Святой Эгвин Вустерский и монастырь в Ившеме

Святитель Эгвин, епископ Вустерский

(Память 30 декабря / 12 января – преставление и
10/23 сентября – перенесение мощей)

Будущий святитель родился в VII веке и, возможно, происходил из королевской семьи Мерсии. Его родители были праведными христианами и сына своего воспитывали в вере. Еще в детстве Эгвин посвятил себя служению Богу. В возрасте 7 лет он уже умел читать Псалтырь. В ранней юности будущий епископ отказался от богатств и всех радостей этого мира, избрал добровольную нищету и проводил жизнь свою на богослужениях в храме и в постоянной молитве. Со временем Эгвина рукоположили в пресвитера. По словам жизнеописателей святого Эгвина, уже тогда он был «избранным сосудом Духа Святого». Через несколько лет достойного служения в священническом сане, в 692 или 693 году, после смерти епископа Офтфора, Эгвин стал третьим епископом Вустерским – на западе Англии. Святой по смирению отказывался от этого сана, но Эгвина уговорили принять его, ибо и народ, и король, и духовенство, и архиепископ Кентерберийский видели в нем самого лучшего кандидата.

Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир
Церковь св. Эгвина в Нортоне, Вустершир
В то время Вустер был главным городом Хвиссы, бывшей не самостоятельным королевством, а провинцией Мерсии. Тогда Хвисса была все еще в основном языческой. Епископская кафедра Вустера была основана около 679 года стараниями благоверного короля Мерсии Этельреда и святителя Феодора Кентерберийского; каноническая территория этой епархии лежала в границах земель Хвиссы и включала сам город Вустер с его окрестностями и графством Вустершир, а также местности нынешних северного Глостершира, район Дадли, южную часть Уорикшира и, возможно, Бристоль. И сегодня это удивительные по красоте районы.

Долину реки Северн с ее яблочными садами и Молвернские холмы в то время населял полуварварский народ. Ученые предполагают, что для епископской кафедры был выбран именно город Вустер, а не намного превосходящий его по величине Глостер или столица Мерсии Уинчкомб потому, что в Вустере к тому времени христианство все же успело более-менее установиться. Вустер – это римский город, возникший в I веке, хотя первое поселение на этом месте появилось еще около 400 года до Р.Х. Римляне звали его Бранониум; саксонское его название Веогарекастер означает, по одной версии, «Город извилистой реки» (поскольку он стоит на реке Северн), а по другой версии – «Город жителей Хвиссы»; со временем латинские авторы стали называть его просто Вигорния. Предшественниками святителя Эгвина на Вустерской кафедре были епископы Босел и Офтфор; оба славились святой жизнью и, скорее всего, были обучены в прославленном монастыре святой Хильды в Уитби. Святитель Офтфор был знаменит как блестящий проповедник, ученый и писатель; он обучался не только в Уитби, но также и в школе святителя Феодора в Кентербери и в Риме. Епископское служение Эгвина по времени совпало с долгим и весьма успешным правлением христианского короля святого Этельреда Мерсийского (675–704), основателя монастырей в своем королевстве.

Церковь св. Эгвина в Ханибурне, Вустершир
Церковь св. Эгвина в Ханибурне, Вустершир
Архиерейское служение святителя Эгвина было нелегким, поскольку на территории его епархии жили большей частью полухристиане, плохо знавшие христианское учение, очень суеверные и нередко практиковавшие языческие обычаи. Святитель всецело посвятил себя служению людям. С горячим усердием проповедовал он слово Божие. Народ сразу полюбил святителя Эгвина за его рассудительность, справедливость и честность; король Этельред тоже его любил, ценил его добродетели и ученость. Святитель Эгвин был кротким и приветливым по натуре, но мог быть и строгим и непоколебимым, если нужно было отстаивать правду Божию. Так, твердость характера подвижника проявилась тогда, когда он узнал, что среди его паствы участились случаи несоблюдения законов христианского брака. Святитель, радея о спасении душ этих людей от такого греха, с большим усердием принялся наставлять их, объясняя божественные постановления и напоминая, что каждый предстанет перед судом Божиим, а тех, кто будет упорствовать в грехе, ожидают вечные муки. При этом святитель не забывал говорить и о радостях Царствия Небесного, которые ожидают всех праведников и раскаявшихся грешников. Увы, не все следовали наставлениям святителя Эгвина. Эти ослушники не только продолжали грешить и вести себя неблагоговейно на богослужениях, но и по наущению диавола решили святому отомстить. Предание говорит, что эти люди оклеветали святителя, так что он едва не был лишен сана. Святитель со смирением воспринял случившееся, но, радея о вверенной ему пастве, решил, возложив все надежды на Бога, доказать свою невиновность. И он отправился в Рим, заковав свои ноги в кандалы, ключ же от них он бросил в реку Эйвон в местечке Хетхомм. Взяв с собой нескольких помощников, святой Эгвин сел на корабль в Дувре, графство Кент, и поплыл в Италию. В то время такое путешествие было весьма долгим и опасным. И вот, смиренно перенеся все трудности пути, святитель прибыл в Рим. По легенде, в тот момент колокола городских храмов зазвонили сами собой. В Риме святитель, все еще в кандалах, поспешил к гробницам святых апостолов, чтобы помолиться. По дороге он остановился на мосту и попросил своих спутников наловить в Тибре рыбы к обеду. Святитель долго и смиренно молился в храме святого Петра, отслужил там Божественную литургию. Когда же он выходил из храма, один из помощников обрадовал его, сообщив, что им удалось поймать огромную рыбу. И каким же было всеобщее удивление, когда при разделке рыбы в ее желудке нашли тот самый ключ от кандалов святителя, который он бросил в реку Эйвон в Англии! Этим чудом подтверждалась невиновность святителя, и с него сняли все подозрения. Согласно другому преданию, когда святой еще плыл в Рим на корабле, из воды вдруг вынырнула огромная рыба, во рту у которой чудесным образом оказался ключ.

Оправданный святитель вернулся в Вустер. Король Этельред, узнав о происшедшем, еще больше привязался к святому епископу и вскоре доверил ему обучение своих сыновей. Святой Эгвин с горячим усердием принялся за воспитание королевских детей. Он учил их слову Божиему и светским наукам, наставлял в добродетели, внушал им, что предаваться гордыне не следует, но должно всегда иметь страх Божий и просить Господа о даровании мудрости, без которой не может обойтись ни один правитель. Королевские дети полюбили святого Эгвина. Да и весь благочестивый народ сердечно чтил святителя за его любовь и усердие, так что его даже называли «родным отцом». Святитель подтверждал проповеди примером своей жизни и сотворил много чудес. Со временем он стал все чаще удаляться на уединенную молитву. Особенно его привлекало одно дикое лесистое место на берегу реки Эйвон, называемое Хомм, или Хетхомм, позднее ставшее известным как Ившем (именно здесь он бросил ключ от кандалов в реку Эйвон). Скорее всего, это местечко привлекало Эгвина тем, что тут стояла древняя часовенка – в ней он любил молиться. Святой просил короля Этельреда пожаловать ему эту землю, и король охотно согласился это сделать. Сначала на том месте святой Эгвин поселил нескольких пастухов с их овцами. Но святитель чувствовал, что это место особенное, что оно избрано Богом – это вскоре и подтвердилось: тут был основан Ившемский монастырь, ставший впоследствии одним из крупнейших и известнейших монастырей Англии и всей Европы (в позднем средневековье Ившем был третьим по величине аббатством Англии).

Об основании Ившемского монастыря предание рассказывает так. Случилось это около 702 (или 709) года. Однажды некий пастух, по имени Иов, в поисках пропавшей свиньи ночью зашел далеко в лес и увидел на том месте, что ныне занимает Ившем, Пресвятую Богородицу с двумя ангелами. Пресвятая Дева держала в руках раскрытую книгу и крест, а вокруг раздавалось чудесное пение. Пораженный видением, пастух, исполнившись благоговения, в великом трепете покинул это место. Он немедленно поведал о чуде епископу Эгвину. Выслушав его рассказ, епископ подумал, что о рождестве Спасителя первыми узнали от ангелов Господних именно пастухи. Он предался на несколько дней усиленной молитве и посту, а затем решил, взяв с собой трех помощников, пойти на то место. Они шли босиком и всю дорогу распевали псалмы. Когда до того места оставалось недалеко, святитель оставил своих спутников и пошел далее один. Вскоре он опустился на землю и начал усиленно молить Господа и Его Пресвятую Матерь открыть ему Их волю. И святителю Эгвину было видение, в точности повторявшее то, чему прежде стал свидетелем пастух. Божия Матерь велела ему основать на этом месте монастырь и благословила Своим крестом. Это событие считается одним из первых засвидетельствованных чудесных явлений Божией Матери в Англии. Святой Эгвин с радостью поспешил исполнить повеление Пречистой Девы. Ведь он еще раньше, когда на него возвели клевету, дал обет Богу, что если его восстановят на епископской кафедре, то он обязательно построит храм во имя Господа и Пресвятой Богородицы.

