Берегите женщин!

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Когда мне приходилось участвовать в разрешении какого-нибудь семейного конфликта, то почти всегда я принимал сторону женщины (да простят меня мужчины) по двум причинам. Во-первых, женщины — немощнейший сосуд (1 Пет 3, 7), как говорит апостол Петр. Какой с нее может быть спрос? Если ты считаешь себя настоящим мужчиной и главой семьи, как ты мог довести ситуацию до кризиса? Какой ты после этого хозяин? Во-вторых, наши мужчины действительно иногда очень недостойно и несправедливо обращаются со своими женами.

Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке, рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал, как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание детей... У них в семье много лет не было стиральной машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески стараться помочь ей и порадовать ее.

Говорят, что к жене нужно относиться как к лошади. Кажется, что звучит это грубо, но, если разобраться, многие мужья даже так к своим женам не относятся. Ведь лошадь, чтобы она работала, нужно кормить, поить, холить, выгуливать. Лошадь нельзя загонять, иначе она надорвется и не будет тебе служить. И вообще, это очень тонкое, прихотливое животное. Недаром именно лошадь в крестьянских семьях была первой кормилицей. Самых бедных крестьян называли безлошадными, то есть не имеющими даже одной лошадиной силы.

Наши ко всему привыкшие женщины пользуются большим успехом за рубежом, это так. Существуют целые службы, Интернет-сайты «Замуж за иностранца». Мужское население России катастрофически уменьшается. А, например, в Германии мужчин больше, чем женщин. Не говоря уже о том, что наши девушки красивее, добрее и не испорчены идеями эмансипации. Вот так мы теряем наших женщин.

А.Ильин, автор книги «Женское счастье», пишет:

«Когда в Германии я спросил, почему русские женщины так популярны, мне рассказали про одну русскую жену, которая не покинула мужа, когда у него случился серьезный перелом ноги.

— И что? — ничего не понял я.

— Она не ушла от него, — повторили мне.

— Ну и что? Ведь я спросил, почему вы любите русских женщин. А вы мне рассказываете про переломы!

И тут я начал соображать, в чем дело. Дело в эмансипации и в том, что с больным мужем жить очень трудно и очень убыточно. И гораздо рациональней — не жить. А наши жены — хоть с парализованным алкоголиком»1.

Задам несколько риторических вопросов. Много ли вы видели женщин, которые после тяжелой рабочей недели отдыхали бы на рыбалке, охоте или с друзьями за пивом? Мужики — сплошь и рядом. Кто берет детей после развода и потом растит, кормит, ставит на ноги? И наконец, кого больше в храме на службе: мужчин или женщин? На этом остановимся немного подробнее.

Однажды на радиостанцию «Радонеж» позвонила женщина и сказала: «Вся надежда России на ответственных православных мужчин». И отец Димитрий Смирнов, который вел тогда передачу, ответил примерно следующее: «Да где вы видели этих ответственных православных мужчин? Я двадцать пять лет служу в церкви, являюсь настоятелем нескольких храмов и могу сказать: если тебе что-то обещает мужчина, то, как правило, не делает. У нас все держится на женщинах, вот они действительно ответственные». Есть известное выражение: «Белые платочки спасли Церковь во время советской власти».

Да, у нас крайне мало мужчин. Очень маленькая средняя мужская продолжительность жизни и высокая смертность. А знаете почему? Потому что у нас в России огромное количество мужчин умирает от алкоголя и других пороков. В сотни раз больше, чем женщин. Здесь есть о чем задуматься.

Все это я говорю вовсе не для того, чтобы унизить мужчин и провозгласить всеобщую эмансипацию женщин. Мужчина и женщина созданы Богом как два совершенно родных существа. Друг без друга они жить не могут. Мужчина и женщина призваны дополнять друг друга. Бог создал Адама и Еву только для одного — для любви. И мы также призваны любить и беречь друг друга.

Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним, какими были уклад жизни и система образования до революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки учились отдельно и в гимназии, и в других учебных заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям (например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам, рисованию и другим предметам). Даже среди представителей таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались очень редко. Только с конца XIX века женщинам было разрешено поступать вольнослушательницами или студентками в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и растило детей.

Переносить категории царской России в наше время — значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю послереволюционную историю, когда женщины учились во всех вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить бытовую и образовательную системы.

Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье. Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется завершить образование, кому-то работать с небольшой нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют, занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.

Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за нашими будущими женами, то уделяли им много времени, говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть, поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги как будто возвращаются в то время, когда были женихом и невестой или праздновали свой медовый месяц.

С вопросами к отцу Павлу можно обратиться в храм святителя Николая Чудотворца на Рогожском кладбище. Телефон для справок 361-36-43.

