Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник. Икона XVI в. Преподобный Иоанн Лествичник. Икона XVI в. «О, если бы я только мог / Хотя отчасти, / Я написал бы восемь строк / О свойствах страсти. / О беззаконьях, о грехах, / Бегах, погонях, / Нечаянностях впопыхах, / Локтях, ладонях», – так писал Пастернак, отдавая себе отчет, что точное, меткое слово о страстях дается тяжело и таких слов не может быть много. Точное слово о страстях выскальзывает из рук, как мокрая и живая рыба, и сами страсти сплетаются между собой, сращиваясь друг с другом, образуя отвратительное единство. Разумеется, слово «страсти» в данном случае используется как синоним выражения «болезнь души», а не как романтическое томление или благородный пожар в крови.

То, в чем бессильным себя признавал Пастернак, давно сделано игуменом Иоанном, по прозвищу Лествичник. Этот раб Божий написал не восемь строк, но целую книгу о страстях и борьбе с ними. Книга эта родилась как следствие опыта борьбы и победы, поскольку в привычном состоянии человек находится на каторжных работах у греха и – о, горе! – беды своей не замечает. Только когда человек освободится или начнет освобождаться, ему дается взгляд со стороны на себя самого, а значит, возможность описывать процесс внутреннего исцеления.

Эта книга действительно «о беззаконьях, о грехах, бегах, погонях», и начинается она с главы о бегстве из мира. Это – первая из 30 ступеней, ведущих к Царю Христу, и поэтому «Лествицу» подобает читать монахам в первую очередь. Людям, остающимся в миру и не способным на полноценное и безвозвратное бегство, книга эта тоже нужна, но не в качестве настольной. Она нужна как пример небесного мышления, обитающего в хрупкой телесной оболочке. Пожалуй, в Великий пост, когда супружеские ложа остывают и освящаются воздержанием, когда пища на столе монахов и мирян существенно не отличается, человек, не носящий черные ризы, может прочесть нечто из монашеских книг. Заниматься же подобным чтением постоянно и во всякое время для мирянина может быть опасно. Опасность заключается в том, что образ жизни должен соответствовать избранному чтению. А если книги и жизнь различны, душа раздваивается, страдая сама и нанося страдание тем, кто рядом.

Итак, никуда не уходя из мира телом, мы должны быть в некую меру свободны от мирского духа. Симеон Новый Богослов говорит нам, что «мир есть ни серебро, ни злато, ни лошади, ни мулы, ни яства, ни вино, ни хлеб. Не есть он ни дома, ни поля, ни виноградники, ни загородные жилища. А что же? Грех, пристрастие к вещам и страсти». Если это – «мир, который во зле лежит», то от него можно бежать, оставаясь на месте.

И слова мудрых лучше, чем что иное, обличают грех, живущий в человеке. Слова мудрых многое ставят на свои места и дают точную цену тем блестящим фальшивкам, которые мы сами склонны назвать добродетелями.

Лествичник, к примеру, пишет, что усердное подвижничество в миру чаще всего питается тщеславием, как бы некими грязными и тайными стоками. О духе человека нельзя ничего узнать, покуда человек живет на глазах многих. Мирским аналогом подобных слов можно считать песню, советующую: «Парня в горы с собой бери». Любая ситуация, несущая опасность или непривычную тяжесть, требующая жертвенности и братской спайки и не обещающая в награду цветов и медалей, показывает, кто есть кто. «Там поймешь, кто такой», – говорится в песне. А вот слова преподобного: «Видел я многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и, как бы от подземного стока нечистоты, напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей и не имеющую смрадной влаги тщеславия».

Это – колючие слова, такие, какими и подобает быть словам подлинной мудрости. «Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их – от единого пастыря» (Еккл. 12: 11). Ужас последнего и справедливого Суда ведь может быть не столько в том, что мы грешили, и грешили много, а в том, что даже лучшие наши порывы и старания были глубоко отравлены грехом и недостойны блаженной вечности. Вот где подлинная беда, и я не знаю, откуда может прийти исцеление, если не от осоленных мудростью слов духовного опыта. Сказал некто из имевших в себе любовь, что книги святых достойны того же почитания, что и мощи святых, а может, и большего.

Или еще пример.