Вскоре святитель Эгвин вместе с королем Этельредом основали Ившемский монастырь («Ившем» переводится как «Дом Иова»). По одной версии, это произошло около 703 года, по другой – около 710 года. Большинство ученых придерживаются первой даты, поскольку известно, что вскоре после основания монастыря благочестивый король Этельред отрекся от престола в пользу своего племянника Кенреда и принял иночество в монастыре Бардни в Линкольншире, где и преставился (его память празднуется 4 мая). Король Кенред был тоже благочестив и во всем старался поддерживать святителя Эгвина.

В 708 году, по преданию, Кенред и король восточных саксов Оффа решили совершить паломничество в Рим. Они пригласили сопровождать их святителя Эгвина. Когда они переправлялись через Альпы, у них закончились запасы воды, а поблизости не было ни одного ручья. Тогда святой Эгвин, пав на колени, принялся горячо молить Господа даровать им свежую воду. И случилось чудо: перед ними из каменистой почвы забил родник, так что путники смогли утолить жажду. Святитель благословил оставшуюся у них скудную пищу и разделил ее на всех. И о чудо! – провизии хватило, чтобы насытиться каждому из путников, да еще много еды осталось про запас. Все возблагодарили всещедрого Господа за Его милость и отметили особую добродетель святителя Эгвина. В Риме короли и святитель Эгвин имели беседу с папой Константином, который, выслушав рассказ о чудесном явлении Божией Матери в Ившеме и о постройке на этом святом месте монастыря, жаловал ему многочисленные привилегии и даровал полную независимость. Святитель Эгвин возвратился в Англию один, поскольку боголюбивые короли Кенред и Оффа решили отказаться от мирской власти и остаться в Риме, где они, приняв монашество, подвизались до конца своих дней. Король Оффа после смерти был причислен к лику святых (день его памяти – 15 декабря).

Вскоре после возвращения святителя Эгвина в Англию – в 709 году – отошел ко Господу святитель Альдгельм Шерборнский, с которым Эгвин много лет был связан узами духовной дружбы. Оба они были епископами, оба были любящими отцами вверенных их попечению монахов, ибо Альдгельм много лет был игуменом в Мальмсбери, прежде чем стать епископом, а святой Эгвин, будучи епископом, основал Ившемский монастырь, а вскоре собирался оставить свою кафедру и стать игуменом Ившема. Блаженная кончина святителя Альдгельма последовала 25 мая 709 года. В тот же день в чудесном видении святителю Эгвину была открыта смерть его близкого друга. Святитель весьма возрадовался духовно, ибо он увидел, что душа преданного служителя Христова Альдгельма вознеслась в великой славе в небесный чертог, окруженная ангелами Божиими. Эгвин незамедлительно сообщил об этом монахам Ившемского монастыря, а сам поспешил в Даултинг графства Сомерсет, где Альдгельм преставился ко Господу. Святой Эгвин сопровождал процессию с телом святителя Альдгельма на всем пути от Даултинга до Мальмсбери, и по его просьбе на каждой остановке воздвигались кресты в память о почившем – эти кресты стояли еще долгое время.

Осенью того же 709 года в городке Олкестер графства Уорикшир, что недалеко от Ившема, был собран церковный собор во главе со святителем Бритвальдом Кентерберийским. На этом соборе присутствовали многие знатные люди и церковные иерархи, среди которых был и великий святитель Вилфрид Йоркский. Собор, в частности, признал за монастырем в Ившеме все привилегии, дарованные ему папой Римским и королями. После собора святитель Вилфрид последовал вместе со святым Эгвином в Ившем, где освятил монастырскую церковь во имя Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла и всех святых (позднее монастырь в Ившеме был посвящен Божией Матери и святителю Эгвину). Святитель Эгвин был особенно рад тому, что Ившемская обитель была освящена этим прославленным епископом Йоркским – и как оказалось, незадолго до его кончины. До этого святому Вилфриду уже приходилось служить в Мерсии – во время одного из изгнаний его с Нортумбрийской кафедры. Возможно, святитель Вилфрид, хорошо встреченный королем Этельредом, в Мерсии основал ряд монастырей.

Итак, строительство монастыря в Ившеме было закончено, и святитель Эгвин поселил в него общину монахов, вверив их небесному покровительству Пресвятой Богородицы. Нам не известно, откуда прибыли эти монахи. Возможно, они были из монастыря Питерборо в Кембриджшире или из одной из основанных святым Вилфридом обителей. Ившемская обитель уже через короткое время стала процветать. Святитель Эгвин, однако, все больше стремился к затворнической жизни и уединенной молитве. В 710 году он стал первым игуменом основанного им монастыря, который он так любил. По одной версии, он в то же время сложил с себя епископство в Вустере, но, согласно хроникам того времени, святитель до конца своих дней одновременно оставался и епископом Вустерским, и игуменом Ившемским. Став игуменом, святой Эгвин жил в крайней скудости и посвящал непрестанной созерцательной молитве почти все свое время. Хотя святителя и до этого уже почитали как святого, в последние годы жизни Эгвина его святость проявлялась особенно. По его молитвам совершались чудеса, ему были видения небесного мира, часто святые угодники и ангелы являлись ему. Святитель особенно любил Пресвятую Матерь Господа, «свою самую возлюбленную Госпожу» (как говорится в его житии). Ее имя все время было у него на устах, молитва к Ней постоянно была в его сердце. Не раз Пресвятая Владычица явно помогала ему.

Последние годы жизни святой Эгвин провел в таком крайнем воздержании, что ему были абсолютно чужды любые земные потребности и привязанности: он жил только ради неба. Но святой епископ и игумен, сам совершенствуясь духовно, не забывал о вверенных его заботе монахах. Беспокоился он и о спасении паствы. Сохранилось предание о том, как святой Эгвин совершил миссионерскую поездку в городок Олкестер, который мы уже упоминали. Этот древний римский город находился в очень красивой лесистой местности и благодаря своему удачному расположению стал резиденцией королей Мерсии. Но жители его не отличались благочестием, и, как и в старые языческие времена, продолжали предаваться идолопоклонству и прочим беззакониям. Святитель Эгвин всей душой возлюбил это место и исполнился сострадания к его бедным жителям, не просвещенным светом Евангелия. И вот он решил совершить поездку в Олкестер, взяв с собой некоторых ившемских насельников. Прибыв в Олкестер, большая часть населения которого занималась кузнечным делом и работой по металлу, святитель застал его жителей за их ежедневными занятиями. Он начал вдохновенно проповедовать им Евангелие Христово, но жители и слушать не хотели о Спасителе. Более того, они решили прогнать проповедника и принялись из всех сил бить молотами по наковальням, думая его оглушить. Как ни уговаривал их святитель прекратить совершать беззакония и покаяться, они не желали его слушать и смеялись над ним. Тогда святой подвижник решил покинуть этот город, еще более сожалея, что люди так упорствуют во грехе. Но, когда, выйдя из Олкестера, он оглянулся, то увидел, что нечестивый народ постигла кара Божия: земля разверзлась и поглотила заживо многих жителей Олкестера. Правдиво это предание или нет, но с тех пор ни один кузнец не рисковал заниматься своим делом в Олкестере еще очень долгое время.

До нас дошло мало сведений о деятельности святого Эгвина как игумена в Ившеме. Известно, что жизнь в этом монастыре была устроена в соответствии с уставом преподобного Венедикта Нурсийского. Главными занятиями монахов были молитва, изучение Священного Писания и других душеспасительных книг, различные ремесла. Жизнь в Ившемской обители при святом Эгвине напоминала жизнь семьи, в которой любящий отец заботится о своих чадах.

Перед смертью святой игумен был сражен долгой и мучительной болезнью. Но, страдая сам, он не переставал заботиться о других: утешал страждущих, кормил голодных и нищих, исцелял недужных возложением на них рук и молитвами ко Святой Троице. И до последнего вздоха святителя молитва оставалась его главным занятием. Он непрестанно повторял псалмы, призывал имена святых, а его очи, руки и сердце были все время обращены к горнему. Большую часть своей долгой жизни святой носил власяницу. Не снимал он ее до самого последнего дня своего, считая себя великим грешником, нуждающимся в особом покаянии. И до последнего часа святой Эгвин не позволял себе послабления поста. В конце своей жизни святитель особенно часто повторял своим братиям, чтобы они жили в соответствии с уставом и постоянно духовно совершенствовались, завещал им укрепляться в любви, милосердии, чистоте и смирении, воздержании и прочих добродетелях, жить в полном послушании игумену. Монахи были настолько послушны словам святителя, что про Ившемский монастырь того времени можно было смело сказать, как о древних христианах, что «у множества верующих была одна душа и одно сердце».

