Псалом 50

Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а влюбленным свойственно петь. Часто хотелось ему, чтобы весь мир пел вместе с ним, и тогда человек этот звал на молитву всю вселенную. «Молитесь со мной горы и холмы, – восклицал человек, – молитесь птицы, звери, солнечный свет и дождевые капли, раскаты грома и мерцающие звезды!» «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

В это время сердце молящегося человека было горячо. Как к котлу, стоящему на огне, не подлетают близко нечистые мухи, так далека от сердца молящегося человека была всякая нечистая и скверная мысль. Но иногда прекращает молитву даже самый горячий молитвенник. Прекратил молитву, стал беспечен однажды и тот, о ком идет наш рассказ. Давид звали его. Он был царь, носящий в груди пророческий огонь.

Этот огонь не горит всегда с одинаковой силой. Однажды вечером, когда пророческий дух не волновал сердце царя, а молитва не согревала его изнутри, Давид «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» (2 Цар. 11: 2).

Народ говорит, что мужчина любит глазами, а женщина – ушами. В этих словах много правды. Нашу праматерь в раю змей обольстил льстивым шепотом, а царя Давида сверг с высоты святости через око. Давид ввел женщину в свои покои, спал с нею, и она сделалась беременна. А поскольку женщина не была свободна, и муж был у нее, Давид приказал взять этого мужа в самое опасное место шедших тогда боев, чтобы убили его там наверняка. Так углубил царь свое падение и рабство, к цепи блуда добавив цепь убийства.

У евреев не было слова «совесть». Совесть была, а слова не было. Его заменяло выражение «страх Божий» и «память Божия». Если эта память уходила, человек становился бессовестным. Ничто внутри не шептало ему о нравственном законе и об ответственности. Ничто не напоминало, что Бог здесь, и Он все видит. Для уснувшей совести становился необходимым пробуждающий голос извне. Такой голос донесся до царя из уст пророка Нафана. Пророк не обличил царя прямо, но описал ему ситуацию, в которой бессердечный богач, владелец множества овец, повелевает забрать единственную овцу у бедняка, чтобы приготовить угощение для гостя. Эта словесная картина была так отвратительна, что царь разгневался и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это» (2 Цар. 12: 5).

О, горе! Горе нам, людям, потому что даже лучшие из нас замечают мелкие детали чужих грехов и остаются слепы к своим собственным злодействам. Оцеживают комаров люди и проглатывают верблюдов, по слову Иисуса Христа.

Пророк Нафан обличает царя Давида. Миниатюра Парижской псалтири Х век. Пророк Нафан обличает царя Давида. Миниатюра Парижской псалтири Х век.
Когда гнев царя был излит в словах угрозы, Нафан сказал: «Ты – этот человек». И еще много угроз произнес пророк, которые со временем исполнились в точности. А Давид сказал: «Согрешил я перед Господом».

И хотя Нафан утешил царя словами о прощении, раненное грехами сердце Давида стало слезить так, как слезит засоренное пылью око. Покаянный псалом излился из Давидовой души, псалом, который вот уже много столетий читают все, в ком совесть нечиста.

Мессия в начале Евангелия от Матфея назван «Сыном Давида, Сыном Авраама». Авраам жил раньше Давида, но в этом родословии Давид поставлен первым. Это потому, что именно кающиеся люди, плачущие о грехах, подобно Давиду, приходят в чудный мир веры. Покаяние – главное условие примирения с Богом. Все остальное придет потом и приложится. Пойдем же, пойдем вслед за согрешившим пророком, чтобы в кратких словах и буквах его плача найти себя самих, свою душу и свою надежду!

***

Если бы суд земной судил царя, то судил бы он его за грех против Урии и его жены. Первого он убил, а вторую обесчестил. Земной суд требовал бы извинения перед вдовой и материальной компенсации. Вместо этого Давид чувствует себя виновным перед Единым Богом. Его забыл царь и поэтому согрешил. «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал», – говорит царь. Мы тоже грешим не почему иному, как потому, что забываем о Боге. Не исполняем краткую по словам и тяжкую по трудам заповедь, данную Аврааму: «Ходи предо Мною и будь непорочным». Кого бы ни обидел человек, что бы ни сделал, всегда он виновен – кроме людей и больше, чем перед людьми, – перед Богом, взвесившим наше дыхание.

