Ирландское монашество

Развалины монастыря Нендрум, основанного по благословению святого Патрика Развалины монастыря Нендрум, основанного по благословению святого Патрика
    

Истоки

Преподобный Мартин Турский. Икона письма почившего Леона Лиддамента Преподобный Мартин Турский. Икона письма почившего Леона Лиддамента
Монашество, как и само христианство, зародилось на Востоке. Оно быстро распространилось от преподобного Антония Великого в Египте на Восток: в Палестину, Сирию, а оттуда – в Армению и Месопотамию, а также на Запад – в Италию, Галлию и далее к западным островам. Кто же были те люди, которые принесли монашество на Запад?

В 336–337 годах египтянин святитель Афанасий Великий был отправлен в изгнание в Трир, ныне находящийся на территории Германии. Там он, возможно, и написал житие Антония Великого по просьбе западных монахов, которым он посвятил свой труд. В любом случае, версия этого жития была переведена на латынь около 380 года и оказала влияние на развитие монашеской жизни на Западе. Немаловажно, что житие было прочитано позднее и на шотландском острове Айона – недаром преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский изображены на нескольких ирландских «высоких крестах».

Примерно в то же время святой Мартин Турский (ок. 315 – 397) основал первый монастырь в Галлии недалеко от Пуатье, а позднее – ряд других обителей, и прежде всего в Мармутье («монастырь Мартина») рядом с Туром. Один из учеников святого Мартина – святой Виктриций, епископ Руанский, – посещал Британию около 396 года. В Руане в конце IV века уже был монастырь, и святой Виктриций, возможно, заимствовал устав для своих монахов из Трира. Есть большие основания верить тому, что римо-британец святитель Ниниан (ок. 360 – 432) основал монашескую общину на острове Уитхорн бывшего шотландского графства Уигтауншир (ныне графство Дамфрис и Галлоуэй) в 394 году, а также другие обители, по примеру монастырей святого Мартина.

Часовня святого Ниниана в бухте на острове Уитхорн XIV в. В нынешнее время восстановлена и обнаружены фундаменты XII в. - служила пристанищем для морских паломников притекавших к мощам святого Ниниана Часовня святого Ниниана в бухте на острове Уитхорн XIV в. В нынешнее время восстановлена и обнаружены фундаменты XII в. - служила пристанищем для морских паломников притекавших к мощам святого Ниниана
Влияние еще одного монаха в Галлии было также велико. Святой Иоанн Кассиан много лет вел монашескую жизнь в Вифлееме и Египте, был хорошо знаком с жизнью и учением отцов-пустынников. Около 415 года он учредил мужской и женский монастыри в Марселе. В своих «Постановлениях» Иоанн Кассиан описывает традиции монашеской жизни и разбирает восемь главных пороков; в «Собеседованиях» подвижник изложил беседы с египетскими отцами-пустынниками. Его труды о монашеской жизни позднее были прочитаны на Британских островах, особенно святыми Колумбой и Колумбаном.

Современник преподобного Иоанна Кассиана святой Гонорат (ок. 350 – 429) основал монастырь на одном из крупнейших Леринских островов (сегодня он носит название Сент-Онора – в честь святого), близ города Канны на юге нынешней Франции. Здесь он и поселился около 410 года, после паломничества в Рим и Грецию. Там также стал монахом святитель Луп Труаский, которому предстояло в 429 году вместе со святым Германом Оксеррским совершить поездку в Британию. Святой Герман находился под немалым влиянием галльского монашества. Вполне вероятно, что некоторое время в Леринском монастыре прожил и святой Патрик, будущий апостол ирландцев.

Святой Патрик основал несколько монашеских общин в Ирландии во второй половине V века. Затем наступила эпоха формирования похожих монастырей в Уэльсе и Корнуолле. Позднее, в 563 году, преподобный Колумба (ок. 521 – 597) и его ученики из Ирландии высадились на острове Айона и принесли ирландское монашество в Шотландию.

Старая ирландская литания святых упоминает семь египетских монахов, погребенных в «Dysert Ulaidh» на западном побережье Ирландии. В житии святителя Иоанна Милостивого мы читаем об одном аристократе из Александрии, который около 600 года совершил путешествие в Британию. Есть даже такое предположение, что ирландские кельтские «колесовидные» кресты берут свое начало из Египта.

