Habemus papam

Недавно отрекся от Престола Папа Бенедикт. Избрали того, кто выбрал себе имя Франциск, с очевидным намеком на потуги восстановить пошатнувшееся здание Церкви (читай литературу о средневековом подвижнике из Ассизи). Событие это – отречение - довольно редкое, частых повторений не терпит, оттого и было замечено всем миром без исключения. Но интересно, что за пару лет до этого, в году 2011-м был снят фильм об отречении Римского Понтифика. Фильм называется «Habemus Papam», то есть «Имеем Папу», что является обычным возгласом к народу после совершившегося избрания. Фильм изображает, как новоизбранный Папа приходит в ужас от легшей на его плечи ответственности и попросту сбегает. Кинолент с такой фабулой, насколько мне известно, раньше не снимали, и закрадывается мысль: а не было ли утечки информации о намерении Бенедикта сложить с себя тяжесть служения? Но с другой стороны искусство обладает профетическим (пророческим) потенциалом.

Так в 1898 году некто Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель Титана». В ней шла речь об огромном корабле, который потонул из-за столкновения с айсбергом. Книга увидела свет через 14 лет после написания, как раз накануне гибели реального «Титаника» – в 1912 году.

То есть средствами искусства можно вполне реально выразить то, что уже готово произойти, но еще не произошло. Цветаева, помнится, ужасалась на слова Ахматовой: «Забери и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар…», поскольку знала, что поэзия пророчествует, а не надувает мыльные пузыри. Стихи написаны, вслед за ними убили у Ахматовой «друга», потом надолго сел (отнялся) сын. Думаю, таков же по духу и названный мною фильм, и рожден он не утечкой информации, а предчувствием готовящегося события.

Фильм художественный, но снят подобно документальному. Очень натуральны толпы верующих на площади в ожидании белого дыма; с любовью, хоть и не без юмора, показаны члены конклава. Режиссер, Нани Моретти, играет в нем психоаналитика (атеиста), которого под покровом секретности вызвали в Ватикан, чтобы помочь Папе справиться с волнением и страхом. Кто захочет, может увидеть в фильме комедию. Кто захочет – трагедию. Возможно также увидеть трагифарс. Есть и еще варианты, поскольку фильм внутренне богат и способен рождать мысли у сочувствующего зрителя.  

Но одна из главных мыслей ленты это желание показать разрыв между ведомыми и ведущими.

Именно ширина пропасти и ужаснула киношного Папу, принудив его бежать.

Он отрывается от охраны, как шпион от преследования, и в партикулярном платье впервые бродит по улицам Рима. Этот старый уже человек ездит в автобусах, заходит в кафе, чтобы позвонить, вслушивается в разговоры случайно оказавшихся рядом людей, и все больше и больше понимает – он не знает эту жизнь. О чем говорить с этими людьми? Что им приказывать? От чего остерегать? Могут ли они еще слушать, а если могут, то могут ли понимать то, что слышат? Папа видит, что не понимает современного человека, а значит, не может указывать ему путь на Небо.

Он ведь скорее символ, чем живой человек. Он символ неразрывности веков, и апостольской власти, и единства Западной Церкви. Символ тысячи вещей. Что же до пульсации крови в его венах, до скачков давления, до ночных страхов этого старого уже человека, то кому какое дело в нашем мире есть до снов, которые снятся символу?

Вот он, живой и настоящий, но переодетый, как Гарун-Аль-Рашид, ходит среди толпы и слушает разговоры о себе. Не это ли мечта всех правителей – неузнанным побродить среди свои подданных, все узнать, все услышать? Но Халиф мог казнить болтунов, и неузнанный Христос любил всех. А Папа не будет никого казнить, но и не может всех любить. Он просто устал и испугался.

Что же слышно в народе? Папа так и не вышел на балкон и не благословил людей. И вот уже звучат голоса, что его отравили, что ищут двойника, что приближается всемирная катастрофа (народ так падок на «тайну» и «заговор»). И вот уже кардиналы в конклаве, чтоб не сойти с ума от тревоги и запертого положения (покидать Ватикан нельзя), начинают играть в волейбол во внутреннем дворике. А Папа живет в гостинице и посещает репетиции театра, на которых обнаруживает прекрасное знание Чехова. О! Прошу вас. Поймем этот реверанс в сторону русской культуры. Ведь без нее нельзя. Это не заказная, а очень органическая вставка. Наши местные варвары даже не умеют помыслить, что то литературное богатство, которое рождено на нашем языке, и которое нами так часто неосмотрительно пренебрегается, составляет громадную часть золотого фонда человечества. Так в театре, на «Чайке» Папу и ловят, буквально притаскивая в покои, облачая, готовя к первой речи.

Великая власть, великое уважение, страшная ответственность, глубокое одиночество, абсолютная непонятость, необходимость всегдашней улыбки под неослабевающим бременем.

И все выскальзывает из рук, и никто уже не хочет ни склоняться, ни покоряться. И грех стал обыденностью, и извращение названо нормой, и только великие здания говорят о былом величии веры.

