«Имей мя отреченна» (Лк. 14, 18)

О почти детском слове «гноми»

Притча о брачном пире Притча о брачном пире

Не так давно я имел весьма неудачный миссионерский опыт. Посещая в очередной раз своего лечащего врача, я заметил в нем совершенно неожиданную заинтересованность вопросами нашей веры. До сих пор, зная о том, что имеет дело со священнослужителем, он не подавал и признаков подобной заинтересованности. И подобный его шаг в эту сторону я воспринял как сигнал: надо идти в «миссионерскую атаку». После непродолжительного экскурса в историю творения и падения первых людей я, опасаясь перегрузить своего слушателя, перешел к основной теме: рассказу о Боговоплощении, совершенном ради нас и нашего спасения. Наверное, около 40 минут я очень вдохновенно рассказывал ему о необходимости прихода Искупителя, о смысле проповеди Христа и о Его искупительной Жертве. Рассказывал о плодах этой Жертвы и Царстве Небесном, уготованном любящим Бога. Закончив свой рассказ, я рассчитывал как минимум на углубление заинтересованности и готовился ответить на все вопросы, которых, думал, будет достаточно.

Однако со стороны врача последовала реакция, которая моментально разрушила все мои иллюзии. Он ответил: «Да, это, конечно, любопытно, но я не могу во все это верить». Ответ был, признаюсь, неожиданным. Зацепило меня в нем даже не отсутствие пламенного обращения в ответ на столь же пламенную проповедь, а отсутствие хотя бы какого-то интереса. Казалось, произошло обратное тому, что наблюдалось вначале, – полное равнодушие, заменившее прежнюю заинтересованность. Но окончательно меня «добило» то, что он, как только я закончил, тотчас принялся с увлечением рассказывать о том, как он строил свой дом, в котором и происходила наша встреча. Как будто и не было той сорокаминутной проповеди…

«Гноми»

«Гноми» склоняет человека к противопоставлению душевного и телесного духовному

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит о том, что для достижения результата в том, что мы выбираем как цель в своей жизни, требуется не только заинтересоваться и даже сделать выбор, но и настроиться на осуществление этого выбора, полюбить его. Это называется «избранием душою направления и решимостью следовать ему»[1]. В христианском богословии есть и соответствующий термин, обозначающий такую решимость или склонность, – почти детское слово «γνώμη» (греч., читается как «гноми»), определяемое как «мнение», «склонность», «намерение». Причина «гноми», как склонности к неверному нравственному выбору, «кроется в греховных пристрастиях человека, в его предвзятости, в ложных ценностях, что порождает множество иллюзий в его мировосприятии. Когда человек оторван о Бога, от истины, он создает миражи в своем сознании, ими живет, к ним стремится»[2]. Ложное мировоззрение, основанное на опыте греховной жизни, способно окрасить бытовые, житейские, сами по себе нравственно нейтральные явления нашей жизни в греховные тона. Обыкновенный прием пищи, поход в магазин или чтение книги могут приобрести греховный характер, когда они мотивированы какой-либо греховной склонностью. И происходит это потому, что «гноми» склоняет человека к противопоставлению душевного и телесного духовному, обращая всегда к первому, делает равнодушным или пассивным ко второму.

Характерный и очень показательный пример «гноми» мы можем рассмотреть в притче Христовой «о званных на ужин» (Лк. 14, 16–24). В ней некоторый человек организовал большой ужин и позвал на него гостей. Однако званные под разными весьма извинительными предлогами прийти отказались. Когда раб доложил хозяину дома об их отказе, хозяин, несмотря на то, что причина у каждого была уважительная, сильно разгневался. Поскольку под хозяином дома мы должны понимать здесь Самого Бога, а под ужином – приготовленное для нас Царство Небесное, то гнев хозяина не может быть несправедливым: отказ человека от подобного «ужина» невозможно чем-либо оправдать. И здесь есть повод поговорить о «гноми», ибо отказавшиеся прийти на ужин сделали это не от недостатка времени, не из неприязни к пригласившему и не из какого-то принципа, а оттого, что их склонности и предпочтения соделали их равнодушными к самому ужину.