Трудно найти человека, не мучающегося, хотя бы по временам, от блудной похоти. «Господствующим в мире» назвал «растление похотью» апостол Петр, и нам не надо много читать, чтобы подтвердить справедливость этих слов. Но как бороться? Есть пост и молитва, но то ли мы не знаем силы того и другого, то ли грех так силен, что свободными мы себя не чувствуем. Можно бежать от мира, затыкая уши и закрывая глаза. Но соблазн пойдет за тобой повсюду, потому что пробрался в память и ядовитой сладостью поселился в сердце. И вот Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем».

Вот оно как. Вы мучились в тайне сердца от прелюбодейной занозы и день, и два, и более. А потом вас нежданно вызвал к себе начальник и смешал вас с грязью, обвиняя во всех действительных и выдуманных недочетах. Теперь блуд надолго отойдет от души, уступая место горькой обиде, и таким образом Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы уже стояли. А обиды пройдут, обиды не так опасны.

***

Для спасения необходим так называемый «разум спасения», без которого все труды рискуют оказаться сеянием на асфальте и пахотой на болоте. Молящийся дурак из пословицы земными поклонами действительно разбивает лоб и кроме этой ненужной травмы никаких плодов больше не достигает. Откристаллизовавшийся опыт Церкви поэтому должен быть нами востребован, и на внимательное знакомство с ним нужно найти и время, и усидчивость. Это чтобы не бежать в ложном направлении и не бить воздух (см.: 1 Кор. 9: 26).

«Лествица» не Типикон, и ценность ее иная. Там не описаны молитвенные правила, не определены количества поклонов или мера вкушения пищи. Там раскрыты куда более важные вещи, действие которых поверхностному взгляду не открывается. По сути, чтение подобных книг есть исцеление от слепоты. И мы сами, сколько лет жизни бы нам ни отмерил Господь, никогда бы не разобрались в своей внутренней жизни с той степенью глубины и ясности, с которой это сделал игумен горы Синайской Иоанн.

Такие книги, как «Лествица», читаются всю жизнь и усваиваются потихоньку, по мере практических усилий. Дышит в них та мудрость, которая, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3: 17).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей22 марта 2015, 16:42
Моли Бога о нас святый угодниче Божий, Иоанне. Спасибо большое и о.Андрею за его труды. Всем православным христианам мирная и премирная благая. Спаси Господи.
римма28 марта 2014, 16:39
Святой Иоанн Лествичник, помолись Господу Богу о даровании ума мне, моим деиям и внучке, здравия душевного и телесного, счастья и любви. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Ксения28 марта 2014, 16:33
Большое спасибо за душеспасительную статью. Храни Вас Бог отец Андрей. В ваших статьях я всегда нахожу для себя ответы на свои вопросы.
Денис 2 апреля 2012, 08:44
Спаси Господи, благодарю Вас за статью, отец Андрей.
Евгений28 марта 2012, 01:19
Евгению
"Трудно найти человека, не мучающегося, хотя бы по временам, от блудной похоти..."

Евгений, конечно любой человек может заблуждаться и даже впасть в прелесть, и я не исключение. Но из Вашего комментария получается, что блудная страсть-это болезнь которая ни чем не лечится, даже благодатью Духа Святаго через причащение, и ходит с тобой повсюду. Вот с этим не соглашусь! Я видел наркоманов и алкоголиков, которые бросали свои страсти и ставали христианами, а наркомания и алкоголизм практически не лечится. Чем блудная страсть, по силе воздействия на человека, отличается от наркотической зависимости? Другое дело, если человек сам не хочет расставаться со своей страстью или так "на половину бросил", тогда она за ним ходит повсюду и сидит как заноза в голове. А пример святой Марии Египетской это и пример греховного навыка, который с головы вырвать очень тяжело, и пример великого покаяния, где как раз и показывается, что всё лечится, хотя и не сразу.
Ольга26 марта 2012, 09:54
Батюшка,поклон Вам земной за толкование.
Алексей26 марта 2012, 08:59
Игорю:
Когда тебя оскорбляют, обвиняют, поносят и не важно справедливо или нет, невозможно похоти проникнуть в сердце. Просто потому, что оно занято обидой на оскорбляющего. А когда научишься "пить поругание как питие" без смущения, без обиды, как достойный оного, то смирение не позволит блудной похоти воспламеняться.