Также священник Павел Гумеров проводит лекции-беседы «Православная семейная школа» каждый понедельник в 18.00 в лектории Государственного Исторического музея. В лекциях также принимают участие православные психологи и педагоги. Устроитель лекций - цетр "Православная семья". Тел. центра 246-87-34, 246-74-92. Вход бесплатный.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Yevgenia Zagonenko26 апреля 2020, 01:47
Я Молюсь за вас Анечка.
Александр27 апреля 2017, 16:04
Уважаемые женщины, если вам понравилась эта глава "Берегите Женщин!" из книги священника Павла Гумерова "Малая Церковь", не поленитесь и почитайте следующую главу "Цените мужчин!". Ибо одной главой мысль автора не раскрывается.
marat ahmetvaliev21 апреля 2017, 05:48
Замечательно! Вытворяй женщина все что хочешь,и чтобы ты не сделала,ты-сосуд немощной,а виноват-муж. Здорово. Апостол Петр жил в то время,когда женщина без мужа и шагу ступить не могла. И его слова понятны. И Апостол Павел жил в это же время. И писал о том какие должны быть взаимоотношения меж мужем и женой. Может вам перечитать?
Ирина 7 декабря 2015, 20:53
Какая замечательная статья! Я смотрю видео на подобные темы, но к сожалению не православных людей. В темах нет указания на религиозность, но есть об участии Бога в жизни. В нашей православной среде, к сожалению, не часто о семейной жизни говорят интересно, так чтоб хотелось часами слушать и каждый день. Всё как-то хмуро и скудо преподносится. Хотя тема как некогда актуальная. Я жена священника и всегда за сохранение брака НО.... я не понимаю зачем жить с неадекватными мужьями, ради долга, терпеть унижения и побои и самое страшное допускать детям всё это видеть и расти на этом примере! зачем??? Какой долг? Перед кем? Долг быть женщиной, женой и матерью. Быть женщиной значит быть личность, о которую не будут вытирать ноги, которая будет выглядеть, как женщина, а не как рабыня, которая будет иметь самоуважение. Именно его, а не самомнение или высокомерие. Мы часто слышим, что настроение мамы - это настроение ребенка. Что счастливая мама - счастливая семья. А разве это не так? Ведь женщина будучи счастливой может озарить даже большую семьи любовью, теплом, заботой. Во все века женщины стимулировали мужчин, они задавали модель поведения мужчин и никогда наоборот. Именно женщины сейчас позволяют мужчинам так себя вести рядом с собой. Они терпят пьянство, разбои, унижения при этом ничего не меняя в жизни. Ведь у любого мужчины всё что работает не меняется. И не нужно думать, что если жена кричит по поводу пьянок, измен, безделия, то это даст толчок к изменениям. Никогда! Я , смотря на пар со стажем лет 25-30 четко видела , как это работает. Ну кричит жена , а потом?.... Она все равно его кормит, стирает и убирает после него. Вот это и называется "всё работает". Когда женщина терпит недостойное поведение мужчины, оно только лишь усугубляется. А женщины думают, потерплю-потерплю, гляди и перестанет. Перестать мужчина может лишь тогда, когда сам захочет. И никак иначе. Когда ему станет не комфортно так жить. Но самый главный вопрос, как они выбирают мужей. Для меня это вообще шок! Думаю, что он поменяется, стерпится-слюбится...или еще что-то. Это же ужасно. Ведь нашим женщинам дана свобода выбора. Никто насильно не гонит замуж. Выбирай. Притягивай нормальных мужчин. Отсеивай не нормальный. Позволяй им показать себя тебе. Так у нас же все иначе. Увидела одного...вцепилась и давай замуж. А там посмотрим. А там несчастная жизнь, потом болячек букет, как следствие, онкодиспансер и т.д. Нас не учат быть мужьями и женами. Максимум может мама научить быть хозяйкой. Но редко когда женой. Или мужем. Нет этого. Нас не учат поведению с детьми, которые потом и вырастают в таких вот мужей, сегодня чаще инфантильных или деспотичных. Или жен, которые не понимают что есть брак. Женщины, милые, многое в наших руках! Выбирайте мужчин, позволяйте им ухаживать за вами, не считайте, что вы что-то должны за ухаживания, отсеивайте тех с кем вам не по пути, просите Бога о помощи. Не думайте не о возрасте, не о том, что если сейчас вот не выйду, то всё, жизнь кончена. Это не так. Господь сказал, что мужчина должен беречь жену как хрустальный сосуд. Поверьте, такие мужчины есть. Вдохновляйте своих мужей. Они обязательно захотят измениться для вас. Не будьте ленивыми. Не ходите не ухоженными дома, кормите своих мужчин, говори, именно говорите, а не орите, о своих переживаниях и озвучивайте свои желания, любите своих детей. Учитесь! Любовь и семейная жизнь сама собой не сложится. Это наука! Сегодня много информации полезной и легкий доступ к ней. Дело лишь в лени. И помните, вы - Женщины. Не будьте гордыми. Будьте счастливыми. Мы способны сделать наших мужчин сильными и уверенными в себе рыцарями. И кто-то в статье написал, чт в ней говорится о равноправии. Не внимательно читал значит. Не об этом речь. Женщина и правда не должна работать только для семьи и замыкаться на ней. Это должно быть первостепенным. Но и саморазвитие вне семьи, если оно ей нужно можно реализовывать и муж должен быть счастлив, что его жена не превращается раньше времени в старушку и попросту неинтересного человека. Что она еще красива, при том, что прекрасная хозяйка и мать, что разносторонняя и коммуникабельная. Что она смеется и радуется,в конце концов. Если муж любит, он всегда будет "за" эти желания. Но все это можно выяснить в момент встречания. Просто женщины не говорят. Думают, что чем меньше им от отношений и семейной жизни будет нужно, тем они будут лучше и ценнее. Это ошибка. Для домашних обязанностей можно и служанку нанять. А вы должны быть женой, а то есть другом, а мы не дружим с неинтересными нам людьми, любимой женщиной, матерью, шеей, которая показывает ориентир, т.е. задает правила и ритм жизни. Тема очень глубокая и говорить о ней можно и нужно долго и глубоко. Будьте счастливы, люди!!! Любовь в этом всем определяющее слово!