Почувствовав, что конец земной жизни близок, святой Эгвин собрал вокруг себя всю братию и дал им свое последнее наставление: «Молю вас, преподобные и возлюбленные чада, со всем усердием и тщанием старайтесь соблюдать все заповеди и повеления Божии. Со всяким прилежанием исполняйте данные вами обеты, ибо сказано в псалме: “Воздай Всевышнему обеты твои”. Храните мир и стремитесь к святости, без которой, по словам апостола, невозможно увидеть Бога». Сказав это, святой Эгвин испустил дух. Случилось это 30 декабря 717 года. День преставления святого впоследствии стал днем его памяти.

Весть о кончине дивного служителя Господа быстро распространилась по всей Мерсии. Все верующие скорбели о том, что святой угодник Божий покинул их. Уход его из земной жизни был большой потерей и для монахов Ившема, хотя в то же время они обрели заступника на небесах. С тех пор святой Эгвин стал главным небесным покровителем Ившема и его монастыря.

Святителя похоронили в Ившеме в том месте, где он сам завещал. Похороны святого Эгвина, на которые собралось множество как монахов, так и мирян, были скорее похожи на светлый праздник, чем на траурное событие. Все испытывали какую-то неземную радость и знали, что провожают в последний путь святого человека. На могиле святого Эгвина была сделана надпись, в которой были и такие слова: «Под этим простым камнем лежит великий муж. Покоится он в тесном и малом гробе… но славны были дела этого кроткого мужа, преисполненного благодати Божией».

Почитание святого Эгвина

Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба
Витраж с изображением св. Эгвина в Вустерском соборе - работа Джеффри Фуллера Уэбба
Вскоре после смерти святого Эгвина были обретены его нетленные мощи и положены в богато украшенную раку. Эта рака в IX веке была разграблена язычниками-датчанами, но мощи уцелели.

В 960 году монастырская церковь Ившема разрушилась, но среди ее обломков монахи обнаружили раку с мощами святого Эгвина целой и невредимой.

Составитель ившемской хроники описывает событие, послужившее поводом к торжественному перенесению мощей святого Эгвина в новую, удивительную по красоте раку в XI веке. После смерти короля Гарольда I Заячья Лапа в 1040 году из Англии было отправлено посольство к будущему английскому королю Хардекнуду, который тогда находился во Фландрии. Одним из тех, кто отправился в составе посольства, был епископ Лондонский Элфвард, который одновременно был и игуменом в Ившеме. В пути их корабль настиг ужасный шторм, так что все плывшие на нем могли в любой момент погибнуть. Епископ тут же вспомнил, сколь дерзновенны молитвы ко Господу его святого покровителя Эгвина. Он взмолился к святителю, прося его заступничества и обещая, если останется жив, сделать новую раку для мощей святителя из золота и серебра и впредь всегда отмечать день памяти его с еще большей торжественностью, чем то было прежде. Не успел он кончить своей молитвы, как шторм утих и выглянуло солнце. Корабль благополучно достиг гавани. Возвратившись в Англию, епископ не замедлил исполнить данный им обет. Он распорядился подготовить новую, величественную раку для мощей святого Эгвина и сам возглавил церемонию перенесения его мощей. Это произошло 10 сентября. С тех пор этот день стал вторым днем памяти святого Эгвина наряду с 30 декабря. Согласно свидетельствам того времени, новая рака для мощей святого Эгвина отличалась необычайной красотой, она была сделана из золота и серебра и украшена различными драгоценными камнями, три из которых настолько ярко сияли, что по ночам часть церкви словно бы освещалась их блеском. При изготовлении раки произошло следующее чудо. Мастер по имени Годрик, украсивший раку несколькими резными изображениями, во время работы поранил руку своим инструментом. Он сразу обратился к святому с такой молитвой: «О святой Эгвин! Помоги мне, несчастному грешнику, трудящемуся ради украшения твоей раки, и подай мне исцеление». Не успел он это договорить, как боль утихла и рана на руке зажила.

Вскоре после перенесения мощей святого Эгвина произошла следующая история. Знатная леди по имени Алгита, часто посещавшая монастырь Ившем, впала в искушение и захотела нечестным путем завладеть частью мощей святого Эгвина. Она, подкупив нескольких обучавшихся в Ившемском монастыре мальчиков, подговорила их украсть для нее часть мощей святителя, пообещав им в случае успеха этого дела новые подарки. Отроки ночью пробрались в храм, открыли раку святого Эгвина и выкрали зуб и часть руки святителя. Алгита, получив святыню, весьма обрадовалась. Но святой явился ей во сне и просил немедленно вернуть его украденные мощи в монастырь. Однако женщина не послушалась Эгвина. Святой являлся ей в сонном видении во второй и третий раз – но леди все не внимала ему. В день, следующий после третьего явления святого, Алгита внезапно ослепла. Так и осталась она слепой до конца жизни. Но даже эта кара не образумила женщину: мощи по-прежнему оставались у нее. Со временем Алгиту стала мучить совесть, и она просила у игумена Ившемского монастыря Маврикия разрешения хранить эти две частицы мощей в сделанном ею маленьком реликварии. В старости она завещала после своей смерти возвратить украденные мощи вместе с реликварием Ившемской обители и пожаловать ей часть своих земель (она была очень богата). Однако сын Алгиты отказался исполнить завещание своей матери. Со временем, однако, последняя воля Алгиты была исполнена, монастырь получил часть ее земель, а реликварий с зубом и рукой святого Эгвина сначала попал в Вустерский собор[1], а затем был передан в Ившем. Кстати, предание говорит и о том, что мальчиков, исполнивших нечестивое повеление Алгиты, впоследствии настигла Божия кара: один из них утонул, а еще один до конца жизни был мучим тяжелой болезнью.

Однажды королева Эдита (1029–1075), супруга короля Эдуарда Исповедника, решила праздновать Рождество Христово в городе Глостер и повелела (это, надо сказать, было весьма странным повелением) доставить к ее прибытию из разных монастырей страны мощи святых, чтобы она могла для себя выбрать мощи какого-нибудь святого. Среди монастырей, указанных в повелении, был назван и монастырь в Ившеме. Братия не хотели расставаться с мощами своего любимого покровителя святого Эгвина и отправили королеве реликварий с мощами другого святого – Одульфа; но и это сделали они весьма неохотно и только потому, что не желали вызвать немилость королевы. И вот королева Эдита, прибыв на праздник, принялась по очереди осматривать привезенные для нее мощи святых. Когда же был открыт реликварий с мощами святого Одульфа, произошло невероятное: королева внезапно ослепла! Осознав свой проступок, Эдита тотчас покаялась и со слезами просила Господа и Его святых простить ее. По молитвам святых зрение ей вернулось в тот же день, и Эдита повелела отвезти мощи святых обратно, а для раки святого Одульфа она оставила специальное королевское пожертвование.

В том же XI веке (около 1077 года), уже после норманнского завоевания, мощи святого Эгвина приносили в Оксфорд, Дувр, Винчестер и другие английские города, и от мощей угодника Божия тогда произошло множество чудес.

При настоятеле Ившемского монастыря Реджинальде, особенно почитавшем святого Эгвина, между 1122 и 1149 годами в аббатстве Ившем появилась новая часовня во имя этого святителя. Реджинальд также распорядился заменить крышку раки святого, так как некоторые неблагочестивые монахи из-за боязни свирепствовавшего в стране голода украдкой сняли часть золота и серебра, украшавшего раку, и продали его.

Около 1215 года обрушилась башня Ившемского монастыря, повредив большую часть алтаря, но раки с мощами святых Эгвина, Одульфа и Кредана чудом остались целы и невредимы. Рака с мощами святого Эгвина оставалась главной (но далеко не единственной) святыней Ившемской обители вплоть до Реформации, когда все находившиеся в монастыре мощи святых бесследно пропали – такое же несчастье постигло тогда и другие монастыри страны.

Монахи Ившема и многочисленные паломники на протяжении многих столетий очень любили и почитали святого Эгвина. При аббате Томасе Марлсборо около 1230 года в аббатстве появился витраж, изображавший житие святителя. В следующем столетии аббат Уильям Чиритон между 1317 и 1344 годами выстроил новые ворота в аббатство, украсив их высеченными в камне фигурами святого Эгвина и королей, принимавших особое участие в жизни обители. Следующий аббат Ившема, Уильям Бойс, в 1354 году отлил и освятил два новых колокола, один из которых был посвящен Богородице («нашей Ившемской Госпоже»), а второй – святому Эгвину. Надпись на посвященном Эгвину колоколе была примерно такая: «С тобой, о святой отец Эгвин, мой звон слышен днем и ночью. С твоей помощью мне не страшны ни ужасный гром, ни удары молнии».

Следует отметить, что и в годы, непосредственно предшествовавшие кровавой Реформации, любовь к святому Эгвину не ослабевала в аббатстве. Так, в 1522 году, при последнем настоятеле Ившема, одна из северных часовен монастырской церкви была освящена во имя этого святого.

