда и везде я была в джинсах или штанах. И это неправильно! Лучше придти в брюках, чем не придти вообще (и, как мне кажется, лучше в брюках, чем в мини-юбке). У современной женщины часто в гардеробе может и не быть юбок нормальной длины. На первой исповеди потом каялась в том числе и в том, что не приходила из-за этого долго. Батюшка подтвердил, что правильно, лучше бы приходила уж в чем есть. А потом стала в нашем храме обращать внимание на других женщин в брюках, и вот что интересно: со временем они постепенно переходят на юбки! И так и должно быть в идеале (об этом пишет в частности и Феофан Затворник): внешнее должно подтягиваться за внутренним. Можно и параллельно, но совсем плохо, когда наоборот: за внешним порядком - ничего нет. Так что уж лучше будем следить за собой! Тем более что, как говорят святые отцы, если человек погружен в молитву, он просто и не замечает ничего вокруг себя: ни неподобающей одежды на других, ни шумящих детей, и т.д.
Елена О. 2 сентября 2016, 17:22
Вот так же один мальчик-рокер с пирсингами в разных местах теперь подвизается послушником на Валааме. Максим, храни тебя Господь!
Маша Иванова 2 сентября 2016, 16:33
Существует такое понятие как благоговение, и его еще никто не отменял. Люди должны изменяться к лучшему (в данном случае выходить на люди в приличном виде), а не "лучшее" сводить до своего уровня. Мой муж, например, недоволен когда видит в храме молодых женщин в облегающих, коротких или декольтированных одеждах, объясняя это тем, что он, как мужчина, не может оставаться равнодушным, и хочет что бы ему, хотя бы в церкви, не подавали повод к соблазну.
Ирина М. 2 сентября 2016, 15:49
Мариночка! Со всем согласна, кроме юбки надетой поверх брюк!
Из собственного опыта. По разным причинам (экономического, физиологического и т.д. характера) не могу полностью отказаться от брюк. И вот я, одетая в брюки, еду вечером после работы мимо своего родного, любимого храма и знаю, что там сейчас идет предпраздничная вечерняя служба. Ооочень хочу туда! Но в брюках в храме чувствую себя голой.
И дежурная юбка на-запах с таким же не сминаемым платочком,хранящимися на работе, были бы очень кстати!
Владимир 2 сентября 2016, 15:44
реальный случай. гуляли с внуком в парке. Ему 1,5 года, ехал в коляске. Я по жаре одет в цветные шорты и майку. Когда зашли в церковный двор, решили сфотографироваться на память. В этом храме мы его крестили. В храм заходить в шортах и майке я не решился, только внучок снимает фуражку, вылезает из коляски, берет меня за руку и ведет в храм.Уговоры не помогают.Взял его на руки, занес в храм, перекрестились, приложились к иконам и спокойно вышли. сделали несколько фотографий возле храма и поехали дальше. Никаких капризов, словно он знал, что сделал всё,как нужно. Действительно, душа человека по природе христианка.
Марина Партас 2 сентября 2016, 14:54
Ходите в Храмы.Идите туда,если даже желание возникло случайно,а вы в брюках или шортах,без косынки или с открытым декольте.Идите,там вас ждёт Господь.Вы обязательно найдёте там,чем прикрыть колени и плечи.А вот отказ от этого желания это от лукавого.Его задача-не позволить вам встретиться с Создателем,что бы сохранить свою власть над человеком.Не идите у него на поводу!Лучше выслушать замечания "бабушек",тем более,что их задача вразумить нас и не имеет ничего общего с задачей дьявола,чем находиться у него на службе до скончания века.Из двух зол всегда нужно выбирать меньшее,а из двух благодетелей большее.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×