Наталья Москалёва30 октября 2013, 10:44
Спасибо за поддержку женщин.
Милая Мила18 ноября 2012, 20:13
Хорошая статья, но мало таких хороших слов....действительно мало. В который раз замечаю осторожный уход от темы: тягот жизни работающей жены. Он освещен с другой стороны-"идеал Российской империи, жена в белых цветах сидит дома, хранит очаг, но хочется ей работать-позвольте ей". А почему бы не освятить тему с другой стороны... Как мужчины сделать так, что помочь женщине не работать, а трудиться (по мере сил).К сожалению, верно, возврата к прошлому времени нет и говорить о таких темах (к которым возврата нет)-опасно: женщины разбегуться и некому продаваться в рабство, простите, тиски семейных отношений, будет...К сожалению реалии ясны-оскудевание любви в мире, приводит неизбежное усиление тяжести крестной жизни, в том числе и Женщины. И что счастья ей в браке никто не обещал, при таком мировом раскладе оскудения любви:аксиома. Ужасен ответ одной женщины: брак это мне наказание за грехи.. Да вобщем вся жизнь своеобразное наказание за грехи. Незнаю, есть ли счастливые семьи... Сколько надо мудрости...Я считаю, женщина в соврмененных условиях не работает, а умирает на работе и дома. Россияне к сожалению совсем замучаны. И редко какой мужчина осознает это и постарается оградить любимую от этого.. Вопрос только в тяжести креста и его вариациях..
Ирина13 июля 2012, 00:59
Думаю,если в семье есть любовь,то никто и не будет стремиться главенствовать в плане порабощения другой половины.Другое дело главенство мужчины с целью того чтобы он знал свою ответственность за семью.Думаю его главенство к этому и призвано.А если мужчина приходит в гнев при мысле что женщина сделала что-то лучше него наверное это гордыня и люди вместо того чтоб радоваться за успехи друг друга ругаются.У нас в семье у кого что лучше получается то и делаем.Я готовлю муж помогает,он строит я подаю(помогаю)и т.д.
Ирина.Ростов-на-дону.
Надежда Ласточкина24 мая 2011, 17:20
Спасибо Вам!!!!Статья очень трогательная,у меня слезы по щекам бегут.Сейчас у меня в семье трудности.Муж обвиняет в невнимании к себе.Я стараюсь изо все сил быть с ним вместе ,а он все отдаляется.Я не знаю,что делать и как спасти отношения,мне очень больно,я очень люблю его.
20 февраля 2009, 17:39
Отлично.спаси Господи !
Дмитрий20 февраля 2009, 17:39
Точно!
Анна20 февраля 2009, 17:39
Я прочитала Вашу статью про взаимоотношения мужчины и женщины в семье. Это разбудило в моей душе старую наболевшую проблему. Я замужем, пока не разведена, но мы живем с мужем уже 2 года порознь. Сыну 6 лет, я не препятствую его общению с отцом, но сама совершенно не могу общаться с моим мужем. Когда мы познакомились, я зарабатывала в 10 раз больше, чем он. Пока мы встречались, я всегда за себя платила сама. Меня это тогда не насторожило, я привыкла полагаться только на себя. Потом мы поженились (но в церкви не венчались), родился сын. Муж все никак не мог найти хорошую работу, иногда вообще не работал. Когда сыну было 7 месяцев, я была вынуждена выйти на работу, так как жить было не на что. Я кормила ребенка грудью, ходила на работу и содержала няню и неработающего мужа. Дальше - хуже, он совершенно ничего не собирался делать, мне ни в чем не помогал. Мало того, меня каждый день доводил до слез, обязательно скандалы каждый день заводил. Мне кажется, что мой сын не видел ни одного дня свою мать не плачущей или не ругающейся с мужем. Я все терпела ради сына. Но когда он стал еще и бить меня, я уже не смогла. Ушла от него.
Помогите мне пожалуйта, меня мучает один вопрос. При живом муже, не в разводе, но и не венчаной, является ли это грехом молиться и просить Господа Бога о том, чтобы послано было мне знакомство с другим мужчиной, с которым я смогла бы построить нормальную семью. Я не могу спросить об этом батюшку, очень стесняюсь и мне стыдно спрашивать об этом.
Наталия20 февраля 2009, 17:39
У меня от прочитанного осталось чувство необыкновенной доброты, любви, и понимания мужчиной женской психологии. Мне 40 лет, трое детей (институт, школа и д/сад).Муж служил по горячим точкам Закавказье, Северный Кавказ, а я всегда рядом, я -тыл.Здоровье подорванно бесконечными переездами по заставам и т.д., но чувство любви мы сохранили и я этому бесгранично рада! Мы очень разные люди, он трезво оценивает все "ходы", я с легкостью смотрю на проблемы и выходы из них. Раньше каждый из нас пытался (в усладу своей гордыни)стоять на своем, а теперь мы с легкостью идем на компромат друг-другу. Думаю проблемы есть у всех, но ЛЮБОВЬ ВЕЛИКАЯ СИЛА!Она творит чудеса, когда ты живешь для другого, а не для себя, хотя порой так бывает жалко себя и своих нерализованных планов в карьере и т.п.
юлия20 февраля 2009, 17:39
Все это правильно, но как все это вложить в уши мужчин. Если будешь говорить сама, то это будет навязчиво, мужчины этого не любят. Со стороны никто не придет и не раскажет об этом. Дать прочитать эту статью , то он либо скажет некогда, либо прочитает и скажет, и что.
Миля20 февраля 2009, 17:39
Эх! Спасибо за добрые слова.
Анна20 февраля 2009, 17:39
Как же это все хорошо и правильно! Но, к сожалению, читать эту статью будут тоже только женщины...