Отец Андрей, Спасибо!
Dmitriy26 марта 2012, 07:58
Spasibo Vam otec Andrey
Дмитрий из Мариуполя26 марта 2012, 01:35
Спасибо за статью. Обязательно приобрету книгу Лествичника. в борьбе с "блудной страстью", еще помогает не смотреть на женщин, конечно и не думать о них.
Алексей26 марта 2012, 00:02
Как же удивительно точно написано про нагоняй от начальства как лекарство от блудной похоти! Знакомо любому! А ещё сам я давным-давно заметил интересный, похожий (хотя и более примитивный) факт: сильнее всего плоть подавляется после тренировок, на которых крепко получаешь в голову.
Юлия26 марта 2012, 00:02
Спаси Господи! Когда -то давно просматривала эту книгу , но не решалась читать..(отсоветовали .."как бы дров не наломать"). Вообщем-то тогда правильно отсоветовали, но сейчас захотелось почитать её , пусть хоть несколько глав.
Леван25 марта 2012, 22:23
Спаси Господи!

Огромное спасибо за данную статью, отец Андрей. Неожиданно нашел в ней ответы на интересовавшие меня вопросы.


Господи помилуй!
Светлана25 марта 2012, 20:03
Замечательно и,как всегда,вразумительно!И ничего не "заказывается" Лествица для мирян:нужно читать!Пока хоть что-то усвоишь-может,хоть на одну ступеньку влезешь(как на колокольню Иван Великий)!А какие примеры там из жизни подвижников!А "психология"(куда там современным психологам до этой высоты и глубины)!!!
Ксения25 марта 2012, 19:39
Против блудной страсти хорошо читать какое-то молитвенное правило, но это нужно решить со своим духовником.
А ругатели, оказывается, как нам помогают!
Слава тебе, Господи!
Максим25 марта 2012, 19:28
Спаси вас Господи, отец Андрей!
Гость25 марта 2012, 17:10
Игорь:
"И вот Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем»." Я не понял высказывания можно по доступней объяснить пожалуйста.