Почитание этого святителя, однако, было распространено не по всей Англии. Кроме главных центров его почитания – Вустера (где он упоминается во многих календарях) и Ившема, Эгвина также чтили в монастырях Тьюксбери[2], Бери-Сент-Эдмундс, Гластонбери, Эли, Честер, Рамси, Глостер, Питерборо, Уитби, Пилтон, Уинтон и Хэнли-Касл. Имя святого Эгвина упомянуто и в хранящемся в Вустерском соборе по сей день антифонарии Вустера (XIII в.) наряду с именами святых Дунстана и Освальда, также тесно связанных с этим городом. Примечательно, что все места почитания святого Эгвина исторически были так или иначе связаны с Вустером или Ившемом. Римо-католики в Англии особенно почитали святого Эгвина в женском аббатстве Стэнбрук близ Молверна в Вустершире, существовавшем с XIX века (несколько лет назад это аббатство переехало в местечко Уосс графства Норт-Йоркшир).

Чудеса святого Эгвина

Расскажем же подробнее о посмертных чудесах святителя Эгвина, произошедших в разные годы. Чудеса от его мощей начали совершаться сразу после преставления святого, и на протяжении восьми столетий бесчисленное множество паломников и верующих получали по его молитвам исцеление от болезней, избавление от бед и исполнение молитвенных прошений. О некоторых чудесах святителя рассказывает «Хроника Ившемского аббатства».

Поскольку день памяти святителя Эгвина выпадал на пятый день после праздника Рождества Христова, то паломники, приходившие в Ившемскую обитель на праздник Рождества, задерживались здесь и до дня памяти святого Эгвина, который всегда отмечался с особым торжеством. Попечение обо всех пришедших на праздник брали на себя монахи обители. Однажды в день памяти святителя в монастыре закончились запасы рыбы для гостей. Игумен, опечаленный таким известием, вдруг узнал, что в реке Эйвон за стенами монастыря была замечена гигантская рыба, равной которой по величине никто из местных жителей никогда не видел. Игумен сразу распорядился поймать рыбу, видя в этом Промысл Божий и явную помощь от святителя Эгвина, который, некогда оправданный Господом через рыбу от несправедливого обвинения, сам в день своей памяти послал своим духовным чадам рыбу для их гостей. Рыба немедленно была поймана, и ее хватило на всех.

В другой раз – это было во времена короля Этельреда Нерешительного – случилось такое чудо. Один старый знатный человек посягнул на часть земель монастыря в Ившеме. Монахи в своей скорби не знали, что им предпринять, чтобы спасти земли. На определенный день было назначено судебное разбирательство. Братия решили принести с собой мощи своего верного заступника и покровителя – святого Эгвина. Судьи не смогли вынести решение ни в пользу знатного человека, ни в пользу монахов. Наконец было постановлено, что если этот знатный человек сможет один без посторонней помощи поднять с земли раку с мощами святого, то тогда эти земли отойдут к нему, так как в этом будет видно благоволение самого святого. Человек, исполнившись гордости, встал и, коснувшись руками своей бороды, сказал, что, хоть он и стар, но сила его в его длинной бороде, и потому он без труда поднимет мощи святого Эгвина. Не успел он это произнести, как, ко всеобщему изумлению и радости, его борода (как если бы она была не настоящая, а приделанная), сорванная невидимой силой, упала на землю. Гордый землевладелец был посрамлен, а монахи, радуясь и благодаря святого епископа Эгвина, возвратились в свой монастырь.

В другой раз еще один богатый человек решил лишить монастырь Ившема его владений. Помощник настоятеля, узнав об этом, пал ниц перед мощами святого Эгвина, в слезах повторяя покаянные псалмы и моля о помощи. И случилось так, что богач умер внезапной смертью у всех на глазах в тот самый день, когда хотел присвоить себе монастырские земли. С тех пор никто не отваживался на то, чтобы лишить монастырь Ившем его земель, зная, что этого он все равно не сможет сделать, так как святой Эгвин хранит свою обитель.

Ившемская хроника описывает многие чудеса исцеления по заступничеству святого Эгвина: исцелялись калеки, прокаженные, паралитики, немые, глухие и слепые. По молитвам святителя закованные в кандалы (как невиновные, так и кающиеся преступники) освобождались от своих оков. Как мы помним, святитель сам был чудесным образом спасен от оков в Риме. Есть несколько случаев чудесной помощи святого Эгвина тем, кто сам добровольно заковывал себя в цепи. Некий человек, ведший крайне нечестивую жизнь, благодатию Божией пришел к такому сильному покаянию, что добровольно связал себя девятью цепями и решил, что если и будет когда-нибудь от них освобожден, то только милостью Божией. Так он ходил от одной святыни к другой, молясь, постясь и плача о своих прошлых грехах. Постепенно, видя его искреннее покаяние, Господь по молитвам святых освободил его от восьми цепей, но девятая по-прежнему оставалась на его теле. Вспомнив, что святые апостолы Петр и Павел имеют власть вязать и решить, поспешил он в Рим, где долго молился у гробниц апостолов об избавлении от последней цепи. Во сне этому человеку велено было возвращаться в Англию и посетить монастырь Ившем, где он и получит просимое. Человек немедленно отправился в Ившем и там непрестанно со слезами молился много дней подряд, пока однажды в храме во время Божественной литургии не получил внезапного избавления: цепь с большим грохотом (похожим на удар по наковальне) снялась с него и упала на расстоянии, довольно далеком от него, разлетевшись на мелкие кусочки. Велика была радость кающегося и всех присутствовавших в храме.

Был и такой случай. Одного преступника в оковах вели на казнь по дороге, проходящей через Ившем. Преступник вспомнил, что приближается день памяти святителя Эгвина. Еще он вспомнил о великом милосердии этого святого ко всем страждущим и находящимся в беде. И вот он в горячем раскаянии вырвался от ведших его на казнь и бросился бежать к монастырю прямо в кандалах. К его радости, ворота монастыря были открыты. Он вбежал в церковь и припал к раке святого Эгвина, моля о своем спасении. И случилось чудо: его оковы спали сами собой, а солдаты, которые вели его на казнь, не посмели более тронуть человека, видя великое заступничество за него святого Эгвина.

Многочисленны случаи чудесной защиты святого Эгвина от пожаров. Хронист из Ившема замечает, что если бы не заступничество святого Эгвина, то их монастырь мог не раз за свою историю сгореть дотла. Каждый раз, когда в монастыре начинался пожар, монахи сразу подносили мощи святого к огню – и каждый раз ветер тут же менял направление или огонь под действием невидимой силы вмиг затухал. Один раз загорелись расположенные вблизи монастыря дома, в которых останавливались знатные паломники. Тогда мощи святого Эгвина вынесли из обители и поставили прямо в середине дома, который мог пострадать от огня больше остальных. И случилось чудо: огонь не только не коснулся мощей святителя, но оставил целой и невредимой ту часть дома, где стояла рака с мощами. В другой раз сама монастырская церковь Ившема могла сгореть потому, что густые заросли терновника, росшие вокруг нее, занялись огнем. Монахи в страхе побежали в храм и вынесли из него мощи святого Эгвина. Поднеся их к горящим кустам, они закричали: «О великий и возлюбленный господин наш епископ Эгвин! Спаси своими молитвами твою церковь и твои мощи!» Как только они это прокричали, послышался небывалый шум, будто сотни невидимых ведер с водой кто-то начал опрокидывать на горящий терновник. Через несколько минут о пожаре и опасности потерять церковь уже и не думали.

Интересен еще один случай, когда святой явно попытался воспрепятствовать первому норманнскому и католическому игумену Ившема Уолтеру сломать прежнюю православную саксонскую монастырскую церковь (которая была одной из самых красивых и необычных в Англии) и вместо нее построить новую католическую церковь огромных размеров в норманнском стиле. Новая церковь была такой громадной, что из материала прежней маленькой саксонской церкви можно было построить лишь ее крипту (в саксонский период приходские и монастырские церкви, а также соборы часто были скромными и небольших размеров). Но во время строительства новой церкви в стиле завоевателей Англии норманнов начались беды: сначала странным образом на ее постройку стало не хватать камня и дерева, а потом по разным причинам стало остро не хватать денег. Тогда настоятель Уолтер решил отправить нескольких монахов с мощами Эгвина по городам Англии, чтобы собрать необходимую сумму денег. Во время этой поездки от мощей святителя произошло множество чудес. Так, когда монахи посетили с мощами Эгвина Оксфорд, среди собравшихся паломников был некий благочестивый человек, который подошел к раке и, вознося молитвы ко святому, сделал пожертвование для монастыря. Пока он клал деньги на пожертвование, один вор незаметно выбрался из толпы, подошел к нему и уже было засунул свою руку к нему в кошелек, как вся его рука вдруг внезапно онемела и он не мог ею пошевелить. Вор стоял бледный, с безумным взором. Увидев это и поняв, что произошло, присутствовавшие при этом люди повели вора на суд. Его даже могли казнить, но монахи Ившема заступились за него, и он остался жив. Так молитвами святого Эгвина удалось избежать двух зол: благочестивый человек не остался без своих денег, а вор не был казнен, и ему представилась возможность покаяться и обратиться на истинный путь.

