Чему у них поучиться

Из американских впечатлений

– Батюшка, благословите. Я православный.

Парень, просящий благословения, высок, светловолос и широкоплеч. Лицо красивое и простое, без аристократической порчи. Что-то из начала прошлого века. Ни дать ни взять капитан бейсбольной команды из американского колледжа. Он и говорит с акцентом. В слове «православный» его «р» звучит так, как оно звучит в словах «Merry Christmas», если их произнесет американец.

    

– Я русский («р» опять картавящее, «съеденное»), но никогда не был в России.

Таких здесь много. Я на съезде православной молодежи Америки и Канады. Съезд назван именем святого Германа Аляскинского. Вообще-то память Германа в июле, вместе с Пантелеимоном. Но в Америке память первого православного миссионера празднуют еще и 25 декабря, вместе со Спиридоном Тримифунтстким. В это время у католиков и протестантов Рождество, а значит во всей стране выходные дни, и можно съехаться со всех краев на съезд.

Эмиграций было много. Самые древние бежали, гонимые войсками Троцкого, с Колчаком и Каппелем через Восточную Сибирь в Китай. Потом, после прихода коммунистов к власти в Китае, – в Австралию. И уже из Австралии путь одних лег в Южную Америку, а других – в Северную. Многие приехали в Штаты из Европы после окончания Второй мировой. Потом были диссиденты. Потом была «колбасная эмиграция». То есть переезд по причинам сниженной мотивации: поиски счастливой страны, где доллары растут на деревьях. И всё это, смешиваясь и расслаиваясь, присутствует на православных приходах.

***

Священствовать среди реликтовых политических страстей непросто

Разношерстность состава прихожан местами походит на разношерстность «пассажиров» Ноева ковчега. Один говорит: «Давайте отслужим панихиду 9 мая. У меня отец (дед) на фронте погиб». Другой говорит: «Ни за что! Мой дед (отец) – власовец и воевал с красными!» Третий вмешивается: «Служите когда хотите. Мне всё равно». Четвертый: «У меня дед вообще в ОУН был. Это я по матери православный». Священствовать среди реликтовых политических страстей непросто. Нужен такт, заслуженное уважение со стороны прихожан, авторитет и осторожность. Нужна духовная мудрость. Но у всех поколений эмигрантов есть дети. И все, у кого есть вера, хотят, чтобы дети не растворились в иноязычном и инославном море. К тому же это инославное море имеет тенденцию становиться морем вовсе бесславным, к христианству враждебным, морем, «пенящимся срамотами», как сказал апостол. Поэтому нужно выживать. Выживать через веру. Для того и молодежные съезды.

***

Свято-Германовский съезд молодежи Свято-Германовский съезд молодежи
    

Жениться и выйти замуж – за рубежом эта муха цеце превращается в слона

Канадский владыка, председательствующий на съезде, в начальном слове сказал, что нужно несколько ближайших дней провести качественно и творчески. Нужно общаться, знакомиться, молиться вместе, делиться впечатлениями, и, может быть, в результате на этом съезде завяжутся несколько знакомств, из которых родятся будущие семьи. Это самая главная из скрытых целей, целей, открыто не декларируемых, но вовсе и не скрываемых. Если и у нас на Родине жениться и выйти замуж – проблема, хотя все свои и всех много, то за рубежом эта муха цеце превращается в слона. Браки с инославными грозят отрывом от общины, препятствиями в молитве и посте, иным культурным кодом, а со временем – утратой если не веры вообще, то живой церковности. Здесь жениться нужно только на своих.

– Я со своей матушкой познакомился на вот таком же съезде лет двадцать пять назад, – говорит священник, кажется, из Бостона.

– А я со своей – двадцать лет назад и тоже на съезде.

– А нас родители непременно посылали каждый год на съезд, – говорит матушка одного из священников, – хотя мы жили в Калифорнии, а съезды проходили только в Джорданвилле. Там, – говорили они, – себе друзей найдешь, и мужа, если Бог даст.