«Я купил землю…»

Проблема выбора встала перед человечеством в целом и перед каждым человеком в отдельности после грехопадения первых людей и связанного с ним познания окружающего мира. Свобода выбора, бесспорно, была у людей и до грехопадения, но не было проблемы, связанной со свободой выбора: человек, имея внешнее, рассудочное знание о зле, не имел никакой склонности к нему. А потому каждый шаг или действие в жизни человека были навстречу Богу, а не от Него, и делал этот шаг человек совершенно естественно и непринужденно. Колебания и сомнения, связанные с выбором действия, стали уделом человека после грехопадения, когда исказились, в том числе, представления о добре и зле. Взгляд, которым Ева посмотрела на плоды древа познания добра и зла, стал впоследствии характерным взглядом человека на греховные в нравственном отношении явления жизни. То, что до грехопадения оценивалось первыми людьми как безусловное зло, стало приятно для глаз и вожделенно (Быт. 3, 6). Зло – это искаженное добро – стало во многом определять мотивацию поступков человека, «одеваясь» всякий раз в привлекательную «обложку». И праздный лентяй, и блудливый донжуан, и откровенный воришка, и даже страшный маньяк-убийца действуют из побуждений «добра», по крайней мере для самих себя, не понимая, что их понятия о добре глубоко искажены. Даже когда они понимают, что совершают зло, они делают этот выбор, который для их субъективного ощущения – благо! Вот такой парадокс!

Подобные, не столь вопиющие, но столь же искаженные представления о благе – наш повседневный спутник, ежеминутно толкающий нас к преступному злоупотреблению богодарованной свободой и соблазняющий совершать ложный выбор. Причина и корень кроются в ложном мировоззрении, основную идею которого можно выразить примерно так: «Главное дело жизни – обеспечение личного благополучия, моего и моих близких». Подобная установка определяет вектор действий человека в разнообразных жизненных ситуациях. При этом самым плачевным последствием для человека становится постепенная потеря возможности делать противоположный выбор. То самое «гноми» очерчивает горизонтальный вектор человеческой жизни, поменять который впоследствии непросто.

Человек, воспитанный на принципах, опирающихся на земные ценности, теряет вкус к духовному

Например, замечено, что человек, воспитанный на принципах, опирающихся исключительно на земные ценности, материальные и душевные, теряет вкус к духовному. Он не понимает ощущения святыни, ему непонятно чувство благоговения перед Богом, он далек от осознания необходимости какой-то духовной жизни. По большей части это бывает связано с всецелым погружением человека в земную жизнь с ее заботами и проблемами. Так формируются склонности человека, что он, даже порой понимая важность духовной стороны жизни, не созревает до решения сделать шаги в этом направлении. Один мой знакомый, не старый еще человек, отвечал на просьбу своей жены, которая убеждала его пойти исповедаться и причаститься, примерно таким образом: «Да, как-нибудь схожу. Пока некогда». А теперь уже некогда, ибо человек внезапно скончался.

Или вот другой пример. С одним очень близким мне человеком мы довольно часто беседуем о разнообразных сторонах нашей православной веры. Он очень активно поддерживает наш разговор, порой между нами возникает дискуссия. Всякий раз я подвожу разговор к необходимости однажды собраться и пойти в храм, помолиться, затем как-нибудь и к Причастию подготовиться. «Понимаешь, – говорю, – Господь в притче о званных на ужин имеет в виду и таинство Святой Евхаристии, Тело и Кровь Христовы. Такую Христос трапезу нам предлагает, а мы отказываемся». – «Да, – соглашается, – надо будет сходить». А я по интонации и самому виду его догадываюсь, что если этот поход и состоится, то нескоро. Так и получается. Звонишь, приглашаешь, а на том конце трубки: то нездоровится, то поздно спать лег, то интересная передача по телевидению. В общем, все то же: «землю купил и пять пар волов».