Монахи Ившема совершили с мощами святого поездку и в Лондон, где произнесли, как и в других местах, проповедь и рассказали о жизни их небесного заступника. Одним из тех, кто внимал рассказам монахов с искренней верой, был человек по имени Уильям Торн. Позднее ему пришлось участвовать в уэльских войнах за своего короля. И случилось так, что враг окружил его со всех сторон, все его товарищи были либо убиты, либо ранены, лошадь его выбилась из сил, а сам он с трудом мог держать в руках оружие. Гибель была неминуемой. Но вот он вспомнил рассказ монахов о святом Эгвине и, собравшись с последними силами, воскликнул: «Господь Вседержитель, Который всегда рядом с теми, кто находится в беде! Если все, что мне рассказывали о святом Эгвине, правда, то спаси меня его молитвами от гибели!» И тотчас он почувствовал внезапный прилив сил, а лошадь его понеслась так резво, что очень скоро опасность была уже позади; и все его раны, полученные на войне, зажили сами собой. Уильям не только выжил в этой войне, но и, возвратившись на родину в Англию, совершил поездку в Ившем и рассказал приору обо всем случившемся с ним.

Однажды монахи, возившие по городам Англии мощи святого Эгвина, должны были переправляться вброд через реку Трент. Благочестивый монах Хереман решил поместить реликварий с мощами святого Эгвина перед своим седлом, надеясь, что при переправе и мощи, и сам он останутся целы и невредимы. Но он сбился с брода, и вскоре его лошадь оказалась в таком глубоком месте, что вода была ему чуть ли не до плеч. Но Хереман не переставал молиться и вскоре благополучно добрался до берега. И тут оказалось, что ни на раке с мощами, ни на его одеждах не было и капли воды, словно бы лошадь везла его не через реку, а по осеннему лесу! Другой брат, перевозивший маленький реликварий с рукой святого Эгвина, попал в еще большую беду. Он не только сбился с брода, но и угодил в водоворот, в который за день до этого засосало лодку. Видевшие это с другого берега монахи стали усердно молиться святому Эгвину о спасении брата. И случилось чудо: монах, которому грозила гибель, смог, словно поддерживаемый невидимой силой, благополучно переправиться через реку. Когда братия дотронулись до реликвария с рукой святого Эгвина, то к своему изумлению почувствовали, что он был совершенно сухим!

Святой Эгвин также являлся людям в видениях. Расскажем хотя бы о двух подобных случаях. В Ившемскую обитель в праздник святого Эгвина приезжали и монахи других обителей. Среди них был праведный брат Сперкульф из монастыря Ковентри. Он особенно почитал святого Эгвина, каждый год приезжал в монастырь в день памяти святого, обходил с великим благоговением все 15 престолов монастырской церкви Ившема и оставался там на всю последующую ночь на молитву. Однажды Сперкульфу, проводящему ночь в бдении и чтении псалмов в крипте, посвященной Пресвятой Деве и святителю Эгвину, было дивное видение. Невидимая рука открыла дверь в крипту, и постепенно все ее пространство заполнил неземной свет. Потом монах увидел, как в крипту зашли мужи необычайной красоты в непередаваемо светлых одеждах. Все они выглядели молодыми. Позади них шли почтенные преподобные мужи, некоторые из которых были в епископских облачениях. Вся процессия подошла к престолу святого Эгвина и отслужила утреню. Затем один из тех почтенных мужей начал совершать там Божественную литургию, а молодые мужи подпевали ему сладкими небесными голосами. Когда литургия была окончена, все они удалились. Пораженный видением Сперкульф понял, что это был святой Эгвин вместе с ангелами и другими святыми епископами, удостоивший его такого славного видения. В другой раз тот же монах молился в монастырской часовне Пресвятой Богородицы перед утреней, что он обычно любил делать. Вдруг дверь отворилась, и в часовню вошла величественная Жена необычайной красоты, вся в неземном сиянии. Следом за Ней в храм вошли епископы и монахи. Подойдя к престолу Божией Матери, епископы стали совершать службу, прославляя эту Жену. Монах был так поражен, что не мог вымолвить ни слова. Среди вошедших монахов он не смог узнать ни одного из тех, кто тогда подвизались в обители, зато он узнал лица нескольких монахов, к тому времени уже умерших, отличавшихся строгой жизнью. Продолжая изумляться, Сперкульф подошел к одному монаху и спросил у него, что это за Госпожа, Которую славят епископы. И тот ответил ему: «Брат, это святой епископ Эгвин в сослужении других епископов славит свою возлюбленнейшую Госпожу – Деву Марию, Матерь нашего Господа». Когда служба закончилась, двое из епископов подошли к Царице Небесной и, бережно взяв Ее за Ее пречистые руки, вывели из часовни. Вместе с ними удалились и все остальные.

Вот лишь несколько примеров чудес, совершенных святым епископом Эгвином.

Влияние Ившемского монастыря

Влияние Ившемского монастыря в Англии на протяжении веков было огромным. Этот монастырь имел множество дочерних обителей и скитов. Интересен такой факт: король Мерсии Этельбальд (716–757), один из преемников святого Этельреда, духовный сын преподобного Гутлака Кроулендского, основал в 716 году в Кроуленде, на месте кончины этого святого, монастырь, первым игуменом которого стал присланный из Ившемского монастыря монах Кенульф. Не менее значимо и то, что Ившем принял активное участие в восстановлении монашества на севере Англии после того, как великие обители Нортумбрии и Йоркшира были разорены датчанами. За XI век монахи Ившема и некоторых тесно связанных с ним обителей, как, например, Уинчкомб графства Глостершир, восстановили монашескую жизнь в Ярроу (где в свое время подвизался преподобный Беда Достопочтенный), Уитби (монастырь великой святой игуменьи Хильды), Йорке (монастырь Пресвятой Девы Марии) и других местах. Такими теплыми братскими были отношения между монастырями Ившема и Йорка, что насельники обоих считали друг друга членами одного братства. Так Мерсия спустя столетия сторицей отблагодарила северную Англию за то, что ее великий святитель Вилфрид Йоркский в VII веке основал ряд монастырей в Мерсии, находившейся тогда еще под сильным влиянием язычества.

У Ившема были как минимум три зависимые обители. Одна из них с XI века находилась в Пенвортхеме графства Ланкашир, причем аббат Ившема назначал приоров Пенвортхема. Этот монастырь просуществовал много лет, но от его построек, к сожалению, ничего не сохранилось. Второй зависимой от Ившема обителью был монастырь в Олкестере, что в нескольких милях от Ившема, называвшийся «Пресвятая Богородица острова». Он был учрежден в 1140 году, но в XIV веке был объединен с Ившемом в один монастырь. Третья дочерняя обитель находилась в Дании. По преданию, датский король Эрик I Добрый (1070–1103) в 1095 году попросил английского короля Вильгельма Рыжего (1056–1100) отправить к нему в Данию 12 монахов из Ившема для основания обители в Оденсе. Говорили, что влияние английского монашества на христианство Дании в то время было немалым.

Примечательно, что после Реформации и закрытия в Англии всех монастырей бывший насельник Ившема Джон из Фекенхема пытался возродить бенедиктинское монашество в стране. Ему это частично удалось: монашеская жизнь была его стараниями возобновлена в Вестминстере, но после смерти королевы-католички Марии Тюдор в 1558 году снова прекратилась на долгие столетия.

Другие святые, связанные с Ившемом

Ившем был славен многими святыми мужами. Так, восьмой игумен Ившемского монастыря Кредан, о котором, увы, не сохранилось почти никакой информации, тоже почитается в лике святых (он преставился около 780 года; день памяти – 19 августа). Игумену Ившема Маврикию, жившему незадолго до норманнского завоевания, в сонном видении неоднократно велелось вынуть мощи святого Кредана из могилы и переложить в раку. Маврикий после очередного видения решил исполнить это повеление. Открыв могилу, он увидел святые мощи Кредана, от которых исходило сияние. Мощи перенесли в раку, и они стали доступны для поклонения.

Церковь св. Вистана в Уистоу (XIII в.), Лестершир
Церковь св. Вистана в Уистоу (XIII в.), Лестершир
Первый норманнский настоятель Ившема сомневался в истинной святости англо-саксонских святых (как и большинство норманнов, принесших в Англию католицизм). Он решил «проверить» мощи местных святых, подвергнув их испытанию огнем. Однако огонь лишь слегка касался святых мощей угодников Божиих, не причиняя им ни малейшего вреда. После такого «испытания» мощи были положены на прежнее место и их почитание продолжилось.

