27 марта 2014 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), возглавляющий Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, посетил московский Сретенский монастырь. Владыка выступил на духовном Соборе братии с речью о том, какими делами милосердия можно было бы заняться в монастыре.
Архимандрит Тихон, представляя братии Преосвященного владыку, отметил, что многим режет слух словосочетание «социальное служение»: «Не “социальным же служением” занимались наши святые», и предложил говорить о «попечении нуждающихся». Епископ Пантелеимон согласился с отцом Тихоном и заметил, что главным эффектом попечения о нуждающихся или социального служения — как его не называй — должно стать умножение любви — и в том, кто занимается делами милосердия, и в том, на кого эти дела направлены.
Говоря о том, кто более всего нуждается в нашей помощи, Владыка особое внимание уделил многодетным семьям, которые, несмотря на провозглашенную государством политику поддержания рождаемости, находятся в самом уязвимом положении и более других нуждаются в сторонней поддержке. Многодетные семьи чаще всего испытывают проблемы с жильем и другими материальными ресурсами. В многодетной семье родители не могут уделять всем детям достаточное внимание, из-за чего дети часто отстают в учебе, ведь современная система образования устроена так, что если родители не занимаются с детьми дополнительно, те отстают. Также в многодетных семьях часто наблюдаются проблемы с летним отдыхом для детей.
***
Перейдя к вопросу о том, какими делами милосердия можно было бы заняться в монастыре, епископ Пантелеимон в первую очередь упомянул создание странноприимного дома для тех людей, которые стоят на пороге бродяжничества, но пока ещё его не переступили и являются «приличными людьми». Так, многие люди, приезжающие в Москву из провинции ради лечения детей, сталкиваются с тем, что в больницах готовы вылечить их ребенка, но их самих при больнице разместить не могут, а значит, им приходится искать себе в течение длительного времени кров над головой со всеми вытекающими из этого проблемами и искушениями.
Мужской монастырь мог бы заняться реабилитацией бездомных, 80% которых по статистике составляют мужчины. Таким людям в первую очередь нужен труд и благочестивая компания. Не секрет, что в большинстве ночлежек, где бездомные получают кров, пропитание и деньги, они духовно деградируют, поскольку теряют потребность в труде, привыкая ко всему готовому. В качестве доброго примера Преосвященный владыка указал на святого праведного Иоанна Кронштадского, благодаря деятельности которого по созданию «домов трудолюбия» около 75% бездомных Кронштадта были буквально им спасены, вернувшись к труду и нормальной жизни.
При монастырях можно было бы организовать общества трезвости и бесплатные больницы или больничные пункты, наладить книгоиздание, создать видеостудию, выпускающую эффективные ролики социальной рекламы.
Особое внимание владыка Пантелеимон уделил проведению летних лагерей для мальчиков, нуждающихся в настоящем мужском воспитании, острый дефицит которого испытывает наша страна.
Много времени Владыка посвятил теме волонтерства, которое способно сплотить приход и даже привлечь в него новых активных членов из числа неравнодушных людей, пока ещё далёких от Церкви, но готовых поучаствовать в ее проектах. Так, через волонтерское движение при храме святого благоверного царевича Димитрия уже прошло около 1500 человек. Многие из них спустя какое-то время осознанно пришли в храм, крестились, стали вести церковную жизнь. Волонтеры сами выбирают то, что близко их сердцу и соответствует их навыкам и способностям. Так, они могут помогать одиноким, ездить в больницы и психоневрологические диспансеры, заниматься с детьми, собирать вещи для малоимущих, а также, обладая соответствующими навыками, организовываться в строительные бригады и производить ремонты в домах малообеспеченных граждан.
Важную роль в социальном служении отводится священнослужителям. Священники могут окормлять больницы и хосписы, самый дух которых заставляет больных и тем более находящихся при смерти людей вспоминать о смерти и вечности. Важно ходить по домам прихожан и всех тех, кто желает исповедоваться, собороваться или причаститься. Здесь нужно проявлять максимум милосердия и снисхождения, не требуя справок о том, насколько серьезно болен человек. Остро не хватает священников, готовых разговаривать по «телефону духовной помощи». Любой человек, находящийся в непростой жизненной или психологической ситуации, может позвонить в такую службу, и часто именно голос священника способен разрешить ситуацию, вселить надежду и утешение в унывающего, а иногда и стоящего на пороге самоубийства человека.
Свой рассказ епископ Пантелеимон закончил призывом дарить радость друг другу, подчеркнув, что одно это уже является социальным служением.
В заключение встречи братия монастыря обсудила, что из предложенного Владыкой Пантелеимоном можно было бы реализовать в отдельно взятой Сретенской обители.
|
|
У нас с мужем сын Александр и дочь Дарья 11 лет. Я не работаю, ухаживаю за сыном(у него родовая травма). И хотя никто не сделает за меня домашнюю работу, никто не уделит должного внимания дочери(муж эти 5 лет работает в Москве - обеспечивает нас и надеется купить жильё), никто не посетит за меня разные инстанции, я порой чувствую себя человеком праздным. Многим "таким" родителям нужна работа по силам и по ситуации - надомная или вне дома, оплачиваемая и неоплачиваемая. Другая проблема - храм посещаю крайне редко - только для исповеди и причастия, если сын "позволит", а мама заменит меня у его постели. Дочь учится в воскресной школе. Летом некуда вывезти сына подышать, а дочери преподать уроки работы на земле (я их в детстве каждое лето получала, и слава Богу) да и самой получить уроки духовного труда... Может быть монастыри или настоятели храмов в заброшенных сёлах поспособствовали бы? Я думаю, что "такие" родители откликнуться и примут участие и в жизни монастыря, и прихода, "напитавшись духовной пищей и надышавшись свежим воздухом. Спаси вас Господи.