И тоска живет в обнимку с сытостью, и незнание, зачем живешь, толкает человека на все тяжкие. И так вдруг понятно, что мир стал маленьким, и коли хочешь ткнуть в кого-то пальцем, то родному брату в глаз попадешь. А если зло посмеешься над кем, то присмотришься, а это – твое личное отражение.

Хорошее кино, внутри которого, как в настоящей жизни, можно и посмеяться, и поплакать. Посмотрите, правда. Когда пост закончится…

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

10 апреля 2013 г.

Смотри также
Изменился ли католицизм? Изменился ли католицизм?
Федор Гайда
При всех внутренних изменениях католичества скрепляющий его папский стержень и сегодня остается неизменным. Более того, все намеренные изменения как раз и направлены на то, чтобы «диктат папы» продолжал существовать. И потому важно помнить: любые братания с православными для Ватикана – лишь средство духовного подчинения.
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада
Из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Последствия нового учения о Филиокве были трагическими. В результате на Западе, в отличие от Востока, так и не сложилось развитое учение о Святом Духе. Вместо обожения (стяжания Духа Святого) латинские мистики учили о «подражании Христу». Вместо единения в Духе создавалось единение в папе. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32), – свидетельствовал апостол Павел о союзе Христа и Церкви. Какая тайна оставалась в союзе Церкви с папой? Принцип единой организации брал верх над единым упованием
Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 1 Русские богословы о проблеме первенства в Церкви. Часть 1
Диакон Владимир Василик
Римско-католическое учение о главе Церкви как земном наместнике Христа практически превращает Церковь в земную организацию, пусть даже и с небесными задачами, и тем самым прокладывает дорогу к протестантскому представлению о Церкви как о простом сообществе верующих, а в перспективе – и к уничтожению Церкви вообще.
Комментарии
Дмитрий21 января 2014, 14:15
я думаю, нам, христианам, необходимо относиться друг к другу по доброму, в т. ч. и к Папе Римскому. Вед таким отношением (добрым) мы показываем, что мы Его люди, Христовы.
Xenia21 августа 2013, 01:30
В откровении святого Иоанна Богослова 7й царь (Бенедикт XVI-седьмой по счету после создания государства Ватикан- 1929) будет и быть ему недолго, а восьмой, т.е. нынешний Франциск- последний и если и будет, то пойдет в погибель... Такое пророчество также оставил ирландский Святой Малахия. Так что ничего тут удивительного нет, всему тому дано быть, на то воля Божья, человечество платит за свои грехи, мужеломство и прочие мерзости не могут быть там, где вера и христианство, но увы, это то, чем на сегодняшний день одержим запад. Это называется быть "современным"... ну а по-моему так просто антихристианином
Василий Украинец20 июля 2013, 22:40
И все-таки фильм сняли именно о папе.....наверное потому,что имя Петра упоминается в Евангелии намного чаще имен других апостолов......с чего бы это вдруг?
Геннадий-либерал14 апреля 2013, 17:01
Если Ваши умозаключения о подоплеки отречения Папы Бенедикта приближаются к истинному положению случившегося, то можно с облегчением успокоится присутствием в лоне Католической Церкви Духа Святого, потому что есть все основания для праведного христианина признать свою немощь в борьбе с настоящим миродержавием.
Не думаю, что и у православного христианина, если только он не посещает специальные занятия у психоаналитика, имеется более льготное восприятия действительности, не говоря уже о реализации успешного личного руководства все более развращающейся паствы.
Слова господа Иисуса Христа о том, что, повторно придя в мир, "не найдет веры" в человеках уже не пророчество.
В этом аспекте, мне не нравиться, что Вы допускаете такую простоту перехода тем: от ужаса всеобщего безверия и разврата к "русскому наследию Чехова". Ваше право и интерес выбирать в жизни удовольствие в чтении чужих рефлексий и кривляний - ищите через это Истину. Но зачем размешивать в одном учение Господа Иисуса Христа и человеческие хотения. Давайте лучше по Евангельском аналогии - отдельно: "О Боге без театра, кино, комедий и смеха (в том числе и после поста)", а "о золотом фонде и русском наследии человечества с волнением и страхом".
ludmila toll13 апреля 2013, 01:40
выписала себе цитату из окончания повести вашей .
спаси вас ГОсподи отец Андрей
прихожанка 11 апреля 2013, 13:10
Спасибо за рекомендацию!
п.с.
Вы когда смотрели?
Виктория11 апреля 2013, 12:21
"Так в 1898 году некто Морган Робертсон написал книгу «Тщетность, или гибель Титана». В ней шла речь об огромном корабле, который потонул из-за столкновения с айсбергом. Книга увидела свет через 14 лет после написания, как раз накануне гибели реального «Титаника» – в 1912 году."
Вот эту историю я слышала, это правда. в прошлом году вышел документальный фильм к 100-летию гибели Титаника, там об этой книге тоже говорится. очень интересный фильм получился. точно название вроде бы "Титаник.загадка разгадана". советую посмотреть, фильм сделан очень профессионально, я не могла оторваться когда смотрела.:)
Константин10 апреля 2013, 23:10
Очень трудно Епископу Рима в секулярной Европе проповедовать Слово Божие. "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" (2Тим.3:1). Сил и помощи Божией в служении Папы Римского
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×