Незадолго до норманнского завоевания в Ившеме просияли три отшельника святой жизни: Басинг, Элфвин и Вулси. О Басинге почти ничего не известно, кроме того, что он в течение 72 лет вел жизнь пустынника. Отшельник Элфвин, который, по преданию, предавался аскезе не менее 75 лет, был известен своим видением духовного мира. Он, в частности, нередко видел, как во время звона монастырских колоколов, созывавших монахов на службу, к храму слетались демоны и ужасными воплями пытались искушать монахов. Они собирались на крыше храма, называли всех монахов по их именам, говорили о совершенных каждым из них грехах и смеялись над особенно нерадивыми братиями. Дважды один из демонов высмеял и самого пустынника: когда некий бедняк с большим трудом уговорил Элвфина взять у него во имя Божее 1 пенни, демон говорил: «Тебя купили за 1 пенни. Теперь видно, какой ты “монах”, ибо твое лицемерие раскрылось»; в другой раз бес посмеялся над подвижником за то, что он как-то выпил немного вина по совету своего духовника. Вулси был знатным человеком и родственником графа Леофрика. Он вел отшельническую жизнь рядом с монастырем Кроуленд в Линкольншире. К нему со временем стали приходить верующие за духовным советом и утешением. Тогда подвижник, желая жить в тишине и молитве, перешел пешком из Кроуленда в Ившем (завязав себе глаза, чтобы по дороге не видеть мнимых прелестей мира, которого он всегда избегал). Тут, построив себе крошечную часовню-келью во имя святого Кенелма, он жил в полном затворе 75 лет.

Святой Вистан
Святой Вистан
В монастыре Ившем долгое время хранились также мощи святого страстотерпца Вистана († 849; память 1 июня). Святой Вистан был из королевской семьи Мерсии (его мать Алфледа была дочерью короля Кеолвульфа) и одним из потомков короля Кенреда, благотворителя обители Ившем. Он родился и провел свое детство в Вустере. С малых лет Вистан решил посвятить свою жизнь Богу в миру. После смерти своего деда короля Виглафа в 840 году юный Вистан недолго правил Мерсией, но в том же году он и отказался от престола в пользу короля Беортвульфа, однако временно регентом королевства он сделал свою мать Алфледу. У Беортвульфа был сын по имени Берферт, крестный отец Вистана, который был назначен советником Алфледы. Охваченный жаждой власти, Берферт захотел жениться на Алфледе, хотя они состояли в близком духовном родстве, а такой брак противоречит канонам Церкви. Вистан напомнил Берферту об этом, за что тот его возненавидел. Возможно, по этой, а может быть, и по другой политической причине благочестивый Вистан, много времени посвящавший молитве, был вероломно обезглавлен Берфертом в 849 году в местечке Уистанстоу графства Шропшир. На протяжении 30 дней после этого убийства над местом злодеяния стоял столп неземного света, который можно было видеть даже издалека. Святого Вистана почитали как мученика. Позднее его мощи перенесли в город Рептон графства Дербишир – место погребения королей Мерсии. От мощей святого Вистана происходили многочисленные чудеса. Одним из самых замечательных и документально подтвержденных чудес святого Вистана было то, что на месте его мученической кончины каждый год в день его памяти (1 июня) из земли росли человеческие волосы. Это чудо продолжалось много лет подряд как минимум до 1187 года и, возможно, продолжается и сейчас. Со святым Вистаном по сей день связаны церковь в городе Рептон, освященная в его честь, деревня Уистоу в Лестершире (названа в память о святом Вистане; здесь в его честь освящена древняя церковь) и деревня с тем же названием в графстве Кембриджшир. В первой половине XI века английский король Кнуд распорядился перенести мощи святого Вистана в Ившем, где продолжилось их почитание. В 1077 году норманнский аббат Уолтер, как уже говорилось, решил подвергнуть мощи местных угодников испытанию огнем. Когда очередь дошла до мощей святого Вистана, то огонь их даже не коснулся, зато сами мощи словно бы засияли. Исполненный страха и трепета, Уолтер хотел положить мощи и главу мученика в их раку, но тут глава святого выпала у него из рук. Ко всеобщему изумлению, она покрылась влагой, а по церкви распространилось благоухание. Все присутствовавшие при этом чуде возблагодарили Господа, а Уолтер был пристыжен за свой нечестивый поступок.

В Ившеме также хранились мощи святого Одульфа († 855; память 12 июня). Он родился в провинции Брабант в Бельгии, позднее переехал в Утрехт в Голландию, где проповедовал среди фризов; там же он построил и монастырь. В XI веке часть его мощей была перенесена в Лондон, а оттуда – в монастырь Ившем, где от них происходило много чудес.

Ившемское аббатство

Основанный святым Эгвином Ившемский монастырь со временем стал одним из наиболее значимых монашеских центров всей Англии. Его настоятель имел место в палате лордов, а сама обитель была независима от епископской власти (кроме Ившема, такой статус имели еще монастыри в Вестминстере, Бери-Сент-Эдмундсе, Кентербери и Сент-Олбансе). Аббат Ившема был освобожден и от уплаты пошлины государству. Монастырская церковь, построенная святым Эгвином около 710 года, была, по всей видимости, деревянной. В 960 году эта церковь разрушилась, и на ее месте в следующем веке игумен Маврикий выстроил новую. Эта церковь была одной из самых красивых в Англии. Но и она не простояла долго, поскольку норманны в конце того же XI века стали возводить на ее месте новую громадную церковь в норманнском стиле. К сожалению, жестокие иконоборцы и хулители святынь, поощряемые Генрихом VIII, в 1540 году полностью уничтожили монастырь в Ившеме. В отличие, например, от Вестминстера и Глостера, где древние большие монастырские церкви сохранились во всем великолепии, или от Гластонбери и Йорка, где хотя бы сохранились живописные руины, от древнего монастыря в Ившеме мало что осталось. Сегодня в городке Ившем можно увидеть лишь хорошо сохранившуюся колокольню с аркой, ворота, часть одной стены, а также остатки здания капитула и сторожевого домика. Но по описанию ившемской хроники, а также благодаря археологическим находкам мы можем приблизительно воссоздать облик этого древнего и значимого монастыря.

Ившемское аббатство
Ившемское аббатство
Монастырская церковь была в форме латинского креста и состояла из нефа, трансептов, хора, часовни во имя Божией Матери, центральной башни. Общая длина ее внутреннего пространства, не считая часовни Богородицы, составляла 281 фут, а ширина нефа, включая боковые приделы, составляла 76 футов. Боковые приделы отделялись от нефа восемью норманнскими колоннами, имевшими в диаметре более 5,5 футов. Трансепты с севера на юг имели 116 футов в длину и 32 фута в ширину. Конструкция церкви была очень прочной, а стены имели в толщину от 4 до 5 футов. Большая часть церкви была из местного темно-синего известняка, а остальная часть – из более светлого желтоватого известняка Котсуолда (особенно Броудвейских холмов). Церковь имела черты разных архитектурных стилей, потому что строилась в течение почти двух столетий. Крипта, хор и часть башни были построены при аббате Уолтере (1077–1086), а остальные части: неф, трансепты и другая часть башни – достроены при последующих настоятелях. Башня обрушилась в 1215 году, и на ее перестройку понадобилось еще около ста лет. Из-за обрушения башни был поврежден хор, который вскоре был перестроен и оставался неизменным до Реформации. На каждой стороне хор имел ряд из четырех колонн, так же как и в нефе. Длина хора составляла около 94 футов, а ширина – около 47 футов. Ширина каждого из боковых приделов была около 11 футов.

Великолепную крипту Ившема можно поставить в один ряд с криптами в Кентербери, Винчестере, Рочестере, Глостере и Вустере (каждая из них была сооружена до 1085 года). Крипта Ившема была почти квадратной, 64 на 69 футов. Она была разделена на три прохода двумя рядами колонн, а средний проход был также разделен двойным рядом пилястр. Пол (за исключением пола среднего прохода, который был покрыт плиткой) был сделан из синего камня, а стены были заштукатурены и побелены.

К сожалению, мало что можно сказать о том, как выглядел интерьер этой церкви, но он, несомненно, был богатым и очень красивым. Многие резные и рельефные украшения были настоящими шедеврами, в их декоре преобладал красный цвет. Также в церкви было много гробниц, мощей святых и других святынь. Интересно, что колонны нефа были из белого мрамора – по вкусу того времени. Остается до конца неясным, где находилась часовня Богородицы, Которую особенно почитали в этом монастыре. Точно известно, что один из приделов крипты был посвящен Пресвятой Деве, но между 1282 и 1316 годами в верхней церкви, к востоку от хора, появился тоже придел Богородицы. Он славился красотой и был отличным примером готического стиля. Стены его покрывали изображения сцен из земной жизни Христа и разных святых дев, а запрестольная перегородка была украшена золотом и яркими цветами.