Для справки: из Калифорнии лететь в Пенсильванию, где Джорданвилль, часов шесть-семь. Это всё равно что родители из Москвы посылали бы детей ежегодно на съезд в Сибирь. Но для веры, как для милого, семь верст – не околица.

Если бы нам употребить их энергию, затраченную на выживание, то мы бы свернули горы в прямом и переносном смысле

Можно ли чему-то нам у них поучиться? «Нам», то есть живущим на родной земле, а «у них», то есть у единоверных и единокровных братьев, живущих далече. Можно. Мы должны бороться, чтобы расти, а они должны бороться, чтобы выжить. Если бы нам употребить их энергию, затраченную на выживание, то мы бы свернули горы в прямом и переносном смысле.

Нас очень много. Нас настолько много по числу храмов, монастырей, воскресных школ, духовенства, печатных изданий и по прочим параметрам, что стоит подумать над способами умной и творческой организации, в результате которой наш соборный голос был бы слышан не только внутри Церкви Христовой, но и во всем мире. Иногда такие утешения, как бы зачаточно, дарит Бог. Но это не так часто. И пока здесь я наблюдаю за малочисленной и активной молодежью Северной Америки. Они мне нравятся.

***

    

Следующее поколение у Церкви уже есть. Здесь есть, и дома есть

В течение одного поколения поместная Церковь исчезнуть не может. Вселенская вообще не исчезнет. Но нигде не сказано, в каких параметрах она сохранится. В течение одного поколения поместная Церковь может сильно уменьшиться в размерах. А вот на грани исчезновения она может оказаться уже через два-три поколения. Старики умрут, молодые развратятся и ассимилируются. Обычаи станут непонятными, традиция прервется. И всё… Видя молодежь, собранную вместе, лопочущую на американском инглише и поющую Херувимскую по-славянски, я думаю, что следующее поколение у Церкви уже есть. Здесь есть, и дома есть.

А чему еще у них можно поучиться?

***

Они все друг друга знают

Они все друг друга знают. Таков приз за малочисленность. Один женат на сестре другого, та замужем за племянником вон того, и так далее. Бабушка одного жила в одном городе с бабушкой другого. В результате получается какое-то подобие огромной семьи, которая собирается время от времени в одно место, как у сербов на Крестную славу.

Еще – у них очень простые епископы. Поневоле будешь простым, когда паства наперечет и все всех знают. Каждый человек на вес золота, людьми разбрасываться нельзя. Нельзя грубить, самодурствовать, действовать в апокрифическом духе, согласно которому «всякое послушание выше молитвы и поста». Эффект будет печальный: паства молча разойдется, и больше ее не соберешь. Епископ, столь необходимый в церковной среде, за пределами храма и приходов в США никому не важен и не интересен. Можно гулять по городу в рясе с панагией – никто не обернется, не то чтобы благословение взять. Отсюда градус начальствования стремится вниз в силу обстоятельств, а градус пастырства должен повышаться ради того же выживания. Прихожане вместе со священниками, священники вместе с епископами. Если уменьшением количества расплатиться за улучшение качества, то, может, так и надо? Но количество тоже необходимо. Поэтому взоры многих в Зарубежной Церкви обращены ad Orientеm – к России. Отсюда многое им видится так, как нам не видится из-за приближенности к объекту. Мы ругаем свою страну потому, что подошли близко к шедевру импрессиониста и видим одни беспорядочные мазки. Надо просто отойти на нужное расстояние.

Еще – у них очень простые епископы

«Наше общество носило маску праведности, пока существовал Советский Союз, – говорил один баптистский проповедник. – Но вот Союз исчез, и наше общество сбросило маску доброты и праведности. Зверь показал зубы. Отныне наше общество будет открывать себя без стыда со всех злых сторон». Действительно, многие в Америке не хуже нашего понимают суть происходящего – еще больше, чем мы, понимают. Но любой голос обречен утонуть в бесконечном море голосов, и никаким тараном не пробьешь броню массового безразличия. В аэропорту Джона Кеннеди я слышал по радио, улетая домой, рождественскую проповедь, в которой проповедник говорил, что нужно удержать Христа в Рождестве. То есть нужно помнить о Рождении и Воплощении Господа, а не просто праздновать абстрактное «Рождество» и лазить по торговым центрам. Но дело в том, что, судя по лицам людей, ожидающих свои рейсы, никто в эти слова не вслушивался. Как ни странно будет это звучать, но слово имеет тенденцию к полному обесцениванию в царстве свободы слова, зато при Самиздате любой талантливый текст на куске папиросной бумаги воспринимается как взрыв бомбы.

