Нужно, можно, не стоит…

Прп. Иустин Попович
Прп. Иустин Попович
Я хочу сказать несколько слов о проповеди, вернее, о ее месте в богослужении.

Обычно проповеди произносятся после прочтения Евангелия, на запричастном стихе и перед целованием Креста в конце службы. Четвертое место придумать трудно. И вот, как это видно из заглавия, видится мне неодинаковой польза и уместность благовествования в этих трех временных моментах служения.

Писание, говорит нам древняя мудрость Церкви, это не то, что читают, а то, что понимают. Писание предполагает толкование. Прочел – объясни. Поэтому органическое, родное, естественное место проповеди, это – время сразу после прочтения Слова.

Поскольку вся служба еще впереди, эта проповедь не должна быть долгой, напыщенной, растекающейся по множеству тем. Она – стрела. Она – огонь. Она – вспышка евангельского разума в потемках человеческого сознания. Проповедь эта способна превратить некоторое количество людей «пришедших помолиться» в тело и в церковь.

К такой проповеди нужно готовиться. На авось и как-нибудь не надо. Эта проповедь должна быть столь же четкой, выверенной, как чин Богослужения. И стоит иногда отложить каноник, чтобы посидеть час – другой над книгами с карандашом ради завтрашней проповеди, ибо читающий каноны спасает только себя, а назидающий собрание спасает многих.

Проповедь после Евангелия должна реально помочь всем молящимся сосредоточиться на продолжение молитвы, на отложение всякого житейского попечения, на поднятие сердца горе. Совсем иная по складу, по протяженности, по накалу уже может быть проповедь перед целованием Креста. Это уже не столько благовествование, сколько беседа. Ее тон спокойней и доверительней, ее протяженность может быть большей.

Она важна, эта беседа в конце, поскольку люди лучше запоминают последнее из того, что услышали. И можно потому напомнить смысл прочитанного Евангелия, можно, пользуясь случаем, еще раз, но уже по-русски, прочесть дневной Апостол. Можно затронуть в слове проблемы прихода или события в обществе и Церкви, которые у всех на слуху. Конечно, будет сказано о предстоящих ближайших службах, но не только это должно быть сказано. Если после Евангелия пастырь обращается к пастве в духе и силе прозвучавшего Господнего слова, то в конце отец говорит с семьей.

Можно смело сказать, что и та, и другая проповедь необходимы. Можно смело сказать, что слово только после Евангелия и слово только в конце, это – мало. Наша паства перекормлена информацией, только не Божественной. Ее уши напичканы и глаза замылены безвкусной трескотней или откровенным ядом. Десяти минут проповеди в неделю для нее мало. Потому, рассчитывая время, не усиливаясь замучить народ «напрасными словами», готовясь к каждой проповеди, как к экзамену, священник обязан очищать и напитывать сердца людей, подобно земледельцу, пропалывающему и поливающему огород.

Эти два вида обращения к пастве, после Слова и в конце службы, соответствуют словам «нужно» и «можно» в заглавии статьи. А вот частая практика проповедования перед вынесением Чаши, соответствует, как мне видится, имени «не стоит».

Это очень неудобное время. В это время люди настроены на принятие Божественной пищи. Они совершают тщательное собирание мыслей, они каются, они молятся с напряжением. Их очень легко сбить в это время с толку. Проповедь в это время может не назидать, а мешать готовиться к Причастию. Особенно, если проповедь не особо удачна, длинна, вяла, без огонька. Тогда самые смиренные прихожане склонны думать: «Когда ж ты закончишь, батюшка?»

Кроме того, в это время в храм приносят детей к причастию. Собранные вместе во взрослом многолюдстве. Дети могут плакать, капризничать, вертеться на руках родителей. Это не добавляет моменту благоговения. Это сбивает проповедника, нервирует и взвинчивает молящихся. Шипением и ворчанием взрослых, плачем детей наполняется в это время храм, и редко кто из нас не чувствовал натянутость и двусмысленность подобных ситуаций.

Кроме того, не удержусь, чтобы не сказать еще одно. А именно, священство, причастившись в алтаре, далеко не всегда торопится выйти к людям с Чашей Небесного хлеба. Священство может запить, почитать благодарственные, побродить вальяжно по алтарю, перекинуться парой-тройкой фраз с пономарями или дьяконами. Тянущиеся минуты, во время которых потеют и мучаются, нервничают и ждут в храме люди, священство не всегда склонно переживать и чувствовать. Добавьте сюда нудную проповедь и детский плач. Добавьте сюда летнюю жару или толчею переполненного помещения, и вы согласитесь, что минуты эти не назидают, а искушают.