    

  

Практики

Каменная лестница ведущая на вершину обрыва, на котором расположен монастырь на острове Скеллиг Майкл Каменная лестница ведущая на вершину обрыва, на котором расположен монастырь на острове Скеллиг Майкл
Ирландские общежительные монастыри (киновии) напоминали поселения первооткрывателей на территориях, только что обнаруженных. Они состояли из множества отдельных келий, каждая из которых представляла собой жилище одного или нескольких монахов. Кельи строились из дерева, а иногда – из камня. Из камня часто строились так называемые «кельи-ульи» – круглые, овальные или треугольные по форме; они чаще всего сооружались из плоского камня без известкового раствора, а крыша образовывалась постепенным соединением стен. Рядом с некоторыми кельями строились крошечные часовенки.

По сей день такие кельи и часовни можно видеть на острове Скеллиг-Майкл на юго-западе от побережья Ирландии. Группы таких келий, которые были обнесены стенами или укреплениями, сохранились на ряде островов к западу от Ирландии, а также в шотландском районе Хайленд и на островах Шотландии. Все они позволяют нам хотя бы частично понять жизнь древних ирландских монахов. На острове Айона игумен жил в отдельном домике на небольшом холме. Кроме келий монахов, монашеский город также включал одну или несколько часовен – очень скромных как по своей конструкции, так и по размерам, – кухню, трапезную, дома для паломников и мастерские. Монастыри были окружены валом и рвом для защиты от нападений. В целом обители весьма напоминали монашеские колонии в пустынях Египта.

Но всё же ирландские монахи, жившие во всех странах северо-западной Европы, считали уединенную жизнь анахоретов более совершенной, нежели в общежительных монастырях, поэтому они всегда старались удаляться в пустынные места. С другой стороны, иногда монахи, прожившие некоторое время пустынниками, возвращались к братьям своей обители. Но немало было именно таких ирландских аскетов, которые начинали свою иноческую жизнь отшельниками и подвизались так всю жизнь, никогда не становясь членами монашеской общины.

Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл
    

Ирландцы, как и подвижники Египта, Палестины и Сирии, всегда делали особый акцент на умерщвление плоти. Количество и качество еды сокращалось до минимума. Время сна тоже ограничивалось. В маленьких часовнях пелись или читались длинные службы. Аскетические практики включали посты, бдения, предание себя в руки стихий (особенно молитва в холодной воде), нагота, ношение вериг и других орудий особых епитимий – всё то, что особенно любили отшельники Нитрийской и других пустынь Египта. Хотя кельтское монашество было в основном общежительное (по примеру монастырей святого Пахомия), в своей внешней форме, отражавшей его живой дух, оно было в значительной степени анахоретским.

Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл Кельи-ульи на острове Скеллиг Майкл
    

    

Как и в Ирландии, в монашеских поселениях Бретани, Уэльса и Шотландии практиковались следующие формы молитвы: чтение псалмов с внешними формами поклонения и покаяния – земными поклонами, коленопреклонениями, стоянием с разведенными в сторону руками в виде креста («крестные бдения»). Похожим на епитимии, которые возлагали сами на себя пустынники Египта и Палестины, было стояние в море, источнике или пруду на протяжении нескольких часов с чтением Псалтири или других молитв (яркие примеры можно увидеть в житиях святителя Давида Валлийского и англичанина святителя Кутберта Линдисфарнского). Что же касается земных поклонов, в тексте VIII века – уставе монашеского движения кульдов[1] – говорится, что братьям полагалось делать не более 200 земных поклонов в день. Однако есть свидетельство, что один подвижник-анахорет из Клонарда (Ирландия), муж великой добродетели, совершал 700 земных поклонов в день.

Святитель Давид Минивский Святитель Давид Минивский
Пища ирландских и других кельтских подвижников-монахов состояла из овощей, хлеба, яиц и иногда рыбы. Пили только молоко или воду. Усердные в аскетической жизни могли полностью воздерживаться от еды несколько дней. В холодном сыром климате Ирландии такое измождение плоти требовало героического терпения.

Тем отшельникам и анахоретам, которые предпочитали жить поодиночке на островках или в пещерах материковой части страны, приходилось довольствоваться еще более скудной пищей, чем в братских общинах монастырей. Пост тоже был одной из важнейших составляющих аскезы. Так, в уставе Кормака Мак-Киолионайна (ок. 900) сказано, что монашествующим следует воздерживаться от употребления мяса и вина. Из житий многих кельтских святых, например Самсона Дольского и Колумбы Айонского, мы узнаем, что они стяжали непрестанную молитву и во время молитвы преображались и вокруг них сиял Божественный свет.

Параллели можно увидеть и в других практиках. Так, некоторые ирландские духовные отцы наставляли не только монахов, но и мирян. «Другом души» («anamchara») назывался наставник, помогавший во всех трудностях духовной жизни, а «мудрый друг души» был тот, кто стяжал смирение. Эти духовные руководители использовали пенитенциарии, устанавливавшие норму наказаний (епитимий) за те или иные грехи.