артем20 февраля 2009, 17:39
Прочитал "Берегите мужчин".Теперь не знаю что и думать-про какой пол (мужской или женский) апостол Павел сказал "немощнейший сосуд".
Татьяна20 февраля 2009, 17:39
Да. Я абсолютно согласна с автором статьи. Остался открытым только один вопрос: как в мужчине, считающим себя не просто православным, но и воцерковлённым человеком, воспитать ответственность за свои поступки и действия? По-моему, семейные отношения должны строиться на взаимном уважении, а как это уважение можно в себе воспитать, если уважать мужчину не за что? Или может, теперь для уважения достаточно только первичных половых признаков?
Ирина20 февраля 2009, 17:39
Знаете дорогой Отец Павел это очень так ! Все так !Маленькие дети,бессонные ночи, работа,поездки в Моску с тяжелыми мешками редиски и овощей,огород,учеба ,90-60-90 и ... Ты не такая !! Пьянки,сигаретная вонь,удары и лицо.Расстались.Потом смерть -без креста,без покаяния,очень похожая на самоубивство.По сути так и есть . Прошло 12 лет.Дети заканчивают высшие учебные заведения,сама работаю.Все прощено и очень давно.Только одна боль : ни разу в жизни не слышала слов : любимая,родная ,единственная..Таких слов не говорят лошадям
Константин20 февраля 2009, 17:39
Благословите,батюшка!А что Божия благодать и благословение отличается по времени?(до революции и после?)И может быть это плохо раздельное образование и воспитание?А где в Священном Писании сказано о равноправии мужчины и женщины?(или про родственность)?.А какже про помошницу мужу?И про главу семьи? И что для жены сначало муж,а потом Бог? И про малую Церковь?И еще много,много....Простите меня,но я не сторонник равноправия женщин в семье.И еще(простите меня ради Христа)никогда не получиться "реализовываться"православной христианке в "не семьи".Здесь либо к Богу ,либо....
Спаси и сохрани Вас Господи!Простите и благословите.
артем20 февраля 2009, 17:39
В последнее время в Православном мире эта тема поднимается очень часто.И невольно задаешься вопросом-что еще собственно говоря нужно сделать для женщины в современном ХРИСТИАНСКОМ мире.Что?В последнее время это вошло в моду,утверждать,что русская женщина,это практически идеал и что снижение рождаемости,повальное пьянство и хаос в стране-это потому что-"нигде не видно ответственных православных мужчин".Сам статус мужа у нас в Росии и если быть точнее в Православной России опущен уже так,что непонятно на каких принципах основана семья вообще.Если отец Дмитрий не видел ответственных (пусть и не православных мужчин)-так они есть.И их много.Я с ними общаюсь,работаю и вижу их на каждом шагу.И с уверенностью могу сказать-в современной России у женщин гораздо больше прав и возможностей чем у мужчин.В свое время мне пришлось помотаться по различным работам.Практически везде женщина находится в начальствующем положении над мужчиной,ТОЛЬКО ПОТОМУ,что она готова работать за меньшие,чем мужчина деньги.Пусть отец Павел ответит мне-если жена собирается на банальную пьянку в организации,где работает,или надевает вещи в которых идет по улице в нижнем белье или просто разворачивается и уходит в ответ на просьбу помыть посуду-какие меры может применить муж,если все это ему не нравиться?"Ласками,плясками,уговорами?"Когда говорю,что ни разу не ударил жену,не изменял ей за всю совместную жизнь и советуюсь с ней по любому поводу,мне говорят -"Вашей жене повезло".Но так поступают почти все мои знакомые мужчины.Во времена,когда на любое замечание мужа можно развернувшись хлопнуть дверью,когда выяснилось,что современной женщине дети нужны только как дополнение к благополучной жизни (ведь гораздо легче сидеть за монитором компьютера и обсуждать "ДОМ-2",чем брать на себя заботы по воспитанию даже одного ребенка)-что,что от мужика хотят еще чтобы он сделал по отношению к женщине?Я уже признаюсь отказываюсь верить глазам и рассудку,когда приводят данные статистики по мужскому насилию над женой в семье.И невольно закрадывается мысль-а не скрывают ли все мужья,которых я знаю,своего истинного отношения к женам?И отовсюду слышны призывы-"Мужчины-возраждайтесь".А как возрождаться,когда женщина работая может обойтись и без мужа,так даже веселей,когда она ведет себя как хочет,ходит с голым задом по улице и вообще ведет себя как кошка-надоел,найду другого.Такого понятия как ш... у нас вообще не существует,попробуй,сделай замечание-....От Церкви ничего внятного по этому поводу не слышишь (может не хотят осуждать),молчат-то ли батюшки видят одни белые платочки?Пока в этой стране ,в том числе и Православная Церковь ,не начнут поднимать статус мужчины,пока наша Церковь не начнет говорить,а не шептать,что поведение большей части российских женщин,мягко говоря не правильно (а не насаждать мифы про тяжелую бабью долю-она и у мужика порой не легче),пока не ограничится прием женщин на работу,ничего ни с рождаемостью,ни с нравственным обликом в нашей стране НИКОГДА не изменится,хотя уже ничего никогда возможно не изменится.С уважением Колмаков.
Александр20 февраля 2009, 17:39
Спасибо
irina.borissi@gmail.com20 февраля 2009, 17:39
Благословите отец Павел.Пишу Вам ,чтобы выразить благодарность и поклонится,как заступнику женщины .Я из Эстонии и у нас порой наоборот ,если мужчина в храме ,то если что и вытворяет в семье , то враг попутал-терпи.Так занянчили нашего "главу" семьи,все не буду писать.Слава Богу внутри еще есть силы,а физически силы не стало терпеть.Еще раз вам благодарна за утешение,и простите меня грешную.ВО всем Вам благополучия и храни Вас Господь.Ирина.
Елена20 февраля 2009, 17:39
