Газета была задумана осенью 1994 года, когда студенческий театр МГУ продолжал активно противиться решению о передаче здания на Моховой Университетской церкви св. мц. Татианы. Была развернута мощная пропагандистская кампания в средствах массовой информации, направленная на дискредитацию церковной общины и сохранение status quo театра любыми способами. Это стало одним из внешних поводов к созданию собственного независимого печатного органа православного студенчества.
Более глубокой причиной к созданию газеты явилось стремление к диалогу с неверующим и сомневающимся современником на понятном ему языке, чего в существовавшей тогда православной прессе практически не наблюдалось. Имелись издания "для своих", то есть рассчитанные на церковных людей, а миссионерских, доступных "внешним" явно не хватало. Кроме того, хотелось использовать все самое лучшее, что существует в современной прессе, создать по-настоящему профессиональное издание, ведь средства массовой инофрмации, к сожалению, стали сегодня главным наставником человека.
Изначально газета "Татьянин День" была ориентирована, главным образом, на студентов, нецерковных и околоцерковных, интересующихся Православием и его взглядом на современность. Такая узкая направленность позволила, как ни странно, чрезвычайно расширить круг читателей, поскольку многие (а из интеллигенции - почти все) варились в этом мире, а для других он овеян своего рода романтикой. Негласным девизом газеты стали слова апостола Павла: "Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9:22).
Первый номер газеты вышел в Татьянин день, ознаменованный первой службой в возвращенном Церкви храме, - 25 января 1995 года. Учредителем газеты стала Университетская домовая церковь св.муч. Татианы, Патриаршее подворье.
Московский Государственный Университет как главное учебное заведение страны становится неким образцом, моделью и даже символом, приковывающим к себе внимание всех. В МГУ можно наблюдать отражение всех духовных, культурных, общественных и прочих процессов. Университет предстает как универсум, микрокосм. Кроме того, будучи в определенной мере элитарным учебным заведением, МГУ стратегически важен для будущего. Вот почему освещение жизни Университета (и его домовой церкви как духовного центра) с разных углов зрения является одной из важнейших и "эксклюзивных" тем газеты.
В издании затрагиваются также вопросы культуры, науки, искусства, социальные, политические, религиозные проблемы. Освещения внутрицерковных проблем газета старается избегать, поскольку эта тема может послужить соблазном для "внешних". Особенное внимание уделяется т.наз. "молодежным" проблемам, первая из которых - мощное распространение сектантства.
Для этого при газете сразу был создан Информационно-миссионерский центр "Сектор", ставящий своей задачей сбор и распространение информации о деятельности нетрадиционных культов на территории России, в первую очередь в вузах. Центр по возможности занимался и духовно-психологической помощью пострадавшим от сект. За многолетнюю деятельность в этом направлении руководитель Центра, заместитель главного редактора "ТД" Александр Егорцев был награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского.
Газета ставит своей целью анализ фактов, событий, движений в современном мире, в первую очередь в России. Главное внимание уделяется вопросам культуры, поскольку именно в этой области возможен наиболее плодотворный разговор о духовности. Установка газеты на диалог позволяет представить различные точки зрения, в том числе и неправославные. Одна из важнейших задач - раскрыть для читателя яркую личность, которая совмещала бы в себе православную веру, интеллигентность и любовь к науке (как А.Ч.Козаржевский, Н.И.Толстой и др.).
Во время создания газеты "Татьянин День" православной прессы было очень мало: достаточно сказать, что еще не существовало таких изданий, как "Радонеж", "Русский Дом" и других. Но главный импульс "Татьянин День" дал развитию молодежной православной прессы. В тесном сотрудничестве с университетской газетой впоследствии родились такие издания, как журнал для сомневающихся "Фома", студенческий православный журнал МДАиС "Встреча", студенческая газета Санкт-Петербурга "Петр и Павел" (ее первые номера выходили как приложение к "Татьяниному Дню").
Три молодежных издания: газета "Татьянин День", журнал "Фома", журнал "Встреча" выступили инициаторами Научно-дискуссионной программы молодых ученых "Россия: религия, философия, культура".
Программа реализуется при поддержке Центра МГИМО "Церковь и международные отношения", получившего благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Одной из главных ее целей является "ознакомление широких кругов российского и зарубежного студенчества, молодых ученых с традициями Православной Церкви и духовно-интеллектуальным наследием отечественной культуры".
В рамках этой Программы сотрудниками изданий проводились встречи и круглые столы для студентов и преподавателей в Московском государственном университе им.М.В.Ломоносова, Московском государственном институте международных отношений, Московской Духовной академии и семинарии. Их темы были, например, такими: "Наука и вера", "Студент и Церковь", "Политика и нравственность" и т.д. Кроме того, были организованы поездки в различные города (Ставрополь, Липецк, Воронеж и др.) для встреч со студентами и преподавателями различныз вузов.
Газета активно занималась издательской детельностью. Она подготовила к печати ряд книг и приняла активное участие в их издании: "Свет Христов просвещает всех (Святая Татиана и Московский университет)"; "Вавилонская башня ("Новое религиозное сознание" в современном мире)"; "Тоталитарные секты: свобода от совести"; "Современная медицина и Православие"; "Человек и болезнь"; "Судьба и вера (Беседы с учеными, священниками, творческой интеллигенцией)" и др.
Ссылки по теме:
|