Божественная и человеческая любовь в Песни Песней

Песнь Песней (Соломон и Суламифь). Художник: Елена Черкасова Песнь Песней (Соломон и Суламифь). Художник: Елена Черкасова

Читая книгу Песни Песней в свете церковной традиции и исходя из опыта святых отцов, мы можем сказать самим себе: абсолютно ясно, что Господь наш Иисус Христос любит нас как членов Его Тела, как членов Его Святой Семьи, и каждый из нас призван отвечать неповторимой взаимной любовью.

Православные супруги, скрепившие свою любовь печатью Христовой, могут открыть для себя и пережить это подобие со Христом через тайну супружеской любви: «мужья, любите своих жен как самих себя, как Христос возлюбил Церковь… тайна сия велика есть. (Еф. 5, 25, 32). Это апостольское изречение являет нам величие христианского брака и то, насколько он близок к монашескому идеалу, – более, чем любой чисто человеческий взгляд на брачный союз.

Как говорил отец Паисий Святогорец, «монах – это тот, кто предпочел духовные радости всему в мире», тот, кто понял, что Христова любовь наполнит его сердце совершенно.

Если мы весьма слабо ощущаем, как нас любит Христос и как Он ожидает ответной любви, – и тогда Его любовь может наполнить нашу жизнь. Ему не нужно ничего, кроме полного, всецелого посвящения, вплоть до отдания самой своей жизни. Это то, что сказано в конце Песни Песней, когда неприкрытое влечение вступает в конфликт с идиллической прозрачностью диалогов, шедших прежде, не по какой иной причине, но чтобы явить сильное пламя, таинственно вдохновляющее их: «крепка как смерть любовь; ревность жестока как могила» (Песн. 8, 6).

Как любовь Христова нашла свое высшее проявление в Его смерти на Кресте, так и наша любовь к Нему находит свое высшее проявление в мученичестве или по крайней мере в полном приятии боли и смерти – в то время и таким образом, как Богу угодно.

Поэтому святые отцы учат нас о том, что «те, кто любят Бога, соучаствуют во всех делах Христовых, проходя малое мученичество во всем, что делают» (Изречения пустынных отцов). В этом смысле, не имеющем ничего страдательного, просто легче служить Богу только через боль (св. Григорий Богослов). Принятие боли, наше согласие с ней, становится нашим выражением полного внутреннего обнажения. Как таинство нашего полного вручения самих себя любви. Как сказал один из отцов: «Если болезнь переносится с терпением и благодарением, то она приносит тот же венец, что и мученичество».

Радостная ревность мучеников, их стремление пролить кровь за Христа – свидетельство любви

В будущем мире, когда смерть будет побеждена раз и навсегда, это всецелое посвящение себя самих любви раскроется через преображение всего нашего бытия, тела и души, через Божественную славу, в состояние без боли и смерти. Здесь Сам Христос во славе Воскресения и в своем вечном пребывании, как и в то время, когда он взошел на Крест. Но в нашем настоящем, в «мире сем», победа Христа над смертью и болью (которые являются последствиями греха и нашего сознательного отделения от Бога) становится и утверждается не через отмену их, но через преображение их, в подтверждение совершенной любви, силой Святого Духа, как реализация нашей свободы. Радостная ревность мучеников, их стремление пролить кровь за Христа – ясное свидетельство этой любви.

Песнь Песней – это поэма, вдохновленная Духом Святым, чаша, попробовать которую способны лишь те, кто приобщился любви Христовой: «Ешьте, друзья, пейте и насыщайтесь, возлюбленные!» (Песнь, 5, 1). Святая святым! Мы должны уважать ее секреты и не стараться понять и объяснить всё. Какой-нибудь чрезмерно подробный комментарий рискует лишить ее данной Богом силы и свести все к простой аллегории. Пусть Дух Святой дарует нам пережить то, о чем сказал некий монах-святогорец: «Когда я читаю Песнь Песней, мой разум не всегда понимает значение каждой фразы, но мое сердце возгорается, как у Луки и Клеопы, когда Господь объяснял им Писания по дороге в Эммаус».

Архимандрит Плакида (Дезей)
Перевёл с английского Василий Томачинский

Pemptousia

14 июня 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Океан любви Океан любви
Священник Сергий Бегиян
Океан любви Океан любви
Священник Сергий Бегиян
Если мы ищем в церкви только Спасителя, а не исполнения своих желаний; если Он Сам нужен нам, Он, а не Его чудеса, то Господня любовь захлестывает нас. Пост окончился – и оказалось, что ничего и не надо. Ни брашен, ни зрелищ. Только Господь нужен душе.
Любовь христианская всегда – вопреки Любовь христианская всегда – вопреки
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Любовь христианская всегда – вопреки Любовь христианская всегда – вопреки
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
На кресте рождается Божественная любовь. Сверхъестественная. Она даруется Богом Отцом человеку за уподобление в страданиях и смерти своему Спасителю, распятому ранее за нас.
Откровение Божией любви Откровение Божией любви
Архимандрит Плакида (Дезей)
Откровение Божией любви Откровение Божией любви
Архимандрит Плакида (Дезей)
Песнь Песней – откровение Господа о Его любви к нам. И наша вера в эту Его любовь, в то, что Бог открыл нам о намерениях Своего сердца, есть самое главное из наших духовных переживаний.
Комментарии
Людмила14 июня 2019, 22:33
Доброго дня! Скажу противоположное предыдущему автору. Последние 15 лет временами я вообще один комок боли. Только у меня нет диагноза и о инвалидности я даже не мечтаю. Два года не могу найти работу, куча долгов. Когда нечем заплатить за квартиру это страшно. А вот с болью жить можно, весь вопрос как к этому относишься. У здоровых тоже кресты - для каждого человека есть какое то утеснение. А с болезнью можно научить жить, знать свои особенности и проходить все с Божией помощью! Для этого и даются трудности, чтобы человек теснее прижимался к Богу и Он не оставит. И какая радость от Его помощи! Только и нам Его любить надо - слушаться Его учения, ради себя же. Будешь с Богом, будет радость!
Денис14 июня 2019, 03:31
Я инвалид второй группы с детства с пожизненной группой инвалидности. На основе личного опыта, болезнь озлобляет, отдаляет Бога. Не всякая, конечно, болезнь, острая, кратковременная боль напротив порождает порою желание помолиться. Однако тяжелые хронические заболевания убивают веру в то, что Бог есть любовь. Да и у окружающих порождают вопросы вроде "Что же это твой Бог тебя верующего не излечит?"
Болезнь - это зло, а со злом надо бороться вплоть до полного искоренения в идеале.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×