Все, что предназначено к спасению, можно превратить в причину бесполезного мучения. Все! Мы должны понимать эту жестокую истину. Это не одной только проповеди касается. Но сейчас проповедь в поле нашего зрения.

«Нужно, можно и не стоит», - называется это краткое слово. С формальной точки зрения это слово касается времени произнесения проповеди. На деле же оно касается вопроса: любим ли мы – священники – Бога и людей? Боимся ли проклятия за творение дел Божиих с нерадением? Добре ли управляем вверенным в наши руки имением и достоянием во временном отшествии Господина, чтобы, когда Он вернется, без стыда и запоздалого страха отчитаться о проделанной работе?

Нам вверены словесные овцы. Их нужно кормить не сеном и не силосом. Им нужна словесная пища, от которой можно укрепиться и возрасти во спасение. И пищу эту нужно давать «во благовремении», как говорит Евангелие. Овцам – тучное пастбище, младенцам – чистое словесное молоко, возросшим и укрепившимся – ароматное вино веселия о догматах и вещах сокровенных.

«Стоит» обеспокоиться этой задачей, покуда еще «можно», то бишь есть время обеспокоиться. Ведь это – «единственное на потребу», единственное, о чем «нужно» беспокоиться.

Протоиерей Андрей Ткачев

17 августа 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Антонина30 августа 2011, 17:29
У нас тихонько поёт женский хор, пока люди потоком идут на исповедь. Пение заглушает ропот недовольных, поведением своих малышей или вопросы взрослых к друг другу, кашель и т.п.
Я в такой обстановке совсем забыла, в чём хотела покаиться. И просто уже стояла склонив голову, пока батюшка отпускал. Голова была абсолютна пуста - без мыслей. Я даже расстроилась. Думаю, вот так Господь меня с пустой головой и увидел! И не осудил ли...
Людмила23 августа 2011, 14:30
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СООБЩЕНИЯ
А если человек недавно в храме и разбирается в службе слабо, то он вообще не поймет, что было-то. А вот в храме о.Даниила прихожане на удивление быстро начинали разбираться во всех тонкостях богослужения и начинали ценить его так, как это необходимо, так как богослужение, являясь частью Предания, так же богодухновенно, как и Писание. После Литургии о.Даниил обычно говорил проповедь по Апостолу, прочитывая его по-русски. Как-то раз он вышел и сказал: "Давайте-ка я еще раз покормлю вас Словом Божиим". Меня поразило, насколько это былой правдой. После проповедей о.Даниила мы выходили из храма с сердцами, настолько напитанными Словом Божиим, что внешний мир совершенно не мог нас ничем смутить. Но и сейчас, после гибели о.Даниила, в нашем храме настоятель по воскресеньям говорит проповедь после Евангелия. Это очень органично. Я бы очень хотела, чтобы во всех храмах так происходило.
Людмила23 августа 2011, 14:29
В Церкви я уже достаточно давно. В храме, куда я ходила вначале, проповедь говорили перед причастием. Я довольно быстро почувствовала неблаготворное воздействие на душу, на готовность к предстоящему таинству. Ибо эта готовность есть личное, глубоко сокровенное предстояние перед Богом, а слушание проповеди - это все-таки и умственный труд (слышать и понимать), и некое публичное действо (ВСЕ стоим и слушаем, ВСЕ пытаемся уследить за излагаемой мыслью). Я просто стала выходить из храма на время проповеди. Вот такой выход нашла, увы... Потом я пришла в храм апостола Фомы, где священником был приснопамятный о.Даниил Сысоев. Батюшка всегда говорил проповедь после прочтения Евангелия. Меня это глубоко потрясло. Евангелие, как драгоценный камень, получает сияющую огранку, выделяясь из общего течения богослужения. Евангелие становится смысловым и духовным центром Литургии оглашенных. Если такой проповеди нет, то мимо Евангелия проскакиваешь, как мимо пейзажа за окном поезда, и даже сугубая ектинья после Евангелия привлекает внимание более, чем само Евангелие.
Виктор21 августа 2011, 20:24
Сегодня в храме на воскресной литургии уже была проповедь сразу после чтения евангелия. Видимо настоятель храма читал эту статью. Наверное имеет смысл так делать. Легче сосредоточится на службе. Я иногда отвлекаюсь мыслями. В некоторых храмах действительно служба не настраивает внимание разными паузами, иногда длинными и систематическими. И в одном храме наоборот, знаю всегда служба построена так, что внимание постоянно притягивается и два часа и три заполнены внимательной молитвой. Видимо это надо ещё талант особенный и конечно усилия приложить. Спасибо.
Юлия21 августа 2011, 14:46
Не в бровь ,а в глаз!!!
А когда перед Причастием читают проповедь...и еще с какой-то старой книги...а ты стоишь с плачущим ребенком на руках...
Вера21 августа 2011, 14:43
Спаси Господи, отец Андрей, за заботу о простых православных!