Давид пробует оправдаться тем, что рожден он в грехе и зачат в беззаконии. От Адама течет в наших жилах зараза греха. Умножается эта зараза со временем, нет сил остановить ее, и «кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов 14: 4). Но сердце пророка быстро останавливает течение мыслей самооправдывающихся. Не надо оправдывать себя самого. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140: 4).

Далее молитва царя льется, как один поток покаяния и смиренного сознания своей неправды.

«Окропи меня иссопом, и буду чист…»

«Отврати лице Твое от грехов моих…»

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже…»

«Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня».

«Возврати мне радость спасения Твоего…»

Все это слишком хорошо нам известно. Все это может стать для нас преступно-привычным, таким, что ни слез, ни вздохов не родит душа, хотя знакомые слова читаются часто.

Заметим хотя бы контраст, который должен сопровождать покаяние. «Радость спасения» просит тот, кто ощутил «печаль и горечь погибели». Духа Святого просит не отнимать тот, кто ощутил великую потерю – утрату благодати. Кости сокрушились, уста слиплись и запеклись, сердце почернело и загрязнилось. Лишь потому, что это ярко переживает и чувствует пророк, он просит: «не отними», «возврати», «исцели», «очисти».

***

Но далее нас ждут находки удивительные. Ободритесь, грешники! Давид говорит: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся».

Что ты говоришь, Давид?! Тебе ли, прелюбодею и заказчику убийства, обращать нечестивых? Есть ли еще кто-нибудь беззаконнее тебя? Кого называешь нечестивым и беззаконным ты, сам нарушивший главные заповеди?!

«Не судите меня, – говорит Давид. – Успокойтесь. Я не дерзнул бы это произнести, если бы Дух Святой не двигал моими устами. Я сказал то, на что никогда бы не дерзнул сам, без содействующей моему покаянию благодати».

Вот он, закон! Если согрешит человек, то пусть кается, а не отчаивается. И если покается, то сможет привести и других к покаянию! Покаявшийся грешник – лучший проповедник. Лучший потому, что не гордится, не унижает беззаконника внутри своей души. Лучший потому, что знает душу грешника и знает адское томление внутри ее. Здесь ветхозаветная история достигает высот грядущего Евангелия. Потому что именно отрекшемуся, но покаявшемуся Петру даны ключи рая. Потому что бывший гонитель – Павел – покаялся и больше всех потрудился в проповеди Христова Евангелия.

Увидишь грешника – удержись судить его до времени. Если обратится он, то приведет ко Христу намного больше душ, чем приведут мнимые праведники, склонные к заносчивости и высокомерию.

***

И еще в одной яркой черте история Давида предвосхищает Новый Завет. В Законе есть жертвы за грех, жертвы повинности и много других жертв. Но царь не ими хочет оправдаться. Сотни овец и волов он принес бы. Лучший фимиам возжег бы. В лучшие трубы повелел бы трубить самым искусным левитам. Вместо этого Давид ищет оправдания в сокрушении перед Богом, в смирении перед Ним: «Жертвы Ты не желаешь… Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже».

Еще первый каменный Храм не построен, а уже звучит слово о том, что не жертвой, а смирением оправдывается человек. Неужели бесполезен будущий Соломонов труд? Нет, не бесполезен. Храм нужен, и он будет построен. Но жертвы Храма – жертвы прообразовательные. Они лишь – тени и образы. На Христа они указывают, но поверит в Христа не тот, кто усерден к жертвоприношению, а тот, кто носит в себе смиренный помысел и осознает себя грешником, нуждающимся в помиловании.

***

Псалом этот важен чрезвычайно. Его стихи вошли во святое святых литургии – в Евхаристический канон. Этот псалом читается в домашних молитвах, в чине утрени, в последовании третьего часа, в чине исповеди, в панихиде и всевозможных молебных пениях. Особенно в Великий пост слышны часто в церкви от лица молящихся произносимые слова: «Яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, во велицей милости Твоей!» Но главное – им, псалмом покаянным, утешают свою душу и укрепляют ослабевший и унывающий дух все, кто согрешил, кому тошно от содеянного; все, чье сердце измучено тайными недугами.