святитель Энгус Кульд, епископ Клоненахский святитель Энгус Кульд, епископ Клоненахский
Достоверно известно, что вплоть до XI столетия подвизалось «очень много мужей, закрывшихся в одиночных келлиях, в различных местах земли скоттов» (то есть ирландцев), которые, по свидетельству биографа Маргариты Шотландской по имени Тургот, «вели равноангельскую жизнь на земле», были всеми уважаемы и посещались самой королевой.

Однако, к сожалению, после Маргариты, вышедшей замуж за короля Малкольма III в 1068–1069 годы, монашеская жизнь в православной ее традиции иссякла, и на ее место пришел римо-католицизм, насильно введенный норманнами.

Во всех кельтских странах сохранились географические названия, напоминающие нам о бесчисленном количестве этих отшельников и странствующих святых. Полулегендарные жития этих святых были записаны гораздо позднее римо-католическими хронистами – обычно за основу брались подлинные события жизни угодников, хотя зачастую это невозможно установить.

В Европе

Ирландские и другие кельтские подвижники поддерживали тесные контакты с Церковью континентальной Европы – особенно с Церковью родственной им Арморики (позднее названной Бретанью), с Галлией, а также северной Испанией. Здесь начиная с VI века существовало поселение переселенцев-бриттов, подобное поселениям в Бретани, со своими епископами и церквями. До наших дней сохранились некоторые географические названия, напоминающие об их присутствии на этой земле.

Во времена блаженного Иеронима бритты также путешествовали к святыням Палестины, а некоторые даже посещали отцов-пустынников в Египте. От блаженного Феодорита Киррского (V в.) мы узнаем, что «бритты» стекались к месту духовного подвига преподобного Симеона Столпника. Дух отшельников и анахоретов египетских пустынь сохранился среди ирландских монахов и был перенесен ими из Ирландии в Галлию, Швейцарию и Италию в течение VI и VII столетий – в основном самими ирландцами.

Преподобный Колумбан Преподобный Колумбан
Пожалуй, самым известным из этих странствующих ирландцев был преподобный Колумбан (543–615), родившийся в Ирландии, где он принял монашество в Бангоре, графство Даун. В возрасте 40 лет он отправился проповедовать Евангелие в другие страны. В сопровождении 12 монахов он прибыл в Галлию около 585 года, затем прошел в Бургундию, где монашеская община была учреждена в Аннегре в нынешнем департаменте Верхняя Сона. Здесь было полное уединение: небольшой участок земли в лесистой долине, закрытой скалистыми горами.

В скором времени другой монастырь был построен в Люксее – на руинах римской крепости. (Примечательно, что один из духовных преемников святого Колумбана и его учеников – святитель Феликс Бургундец – позднее основал обитель тоже на руинах римской крепости в Восточной Англии.) Монахи – ученики святого Колумбана – жили по очень строгому монашескому правилу, что посрамляло монахов местных франкских общин, придерживавшихся менее строгого устава. Всю жизнь стремившийся к полному уединению, игумен Колумбан взял лишь одного из своих монахов, по имени Галл, в Швейцарию, а оттуда – в Форарльберг в нынешней Австрии. Здесь, на восточном берегу Констанцского (ныне Боденского) озера, они построили несколько хижин и часовню.

Затем Колумбан проследовал пешком через Альпы в Италию, где основал монастырь в Боббио. Независимо от того, где он был, этот типичный кельтский монах имел такое рвение к уединенной жизни, что даже часто уходил и из маленьких монашеских поселений, когда в их жизни нарушался покой. Всё это напоминало жизнь египетских монахов, убегавших вглубь пустынь из Нитрии, надеясь найти полное уединение в далеких Келлии, Ските или на горе Клаймакс. Колумбан желал быть совершенно один даже на смертном одре. Он оставил своих братьев в Боббио и удалился в горную пещеру, где и преставился в 615 году[2].

Как видим, монашеский идеал и практика духовной жизни достигли Британских островов через Галльскую Церковь, путешествовавших через Восток паломников, духовную литературу (житие Антония Великого и творения Иоанна Кассиана, к примеру), а также, возможно, через пилигримов, странствовавших с Востока на Запад, таких как семь египетских монахов, похороненных в Ирландии.

Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox England. 15.1.

21 марта 2014 г.