В церкви Ившемского монастыря было очень много престолов. По одним сведениям, престолов было 15, не считая главного престола. Пресвятой Деве была посвящена отдельная часовня и один из престолов в крипте. В верхней церкви престолы были посвящены: Пресвятой Троице, святому Кресту, святому Эгвину, святому Бенедикту, святому Петру, святому Андрею, святому Иоанну Предтече, святому Стефану, Томасу Кентерберийскому (это католический святой) и другим, сведения о которых не сохранились. В крипте, помимо престола во имя Богородицы, существовали престолы во имя святого Иакова, всех апостолов и святого Власия.

В начале XVI века в северной стороне нефа была построена новая часовня во имя святого Эгвина, а на южной стороне – часовня в честь святого Креста. Не так давно были найдены балдахины обеих часовен и частично сохранившиеся другие украшения очень высокого качества. Вне главной монастырской церкви в обители существовали и другие часовни, как-то: часовня святой Марии Магдалины рядом с локуторией (приемной монастыря), часовня святого Михаила в лазарете, часовня в покоях аббата и другие.

Из южной двери церкви можно было попасть в крытую галерею. С одной стороны галереи располагались ниши, в которых монахи занимались, а с другой стороны, рядом с входом в трапезную, находились уборные.

Комната капитула была еще одной жемчужиной обители Ившем. Она была обустроена в XIII веке, по своему великолепию могла сравниться с комнатами капитула Йорка и Саутуэлла. Она была десятиугольной, около 51 фута в диаметре, имела сводчатую крышу без поддерживающей колонны. Недавно было найдено одно рельефное украшение из комнаты капитула. Прекрасно сохранившаяся арка в Ившеме (XII в.) как раз вела в комнату капитула. Она является ярким образцом декорированного стиля, содержит, в частности, двойной ряд ниш с капителями, украшенными статуями (первоначально статуй было 20). Вся комната капитула была искусно продумана и украшена как снаружи, так и внутри.

Настоящей гордостью современного Ившема является великолепная колокольня, представляющая собой башню с часами и воротами. Она была построена при последнем аббате Ившема Клименте Личфилде чуть позднее 1533 года и каким-то чудом не была уничтожена при Реформации. Сегодня она содержит набор из восьми колоколов, используемых по сей день.

К сожалению, о других древних монастырских постройках Ившема сохранилось мало информации.

Духовная жизнь в Ившеме и память о святом Эгвине сегодня

Ившем является поистине святым местом с особенной атмосферой. Рядом с остатками Ившемского аббатства расположен музей. В Ившеме также действуют две древние приходские церкви: церковь Всех святых (она некоторым образом связана с древним монастырем, так как Ившемская обитель была освящена в день Всех святых в 709 или 710 году) и церковь святого Лаврентия. Обе церкви были первоначально построены самим аббатством и предназначались для окормления жителей Ившема. Самое раннее упоминание об обеих церквях относится к 1223 году, хотя, очевидно, они были построены раньше. Нынешние неф, южный придел и башня церкви Всех святых относятся к XIV и XV векам, паперть и южная часовня датируются тюдоровским периодом, алтарь и северный придел являются современными. Интересно, что южная часовня была построена последним аббатом Ившема Климентом Личфилдом, который завещал себя здесь похоронить, однако из-за Реформации этому не суждено было сбыться, и он умер в ссылке далеко от Ившема. Церковь святого Лаврентия была освящена в XIII веке, восстановлена в XVI веке и практически перестроена к 1837 году. Часовня в южном приделе освящена во имя святого Климента. Она тоже связана с последним аббатом Ившема. Это настоящий образец тюдоровской архитектуры.

В Ившеме похоронен Симон де Монфор, учредивший в начале 1265 года в Англии первый парламент и пытавшийся ограничить власть короля в стране, но погибший в августе того же года в битве при Ившеме во время второй баронской войны. По одной из версий, в Ившеме также похоронена благочестивая леди Годива Ковентрийская – жившая в XI веке супруга графа Леофрика, основавшая вместе с ним Ковентрийский монастырь.

Во имя святителя Эгвина освящены две древние церкви в Вустершире, недалеко от Ившема и Вустера. Первая из них расположена в деревне Нортон в 3 милях от Ившема. Она была освящена в 1295 году, башня датируется более поздним временем (возможно, XV век). Вторая церковь находится в деревне Ханибурн (бывшее название – Черч-Ханибурн). Считается, что она была освящена в день памяти святого Эгвина в 1295 году, но народная традиция утверждает, что эта церковь еще более древняя. Существует даже такая поговорка: «Когда в Ившеме еще не было ничего, кроме зарослей терновника, в Ханибурне уже стояла церковь». В этой церкви особенно выделяется башня со шпилем.

Среди святынь и интересных артефактов, связанных с Ившемским аббатством, до наших дней сохранились как минимум две старинные красивые печати аббатства. Одна из них овальной формы, на ней изображены Пресвятая Богородица с крестом в руке и святой Эгвин, преклонивший колени. Также сохранилось очень красивое, богато и искусно украшенное кресло аббата (возможно, XIV века), стоявшее в комнате капитула или в трапезной. Сохранился и относящийся, возможно, к XII веку мраморный аналой с изображениями благословляющего епископа (вероятно, святого Эгвина), двух херувимов и несколькими скульптурными изображениями. Этот аналой был найден в земле на месте бывшего монастырского сада в Ившеме и сегодня находится в церкви святого Эгвина в Нортоне. Среди других замечательных находок на месте Ившемского монастыря упомянем следующие: фрагмент скульптуры лежащего монаха, выполненной из голубого камня, – эта скульптура украшала гробницу одного из монахов или аббатов монастыря; камею из гелеотропа, величиной с голубиное яйцо, с изображением держащего меч ангела, которая, вероятно, использовалась как украшение на перчатке аббата; относящееся к XV–XVI векам распятие из латуни с фрагментами фигур Богородицы и святого Иоанна (сейчас используется во время крестных ходов аббатством Стэнбрук); крест в виде греческой буквы «тау» из моржовой кости, датирующийся, возможно, X веком и находившийся, скорее всего, на посохе игумена (был найден в Олкестере, сейчас хранится в Британском музее). Сохранился также уникальный древний значок паломника в виде ампулы. На одной стороне ее изображен сидящий святой Эгвин в епископском облачении и с посохом, а рядом с ним – рыба с ключом во рту и надпись на латыни: «Изображение святого Эгвина, епископа и исповедника»; с другой стороны изображен святой Эдвин Нортумбрийский и рядом надпись на латыни: «Изображение святого Эдвина, короля и мученика». Можно только предполагать, почему оказались рядом изображения этих святых, первый из которых жил в начале VIII века на западе Англии, а другой – в начале VII века на севере Англии. Вполне возможно, этот значок – еще одно свидетельство связи Ившема с северным монастырем Уитби, где хранились мощи святого Эдвина (не исключено, что частица его мощей была впоследствии подарена Ившему).

В конце XIX века в Ившеме стал действовать католический приход во имя Пресвятой Богородицы; сегодня эта церковь освящена во имя Божией Матери и святого Эгвина. Будем же с надеждой молиться о том, чтобы на этом святом месте, с глубокой древности избранном Пречистой Матерью Господа, возродилась православная жизнь и достойно стали почитаться Пресвятая Дева и святитель Эгвин.

При подготовке статьи использовались следующие материалы: жития святого Эгвина, написанные Томасом Марлсборо (ок. 1230) и Домиником Ившемским (ок. 1125), «Хроника Ившемского аббатства», «Святой Эгвин и его аббатство в Ившеме» (Издание католического монастыря Стэнбрук, 1904), а также различные предания и другие источники.


Дмитрий Лапа

11 января 2012 г.