***

    

Слово имеет тенденцию к полному обесцениванию в царстве свободы слова

Мы воспитаны в эпоху ценности слова, в эпоху, когда множительная техника была на учете, а всё самое значимое писалось в андеграунде. Нам легче отделять зерно от плевел. До этого, в частности, мы и договорились в фойе гостиницы далеко за полночь с одним из местных батюшек. Он родился в Москве и был танцором в одном всемирно известном коллективе, в Штаты приехал на гастроли. Здесь его сразила любовь, и он женился на дочке протоиерея. Потом сам стал священником. Время, проведенное в Штатах, уже чуть-чуть превысило у него время, проведенное дома. Мы сблизились по-дружески с первых фраз, и мне вспомнились слова одного покойного батюшки. «Знаешь, – говорил он, – как в конце будет? Людей будет много, но поговорить будет не с кем. Зато иногда встретишь человека, два слова скажешь, рюмку чаю выпьешь и воскликнешь: Да я тебя, кажись, с самого детства знаю!» Так оно и есть. С иным бок о бок живешь десять лет, но остаешься чужим. Другого раз увидишь, а будто всю жизнь знал.

Многое было сделано для Родины русскими за рубежом, сделано в области церковной науки, проповеди, образования

Тот городок на Лонг Айленде, где служил этот батюшка и где американская молодежь пела всенощную, называется Глен Ков. «Ну что? Поехали ко мне в Гленковку», – шутя, говорил он. А храм деревянный, руками ныне покойного священника построенный. Другой храм, где мы служили Литургию, расположен в Си-Клиффе. Там служил священник, а потом епископ Митрофан (Зноско-Боровский). Его «Сравнительное богословие» я помню по семинарии. На клиросе пел сын священника Серафима Слободского – кажется, Алексей. «Закон Божий» отца Серафима для многих был первой обучающей книгой. И церковнославянская грамматика владыки Алипия Чикагского была нашим учебным пособием. Так что многое было сделано для Родины русскими за рубежом, сделано в области церковной науки, проповеди, образования.

***

Дома ни слова на английском!

Каждое воскресенье в церковь!

Жен искать среди своих, верующих!

Кто мы, называющие себя русскими? В первую очередь – православные. Этнос второстепенен. Беллинсгаузен – русский, Беринг, Крузенштерн, Барклай да Толли – тоже. Число иностранцев, служивших не за страх, а за совесть Белому Царю, весьма велико. Ими обогатилась наша история. Отец Серафим из Си-Клиффа говорит: «Моя фамилия Ганн. По-английски это похоже на “пистолет”. Но я из обрусевших немцев, а по-немецки это Hahn, то есть “петух”. Дед мой был Ганн и женился на бабушке, которая в девичестве была Курочкина. Потом он был священником» Далее следует длинная и интересная история, которую я не привожу из страха что-то перепутать. В этой истории есть Родина, вера, катастрофа, бегство, годы скитаний, служение на чужой земле, которую со временем неизбежно любишь, хоть и сквозь слезы. А еще – желание унести Родину с собой и передать ее детям. Дома ни слова на английском! Каждое воскресенье в церковь! Жен искать среди своих, верующих! И так жили тысячи семей, благодаря которым Православие в США не исчезло и воссоединилось с Церковью на Родине.

