ПРАВОСЛАВИЕ.RU
ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
 Rambler's Top100 Service  
   
ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ


СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПРОПОВЕДИ
АПОЛОГЕТИКА
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА
СВЯТЫЕ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100
ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ
к предыдущей главесодержаниек следующей главе

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИЙ НА СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ


Книга пророка Исаии
(LV, 1—13)

Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.


Пророк Исаия зовет всех идти на воду. Здесь — это образ благодати Св. Духа. Как вода, она утоляет жажду истины, освежает, укрепляет, ободряет человека. Укрепляет не только физические силы, но и волю на борьбу с грехом.

Дальше предлагается купить и тем, у кого нет денег. Что можно купить без денег и можно ли купить благодать Божию за деньги? Конечно же, благодать Божия не продается и не покупается, но это не значит, что дается она даром. Даром полученное, как правило, не ценится. Поэтому здесь говорится о цене, но не серебром исчисляемой. Цена благодати определяется верой. Жаждать просвещения свыше может только верующий, как и осознавать свое духовное бессилие. Упоминаемое здесь вино — образ духовного радования, а «тук» — символ изобилия даров Божиих. Блаж. Иероним видит в нем указание на евхаристию как совершеннейший и лучший из даров Божиих.

Далее, пророк говорит о том, что вера, утоляя духовную жажду, делает человека равнодушным к земным благам. Те, кто за счастье считают достижение изобилия всех благ, могут этого добиться (и то не всегда), но, вместе с тем, узнают и глухую тоску, неудовлетворенность. Это закон. Мало душе одних земных благ, нужны и духовные. «Послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша». Это обращение от Лица Божия ко всем народам. В этих словах основание завета. От Бога — обещание жизни во всей полноте, а от человека — доверие и послушание. Свидетель завета «во всех языцех» — Господь , к Которому обратятся и те, кто не знал Его. Тем более Он готов приблизиться к тем, кто ищет Его. Но для этого надо оставить «пути своя», то есть покаяться и переменить жизнь, обратиться к Господу всем сердцем. Если кого-то смущает сомнение: возможно ли человеку грешному, с долголетними немощами получить от Бога прощение и милость, то такому через пророка сказано, что и пути, и мысли у Бога Свои, не такие, как у людей. Поэтому, как дождь или снег с неба не вернется туда, пока не напоит землю, не созреет на ней хлеб, так и слово Божие не пропадет даром, не останется без отклика в душе, не допустит Господь помешать Ему, если искренно обращение к Нему. Когда же в грешной душе рассеется сомнение в милосердии Господа, укрепится вера, тогда все вокруг запоет. Кажется ведь выпущенному из темницы, что вокруг горы и холмы пляшут от радости, а деревья машут ветвями. Как радостная весть возбуждает ревность в восприятии учения Евангелия, так и проповедь Евангелия не прекратится. Будет Имя Господне вечным источником радости, потому что жизнь каждого верующего силой Божией превратится в cад, где кипарис поднимется вместо крапивы и колючих кустарников, так что будет приятно смотреть на цветущую землю там, где была лишь заброшенная пустошь.

Эта паремия читается на освящении воды потому, что вода здесь — образ благодати Св. Духа. Вода, освящаемая в праздник Богоявления, — уже не символ, а проводник этой благодати.



к предыдущей главе   ОГЛАВЛЕНИЕ   к следующей главе



 
 
  © ПРАВОСЛАВИЕ.RU