Покаянием своим Давид ведет нас к вере в Того, Кто пророчески назван Сыном Давидовым – к Господу Христу. Эта спасительная вера не бывает жива и действенна у тех, кто не кается, кто не прислушивается к тому, к чему призвал нас начавший проповедь Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анна25 августа 2018, 23:31
Спаси Господи, отец Андрей, за эту статью. Я читаю псалом Давида каждый день, иногда по несколько раз. Очень грешная. Надеюсь, что Господь Бог смилостивился. Я очень люблю этот псалом. С благодарностью и уважением, Анна.
Светлана Валерьевна25 августа 2018, 13:47
спаси, Господи! слава Тебе, Боже, слава Тебе!!!!!!!!!!
Юлия23 марта 2017, 22:05
Спаси Бог!
георгий 7 мая 2015, 14:39
как будто глаза открылись...вот так, читаешь много времени текст, а полный, глубокий смысл открывается внезапно, как благодать. Господи, помилуй меня грешного!
Сергей Гнедашев20 сентября 2014, 17:21
Для Татьяны перевод 16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить.
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит.
18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
ТаняСем 4 марта 2014, 14:54
Как трудно,согрешив,не отчаяться,а покаяться,особенно в Великий Пост,когда,так и тянет осудить ближнего и,не замечая своего"верблюда","оцедить чужих комаров",прости меня,Господи,грешную!И так хочется предаться самооправданию своего поведения,прям как в проповеди описано- и "не я это,и род человеческий весь во грехе,и т. д,и т.п."И как заставить себя трезвится-незнаю,хотя и каюсь в душе,и стараюсь не мыслить осуждения,но увы....Милосердный Господи,избави меня,грешную рабу Твою,Татьяну от этого фарисейства!!!
Илия18 февраля 2014, 22:05
пока живу- надеюсь!Спаси Господи нас , грешных. Помилуй, Господи и помяни во Царствие Твоем всех ушедших христиан.
Анна12 февраля 2014, 16:10
Помилуй, мя Боже, по велицей милости Твоей, ...
Спаси Вас Господи, о. Андрей!!
Наталия 8 сентября 2013, 12:14
Спаси Вас Христос, отец Андрей, за доброе наставление.
Павел11 мая 2013, 10:01
Спаси, Господи!

Вдруг увидел мерзость своих поступков через деяния Давида. У него свои грехи, у меня свои, но мои горше, потому что сам сотворил.
Как важно суметь заглянуть внутрь себя и, увидев смрад, распознав его в обыденных поступках, не закрыть на него глаза, а понять, что это и есть ты и понять, что только покаяние, регулярное, искреннее и честное может направить стопы ко спасению. Доведет ли куда - не известно, путь от греха долгий, ведь только грешить просто и "приятно", каяться - долго, постоянно. Иначе душа заплесневеет, покроется ржавчиной и не открыть ее врата никому, только огнем преисподней плавить.

Спасибо за статью, что через, казалось бы прописные истины, открыли душу мою, "ибо плачусь дел моих горько ...".
Любовь21 января 2013, 14:07
Рада, что видела Вас по ТВ и слышала беседы о православном мире. Спасибо за пояснения и толкование.Через просвещение и христианство народ сможет преодолеть страх бытия сегодняшнего. Хочу побывать в церкви, где Вы служите. Бог нам в помощь. С уважением Любовь.
Эльмира21 октября 2012, 16:36
ГОСПОДИ прости меня,прошу Тебя прости....
Татьяна11 августа 2011, 14:33
Спаси, Господи! Молюсь, отче, о том, чтобы Господь укреплял Вас и оберегал! Нам так нужны Ваши проповеди!
О себе могу сказать, что были случаи в моей жизни, когда только чтение псалмов спасало от верной гибели... Когда уже не было сил даже молиться.
Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!
Татьяна22 июля 2011, 17:33
Спаси Господи Вас, отец Андрей за разьяснения.
Читаю этот псалом на ночь, засыпаю спокойно.
Мне непонятны некоторые места из покаянного псалома, а хочется понимать до конца те слова, с которыми обращаешься к Всевышнему.
Разьясните , пожалуйста фразы:

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши
и
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.