А мне кажется, что многие женщины желают получить высшее образование и работать оттого, что не уверены в том, что их будущий муж не бросит с детьми на руках на произвол судьбы. Прокормить малышей будет гораздо проще имея достойную профессию, чем работая уборщицей. К сожалению, это сегодняшняя реальность. Я 15 лет работаю в женском коллективе и знаю непонаслышке все семейные проблемы. Беда нашего времени - мужская безответственность и незащищенность государством брошеных женщин с детьми. Поэтому я не рискну выходить замуж.
С уважением, Елена.
Сергей20 февраля 2009, 17:39
Признаюсь, стало очень стыдно за свое отношение к супруге. Координально измениться мне конечно не удастся, но посторяюсь хотяб не орать не нее...
Юлия20 февраля 2009, 17:39
Совершенно согласна со статьей.
Скажу еще, что многие мои знакомые разводились потому, что муж переставал обращать внимания на жену. Мне приходилось спасать брак своей собственной дочери по той же причине. Дело даже не в загноности, а в отсутствии элементарного внимания.
Я почти 20 лет была замужем за грузином, и могу по своему опыту сказать, что они смотрят на свою женщину с восхищением всю жизнь,
и ухаживают за ней так как будто недавно познакомились, и всегда заметят, что на ней новое платье или макияж. И очень часто говорят:
"какая ты сегодня красивая", а подарки дарят, стоит только на что-то посмотреть, даже на последние деньги. И это просто окрыляет и сил становится в 2 раза больше. Да простят меня наши мужчины.
Екатерина20 февраля 2009, 17:39
Слава Богу! Наконец-то! Низкий поклон о.Павлу (Гумерову) за такие слова! Наконец-то мы дождались! А то в современной православной публицистике что ни слово о женщинах - то чуть ли не ругань, порицания, сплошные указания на то, что-де, не такие мы, не этакие, а вот такие да разэтакие... Как только Церковь вышла из времен советских гонений, так тут же забыли про те самые "белые платочки" и ну давай поносить женщин... И вдруг... Наконец-то! Хоть кто-то оценил повседневный, незаметный труд женщины, хоть кто-то назвал вещи свомим именами. А за первый абзац этого фрагмента книги, особенно за последние слова в этом абзаце ("Во-вторых, наши мужчины действительно иногда очень недостойно и несправедливо обращаются со своими женами.") я вообще низко кланяюсь о. Павлу и просто готова руки ему целовать! Когда я прочитала эти строки, то невольно всплыли в памяти лица мам моей одноклассницы и еще одной подруги, невольно вспомнились истории, залитые кровью. Их кровью - этих незаметных, скромных, добрейших, КРОТКИХ (а вовсе не стерв и мегер!!!) женщин; женщин, от которых так и веяло теплом и домом, и которые при этом были с "завидной" регулярностью побиваемы своими мужьями - обычными,ТИПИЧНЫМИ русскими мужиками - хамами, грубиянами, любителяими выпить. Вспомнила, как им обеим мужья, в частности, разбивали голову - одной об батарею, другой - какой-то домашней утварью... как, по словам подруги, её мама сидеоа на диване, молча, не произнеся ни звука, охватив руками голову, а вокруг всё было кровью залито... как другая провела почти месяц в больнице тоже с разбитой головой... И, ПОЖАЛУЙСТА, не надо говрить, что они наверняка сами виноваты были - они-то как раз, ещё раз повторю, были образцами НАШЕЙ женщины в лучшем смысле этого слова - само тепло и доброта. А вот их мужики... Они тоже были типичными НАШИ мужики... Почти всегда пьяные, грубые, хамоватые... И не надо говрить, что, мол, они своих мужей наверняка своим поведением провоцировалаи.. Никакой провокации этим мужикам не надо было - они сами тебе эту провокацию найдут. Сами найдут повод отлупить тебя так, что мало не покажется. Повода к драке, как правило, не надо было - им могло стать и отсутствие колбасы или сыра в холодильнике (при наличии кастрюли с первым и сковороды со вторым, заметьте), и то, что ты разговариваешь, и то, что ты молчишь("Молчишь?! Чего молчишь?! Чего заткнулась?! Чего за весь вечер слова не сказала?!" А какие тут слова, беседы, разговоры, когда боишься слово произнести - можно ни за что в морду получить?) А моя прабабушка, которой муж рёбра сломал в очередном приступе "нежности" - был типичный русский мужик, крестьянин. И, заметььте, при всём при этом эта бабушка всё равно учила свою внучку - мою маму, - что муж важнее всего,даже важнее детей - ведь те вырастут и улетят из гнезда, а с мужем ей жизнь надо доживать, поэтому надо стремиться вот что бы то ни стало сохранить отношения с мужем... Вот вам типичный пример нашей женщины! Еще раз повторю, все эти примеры - это примеры ТИПИЧНОГо русского мужика. Мужчина, ведущий себя по-другому, в России , к сожалению, скорее исключение. А чего стоит муж соседки, заехавший ей "по морде" с потрясающим аргументом: "А чччё я пришел, а у тебя ещё пожрать не готово?!" (А та сидит дома одна с маленьким ребёнком). Вспомните любимые пословицы и поговорки русского народа: "Бей бабу молотом - будет баба золотом", "Баба, что перина - чем больше бьёшь, тем мягче будет", "Курица - не птица, баба - не человек"... И при всё при этом в последнее время в наших церковных лавках и магазинах ( вт.