ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ О БОГОСЛУЖЕНИИ И МОЛИТВЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ
Идея Богослужения: человек — образ Божий, а Бог — Первообраз; падение и восстановление человека; страшный последний суд; вера, упование, любовь; — подвиги христианина в борьбе со грехом; награда за победу — вечная жизнь; святость, единство Церкви; сила в молитве и единении верующих; пребывание Бога в Церкви святой и в каждом из верующих: вы есте церкви Бога жива.
Если бы не было вечного суда или вечного мучения, тогда воплощение Сына Божия, все дело искупления не имело бы смысла. К чему тогда столь великая и страшная жертва, — такое истощение Бога-Слова, такие страдания, такая смерть?
К чему и воплощение? Такое домостроительство Божие предполагает само собою вечный суд и вечную муку грешников неверующих и нераскаянных, ибо для них не обретается жертва, если они не имели веры во Христа или отвергли ее: к тому о гресех не обретается жертва. Бог наш есть Творец всемогущий, премудрый, всеблагий и всеправедный и вместе спасительного рода человеческого; Он есть Бог чудес: Он создал единым словом мир и все бесконечное разнообразие тварей; Он создал человека по образу Своему и по подобию, и для искупления его, падшего в грех, проклятие и смерть, Сам соделался человеком, не переставая быть Богом. Вот эти величайшие чудеса творения и искупления и изображаются во всем чине богослужения вседневного, воскресного и праздничного. Велико чудо Божие — сотворение мира и человека из ничего; но несравненно большее чудо то, что Бог сделался для человека человеком, и человек таким образом сделался богом.
Как же это совершилось? Воплощением, смертию за нас, воскресением и вознесением на небо Господа Иисуса ко Отцу с нашим человеческим обоженным существом, с душей и телом. Вот эти то величайшие, дивные, неизреченные дела Божии и воспоминаются и прославляются ежедневно в Церкви в Богослужении, — также подвиги святых, совершенные благодатию Божиею. Все домостроительство божественное о нашем спасении, вся история Ветхого и Нового Завета и история Церкви, все богослужение показывают, и развивают ту истину, что человек есть возлюбленное творение Божие, образ Божий, чадо Божие, для которого сотворен мир, для которого с престола славы сошел Сын Божий на землю и принял образ человека — душу и тело его, сотворил всякие неисчетные и поразительные чудеса, для которого излил реки Своей божественной премудрости, света и благости в Своем божественном учении. Дивна любовь, дивно милосердие и долготерпение, дивны дела Господни в отношении рода человеческого.
И все это домостроительство, вся история Ветхого и Нового Завета и вся церковная история (с борьбою, с противлением гонителей и еретиков) изображается в годичном и седмичном кругу (и ежедневном кругу) церковного Богослужения. Великая премудрость Божия содержится в этом богослужении; нет ничего величественнее, сладостнее, премудрее богослужения нашей святой Православной Церкви.
|