***

    

На Манхеттене русской речи больше, чем на московских базарах. «Теряет Россия людей», – говорит мне местный батюшка, имея в виду, что многие богатые и талантливые улетают за океан. Я думаю иначе. «Ничего она не теряет. Сегодня, при нынешней степени глобализации, важно уже не столько, где живешь, но главное – как живешь. Солженицын в Вермонте может, образно говоря, сделать для России не меньше, чем если бы жил он в Суздале или Красноярске». Язык остается, совесть остается, вера может прийти, если двери на ее стук открыть. Нужно думать о воцерковлении людей и сохранении полноты Евхаристической жизни. Остальное Бог прибавит и не пожалеет. Видели же мы обращенных («конвертов») из американцев, даже и в немалом количестве. Многие баптисты, адвентисты, пресвитериане, родившиеся в Штатах, на каком-то этапе жизни встречаются с православной верой и пленяются ею. Так что есть – несомненно, есть! – в нашей вере и та апостольская притягательность, и та смесь простоты и глубины, которую взыскует простое верующее сердце. «Сомневаться в нашем будущем – грех против Промысла Божия», – примерно так писал Никону Рождественскому Николай Японский накануне Октябрьской катастрофы.

***

Последний вечер перед разъездом – творчество молодежи. Поют, пляшут, декламируют стихи, шутят… Нахохотался от души. Еще и порадовался. Одни дети по-американски классичны, как из фильма «Семь невест для семи братьев». Другие – прирожденные телеведущие или мастера разговорного жанра. Третьи поют по-русски «Жило двенадцать разбойников» или казачьи песни, хотя по-русски в быту изъясняются с большим трудом. Концерт, как копия жизни: и поплачешь, и посмеешься. И важное это дело – не комплексовать, уметь повеселиться, но без греха и пошлости. Это не всем удается. У нас часто бывает, как в «Андрее Рублеве»: либо жестокость бездушная, либо радость, но уже плотская, без души.

А ведь только сегодня утром я видел этих юношей и девушек со скрещенными на груди руками, идущими к Святой Чаше.

***

«У нас не все были за соединение РПЦЗ и РПЦ. Я и сам был против. Но когда смотрел службу в храме Христа Спасителя, когда искал, к чему прицепиться, понял вдруг, что цепляться не к чему. Мы одна Церковь и всегда были ею. Разделение рассеялось как дым, и мы ощутили единство, против которого так много согрешили с обеих сторон». Это говорил батюшка из «Гленковки».

Мы – одна Церковь. Мы можем и должны обогатить друг друга

Я согласен с ним. Мы – одна Церковь. Мы можем и должны обогатить друг друга. Если без фантазий и мечтаний, то простое знакомство и общение по душам в нынешнее время есть уже – обогащение.

Я не имею крыльев, однако улетаю и уношу с собой память молитвы перед Курской-Коренной (ее привозили к нам на службу). Несколько слез эта святыня выдавила и из моего черствого сердца. Еще уношу память задушевных разговоров заполночь и контрастное впечатление от центра Манхеттена, где месиво тел человеческих изображало встречу католического Рождества. Очень смутные впечатления. Уношу чувство любви к Родине – чувство, которое я ощутил у людей, живущих очень далеко, – и их любовь к Русской Церкви, столь необходимую нам, топчущимся вблизи святынь. Уношу еще и акцент, который всюду цепляется к языку за неделю. Через другую неделю акцент, конечно, уйдет. Но всё остальное останется. И услышав «съеденное», по-американски картавящее «р», я вспомню тех юных православных, которые складывали ладошки «лодочкой», совсем как в Чернигове или Туле, и говорили: «Благословите, батюшка. Я русский».

    