В нашей церкви проповедь всегда перед целованием Креста, и я всегда ее жду, всегда слышу что-то очень для меня ценное. Наш отец Олег и сам говорит искренне и убедительно, а если зачитывает что-то из творений Святителей, то очень нужное и сильное.
Татьяна21 августа 2011, 12:05
Спаси Господи, отец Андрей!
Хорошая статья. Думаю проповедь уместна во всех перечисленных случаях,особенно после чтения Евангелия (лично мне нужна т.к. плохо понимаю прочитанное на церковно-славянском)и других случаях. Просто проповедь перед выносом чаши требует от готовящихся ко причастию определенных усилий (но не таких и трудных). Скорее на проповедь влияет дар Святого духа проповедника (его талант-мастерство подготовка проповеди). У нас в храме (кафедральный собор) из пяти священников - два проповедуют слабо (теряются перед аудиторией), еще два отличные проповедники (говорят не в бровь, а в глаз), один батюшка - просто нет слов (две-три фразы и понимаешь, что этими устами говорит Христос..)Такая проповедь уместна в любом месте.
Думаю, что любого благовествующего надо слушать как Христа и просить Его помочь ему.
Людмила21 августа 2011, 01:40
Ваши замечания считаю абсолютно верными.Это и есть живой творческий подход к своему призванию - священству. Когда священник (как и любой другой человек) любит свою работу, то он живёт ею и в ней. Каждый вид проповеди должен соответствовать моменту службы, говорить важные слова необходимо, но надо смотреть и на прихожан, услышат ли они Вас именно сегодня. Здесь как в школе, учитель готов объяснять новую тему, а ученики ещё не смогут её прнять(не в том ещё состоянии). А иногда душа кричит и проповедь необходима.
Татьяна19 августа 2011, 15:16
Какая актуальная статья. "Наша паства перекормлена информацией, только не Божественной. Ее уши напичканы и глаза замылены безвкусной трескотней или откровенным ядом. Десяти минут проповеди в неделю для нее мало". На самом деле, очень не хватает проповедей. В храме, куда я хожу, батюшка, который может отлично проповедовать - молчит, другой батюшка, который проповедует - не очень умеет это делать. Не знаю, почему так. Интернет и православное ТВ хотя и выручают, но все же хочется слышать "живое" слово, в любое время (правда перед причастием - это уж слишком), лишь бы говорили наши пастыри.
Наталья18 августа 2011, 10:27
как же точно батюшка описал все! томишься, ждешь великого мига, и все никак он не наступает...и дети плачут...
Марина18 августа 2011, 01:16
Первый раз не согласна с глубоко уважаемым мной автором.
1. Проповедь после чтения Евангелия - как это вообще возможно: прерывать целостность, стройность и красоту богослужения человеческой речью? Зачем? А что делать в этот момент ангелам, присутствующим на Литургии? Подождать? Это всё равно, что во время оперы на итальянском языке, после главной арии солист будет прерываться и на русском языке пересказывать то, о чём он сейчас пел.
2. Проповедь перед Причастием. Да, когда дети галдят, это отвлекает, но сделайте им замечание с любовью. О "нерадении" священников в Алтаре я вообще знать не хочу. Пусть им будет стыдно.
3. Проповедь перед целованием креста. Это ведь сразу после Причастия? А какая проповедь после Причастия, о чём вы говорите? После Причастия я прислушиваюсь к тому, что происходит в моей душе. Для меня это очень важно. Зачем какими-то словами так сразу прогонять благодать?
Вот ведь как мы все по-разному воспринимаем то, что происходит в церкви за богослужением.
Глубокий поклон автору.
Наталья17 августа 2011, 21:30
Я, тёмная, никогда и не слышала о возможности произносить проповеди после чтения Евангелия и перед выносом Чаши. В нашем храме проповедуют после отпуста - проповеди хорошие, умные, назидательные. Но вот представила себе разъяснительное слово сразу после Евангелия и поняла, насколько это действительно важно. Ведь здесь есть ещё один момент: идёт Литургия оглашенных. Люди готовятся к Святому Крещению, вот они услышали Благую Весть, а через пять или десять минут должны будут покинуть храм. И им очень нужно толкование только что позвучавшего фрагмента.
Спасибо Вам, отец Андрей, за Ваши всегда столь ожидаемые и такие неожиданные проповеди. Храни вас Господь.
Галина17 августа 2011, 17:23
Отец Андрей, спаси Господи за Вашу нужную статью. На себе не раз испытала, как сложно сосредоточиться на словах проповеди перед Причастием. А тут ещё детишки ходят по храму, плачут и т.п. Недавно наблюдала такую картину: во время проповеди перед выносом Чаши дети стали в очередь, один мальчуган всех отпихивал и становился вперёд. Батюшка говорил слово. Мальчуган продолжал всех отпихивать. Священник терпел-терпел и, взяв сорванца за руку, поставил в конце очереди. Правильно. Но люди стали переговариваться (наверное, по поводу правильного поступка отца), улыбались - в результате хорошая проповедь пошла совсем в ином русле... Как бы нашему батюшке донести статью "Нужно, можно, не стоит…" - он не читает статьи в интернете. Помоги Господи всем пастырям и умудри их!
Вера17 августа 2011, 16:43
У нас обычно перед перед целованием Креста говорят проповедь.
Хорошая статья, но сразу хочется стать священником, сочинять и говорить проповеди:) А ведь женщин-священников не бывает...
Наверное, такую лекцию стоило бы читать в семинарии, а так же на каких-то общих собраниях священства - мирянам как-то не совсем полезно, хотя, возможно, это просто я одна такая...
Елена17 августа 2011, 16:28
Спаси Господи,о.Андрей!
Действительно,10-ти минут проповеди в неделю очень мало,поэтому я ежедневно читаю Ваши! Спасибо ! Божьей Вам помощи и Покрова Царицы небесной!
раб Божий Василий17 августа 2011, 16:15
Священно протоиерей о. Андрей, благословите !
Кто я ? г.... Почему ? - Многие многого не знали и грешили... Я же знал многое с детства и был впереди всех блудных сыновей...
После Второй Мировой Войны наша семья "врага народа" существовала (голод 46-47гг) в глухой, глухой деревне.... Но Святой была Деревня... ибо там в Православном Храме (Один Храм на весь район) Слово Божие Звучало... В Православные Праздники из далёких мест, деревень, потаённых мест собирались в Храме люди Божие - насельники разогнанных монастырей, бывшие лагерники, свято хранящие чин священства.... Их Огненные глаза и сейчас стоят передо мной... А Слова Их, а игры с мальчиком в "бурьянах" возле Храма ??
Звучит и звучит в душе "Дяди Коли" Слово : - Если ты первый гвоздиком или ножечком сделаешь самую тоненькую царапину между двумя каменьями Храма, то завтра кто-то захочет сделать такую же царапину с другой стороны Храма...пройдёт время и стены Храма падут....