ч., кстаит, и в замечательном магазине "Сретение")творится просто какой-то кошмар - вместо следования словам апостола о "сосуде немощнейшем". о том, что "... мужья, воздавайте женам должную честь, ибо они есть сонаследницы благодатной жизни", о том, что "никто не желает зла собственной плоти, но питает и греет её", словом, вместо того, чтобы просвещать и исправлять наших российских мужиков с их извечным хамским отношением к женщине, продается ДОМОСТРОЙ. А в нем черным по белоому сказано: "... жену не бить по уху, ни по глазу, ни под сердце кулаком, ни посохом ни колоть: от этого у беременных женщин преждевременные роды бывают (надо же, джентльмен какой!); ПЛЕТЬЮ ЖЕ БИТЬ И РАЗУМНО, И БОЛЬНО, И СТАШНО. И ЗДОРОВО. ... Делать это с любовью и дома, не при свидетелях. (мол, чтоб не унизить... Какие тут могут быть комментарии?..). Причем сей опус Сильвестра подается чуть ли не как обязательный к исполнению, стоит рядом с Евангелием. Скажите, с каких пор сие произведение мы стали рассматривать как столь же важное, как Евангелие?! Почему нам его чуть ли не навязывают?! Почему оно стоит на самых видных местах в лавках и магазинах - вот , мол, это столь же важно, как Евангелие, как Библия?! С каких пор?! Оправдывать сей opus magnum и говорить о допустимости его применения в жизни может, на мой взгляд, лишь тот, кто а) не читал Евангелие, ибо то, что написано в "Домострое" об обращении мужа с женой идет абсолютно в разрез с тем, что сказнао в Евангелии (я уже привела выше слова апостолов; слова же "жена да боится своего мужа" вовсе не подразумевают использование её в качестве боксерской груши дл яотработки мужем боевых искусств; они подразумевают несколько иные вещи; и, б) тот, кто никогда не видел избитой женщины и не слышал её криков. Те, кто поропагандируют "Домострой" - побейте сначал свою, к примеру, маму - а потом подумайте, правильно ли это и прав ли был Силвестр... Наша Церковь, к сожалению, не просвещала русского мужика относительно того, как ему следует обращаться с женою. Мне кажется, что сейчас надо делать именно это - женщина-то наша давно научилась и смиряться, и терпеть, и подчиняться; а вот мужики даже не подозоевают, что их обращение с женщинами никакого отношения к Евангелию не имеет. Почему бы не объяснять им это, а не валить, в который уже раз, всю вину на женщин? Низкий вам поклон, о. Павел! Дай вам Бог здоровья душевного и телесного, и многая лета! Наконец-то Вы сказали то, что так редко у нас говориться - что мужики наши обращаются со своими женами отвратительно и что надо бы совсем по-другому...
Боюсь, это моё сообщение опубликовано не будет - ведь в редакции сайта, по-видимому, в основном мужчины, и заметно, что высказывания женнщин в таком духе на столь уважаемом нами сайте не пользуются уважением. Вот если кто из наших сестер напишет что-то вроде "Ах, да, мы такие-сякие,негодные, виновницы всех бед и несчастий!" - тогда да, пожалуйста вам, опубликуют. А если наоборот - вряд ли. Я, признаться, даже несколько удивилась, что опубликовали ЭТОТ фрагмент из книги "Малая церковь"... Простите меня. И не подумайте, что я - какая-то мегера-язычница или противница христианства. Наоборот. И более того - я как раз стремлюсь уйти с работы и больше времени уделять дому и мужу. Весь фокус только в том, что мой муж, которого я совершенно не заслуживаю, труд женщины по дому ЦЕНИТ и вообще относится к женщине с уважением ("отдает должную честь")- соответственно Евангелию и ВРАЗРЕЗ С "ДОМОСТРОЕМ"... Ещё раз простите.
Светлана20 февраля 2009, 17:39
Спасибо огромное..слезы выступают на глазах..
елена20 февраля 2009, 17:39
Слава Богу! Статья конечно хорошая. И все правильно сказано, а как вы думаете поступать тем(рассказ про себя) у которых муж напрочь отказывается от того(и материальные средства это допускают) , чтобы жена сидела дом; плохо, что перестала краситься, плохо , что не носит брюк, вообщем "крыша поехала". Я ношу третьего ребенка, и когда муж узнал об этом то плакал, и конечно не от радости.Когда постоянное попрекание в том , что ходишь в храм, что водишь туда детей. Когда учишь детей что можно, и что нельзя, а муж приходя домой назло учит противоположному. Но все равно надеешься на милость Божью, терпишь, не разводишься (венчаны), думаешь, может в конце жизни человек обратиться к Богу, лишь бы поздно не было. Спаси Господи! Простите меня грешную.
Анна20 февраля 2009, 17:39
Как много правды здесь написано! Спасибо, отец Павел, за эту статью. От себя хотелось бы добавить, что есть еще одна вещь, которую женщинам нравится слушать, хотя в этом заключается грех тщеславия. Но ничего не поделаешь. Нам нравится слышать, что мы красивы и хороши, что нас любят; мы любим, когда нам улыбаются и говорят "спасибо" за вкусно приготовленный ужин. Если девушка никогда не слышала от родного отца, что она хотя бы привлекательна, то как она почувствует уверенность в себе? Да первый же бездельник, отметивший ее недурную внешность, либо вскружит ей этим голову, чтобы потом обмануть, либо навсегда отвратит от мысли о супружестве, потому что она будет думать, что он не бескорыстен: ведь она даже и не думает о том, что может быть приятной, ей об этом никто не сказал. Как часто, делая что-то доброе, мы вместо радостной улыбки слышим упреки в адрес случайного прыщика или покрасневших глаз, или не совсем точеной талии от тех, кто привык к компьютерным лицам и подкорректированной в фотошопе внешности! А ведь это тоже важно. Зарубежные женщины, я уверена, убеждены в своей привлекательности, потому что им об этом говорят. Наша российская красавица (не только русская, потому что осетинки, лезгинки, бурятки тоже просто очаровательны) даже и не догадается о том, что она так же хороша, как те, кого она видит по телевизору, потому что ее приучили к тому, что маленький прыщик или случайная морщинка делают ее безобразной. Извините, что так много, может быть, я не права, хотя такое тоже бывает.
Владимир20 февраля 2009, 17:39
Согласен,зачастую предявляем излишние требования.

