Отчет в уповании.
Монолог троечницы

Бессмертное пушкинское «Мы ленивы и нелюбопытны» вполне относимо, увы, к нашей церковной жизни. Чтобы быть — не называться, а именно быть — православным, нужно знать довольно-таки много. Но мы склонны игнорировать это обстоятельство. Мы рассчитываем на то, что необходимые знания по ходу дела сами собой втекут в наши головы… и заранее согласны обойтись без того, что не втечет.

Я не только про других, я и про себя тоже. Несколько лет назад я после разнообразных перипетий пришла наконец-то в православный храм… вроде бы — всерьез. То есть — со зрелым намерением не оставлять его больше никогда. Но при этом я не считала почему-то нужным разобраться, что, почему и когда в православном храме происходит: «Священник знает, этого достаточно; а я пока буду слушать и постараюсь что-то почувствовать». В результате я как раз и не чувствовала ничего. Что такое проскомидия и когда она совершается? Почему в определенный момент литургии поют Херувимскую песнь? Что означает «Святая святым» и «Твоя от Твоих»?.. Если всего этого не знать — откуда же чувства возьмутся? На что откликаться душе?

Когда это до меня дошло, я стала искать книги, посвященные именно богослужению, и, в частности, литургии. Надо сказать, такую книжку в нашем обычном церковном киоске найдешь не вдруг — при всем, казалось бы, изобилии православной литературы. Несколько толковых, глубоких книг найти удалось, и картина изменилась, но инерция сохранялась. В течение — стыдно признаться — нескольких лет каждым воскресным утром слышала 50-й псалом, и лишь недавно, найдя, наконец, время и прочитав церковнославянскую Псалтирь, узнала, при каких обстоятельствах вырвался из груди царя Давида этот покаянный вопль.

Выше речь шла о вещах на самом деле элементарных, а одними элементарными вещами нам в Церкви не обойтись.

«Будьте готовы всякому требующему у вас отчета в уповании своем, дать ответ с кротостью и благоговением» (2 Петр. 3, 15). Отчета у нас требуют регулярно и подчас довольно агрессивно. А вот кротости и благоговения у нас в этих диалогах не хватает — именно потому, что мы чувствуем себя очень неуверенно. Как плохие студенты на экзамене. В любой момент наши оппоненты могут сбить нас с толку, поставить в тупик. Да и не только в оппонентах дело. Очень часто люди спрашивают вполне доброжелательно и с большим желанием узнать: а вот это почему, а это как, ты же в церковь ходишь, ты знать должна. Хожу. Но не знаю.

Внутренняя сторона проблемы, однако, гораздо серьезней, чем внешняя. Если у нас нет четких представлений о христианской догматике, у нас не будет духовного пути, а будет — духовное блуждание. Если имя святого, память которого совершается в конкретный день, ничего нам не говорит, то совершение памяти для нас — ритуал, не более того. Если мы слабы в истории Церкви — мы не сможем сориентироваться в текущем моменте. Если мы мало что помним из Библии… Кстати, почему средний баптист или, чего доброго, свидетель Иеговы знает Ветхий Завет на порядок лучше среднего православного?

Не знать или знать мало — значит, быть неглубоким, поверхностным, действовать механически, исходя из «так надо», «так положено». Почему это нам столь свойственно? Иная прихожанка годами выстаивает службы, старательно кланяется и крестится, вслед за всеми идет к исповеди и к Причастию. А в один прекрасный день, подойдя к свечному ящику, спрашивает, кто «главнее» — Троица или Богородица…

Примеров подобного невежества можно привести много. Оно — почва для мелочного обрядоверия и магизма, это не в худшем еще случае, а в худшем — для псевдоправославной ереси и раскола.

Итак, «хочу все знать»? Но в том-то и дело, что всего разом не проглотишь. Нужно двигаться постепенно, и это движение должно, конечно, соответствовать возможностям каждого отдельного человека. Его образовательному уровню, например. И его занятости. У многих ведь, впрямь, совсем мало времени остается на чтение. Чему это время отдать — Священному Писанию или какой-то доступной разъяснительной книжке, каких много в церковных лавках?

Большинство из нас никогда не одолеет даже и половины корпуса святоотеческой литературы, и с этим обстоятельством ничего не поделаешь. Нам следует, по всей видимости, читать ее выборочно. Но как выбирать?

А церковнославянский язык? То, что отказаться от него нельзя, то, что перевод богослужения на современный язык невозможен — это уже, как мне представляется, все поняли; но церковнославянский остается проблемой. Надо ли нам учить его «отдельно», как мы учим иностранные языки, или достаточно с чьей-либо помощью разобраться в богослужебных текстах?

«Если вера не растет, она умирает». Это слова одного католического священника; но любой православный священник, я думаю, с ними согласится. А чтоб вера росла, надо и грамотность свою повышать тоже, выражаясь на светском языке.

Давайте поможем друг другу учиться.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×