Батюшка ниже поясняет: "Вот оно как. Вы мучились в тайне сердца от прелюбодейной занозы и день, и два, и более. А потом вас нежданно вызвал к себе начальник и смешал вас с грязью, обвиняя во всех действительных и выдуманных недочетах. Теперь блуд надолго отойдет от души, уступая место горькой обиде, и таким образом Бог отведет вас от пропасти, на краю которой вы уже стояли. А обиды пройдут, обиды не так опасны. "
Анастасия25 марта 2012, 15:10
Очень хорошая статья. Спаси Господи!
Наталья25 марта 2012, 14:56
СпасиБог, очень понравилось!
Игоь25 марта 2012, 14:19
Игорю от Игоря.
Как вариант предлагаю следующее толкование:
Смирение перед поношениями - наверное, лучшая пилюля от матери всех страстей - гордыни и себялюбия, этой порчи, пускающей метастазы во все отделы души. Ну а коли блудная похоть - наверное, первая "награда" себялюбца, то лекарство надо понимать как весьма полезное.
Наталья25 марта 2012, 12:34
Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Несколько лет назад я приобрела эту книгу (кто-то порекомендовал), и отложила - скушно, непонятно, неинтересно.
После того, как на протяжении 10 последних лет я стала более-менее регулярно посещать службы в храме Флора и Лавра, исповедоваться и причащаться, премудрость этой книги, "Лествицы", стала вдруг становиться местами понятна. И так интересно стало! Но так сразу ее не проглотить. Все постепенно. Эта книга как врач. Конечно, тот факт, что книга стала понятнее, не значит, что я очистилась. Но вот что интересно: мой ум потихоньку стал открываться. А за поношения от других людей только спасибо. Я бы так молиться не могла, как после принятия скорбей. Хотя, конечно, в первый момент возмущение от несправедливости сдержать бывает трудно.
Наталия24 марта 2012, 23:22
Отец Андрей, опять поразили. И как точно всё вывернули, всё нашенское нутро в контексте Преподобного. И ведь правда Лествичник это "лечение от слепоты". Он открывает глаза. Спаси Вас Господь за такие тексты. И за эти прекрасные слова: "человек, не носящий черные ризы, может прочесть нечто из монашеских книг. Заниматься же подобным чтением постоянно и во всякое время для мирянина может быть опасно. Опасность заключается в том, что образ жизни должен соответствовать избранному чтению. А если книги и жизнь различны, душа раздваивается, страдая сама и нанося страдание тем, кто рядом". Для меня вопрос о чтении Святых Отцов был самым сложным в проблеме чтения православного человека, я после чтения Св. Отцов всегда унываю. Вы мне очень помогли диагностируя мою болезнь. Тем более, что именно сейчас, уже два месяца читаю Преподобного Лествичника.Спаси Вас Господь, многая и благая лета, отче.
Елена24 марта 2012, 18:56
Спаси нас всех Господь.
Спасибо.
Игорь24 марта 2012, 17:33
"И вот Лествичник дает неожиданный совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем»." Я не понял высказывания можно по доступней объяснить пожалуйста.
марина24 марта 2012, 16:03
понравилось
Александр из Минска24 марта 2012, 15:23
Очень интересно, думаю, что после того как освою Библию как следует, приобрету эту книгу. Спаси Господи отец Андрей за рекомендованную книгу.
дмитрий24 марта 2012, 13:47
Возможно Византийский мир не знал что такое кризис семьи, потому и писал только монашестве ни Типикон ни Лествица не слова о семье.
Катя24 марта 2012, 01:11
Иногда приходишь в Церковь не созерцать, открывать, а лечиться. Когда тебе говорят о сложном простыми словами, и как-то по-доброму, без костров инквициции, это освобождает, этого не хватает. Как-то так.
Александр24 марта 2012, 01:11
Отец Андрей, всегда с удовольствием читаю Ваши статьи. Прочитал эту и огорчился. Получается, что, мирянину, чтение "Лествицы" заказано. Ваше предупреждение, видимо, продиктовано благими намерениями, но получилось, как в притче из книги Отца Тихона Шевкунова "Про молитву и лисичку", вычеркнули Вы нас, мирян, из списка, способных постичь излагаемое в книге. Расстроили Вы меня не тем, что недостин я подобного чтения, а тем, что взяли на себя ответсвенность определять категорию сподобившихся...
Читал "Лествицу". Многое не понимал, многое не принимал, но получал от чтения радость и надежду...
Вы посеяли во мне сомнения, но несмотря на Ваш вердикт, продолжу чтение.
Евгений23 марта 2012, 22:31
"Трудно найти человека, не мучающегося, хотя бы по временам, от блудной похоти.Можно бежать от мира, затыкая уши и закрывая глаза. Но соблазн (блудная страсть)пойдет за тобой повсюду, потому что пробрался в память и ядовитой сладостью поселился в сердце". Если человек заболел этой страшной болезнью излечение её, борьба с ней будет продолжаться всю жизнь, какие же великие подвиги совершали люди, имевшие несчастье заразиться этой "гадостью", пример Марии Египетской. Святые отцы Церкви Христовой даже находясь в отшельничестве имели пожизненный опыт в этой нелегкой борьбе,вот пример:"Молодого пустынника одолевали блудные мечтания. Он пришел за советом к старцу Пахому. "Он же (старец) рече: Не дивися делу сему: аз бо многажды обретался в сицевых. Се бо видеши мя человека уже стара суща и дряхла, яко четыредесять лет сижу в хижине и пекуся токмо о едином своем спасении, и уже тольми ветх сый, а и до днешняго дне еще не свободен". Вот как. А коментарий Ваш Евгений:"Но вылечивается во время покаяния и после причастия со временем зарубцовывается, убеждаюсь на собственном опыте". Чистой воды ПРЕЛЕСТЬ. Простите меня за откровенность. Спаси Вас и нас всех Господь.

Татиана23 марта 2012, 19:57
Спасибо за подсказку, о. Андрей, за мысль о том, что "образ жизни должен соответствовать избранному чтению". Действительно, такое несоответствие порождает иногда гнетущие эмоции и мысли. "Лествица"...Почитаем...
Сергий23 марта 2012, 17:36
О. Андрей, хвалить вас за все материалы, которые вы здесь оставляете, наверное, подливать в ту самую сточную канаву..а ругать вас вроде и не за что , да и не поворачивается язык)) Дилемма!А поблагодарить хочется)
Евгений23 марта 2012, 17:27
Спаси Господи от.Андрей за статью, обязательно приобрету эту книгу. А блудная страсть это действительно сильная язва и лечится только искушениями. Но вылечивается во время покаяния и после причастия со временем зарубцовывается, убеждаюсь на собственном опыте.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×