[1] Многие приписывают святителю Энгусу (Оэнгусу), епископу Клоненахскому († 824; память 11/24 марта) основание движения кульдов в ирландском монашестве, главным в котором были строгая аскеза и полная отрешенность от внешнего мира. Святителя Энгуса называют Кульдей, потому что благодаря его влиянию в Ирландии и Шотландии появились группы монахов, которые были настоящими анахоретами, но жили маленькими общинами в одном месте, обычно по 13 человек (по примеру Христа и 12 апостолов). Название кульдов, скорее всего, происходит от ирландского Ceile Dee («спутник, компаньон»), а не от латинского Cultores Dei («служители Божии»). Кульды делали прекрасного качества богато украшенные высокие кресты и создавали красивые иллюминированные рукописи, являющиеся настоящей славой ирландского монашества.

Еще одним ярким представителем движения кульдов был преподобный Маэлруайн, основатель монастыря в Таллахте нынешнего графства Южный Дублин († 792; память 7/20 июля) и составитель «Таллахтского мартиролога» с житиями многих святых. Под влиянием святого Маэлруайна святитель Энгус составил свой мартиролог с праздниками и житиями святых в стихах. Маэлруайн внес неоценимый вклад в возрождение высокой духовности и монашеской жизни в Ирландии во второй половине VIII века. Под его влиянием в стране монашество и аскеза поднялись на такой уровень, какой можно сравнить с эпохой великих отцов-основателей Ирландского монашества в VI веке. До наших дней сохранились письменные творения, авторство которых, скорее всего, принадлежит святому Маэлруайну: «Поучения святого Маэлруайна» – сохранились на раннем современном ирландском языке; «Устав кульдов» – предписания в монашеской и литургической жизни; «Монастырь Таллахт» – сборник поучений святого Маэлруайна, который, кстати, брал за основу поучения египетских отцов-пустынников и святого Иоанна Кассиана.

[2] Он преставился 23 ноября / 6 декабря 615 года, впоследствии эта дата стала днем памяти святого. Через два года после кончины святого Колумбана монах Иона из Боббио написал его житие. Мощи преподобного были положены в раку монастырской церкви в Боббио, и от них происходили многочисленные чудеса. В 1482 году их переложили в новую раку и поместили под алтарем крипты этой церкви. Там они почивают и по сей день.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ирландское рагу.
Дневник наблюдений
Ирландское рагу.
Дневник наблюдений

Людмила Селенская
Один шотландец рассказывает о себе. Он водитель автобуса в Глазго. Маршрут его лежал мимо греческого храма. Ездил он мимо несколько лет. Дай, думает, зайду. И зашел. Навсегда. Редко не увидишь его на службе. Он же оформил опекунство над девочкой-инвалидом из мусульманской семьи. Привозит иногда ее в коляске. Впервые в жизни с ней стали разговаривать как с человеком.
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Святитель Патрикий, просветитель Ирландии Святитель Патрикий, просветитель Ирландии Святитель Патрикий, просветитель Ирландии Святитель Патрикий, просветитель Ирландии
Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из основанных им монастырей или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, а также других богодухновенных текстов. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.
Британские и ирландские отшельники. Часть 3 Британские и ирландские отшельники. Часть 3
Дмитрий Лапа
Святой Патрик, просветитель Ирландии, посеял здесь семена веры Христовой, которые дали обильные всходы. Современница святого Патрика, святая Аттракта была отшельницей сначала в Киларахте на озере Лох-Гара, а затем в местечке Драм недалеко от Бойла. Впоследствии в обоих местах выросли знаменитые женские монастыри. А основанная подвижницей школа просуществовала до 1539 года.
Православная Ирландия. Часть 2 Православная Ирландия. Часть 2
Владимир де Беер
Православная Ирландия. Часть 2 Православная Ирландия. Часть 2
Владимир де Беер
Ирландцы больше чем любая другая западноевропейская христианская нация осознали важность удаления от мира и посвящения всей своей жизни достижению единения с Богом.
Православная Ирландия. Часть 1 Православная Ирландия. Часть 1
Владимир де Беер
Православная Ирландия. Часть 1 Православная Ирландия. Часть 1
Владимир де Беер
Незадолго до св. Патрика в Ирландию был послан миссионером святой Палладий, который совершал таинства над «ирландцами, исповедовавшими Христа».
Комментарии
Mila29 января 2016, 00:18
Какие скромные - Ирландские Святые, совсем неизвестны в России. Спасибо за статью! Слава Тебе, Боже, за всех Святых, молящихся за нас!
лариса23 марта 2014, 20:01
спасибо Какие великие святые
Раба Божия23 марта 2014, 08:22
Спаси Господи за статью! Очень люблю читать о подвигах и монашестве!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×