Протоиерей Андрей Ткачев

4 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ветви Феврониева орешника Ветви Феврониева орешника
Татьяна Веселкина
Ветви Феврониева орешника Ветви Феврониева орешника
Татьяна Веселкина
Флорида, Северная Каролина, Нью-Джерси, Мичиган… Здешние матушки едины во мнении, что служение Богу в семье священника – это общее служение всех ее членов со своими семейно-приходскими традициями.
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Митр. Иларион (Капрал)
«Нам подобает следовать примеру святых отцов» «Нам подобает следовать примеру святых отцов»
Беседа с Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Когда люди хотят присоединиться к Церкви, иметь миссионерскую общину, я всегда стараюсь идти им навстречу, потому что наш долг – исполнять повеление Спасителя: «идти, научить и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа».
«Русские православные люди для нас как зеркало» «Русские православные люди для нас как зеркало»
Прот. Гавриил Макаров
«Русские православные люди для нас как зеркало» «Русские православные люди для нас как зеркало»
Беседа с протоиереем Гавриилом Макаровым, настоятелем старейшего русского прихода в Австралии
Самое серьезное дело, которое предстоит каждому священнику в Австралии – это сохранить и Православие, и русскость в каждом поколении. Говорят, что, в конце концов, все должны ассимилироваться, но мы постараемся этот процесс задержать. Это главная задача – в наших детях сохранить нашу веру и нашу культуру.
Комментарии
Максим23 декабря 2016, 21:05
Интересно, останутся ли они русскими там, в Америке, когда начнется великая война между США и Россией?
Alex30 января 2016, 04:50
О.Андрей!
Привет из Петропавловского с Куренёвки.
Ваша традиция Возлюбим друг друга, прижилась.
Слава Богу за все!
Мира Вам.
Наталья Тертышникова 6 марта 2014, 09:45
Спаси Господь вас,отец Андрей!Думаю, что православные традиции неразрывно связаны с семейным укладом. А что такое современная семья? "Лето Господне" И.Шмелева нужно изучать не только детям в школе, но и взрослым ...только где? Божией помощи Вам во всех начинаниях!
Петр10 февраля 2014, 06:01
С самых первых слов о священнике из Глен Кова, стало понятно о ком идет речь, еще ДО того как было конкретизировано название городка. Ну конечно же!!! Это ведь любимый отец Александр!!!
Мы давно не виделись, но каждая редкая встреча прям наполняет неописуемой благодатью, пара простых фраз, и камней на душе нет, еще два три слова, и как будто рассеялся туман, изчезла тоскаи безнадега!!!
Спасибо за репортаж. Явственно ощутил, какая я скотина, что так редко посещаю Духовника. К Прощенному Воскресенью сьезжу…
Спаси Бог всех Православных!!!
Андрей Карпенко 8 февраля 2014, 13:32
Батюшка, поддерживаю вашу мужественную позицию в оценке наших майданных фашистов. Вам не за что просить прощения!
Andriy Andreyev 8 февраля 2014, 09:45
Хорошая статья, поучительная, спасибо большое! Но не понравилась, возмутительна и неприемлима для меня("диавол в деталях") позиция потомков Власовцев и Бандеровцев на американском приходе. То есть они лобируют в Русской Православной Церкви (не!)совершение Панихиды по нашим Героям-Антифашистам, сломавшим хребет нацистам, проливавших кровь и отдававших свои жизни за всю Планету и за всех нас, в том числе и за то, чтоб Русские Американцы имели право и возможность быть Православными и оставаться Русскими! Вот тебе и на! Потом идут, конечно, оправдания тактичностью, пастырской мудростью и т.п. Что же это, ребята, такое, а?!- Такое абсолютно жуткое неправославное нежелание менять себя со своими коллаборационистскими (предательскими) пристрастиями! Это характеризует, к сожалению, многих Православных Зарубежом, с их сугубо поверхностным и фрагментарным отношением к вере и жизни. Но, похоже, они этого в упор не видят. Да и кто им даст это увидеть?-тамошняя "свобода"? Потому не осуждаю. Но молчать об этом тоже невозможно: "сергианство" и коммунизм с его перижитками в России сейчас они подвергают массированной критике до сих пор! с поводом и без повода рьяно и профессионально! А вот о повальной дехристианизации Европпы и Америки со всеми вытекающими-молчёк!-свобода, брат, свобода!..
Федор 7 февраля 2014, 20:55
Отец Андрей, спасибо! Статья простенькая, без затей - а братий наших в Штатах как живых чувствуешь. И фотографии чудесные - чистые, добрые лица.И не обращайте внимания придирки в комментариях. За одно упоминание о Александре Исаевиче - сколько обличений. С тех пор, как великий русский писатель Солженицын написал книгу "Двести лет вместе", наших иудо-россиян корчит при упоминании его имени как бесов при крестном знамении. С чего бы это? Хорошо написана. Кстати, всем стоит прочитать. Спаси Бог.
Сергей Фомин 6 февраля 2014, 09:16
Очень много неточностей. Джорданвиль находится в штате Нью Йорк, а не в Пенсильвании и т. д.
Петръ 6 февраля 2014, 07:04
Из Лос Анжелеса (Калифорния) до города Нью-Йорка - 6 часов на самолете. Потом из города Нью-Йорка до деревни Джорданвиль (штат Нью-Йорк) 4 часа на машине. Итого - 10 часов в пути. (Поездом из города Нью-Йорка до Джорданвиля - 6-7 часов, да еще от станции до деревни час). Из других мест в Калифорнии и того больше.