Людям, все склонности и предпочтения которых «стелятся» исключительно в горизонтальной плоскости, свойственно сводить и духовную сторону жизни к области предпочтений. «Вот ты, – говорят они, – нашел себя в религии: тебе интересна Библия, тебе по душе церковные песнопения и нравится ставить свечи. А у меня другие интересы: мне по вкусу спорт, живопись, IT-технологии и прочее. О вкусах не спорят!» Я никогда не упрекал рассуждающих так, но мне всегда приходила в голову мысль: сколько ни рассказывай земляному червячку о голубом небе, он, не имея способности посмотреть в вертикальном направлении, будет полагать, что это просто нечто вроде голубой глины.

«Имей мя отреченна»?

«Гноми», эта возможность сделать выбор не в «сторону Бога», искушает человека до конца жизни

Но имеет ли все сказанное ограниченное приложение лишь к тем, склонности коих атрофировали у них вкус к духовному и для кого религия – лишь разновидность хобби? Можем ли мы, именующие себя сознательными христианами, сказать о себе, что никогда не променяем сей приточный «ужин» на «жену и волов»? Увы, не можем, ибо «гноми», эта возможность сделать выбор не в «сторону Бога», искушает всякого человека до конца его жизни. Состояние «непадательное», когда человек уже не способен отступить от Бога, доступно достойнейшим из христиан лишь после окончания земного поприща. Пока человек жив, он имеет возможность не только взойти на духовную гору, но и свалиться с нее. Об этом говорит нам наш повседневный опыт. Иногда мы можем заставить себя помолиться вечером вовремя, прочитать молитвы неспешно и со вниманием. Но по большей части как бывает? Вроде собираемся помолиться, но вечно что-то отвлекает: то чайку надо попить, то языком с кем-то «зацепимся», то в Интернете за что-то ухватимся. А потом глядим на время: уже заполночь, да и сил совсем не осталось. В общем, «имей мя отреченна».

То же и в отношении святых Таин Христовых. Здесь у нас ситуация вроде бы лучше, но разве нет у нас опыта, когда мы откладываем и откладываем момент причащения под предлогом того, что у нас нет сил поститься, нам стыдно исповедоваться или нет времени посетить суточный круг богослужения и почитать правило? Мы формально не говорим «имей мя отреченна», но откладываем посещение этого «ужина», пока он «не остынет», хотя в реальности от подобной отсрочки остывает лишь наше сердце.

«Мало избранных»

Повеление Господина призвать на ужин слепых, хромых, нищих и увечных звучит предостережением, ибо «много званных, но мало избранных». Будет удостоен вкушения благ в Царстве Божием не тот, кто слышал призыв Христов: проповедь о Христе достигла пределов земли, а значит, «званными» стали уже все или почти все жители Земли. Станет избранным лишь тот, кто откликнулся на этот Божественный призыв и стремится во всех ситуациях своей жизни предпочитать духовное всему прочему, стремится поступать так, как учил апостол Павел: Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие… радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 29–31).

[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 22.