Священно протоиерей о. Андрей, прошу тебя , помолись за меня грешного...
Слава силе твоей Господи.
Иван17 августа 2011, 14:14
Две важные цитаты, на мой взгляд, из этой статьи можно записать в памятки:
1. Как правильно обращаться с Писанием: "Писание, говорит нам древняя мудрость Церкви, это не то, что читают, а то, что понимают. Писание предполагает толкование. Прочел – объясни".
2. Это относится уже к любому делу (тут каждый волен в выборе): "Все, что предназначено к спасению, можно превратить в причину бесполезного мучения. Все!"
Статья в целом верна и актуальна.
Спаси, Господи, о. Андрея.
Наталья17 августа 2011, 13:34
Замечательная статья, очень актуальная. Проповедь, особенно непродуманная и затянутая скорее вызывает недоумение, чем покаяние или какие-то другие благочестивые помыслы. Особенно не кстати она бывает перед причастием, когда вместо того, что-бы сосредоточится на молитве, приходится отвлекаться на мысли может быть и небезполезные, но чужие, не соответсвующие внутреннему устроению. На мой взгляд, служба не должна прерываться, даже на проповедь. В конце, перед крестом - да, можно закончить свой молитвенный порыв и вслушаться в слова священника достаточно внимательно.Простите, но таков мой субъективный взгляд. И огромное спасибо о.Андрею за эту статью.
Андрей17 августа 2011, 12:25
Спаси Христос,отец Андрей,за отличную статью!Хорошо бы если бы её прочитали настоятели храмов!!!Ведь действительно очень часто происходит так как Вы пишете,когда частая практика проповедования перед вынесением Чаши, только отвлекает,происходит какое-то расслабление и мысли «разбегаются».У нас бывает, что перед вынесением Чаши ,батюшка исповедывает около часа!!!!!!!!!Здесь не только дети устают, но и взрослые успевают обсудить все житейские и политические проблемы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×