А съезды молодежи и впрямь очень поучительное явление. У нас все люди воспитываются так, что выполнение заповедей Моисея - норма жизни и для нехристиан даже. Но у нас есть очень большая проблема - наши политики даже и Содома с Гоморрой не достойны, а подавляющее большинство населения ето не волнует, отсюда и все наши проблемы. Помоги нам Бог !
Вера М. 6 февраля 2014, 05:04
Батюшка, вы заставили радостно плакать .Благодарю!
Евгения 5 февраля 2014, 19:24
Люблю церьковь, и согласна с Владом, что спиной к алтарю большой толпой... Прости нас Милосердный Господи!!!
Руслан 5 февраля 2014, 16:05
"Один женат на сестре другого, та замужем за племянником вон того, и так далее."

... и в результате череда близкородственных браков приведёт к кровосмешению и, как следствие, к росту числа наследственных заболеваний. Как это произошло у амишей, например.
Без свежей крови никак нельзя. Законы природы не обхитришь.
НН 5 февраля 2014, 15:54
2014-02-05
11:04Сергей Петросян:
Было познавательно и интересно читать, пока не дочитал до слов о Солженицыне. Не является эта фигура, по-моему, объединяющей для судьбы России..... Жаль, что священник Русской Православной Церкви использует этого персонажа, вроде как позитивную объединяющую фигуру, в своих публичных текстах.

Сергей, может, я и не права, только как-то так складывается: если священник публично не ругает Советскую власть и не хвалит Солженицина - он практически не имеет возможности выезжать за рубежи быв. СССР... Вот наши, приходские, слетают разок в Иерусалим да в Бари - и всё... Может, совпадение?
А статья очень хорошая... Будем надеяться, что закон сработает - и в России, и на Украине КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕЙДЁТ В КАЧЕСТВО. Очень хочется!
Сергей Петросян 5 февраля 2014, 11:04
Было познавательно и интересно читать, пока не дочитал до слов о Солженицыне. Не является эта фигура, по-моему, объединяющей для судьбы России. И даже с Львом Толстым его нельзя сравнить по влиянию на историю и души людей моей страны - по-моему, хуже. Чем больше думаю об этом человеке (а читать его просто не хочу, после еще при Советской Власти прочитанном "Архипелаге"), тем меньше вижу чего-либо, кроме крайнего эгоцентризма и отсутствия любви к реальным людям, а не к литературным героям. Жаль, что священник Русской Православной Церкви использует этого персонажа, вроде как позитивную объединяющую фигуру, в своих публичных текстах.
Александр 5 февраля 2014, 10:39
Cергию:

"Почему наши миссионеры столь малопродуктивны, ведь Истина безусловно на их стороне. Думается из-за лености, формализма и отсутствие здорового космополитизма. Нет опроры на Христа - вот и увядают общины, других объяснений быть не может."

Хотелось бы возразить.