[2] Леонов Вадим, протоиерей. Основы православной антропологии. М., 2013. С. 129.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Главный враг России Главный враг России
Сергей Комаров
Главный враг России Главный враг России
Сергей Комаров
Главный враг слишком очевиден, чтоб его не заметить, имя ему – «равнодушие к вере».
Цена всем волнениям Цена всем волнениям
Рассказ
Свящ. Алексий Лисняк
Цена всем волнениям Цена всем волнениям
Рассказ
Священник Алексий Лисняк
Пятничным вечером друзья выбрались порыбачить. «Москвич» затормозил, рыбаки вытряхнулись из него и потянулись: – Лепота…
Как вести себя при занятиях житейскими делами Как вести себя при занятиях житейскими делами
Схиигумен Савва (Остапенко)
Как вести себя при занятиях житейскими делами Как вести себя при занятиях житейскими делами
Схиигумен Савва (Остапенко)
Житейских дел весьма много, и они различны, смотря по тем состояниям и званиям, в которых мы живем. Все не противные нравственному закону житейские дела, какие нам должно делать по нашему званию и состоянию, — должно признавать делами Божиими, делами, порученными нам от Самого Господа, ибо Бог, как Царь всея земли, попустил и попускает нам стать в те житейские звания и состояния, в каких все мы находимся.
Комментарии
анна 8 января 2018, 22:44
я к вере сама пришла,душа стремилась.Вначале крестилась,а потом шаг за шагом,продираясь через бесконечную суету,заботы,тяготы,наконец обрела то,что стало главным в жизни-возможность быть с Христом,ходить в храм,исповедоваться и причащатся.Заметила,что лучше всего погружение происходит в пост!Скоромная пища излишне будоражит дух и делает суетливым человека-синдром беспокойных ног!
Павел З.25 декабря 2017, 22:55
Вадим, Вы, конечно, правы, но скорее я сам неправильно понял апостольскую мысль. У апостола Павла действительно о том, что ум руководится одним законом, а плоть - другим, я же, цитируя его, хотел сказать, что злодей ненавидит свой поступок и совершает его из-за парадоксальной ненависти к другим и к самому себе, своего рода инстинкта разрушения и саморазрушения. Причем совесть продолжает в нем действовать, но он, по сути, сознательно попирает ее.
р.Б. Татиана25 декабря 2017, 01:03
Думаю, не стоит печалиться, если миссионерская попытка на первый взгляд не удалась. Главное, ненавязчиво сеять, а где и когда семя росток даст - этого нам знать не дано. Наверное, чтобы не тщеславились. В моем случае, человек, чье миссионерское слово и дело помогло мне уверовать, узнал об этом только через полгода после своей последней на протяжении нескольких лет и, наконец, успешной попытки. Так что никогда не знаешь, на что сердце ближнего откликнется. Да в общем-то истинно верующие - это малое стадо. Господь избирает Себе искренних, верных и способных на ревность по Богу, а таких очень мало.
Вадим К. Павлу З.24 декабря 2017, 13:41
Кажется, Вы неверно понимаете мысль автора. Приведенные слова ап. Павла ей не противоречат. Напротив, он и пишет в том известном месте, что видит два закона, которые действуют в нем: духовный, исполнения которого он и желает, и плотской. Так вот эти законы почитают благом разное, даже противоположное друг другу. Вот и мы, когда что-то делаем добровольно, то делаем это не иначе как потому, что считаем то добром. В первом случае добром от Бога, во втором - добром для себя. Второе внешне не всегда-то и выглядит как зло, иногда даже и как добродетель, но по сути оно и есть зло в самом корне.Вот почему нам предписано Христом прежде всего отречься от себя даже до ненависти. Самоволие - первое зло.
Нина23 декабря 2017, 21:32
Поучительная статья,с интересом её прочитала.Я по специальности врач и всегда старалась правильно поставить
диагноз,докопаться до истины.В трудных случаях срабатывала интуиция,как лучик света.В душе я верила в бога ,но в церковь меня привела сестра одного моего больного,который тяжело болел.Были большие трудности в постановке диагноза,но до истины докопалась ,назначила лечение и больному стало лучше.Может это и был промысел Бога,что я её встретила на своём пути.Я ей очень благодарна,Пути ГОСПОДНЕ неисповедимы!
Павел З.23 декабря 2017, 15:16
Когда-то и я думал, что даже маньяк-убийца считает, что совершает в каком-то роде благо. Теперь, после того, как я сам натворил достаточно дурных дел, не могу в этом вопросе согласиться с автором. Есть же апостольские слова "Чего хочу, того не делаю, а что ненавижу, то делаю". А в остальном статья верная и нужная.