[1] Первый саксонский кафедральный собор в Вустере, в котором впоследствии служил святой Эгвин, был построен в 680 г. и освящен во имя святого Петра. С 957 по 959 г. в Вустере служил епископом будущий архиепископ Кентерберийский Дунстан. С 961 по 992 г. епископом Вустерским был самый почитаемый в этом городе святой – святитель Освальд (память 28 февраля), который также был и архиепископом Йоркским. Святой Освальд вместе со святыми Дунстаном и Этельвольдом Винчестерским восстановил в X в. церковную жизнь в стране, угасшую после датских набегов IX в. При святом Освальде собор в Вустере был перестроен и освящен во имя Пресвятой Богородицы. Святой Освальд основал при соборе бенедиктинский монастырь, просуществовавший до Реформации. Вскоре после преставления святого Освальда были обретены и положены в раку собора его нетленные мощи, от которых совершались чудеса и к которым до Реформации приезжали многочисленные паломники. Около 1040 г. во время датского нашествия Вустерский монастырь значительно пострадал. При последнем саксонском епископе, Вулфстане, в 1062 г. был заложен новый большой кафедральный собор. В 1084 г. началось строительство многоколонной крипты собора, которая полностью сохранилась до наших дней и является одной из самых замечательных крипт во всей стране. После смерти святого Вулфстана его тоже почитали как святого. Вустерский собор-монастырь рос и развивался. Девизом его насельников было: «Никакой молитвы без работы, никакой работы без молитвы». Монахи Вустера занимались выращиванием растений, ремеслами, обучением, науками. Они принимали и всегда щедро угощали тысячи паломников, совершали требы, помогали нуждающимся. Они заботились о нищих, голодных, управляли больницей, причащали заключенных в тюрьмах. Из Вустерского монастыря вышло немало знаменитых ученых. Из них упомянем: Флоренса Вустерского († 1118) – монаха и хрониста, принявшего участие в составлении «Хроники хроник» на латинском языке, повествовавшей о событиях от сотворения мира и до 1140 г.; Иоанна Вустерского († 1140) – благочестивого монаха и ученого, закончившего эту хронику, которая сохранилась в пяти рукописях; антиквара, плодовитого писателя и хрониста Уильяма Вустерского (ок. 1415 – 1482), много путешествовавшего по стране. Не забудем и про ученого Верферта, бывшего епископом Вустера с 873 по 915 г., современника, друга и помощника благоверного короля Альфреда Великого, по его просьбе переведшего с латыни на староанглийский язык «Диалоги» святителя Григория Двоеслова. Вустер также знаменит своими древними и богатыми музыкальными традициями. С Вустерским собором были тесно связаны такие великие композиторы, как Томас Томкинс (1572–1656), ученик Уильяма Берда, мадригалист и органист, написавший много церковной музыки, и Эдуард Элгар (1857–1934), прожившие в этом городе часть своей жизни (место рождения Э. Элгара находится в деревне Лоуэр-Броудхит в нескольких милях от Вустера). Элгар, который именно здесь впервые исполнил свое знаменитое произведение «Вариации-головоломка», увековечен в соборе на одном из витражей. В соборе часто исполняется духовная музыка обоих композиторов. Вустер является одним из трех английских городов, в которых начиная с 1724 г. проводится фестиваль духовной музыки «Фестиваль трех хоров» (остальные два города – это Глостер и Херефорд, фестиваль проводится в них попеременно) – это старейший музыкальный фестиваль в мире! В Вустерском соборе похоронены король Иоанн Безземельный (1167–1216), завещавший себя похоронить рядом с гробницами святых Освальда и Вулфстана, а также принц Артур (1486–1502) – старший брат будущего короля Генриха VIII, умерший в юном возрасте в городе Ладлоу (кто знает, если бы королем стал не Генрих, а Артур, то, возможно, и не было бы кровавой Реформации в стране). В 1540 г. при Генрихе VIII рака святого Освальда была уничтожена, а его мощи, по одной из версий, были захоронены в алтарной части собора. С тех пор Вустерский монастырь навсегда прекратил свое существование; собор выжил, хотя многие монастырские постройки были уничтожены или начали использоваться для других целей. В XVII в. собор сильно пострадал от республиканцев (битва при Вустере 1651 г.; заметим, что в Вустершире было много роялистов), но в XIX в., в викторианскую эпоху, в нем проходили масштабные восстановительные работы, продолжавшиеся и в 1980-е гг. Сегодня этот стоящий на берегу реки Северн очень древний, красивый, величественный собор, освященный во имя Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы, является излюбленным местом паломничества верующих из Англии и многих других стран. Собор содержит в себе черты многих архитектурных стилей от норманнского до перпендикулярного готического. Кроме крипты, настоящей жемчужиной собора является также круглая комната капитула (начало XII в., единственная круглая комната капитула во всей Англии!), сохранившаяся в отличном состоянии с древних времен – в этой комнате монахи ежедневно читали по главе из устава святого Бенедикта и решали каждодневные монастырские дела. Из прежних монастырских построек сохранилась также бывшая трапезная. Средневековая центральная башня собора имеет 52 метра в высоту, и с ее вершины можно полюбоваться видом на город. Вустерский собор славится своими 39 так называемыми «мизерикордами» (misericords), украшенными великолепной резьбой, изображающей различные сцены из Библии или фольклора. «Мизерикорды» – это выступы (полки) на обратной стороне сидений хоров; в средневековье их использовали для послабления монастырского устава, то есть монахи в течение многочасовых служб могли на них опереться или ненадолго присесть. При соборе сохранилась средневековая бывшая монастырская библиотека: часть древних рукописей монастыря хранится в ней, а часть находится в лондонской Британской библиотеке, в Оксфорде и Кембридже. Вустерский собор знаменит своими витражами, на одном из которых изображен святой Эгвин – это работа известного мастера Джеффри Фуллера Уэбба (1879–1954).
[2] Аббатство в городе Тьюксбери графства Глостершир – еще один важный центр почитания Божией Матери в Англии. Сегодня это одна из самых больших и замечательных бывших монастырских церквей во всей стране. Первый отшельник из Нортумбрии по имени святой Теок жил на этом месте около 650 г. (в его честь и был назван город). Первый бенедиктинский монастырь в Тьюксбери сформировался к 715 г., но никаких следов от первого монастыря здесь не осталось: его дважды подвергали сильному разрушению воинствующие датчане, а после завоевания Англии норманнами в 1066 г. здесь вскоре заново был выстроен новый, католический монастырь. Аббат по имени Гиралдус был вызван из Крэнборна в Тьюксбери управлять новым монастырем, датой основания которого считается 1092 г. В 1471 г. известная битва при Тьюксбери проходила в основном за пределами города. Побеждавшие сторонники династии Йорков («йоркисты») загнали обессилевших приверженцев династии Ланкастеров в городскую монастырскую церковь, где и продолжали побои и убийства. Происходило это во время войны Алой и Белой Роз. А еще через 70 лет король Генрих VIII, поссорившись с Римским папой, упразднил почти все монастыри, забрав при этом их земли и все остальное имущество. Но так как часть монастырской церкви, сохранившейся после погромов и разрушений, использовалась горожанами – в ней проводились богослужения, – то жители Тьюксбери добились у короля разрешения на приведение церкви в лучшее состояние, с прихожан было собрано 453 фунта, и эти деньги пошли на свинцовые полосы для покрытия крыши и на ремонт колоколов. Но большинство монастырских помещений все же было разрушено. В довершение всего в 1559 г. высокий деревянный шпиль упал во время сильного ветра. Но, несмотря ни на что, красивая церковь аббатства во имя Пресвятой Богородицы в Тьюксбери до сих пор привлекает многочисленных паломников, в ней проводятся регулярные богослужения и фестивали.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дмитрий15 января 2012, 23:20
Уважаемый читатель,

Святитель Эгвин Вустерский, так же как и многие другие дораскольные святые, просиявшие на Британских островах и в Ирландии, сегодня официально почитается в Сурожской епархии РПЦ и в РПЦЗ. С VIII века до 1054 года он почитался всей тогда еще православной Римской церковью. Дни памяти св. Эгвина известны еще с древних времен и сохранились во всех версиях его жития, а также в авторитетных хрониках (например, Флоренса Вустерского). Кроме того, те же самые дни памяти дают и современные ученые, изучающие древнюю англо-саксонскую святость (например, David Farmer в своем "Oxford dictionary of Saints"). Основной день его памяти включен в календарь Сурожской епархии, в календарь о. Андрея Филлипса на сайте "Orthodox England" и т.д.
читатель15 января 2012, 16:40
У меня есть вопросы:

1. Какой поместной Православной Церковью причислен ко "святым" Эгвин Вустерский ???

2. Где автор взял даты "памяти" Эгвина ???
Полина14 января 2012, 14:27
Спаси Господи за интересный рассказ об этом удивительном святом угоднике Божьем и об Ившемском аббатстве! Поистине Ившем - это святое место, с древних времен избранное Пресвятой Девой Богородицей! Как бы было здорово, если бы возродилось святое православие в тех краях! Сколько же много дивных святых породила Английская земля!
Геннадий14 января 2012, 02:45
Очень понравилась статья. В свете славной истории Англии по иному начинаешь смотреть и на современную Великобританию. Если Бог даст побывать на этом замечательном острове, обязательно поеду в Ившем. Спасибо автору
Полина13 января 2012, 23:13
Спаси Господи за интересный рассказ об этом удивительном святом угоднике Божьем и об Ившемском аббатстве! Поистине Ившем - это святое место, с древних времен избранное Пресвятой Девой Богородицей! Как бы было здорово, если бы возродилось святое православие в тех краях! Сколько же много дивных святых породила Английская земля!
Ирина13 января 2012, 19:59
Святитель Эгвин моли Бога о нас. Святые угодники Божии, молите Бога о нас.
Дмитрий, спасибо за ваши интересные статьи, всегда с огромным интересом их читаю.
Виктор12 января 2012, 16:49
очень интересный рассказ об удивительном святом. спасибо автору.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×