Схиигумения Иоанна: «Грузинский Патриарх призвал паству молиться русским святым»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 31 марта 2014 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/69522.htm
Со схиигуменией Иоанной
беседовала Анна Ерахтина

В феврале Москву посетила делегация Грузинской Православной Церкви во главе с митрополитом Алавердским Давидом (Махарадзе), чтобы забрать в Алавердский монастырь св. Георгия (Грузия) иконы преп. Сергия Радонежского и Собора препп. Оптинских старцев, написанные мастерами иконописной школы Московской духовной академии. О том, как прошла эта поездка, о грузинском монашестве и старце Гаврииле (Ургебадзе) порталу Православие.Ru рассказала настоятельница монастыря в честь Хахульской иконы Божией Матери (Новая Шуамта) схиигумения Иоанна.

Схиигумения Иоанна Схиигумения Иоанна
— Матушка Иоанна, расскажите, почему в Алавердском монастыре заказали иконы преподобного Сергея Радонежского и Собора преподобных старцев Оптинских?

— Дело в том, что в 2008 году, когда была ужасная война между Грузией и Россией, Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II обратился к пастве с такими словами: «Обращайтесь к русским святым, молитесь русским святым, просите их».

Сейчас я воспринимаю эти слова не только как призыв к пастве искать небесной помощи, но и как желание Святейшего Патриарха удержать паству в любви Христовой. В 2012 году по благословению Аввы Алавердского митрополита Давида благочестивыми христианами были заказаны две эти иконы в иконописной школе Московской духовной академии для Алавердского монастыря. Целью нашей поездки стало перенесение святых икон в Грузию, в Алавердский монастырь св. великомученика Георгия.

Мы благодарим Господа, Давшего нам желание, силы и благословение на эту поездку, которая совершилась чудесным образом. Митрополит Алавердский Давид (Махарадзе), который руководил нашей паломнической группой, отслужил четыре литургии: в Троице-Сергиевой Лавре у святых мощей преподобного Сергия, в храме великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в монастыре Оптина Пустынь.

В Грузии знают и любят известную молитву Оптинских старцев: «Господи, дай мне силу с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...». Она переведена на гру­зин­ский язык.

Многие хорошо знают не только их жития, но и их духовное наследие – письма и поучения. Теперь в Алавердском храме св. Георгия будет находиться икона Со­бора преподобных Оптинских старцев, освященная у их святых мощей. Ду­маю, что у еще большего количества верующих зародится желание обратиться к ним с молитвой. Да помогут нам их молитвы и ходатайство перед Господом!

Новодевичий монастырь. Фото: Виктор Корнюшин Новодевичий монастырь. Фото: Виктор Корнюшин
    

— Одним из пунктов вашей программы в России был Новодевичий монас­тырь. Что вам больше всего запомнилось?

— Святыня Новодевичьего монастыря, конечно, оставляет глубокое впечатле­ние, наверное, на всех, посещающих этот монастырь. Чудотворная Смо­ленская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, чудные фрески, архитек­турный ансамбль, иконостасы, восстановленная в этих стенах монашеская жизнь, – все это очень радует сердце. При встрече с матушкой настоятельницей игуменией Маргаритой мы узнали, что она одновременно несет послушание директора музея Новодевичьего монастыря. Несмотря на то, что каждая монашеская душа стремится к уединению, если нужно Матери Церкви, надо нести и такое послушание. Помоги ей Господи!

— Были ли вы в России до этой поездки? Если да, то когда и что изменилось с тех пор?

— Вспоминается мой приезд в Россию в студенческие годы, насколько я помню, это был 1985 г. Мы были в Суздале, Владимире и Москве. Помню впечатление: храмы, превращенные в музеи, стоящие в величественном молчании, а вокруг страшная советская действительность... Я тогда ничего не знала о Церкви, тем более не знала о ее исповеднической жизни в те годы.