Мысли о женщинах в праздничный день.


Восьмое марта, день весны,
А на душе тоска.
О, как ты женщина Руси
Устала от труда.
Куешь железо, сеешь хлеб
Детей растишь и шьешь
Наступит время ли твое
Когда ты отдохнешь?
А папы устали от водки и пива,
Какая работа, коль в жизни тоскливо.
Детей росят мамы, и бабушки тоже,
А папы лежат на полу с пьяной рожей.
О Боже! Наставь, и внуши лиходеям,
Мы жить так устали, а плакать, не смеем.
А будут так пить, хулиганить, и драться,
Ей Богу, мы точно начнем почковаться.
Владимир20 февраля 2009, 17:39
Критиковать священника тяжело, и всегда неправильно. Я на это не претендую, и тем более не хочу что бы меня восприняли как оппонента. Но в одном вопросе я вижу очень интересный, но вместе с тем, как мне кажется, ошибочный стереотип.

О том что до 1917-го года у нас большинство женщин не работало.

Это не так, они все работали. Неработающих жён было примерно столько же сколько и сейчас, то есть не очень много. И позволить себе иметь неработающую жену могли только состоятельные мужья. Точто также как и теперь. Обьясняю в чём тут дело.

А дело в таком понятии как работа. Мы, и видимо отец Павел, когда говорит о том что "жена работает" имеем ввиду то, что она работает на каком-то предприятии/организации. То есть уходит утром на работу, едет в метро (здесь и далее примером служит Москва), сидит восемь часов в офисе, час на обед, и обратно вечером домой. Да, до революции такого явления практически не было. Тогда, интересный факт, это называлось службой. А слово работа была более широким понятием.
До 1917-го года подавляющее население Российской Империи жило сельским хозяйство, по официальной статистике на 1913-ый год рабочих и служащих всего было 16-ть процентов. Да и они зачастую не были полностью оторваны от сельского хозяйства, так как часто имели огороды, держали животных. Обратите на это внимание, очень важный момент.
А сельское хозяйство в отличие от современной работы в офисе совершенно иной род деятельности. Во первых крестьянская семья на ряд сельхоз работ выходила _в с я_. И жена и дети. Муж к примеру косил, а жена собирала скошенную траву, ворошила сено и т.д. И так во многих случаях: уборка урожая и сейчас дело всего сельского населения, независимо от пола. Во вторых некоторые виды сельхоз работ были почти исключительно женскими - например дойка коров или коз. В третьих при отсутствии удобств (электроплиты, центрального отопления, водопровода и канализации) поддержание дома в жилом состоянии становится очень нелёгким дело. Надо ли говорить о том что стирка и готовка были целиком на женщине?! Это в-третьих

На это я могу услышать возражения что накормить кур, подоить корову и прополоть огород не надо сравнивать с сорокачасовой рабочей неделей. Это занимает намного меньше времени. На первый взгляд кажется именно так. Но всю работу связанную с животными надо выполнять _е ж е д н е в н о_. Никаких праздников, отпусков и выходных дней тут не может быть в принципе, именно 365-ть дней в году. Доказывать думаю это не надо, если уехать в отпуск и не кормить кур то к возращению в живых можно не насчитать ни одной. А кормление кур и дойка коровы было женским делом. Здесь напоминаю, что даже тогдашние рабочие имели какую-то живность. Про свою семью могу сказать что свинью держали до 60-х годов прошлого века, хотя уже жили в черте Москвы и были типичными служащими. Связь с землёй не прерывали до революции и сельские ремесленники - огороды были абсолютно у всех, надо ли говорить что в основном огородом занимались женщины?! Они и сейчас им в основном занимаются, подтвердят те у кого есть дачи.

Второе возражение, могу предположить, будет связано с климатом. Поскольку 9/10 всех сельхоз работ происходит в тёплое время года. Но здесь не стоит забывать что без современных удобств простое выживание в условиях русской зимы (не путать с тем что было в этом году) не такое простое дело как кажется. Особенно большие трудности с водой, да и поддержжание огня в печке тоже ложилось на женские плечи. Опять же не надо забывать про животных - кормить и убирать за ними надо всегда. Плюс ещё следить за тем что бы они не помёрзли и не околели. Отопление большого дома дровами совсем не просто, мужская работа валить лес и вести его в деревню, но даже колола дрова иногда жена.