И еще обьясните пожалуйста, почему зачатие ребенка считается грехом?
Ведь Богом так создано, что человек для того, чтобы жить дышит, кушает, пьет. Для того, что бы продолжить род свой любит представителей противоположного пола. И естественный результат этой любви - дети зачинаются всеми и всегда только одним способом. Значит Бог заведомо создал априори грешащего человека? Или не предусмотрено было размножение?
Дети, рожденные во грехе, т.е. все люди до 7 лет причащаются без исповеди, считаясь безгрешными ( а рождены во грехе) .
Заранее благодарна за ответ.
Храни Вас Бог.
Клара ( в крещении Клавдия) 9 июня 2011, 11:58
Отец Андрей, глубокий Вам поклон за эту статью. Прочитала на одном дыхании...Обязательно порекомендую прочитать сыну.
вик29 мая 2011, 23:53
Господи помилуй!Господи благослови!
вик24 мая 2011, 01:07
Господи помилуй!Господи благослови!
Игорь27 апреля 2011, 02:45
Он был распят за мои и твои грехи.

Я хочу сообщить тебе радостную весть,пожалуй ты её еще не слышал, я говорю так потому что вижу твою жизнь. Потому что Евангелие входя в сердце человека делает его мягким и добрым,кротким и смиренным,полным благодати и любви. Ты можешь отвергнуть Евангелие,так сделали многие , заменив истину Божью ложью-которая была им удобна, распяв Христа ради этой своей лжи, но помни что Он израненный и униженный молил Отца за тебя, за всех отвергающих и убивающих Его такой молитвой:Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Ибо возлюбивший тебя до того как ты успел сделать что либо плохое и хорошее послал своего единородного сына в мир что бы Он чистый и святой понес наказание за твой грех, дабы ты жил. Ты теперь больше не виновен, ты сам хозяин своей жизни которую Бог тебе подарил . Перед тем как Его распяли многие плевали Ему в лицо, многие плюют до сих пор....в моем сердце звучит Его молитва-Отче прости им ибо не ведают что творят. Бог любит тебя,будем ли плевать в возлюбившего нас? И даже если так , молитва распятого Христа будет звучать вновь и вновь, она будет подниматься к небесам к Его Отцу Сына которого унижают и убивают:

Отче! Прости им ибо не ведают что творят.
Ольга 3 апреля 2011, 15:32
Спаси Господи!
р.Б. Наталья 2 апреля 2011, 12:26
"Покаянный псалом излился из Давидовой души, псалом, который вот уже много столетий читают все, в ком совесть нечиста."
Я читаю этот псалом каждый день, а иногда и по нескольку раз. Помогает мне жить. После него необычный покой на душе. Мне на ум идут иногда разные строчки из этого псалма. Спаси Господи, отец Андрей, за то, что эту тему подняли и так просто и понятно каждому рассказали. В содеянном признаться действительно непросто, т.е. проще об этом рассказать незнакомому человеку, сложнее близким и еще сложнее тому, кому сделал, самое сложное вытащить это на свет Божий на исповеди(можно доверить это бумаге, тогда легче). Одтельно благодарю Вас, отец Андрей, за то, что напомнили о том, что Господь милостлив. Присоединяюсь к пожеланию Божией помощи и спасения Вам на многая и благая лета!!!
Виктория30 марта 2011, 12:41
Слезы катятся,какая же я грешница!
Зинаида26 марта 2011, 21:28
Спаси, Господи!
Дмитрий 1 марта 2011, 12:17
Спасибо за статью.
И еще - наши грехи омывает кровь Христа,когда мы причащаемся.
Александр 1 марта 2011, 01:20
Всё очень просто и понятно для любого!
Спаси Господи!!!
вячеслав23 февраля 2011, 21:04
Спаси Господи !!!
Сергей20 февраля 2011, 05:05
Очень поучительная проповедь. Особо понравилось мне место про покаявшихся грешников: Петра, Павла. Спаси Вас Господи, отец Андрей!
Алексей19 февраля 2011, 13:24
Спаси Вас Господи о.Андрей! Спасибо за статью!
Татьяна11 февраля 2011, 13:30
Благодарю Вас за такую понятную для восприятия и душеполезную статью! Храни Вас Господь.
Ирина 8 февраля 2011, 21:15
Как трудно признаться в содеянной ошибке и только пережитая боль, нанесенная другому человеку,дает понять глубину наших потерь.Спасибо за урок.
Владимир 4 февраля 2011, 13:32
Спасибо большое! Действительно ДУШЕВНО объяснили рассказали. Храни Вас Бог.
Игорь 3 февраля 2011, 01:03
Красиво, глубоко, смело! Спаси Господи!
алексей 2 февраля 2011, 17:02
спасибо!!!
Вадим31 января 2011, 17:55
Спасибо, отец Андрей. Простота изложения требует бесстрашия в сердце.
Леонид30 января 2011, 21:35
Спаси Господи! Вы доступно и просто рассказали. Мы много не знаем и часто механически читаем,и при чтении разные мысли уводят от сути.Помоги Вам Господи!
Игорь30 января 2011, 15:33
Cпасибо за нужное и интересное пояснение !
Храни Вас ГОСПОДЬ.
Константин29 января 2011, 13:16
Спаси вас Бог,отец Андрей!Глубоко,ёмко.
Ирина29 января 2011, 10:46
Спасибо большое.Очень интересно и понятно.
Ольга28 января 2011, 22:55
Огромное СПАСИБО Вам,Андрей,за все.
Анастасия28 января 2011, 13:59
Спасибо вам большое, так раскрыты слова псалма, я читала и не задумывалась, просто механически, а теперь хочется следовать примеру Царя Давида. Храни вас ГОСПОДЬ!
Андрей27 января 2011, 11:44
Часто смотрю по каналу КРТ передачу "На сон грядущий", которую ведёт от.Андрей и читаю на православных сайтах его статьи. Хочу сказать, что проповеди его просты и понятны. И вот сегодня прочитав пояснение к 50 псалму обретаешь новое духовное просвещение для себя. Благодарю Вас отче за Ваши труды. Божией помощи и спасения Вам на многая и благая лета!!!
Алла27 января 2011, 10:41
Спаси Вас Господи!
Геннадий26 января 2011, 20:06
Я благодарен Вам отец Андрей! Я будто впервые открыл этот псалом. Очень хотел бы иметь такого собеседника и наставника. Храни Вас Господь
Надежда26 января 2011, 15:02
Спаси Господи, отец Андрей, за Ваши пояснения 50 псалма Давида. Дополнительная страничка, я бы сказала в каком-то смысле совершенно новая, открылась для меня благодаря трудам Вашим. Через прочитанное осознаешь глубину грешности своей, но самое главное - оптимизм, которым пронизана Ваша статья. Сердце заполняет надежда на исправление во искупление.
Леван26 января 2011, 02:33
Спаси Господи!
Огромное спасибо за такое доходчивое разъяснение и наставление - дошло до самого сердца.
Наталия26 января 2011, 00:17
Спаси вас Господи!
Татьяна25 января 2011, 23:14
Спасибо за статью! Спаси Господи
православный25 января 2011, 23:11
Молите Бога о нас святые мученики 14000 младенцев,в Вифлееме избиенных!
Татьяна25 января 2011, 21:10
Дай мне,Господи ,покаяние Давидово!!!
Фатиния25 января 2011, 18:06
Спаси Вас Господи!
Богдана25 января 2011, 17:56
Спаси Господи! Насколько может прояснится от слов объяснения и наставления духовное восприятие молитвы, Спасибо Вам, отец Андрей, стараюсь читать псалом ежеутренне, но, если честно, не все мне было понятно. Действительно, хочется плакать, проговаривая эти слова, от раскаяния, но с надеждой н искупление и исправление
анатолий25 января 2011, 16:31
замечательная статья помилуй всех нас ГОСПОДИ
Любовь25 января 2011, 13:48
Спасибо за Ваши статьи! Как просто и понятно Вы доносите всё до наших душ! Мощный псалом.Его без слёз произносить невозможно!
Алексей25 января 2011, 13:39
Спаси Господи! Весьма назидательная статья, дай Бог помнить и чаще творить 50-й Псалом в повседневной жизни! Храни вас Господь.
Мария, Нидерланды25 января 2011, 12:45
Спаси Господи, отец Андрей, за душеполезную статью!И стал этот псалом ещё понятнее и ближе! Помогай Вам, Господи, во всех ваших делах!
Татьяна25 января 2011, 12:32
Спаси, Господи!
Николай25 января 2011, 10:54
Спаси вас Бог, отец Андрей!
Антоний25 января 2011, 08:41
Благодарю Вас, Андрей, за труды Ваши.
За то что, просто и доступно просвещаете и наставляете.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×