После этого в 2006 г. мне, уже как монахине, Господь благословил на один день приехать в Дивеево. И сейчас вот приехать вместе с паломнической группой. Конечно, людям, которые помнят 1980-е годы, невозможно не заметить духовное возрождение: открыты монастыри, восстановлены до основания разрушенные церкви, при­числены к лику святых Новомученики Церкви, которые сохранили для нас христианскую веру. Слава Богу!

Среди наших паломников были молодые люди, которые первый раз посетили Россию. Тот политический кризис, который переживают наши страны, конечно, отразился и на православных сердцах. Они, я бы сказала, очень эмоционально восприни­мали каждое проявление любви и человеческого тепла со стороны духовенства и простых верующих. А мы это встречали на каждом шагу.

Памятник Ленина, просп. Ленина и все, связанное с его именем, конечно, вызывают вопросы... Хотя лично меня обрадовал и абсолютно удовлетворил ответ одного русского иерарха: «Он нам не мешает». Это слова мужественного ар­хи­пастыря. Но пока еще стоящие памятники Ленина говорят, наверное, о том, что темные силы только затаились.

— Как на сегодняшний день идет воцерковление молодых людей в Грузии? Много ли молодежи приходит в храмы?

— Неисповедимыми путями Господними приходят и молодые люди в Церковь. Для Грузинской Православной Церкви является характерным множество моло­дежи.

Игумении Таисии, духовной дочери св. Иоанна Кронштадского, принадлежат слова: «Не слепо и безотчетно я верую, а сознательно, понимая — во что, почему и как верую». Хотелось бы, чтобы молодые люди понимали веру душой и сердцем.

Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин Монастырь Алаверди. Фото: Игорь Калядин
    

— Расскажите немного об истории Алавердского монастыря святого Георгия.

Алавердский монастырь св. великомученика Георгия был основан в VI веке. Его основателем является преподобный Авва Иосиф Алавердский. Он же является первым епископом этой местности, поэтому все алавердские архиереи носят титул «Авва Алавердский».

Преподобный Иосиф был одним из 13 сирийских отцов, которых во главе с преп. Иоанном Зедазнийским Пресвятая Богородица направила в Грузию для укрепления в вере грузинского народа, принявшего христианство от св. равноапостольной Нины в начале IV века.

Вспоминается одна из проповедей митрополита Давида, в которой он сказал: «Пресвятая Богородица направила в Грузию 13 боголюбивых иноков, отцов, а не золото, драгоценности или оружие. Этим Она открыла нам, на что должна надеяться и уповать страна в беде. Для нас оружие и сила — славословие и любовь к Господу. Сегодня наш народ должен знать: Матерь Божия в VI веке дала бесподобный пример того, что во всех нуждах и затруднениях спастись можно только Богом».

Преподобные сирийские отцы Преподобные сирийские отцы
    

Святые сирийские отцы являются основоположниками киновиального (обще­жительного) монашества в Грузии. По преданию преп. Иосиф Алавердский на груди носил крест, высеченный из древа Животворящего Креста Господня, с которым Он и был погребен. Этим объясняется тот факт, что особенным поклонением с самого момента основания монастыря был отмечен праздник Воздвижения Креста Господня. Позже, в XVI веке за освобождение Иеру­салима от турок-сельджуков и обнoвление храма Воскресения Христова, Иерусалимский Патриарх Герман передал в дар Грузинскому царю Леону большую часть Животворящего Креста Господня, которая была торжественно встречена народом в Алавердском соборе. Здесь же в XVII в. грузинский царь Теймураз I встречал святые мощи своей матери — великомученицы царицы Кетеван, которая после долгих лет заточения приняла мученическую смерть в Персии. Она является воистину «орлицей из гнезда Багратиони», как пишет о ней архимандрит Рафаил (Карелин). Её святые мощи покоятся под престолом Алавердского собора.