В чем то Вы правы, но мне думается не в главном. Чем привлекают западные миссионеры по большому счету - земными благами. А наши, православные батюшки - Царством Небесным, Истиной. А много ли из современных людей (в отношеннии к общей их численности) ищут Царства Небесного и прежде всего? Так что когда "Протестантский пастор из Америки приезжает во Владивосток и через несколько лет создаются общины, порой превосходящие по численности местные православные общины" - это характеризует, не только и не столько наших миссионеров, а скорее - людей, живущих в постсоветской России.
Наталья 5 февраля 2014, 01:18
Бог вам в помощь, о.Андрей! Вашими молитвами может, и наши внуки в будующем будут, "обнимать" землю-матушку общей молитвой о мире и согласии!!!
Влад 5 февраля 2014, 00:56
Все, конечно, прекрасно. Но допустимо ли православным фотографироваться в храме на фоне иконостаса, всей толпой повернувшись задом к алтарю? Неужели нет другого места для фото - например, перед вход в храм?
Ксения 5 февраля 2014, 00:39
Вот и мы с Божьей милостью, живя не в России, имеем возможность общения с Богом и Очищать душу, приближаться к Нему, т.к. РПЦЗ и РПЦ объединены, не могу даже подумать как могло бы быть иначе... Спасибо Вам и Слава Богу, ведь в таком обнищании нравственности и упадке морали, невозможно не верить и не вспомнить о Боге.
Эвели 4 февраля 2014, 23:48
Спасибо! Очень хорошо написали. И главное, спасибо, что отметили, что эмигранты тоже могут сделать многое для России и делают. У меня аж слезы выступили. Мы же все равно в душе думаем, что может быть нехорошо поступили в отношении Родины. И стараемся здесь, по мере сил. Есть пути как помогать России. И приятно, что это кто-то видит. И хорошо сказали, что главное не где прожить, а как. Можно жить в России и ненавидеть ее. А можно за границей, и все делать, чтобы... Описали все верно. Приезжайте к нам в Торонто. У нас хороший храм Свято Троицкий на Хенри Стрит. У нас тут могила сестры царя Ольги Александровны и старушки, которые ее помнят. И другие церкви есть хорошие. У нас тут даже деревня есть Джексон Поинт, которую называют Березки, там русских много, и улицы называются "Волга", например. На английском стоят указатели. И еще есть детский лагерь русский в лесу,потомки белогвардейцев держат. Очень хороший лагерь, церковь сами срубили там. В общем, приезжайте, не пожалеете.
И есть немало канадцев, которые перешли в православие, увидите их в церкви на Хенри.
Татьяна 4 февраля 2014, 21:49
Хорошо было бы и у нас организовывать съезды православной молодежи, чтобы юноши и девушки находили друг друга.
Cергий 4 февраля 2014, 21:42
Почему-то те же католики и протестанты, да и агаряне, не ощущают проблем с кафоличностью как раз по причине отсутствия этнофилетической доминанты так свойственной некоторым православным. Протестантский пастор из Америки приезжает во Владивосток и через несколько лет создаются общины, порой превосходящие по численности местные православные общины. Почему наши миссионеры столь малопродуктивны, ведь Истина безусловно на их стороне. Думается из-за лености, формализма и отсутствие здорового космополитизма. Нет опроры на Христа - вот и увядают общины, других объяснений быть не может.
Тимофей 4 февраля 2014, 19:02
Спасибо за статью! Обнаружил одну неточность, примерно в середине текста "Для справки: из Калифорнии лететь в Пенсильванию, где Джорданвилль, часов шесть-семь". Джорданвилль в штате Нью-Йорк.
Андрей 4 февраля 2014, 17:17
Спасибо Вам отче за Ваши статьи и рассказы, которые написаны Вами так легко и доступно, как будто для детей. Потому что всякий раз читаешь их с такой легкостью и простотою, что потом становится тепло и уютно на душе. Храни Вас Господь!
Наталья 4 февраля 2014, 16:03
Спаси Христос, отец Андрей! Как всегда ярко, образно, интересно. И поучительно.
Екатерина 4 февраля 2014, 15:54
Спасибо большое за статью, у отца Андрея все, как всегда у него, точно и емко обрисовано! Наши русскоязычные американские приходы действительно - большие семьи, а наши батюшки ласковые и добрые-добрые! Противостояние внешней среде и малочисленность действительно сплачивают, и ностальгия есть, пытаемся организовать здесь маленькую Россию...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×