К этому стоит добавить что и воспитание детей тогда было более сложной задачей. Обстирать нескольких малышей при отсутствии не только стиральной машины, горячей воды но и даже водопровода дело весьма нелёгкое. Зимой и подавно - без преувеличения тяжёлый труд. Стирального порошка не было, тоже надо принять во внимание. Мыло дорого и переводить его на стирку могли в основном состоятельные люди, у которых жёны часто как раз не работали, для крестьян это роскошь.

Как человек немного разбирающейся в истории, я в целом догадываюсь откуда взялся вышеописанный стереотип. О жизни людей в любую историческую эпоху судят по высшей прослойке общества. О Древнем Египте в основном знают быт фараона и его придворных, в Средневековье хороша известна жизнь рыцарей и баронов. В новую эпоху дворян и состоятельной буржуазии. Эти слои общества оставили о себе большую память - так что ничего удивительного. Отсюда думаю и стереотип о семейном укладе до 1917-го года.

Как иллюстрацию можно привести следующее. Через полтора века большинство граждан нашей страны будет думать что москвичи начала тысячелетия жили в домах типа "Алые паруса" и "Триумф-Палас", передвигались на автомобилях седьмой модели БМВ и Бентли, и всей семьёй ездили отдыхать на Мальдивы и Сейшелы. Такие москичи конечно же есть, но вот какой их процент?! :)

С уважением.
Надеюсь никого не обидеть своим комментарием.
Галина20 февраля 2009, 17:39
Все верно,и потому так грустно.Выход один-беречь друг друга.Хорошо сказано,что по характеру мужчины можно судить о здоровье его жены.
Светлана20 февраля 2009, 17:39
очень понравилась статья!!! редко кто так мягко и корректно пожурит мужчин и похвалит женщин, соответсвует духу времени, все просто и понятно и , главное-с любовью и к той и к другой стороне. Спасибо Вам, Батюшка за Ваш труд. Обязательно купим Вашу книгу. Мой отец похоронен на Рогожском кладбище, и мы всегда заходим в храм, может , Бог даст и увидим О. Павла.

Бываем в Сретенском монастыре , очень, очень его любим. Чтим и уважаем отца Тихона за его огромную Любовь к людям, преклоняемся перед ним как перед духовным пастырем, спешим на службы так как там настоящая молитва идет, все понятно, каждое слово, и, конечно, хор!!!!!
И простите за женское любопытство-а отец Иов Гумеров, родной отец Павла Гумерова?
Анна20 февраля 2009, 17:39
Я давно потеряла чувство семейного счастья в своем браке,живу из чувства долга.Для меня счастье,если все здоровы, в этот день не было скандала,смогла помолиться перед сном,а не свалилась мешком от усталости.На мне практически все проблемы ,в том числе и материальные,иногда становится так невыносимо,что просто нет сил.Нет,мой муж не алкоголик,просто ему так удобно.Он неплохой человек,дал мне Бог такую семейную жизнь за мои серьезные грехи молодости,когда совсем невмоготу,меня очень поддерживает вовремя вспомнить,чего я достойна.Вот только все равно так хочется каплю тепла искреннего,чтобы тебя чуть-чуть любили просто за то,что ты есть.Не знаю,как бы я жила без Бога,развод был бы неминуем.Бессмысленно жить с человеком ,которому ты не нужна даже как женщина.Венчание в нашем случае стало неразрывной цепью,такими кандалами.Но ничего,живем,все верно,русские женщины умеют выживать.Большая просьба:передайте о.Павлу Гумерову низкий поклон за теплые слова о нас,женщинах и просьбу помолиться за меня ,р.Б.Анну.
Светлана20 февраля 2009, 17:39
Потрясающе правильная статья.А главное в ней МУЖЧИНА высказал мои душевные наболевшие муки. Моя семья распалась именно из-за такого мужа. Но самое удивительное, что когда я об этом пыталась рассказать священникам. Мне ответили ВЫ НЕ ОСОБЕННАЯ. то есть мужчины в нашей стране оказывается особенные, а вот женщине нужно быть молчаливой лошадью, которая должна везти всю повозку.(А если ты везла, везла, потом надорвалась, то мужчина находит малолетку и начинает жить по-новому. При этом говоря- ты всегда болела. И вообще, мне друзья говорят найди себе молодую и молодым себя почувствуешь.) А теперь объясните самое главное: кому это все надо? ПОЧЕМУ СВЯЩЕННИКИ СОЗНАТЕЛЬНО УНИЖАЮТ ЖЕНЩИН, ВСЯЧЕСКИ ИХ ПОРОЧА И ГОВОРЯ КАКИЕ НЫНЧЕ СТРОПТИВЫЕ ПОШЛИ ЖЕНЩИНЫ. Я ЭТО СЛЫШАЛА НЕ РАЗ. ЗНАЕТЕ ДАЖЕ РАБ ГОТОВ ТЕРПЕТЬ СВОЕ РАБСТВО ДО ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРЕДЕЛА. Также я ходила на консультацию к православному психологу (при церкви "Живоносный источник")Психолог был мужчина. И знаете какую основную мысль он пытался мне внушить? Что мужчины оказывается слабые, а женщины сильные, поэтому должны все терпеть-то, что муж не может содержать семью, то что он не занимается детьми, то что не делает ничего по дому. Только потому что жена его не облизывает и не улыбается. А вы пробовали смертельно уставшего человека заставить мило улыбаться?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×