Проповедь о том, как Господь был обвиняем перед Пилатом, и о Сусанне

Святитель Максим Туринский (память 25 июня) был широко известен на православном Западе благодаря своим проповедям, которых сохранилось более 230, но о его жизни известно немногое. Он был родом из Раэтии – области на севере современной Италии, родился и большую часть жизни прожил в IV веке, был епископом Турина и скончался между 408 и 423 годами.

Господь Иисус Христос на суде у Пилата Господь Иисус Христос на суде у Пилата
    

1. Может показаться удивительным, братия, что Господь, будучи обвиняем первосвященниками в присутствии прокуратора Пилата, хранит молчание и не опровергает их несправедливость Своим ответом (Мф. 27: 13–14), – ведь, действительно, настойчивое обвинение никак не отвергнуть, если сразу же не защитить себя. Да, может показаться удивительным, что Спаситель подвергается обвинению и хранит молчание. Молчание обыкновенно понимается как согласие, поскольку если человек не желает отвечать на то, что у него спрашивают, то он воспринимается как согласный с тем, что выдвигают против него. Значит ли это, что Господь согласен с обвинением, потому что не говорит ничего? Ясно, что Он не соглашается с обвинением, если даже не говорит; напротив, Он отвергает его тем, что не опровергает. Ведь тот, кто не нуждается в защите, хорошо поступит, если будет молчать; но тот, кто боится, что его одолеют, должен защищаться; и тот, кто опасается, что будет побежден, пусть поспешит говорить. Христос же, когда Его осуждают, одолевает; когда Его судят, побеждает – как говорит пророк: «так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс. 50: 6). Зачем тогда Ему нужно было говорить перед судом, если сам суд для Него был полной победой?

Это самое лучшее – когда, даже не защищаясь, подтверждается невинность

Ибо Христос побеждает, когда Его судят, поскольку таким образом выясняется Его невинность, о чем и Пилат говорит: «Невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27: 24). Это самое лучшее – когда, даже не защищаясь, подтверждается невинность. Совершеннейшая праведность – не поддерживаемая словами, но утверждаемая истиной. И нужно, чтобы язык хранил молчание, когда присутствует сама справедливость. И пусть язык молчит в добром деле – он привык говорить в делах злых. Я не желаю, чтобы справедливость защищалась так, как обыкновенно оправдывается порочность. Победа Христа – заслуга не речей, а добродетели, ибо Спаситель, Который есть Премудрость, умеет побеждать, храня молчание, умеет одолевать, не давая ответа. Потому Он предпочитает установить истину Своего дела, а не говорить о ней. И в самом деле, что заставило бы Его говорить, если для победы достаточно молчать? Может быть, Его заставит страх потерять жизнь? Но это и было самой причиной Его победы: Он потерял Свою жизнь, чтобы дать жизнь всем; Он предпочел быть побежденным, чтобы стать победителем в каждом человеке.

2. Но почему я говорю [только] о Христе? Женщина Сусанна молчала и победила своих врагов. Ибо она не защищала себя длинными речами перед Даниилом судьей, и ее уберегло не слово мольбы, но целомудрие говорило от лица этой святой жены, в то время как язык сохранял молчание. Целомудрие Сусанны присутствовало на ее суде, и оно же защитило ее в саду; в одном [месте] оно доказало ее благопристойность, в другом оказалось ее спасением; в одном [испытании] оно не допустило оскверниться ее чистоте, в другом подтвердило ее невиновность. Целомудрие Сусанны и отвергло похотливых священников в саду, и одолело лживых обвинителей на ее суде; и дважды этот победитель сделал виновными в лжесвидетельстве тех, которые хотели сделать ее виновной в прелюбодеянии. Но [посмотрим] еще на то, какого судьи оказывается удостоено целомудрие. Это юный Даниил, еще не вошедший в период зрелости. Следовательно, чистота многого заслуживает в глазах Божиих, если она удостаивается девственного судии. Ибо целомудрие, конечно, побеждает, когда его судит девственность. Никто кроме чистого человека не дерзнул слушать дело о чистоте; [ибо] целомудрие заслуживает такого судью, в чьем присутствии благопристойность не подвергается опасности.

Этот грех более тяжел, когда одного и того же провозглашают невинным – и присуждают к наказанию как преступника

3. Когда толпа желала осудить ее по ложным обвинениям, Даниил сделал известным [подлинное] положение Сусанны, сказав: «Невиновен я в крови женщины сей». Сказав это, он предотвратил ошибку грешных людей. Даниил использовал то же выражение в отношении Сусанны, которое Пилат использовал в отношении Господа. Ибо Пилат сказал: «Невиновен я в крови Человека Сего». Так что праведность была оправдана тем же выражением, которым чистота сохранилась невиновной. Но Даниил лучше Пилата, потому что он не только вынес приговор, но и отпустил на свободу чистую кровь, тогда как тот исповедует [невиновность] и [тут же] передает праведную кровь [на казнь]. Какая польза в том, чтобы засвидетельствовать невиновность человека и при этом осудить его как виновного в злодеянии? В действительности этот грех более тяжел, когда одного и того же и провозглашают невинным, и присуждают к наказанию как преступника. Ведь это свидетельство о собственном беззаконии – оправдывать устами и приговаривать в сердце. Хотя Пилат и омыл свои руки, тем не менее он не омыл своих дел, и хотя он думал, что очистил руки от крови «Человека Сего», дух его был замаран кровью, ибо тот, кто предает Христа на убиение, убивает Его сам. Твердый и беспристрастный судья, чтобы не быть ответственным за кровь невинного, обязан не отдавать его [на мучение] ни по зависти, ни из-за страха. Вот почему Даниил лучше Пилата: первый предотвратил ошибку толпы, а второй утвердил святотатство беснующейся синагоги.

Святитель Максим Туринский
Перевел с английского cвященник Георгий Максимов

Перевод выполнен по изданию: The Sermons of Maximus of Turin / Translated by B. Ramsey. New Jersey, 1989. Р. 137–139.

10 апреля 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
26 лекция. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом (ВИДЕО) 26 лекция. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом (ВИДЕО)
Федор Куприянов
26 лекция. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом (ВИДЕО) 26 лекция. Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом
Православные просветительские курсы
Федор Куприянов
Тайная Вечеря. Суд над Иисусом Христом. Лекция и ответы на вопросы.
Не Сего, но Варавву Не Сего, но Варавву
Прот. Андрей Ткачев
Не Сего, но Варавву Не Сего, но Варавву
Протоиерей Андрей Ткачев
Когда угроза реальной смерти нависла над совершенно невинным Иисусом Христом, Пилат хотел воспрепятствовать этому злодейству...
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Архим. Тихон (Шевкунов)
Мир сей – убийца Богочеловека Мир сей – убийца Богочеловека
Слово у святой Плащаницы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Мир сей. Много грандиозных свершений было предпринято им. Свершений, исполненных блистающейся гордыни, величайшей славы. Но, самое великое деяние мира сего сейчас находится перед нашими очами в образе Плащаницы погребения Богочеловека. (MP3 файл. Продолжительность 11:37 мин. Размер 5.6 Mb)
Комментарии
Михаил10 апреля 2015, 15:01
Спасибо: с молчанием у меня тоже возникал вопрос.
Ксения10 апреля 2015, 10:35
Большое спасибо за подробной разъяснение происходивших событий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×