Наталия23 декабря 2017, 15:08
Если Бог не призовет, то не придет человек сам к вере. Часто задаюсь вопросом - почему призвал именно меня? Ведь вижу вокруг много более достойных людей, а я хоть и хожу в храм, пытаюсь стать христианкой, но явно хуже них. Многие знакомые вроде интересуются, спрашивают, загораются даже, но как только понимают, что надо будет полностью менять свою жизнь, отходят и теряют интерес.Христианство для большинства это зайти поставить свечку, покрестить-отпеть и кулич на Пасху освятить вот это приемлемо, а жить вместе с Церковью, дышать, плакать и радоваться вместе с ней -это для большинства слишком сложно и не нужно.
Вадим К. (продолжение)23 декабря 2017, 14:07
Заявленное суверенным воление и есть гноми, согласно Максиму Исповеднику. Оно стало родовым стяжанием для человечества, и это семя греха. От него-то и берут начало неведение, неверие, нерадение. У ап. Павла сказано, что в дому Божием много разных сосудов: одни золотые, другие серебряные, глиняные, деревянные. Соответственно и употребления у одних почетные, у других низкие. Кто будет чист, говорит апостол, тот будет сосудом в чести освященным. Очищаемся мы сами первым крещением водой и Духом, а когда не соблюдем этого очищения, то покаянием и слезами. Итак, все средства быть избранным нам предоставлены, и дело теперь за нами самими.
р.Б. Тамара23 декабря 2017, 03:22
Статья очень понравилась. И название очень даже про меня: Имей мя отреченна... Собираясь на исповедь, постоянно откладываю душеспасительное причастие за имением многих причин и проблем. Сейчас Рождественский пост и когда как не сейчас чаще приступать к "ужину званных", но опять какие-то дела отталкивают от исцеляющей чаши. Приходится оставаться земляным червячком до времени пока не призовет Господь к ответу за многогреховность и маловерие.
Вера Дремлюга22 декабря 2017, 22:59
Как хочется быть "избранным" !
р.Б. Сергий22 декабря 2017, 15:48
Спасибо.Как нужен такой взгляд со стороны на своё внутреннее себялюбивое "я".
Олег22 декабря 2017, 13:46
Не дай нам сгинуть во тьме греховности нашей, Господи!
Alexander Al22 декабря 2017, 12:17
Описанный в статье опыт и мой личный приводят к пониманию того, что главное - это, все же, состоявшаяся личная встреча с Богом ("непреднамеренная" или в результате сознательного поиска). Что само по себе есть таинство. Если такая встреча состоялась, и человек в ней удостоверился, то дальше - его вина в уклонении от пира. Если она прошла для человека незамеченной, то остается надежда на то, что Бог создаст условия для новой. Наша помощь в этом - личный пример веры (он ощутим даже на расстоянии). А иначе любые разговоры о вере ни к чему не приведут. В лучшем случае приведут к тепло-хладному, формально-принудительному христианству.
Елена 22 декабря 2017, 06:37
Здравствуйте!Статья очень понравилась - рассудительная, отрезвляющая... Часто задумывалась, почему окружающие меня люди, ну,например,коллеги,вроде бы иногда начнут задавать какие-то вопросы о вере, вдруг проявят искренний интерес к "церковному" и следом погаснут, отступят, забудут, будьто и не было ничего. Холодное сердце,холодные глаза - все, интерес прошел... Благодаря этой статье многое стало понятно.Спаси Бог!
Вадим22 декабря 2017, 05:48
Какие правильные и очень нужные слова.Наш народ впадает в искушение деньгами,и даже опытные, по гордости,впадают в искушение.Бог испытывает и будет испытывать каждого до конца жизни.При социализме Бог испытывал Россию скромностью и от нищеты никто не умирал,сейчас испытывает деньгами.От безумных денег Наша Страна превращается в внешне красивую,но душевно грязную "помойку"!!!Честно заработанные,даже большие, деньги - это Божий дар, но нельзя из них делать кумира.Спаси и сохрани Нас Господи!
Наталия22 декабря 2017, 00:59
Хорошая статья, спасибо. Как будто на себя посмотрела со стороны.
Что же делать людям, подобными тому врачу, живущим исключительно земными интересами? Ведь многих так воспитывали с пелёнок, и они искренне считают, что стяжание земного благополучия - наиважнейшая цель их жизни. Как им спастись? Ведь жалко, если погибнут. Не их вина, что их так воспитали, а теперь вот трудно изменить своё мышление.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×