Особо почитаемыми престольными праздниками монастыря являются: дни памяти св. великомученика Георгия, преп. Иосифа Алавердского, св. вмч. Кетеван и Воздвижение Креста Господня.

В VI веке преп. Иосифом Алавердским была построена небольшая церковь, где он и был погребен. Позднее, в XI в. царем Квирике II был возведен благолепный Алавердский собор во имя св. Георгия, в северной части которого обрела место усыпальница преп. отца Иосифа.

Хахульская икона Божией Матери из монастыря Новая Шуамта. XVI в. Хахульская икона Божией Матери из монастыря Новая Шуамта. XVI в.
Алавердский монастырь и его главный собор занимают значительное место в истории Грузии. Ему всегда уделялось особое внимание со стороны грузинских царей.

В XII в., объединяя Грузию в единое государство, св. царь Давид Строитель сделал настенную надпись в алтаре Алавердского собора.

В XVII веке на праздник Воздвижения Креста Господня из Алавердского монастыря началось восстание грузинского народа против персидского ига под предводительством св. мучеников — князей Шалвы, Бидзины и Елизбара. Блаженный Католикос Виссарион свидетельствует, что во время этой битвы христиане видели в воздухе прекрасного юношу на белом коне, св. вмч. Георгия, который предводительствовал грузинским войском и даровал победу над превосходящими силами противника.

В 1922 году в Алавердском монастыре от руки большевиков был зверски убит Алавердский епископ Пирос (Окропиридзе). Советское время оставило в монастыре печальное наследие — разруху и опустошение. Мужской монас­тырь здесь был восстановлен в 2005 году.

Сегодня при немногочисленной братии возобновляются монашеские традиции, каждый день служится Божественная литургия. Идут восста­но­вительные и реставрационные работы, восстанавливается монастырское хо­зяйство. Успешно ведётся пчеловодческое хозяйство, но особо надо отметить монастырское виноделие, которое является традиционным не только для мо­настыря, но и для всей нашей страны.

Грузинская традиционная технология изготовления вина в квеври (в специ­альной глиняной посуде, помещённой в земле) насчитывает 8000 лет. В 2013 году древнегрузинская технология изготовления вина в квеври была занесена в списки нематериального всемирного культурного наследия международной организацией UNESCO. К этому делу вместе с государством большие усилия приложили Авва Алавердский митрополит Давид и братия монастыря.

Добросовестный монашеский молитвенный труд дал плод государс­твен­ного значения и внёс свой вклад в сохранение всемирного культурного насле­дия.

Мтрополит Алавердский Давид (Махарадзе). Фото: Владимир Ештокин Мтрополит Алавердский Давид (Махарадзе). Фото: Владимир Ештокин
    

  

Нынешний настоятель Алавердского монастыря митро­полит Давид так отзывается об Алавердском монастыре:

«По своему духу и многолепию Алаверды – это монастырь царского величия и монашеской простоты. Эти два свойства крепко слиты в нём. Нелегко быть царём и одновременно простым странником, у которого ничего нет, кроме преданности и любви к Богу. Я так воспринимаю Алаверды. Желал бы, чтоб он всегда отличался этим свойством, и живущие в этом монастыре имели это царское достоинство и обладали монашеским смирением и простотой».

— Сколько сейчас насельников в монастыре, каковы их основные послу­шания?

— Сегодня в нашем монастыре проживают двадцать насельниц. Две монахини постоянно пребывают в митрополии и помогают в епархиальных делах. Три сестры находятся на подворье монастыря Новая Шуамта – в обители св. Иоанна Крестителя в Тбилиси, где находится издательство нашего монастыря. Остальные сёстры трудятся на разных послушаниях. В монастыре пекутся просфоры и делаются свечи из чистого воска не только для обители, но и для храмов всей епархии, занимаются хозяйством, различными рукоделиями, а также перево­дом и изданием духовной литературы.

— Помогает ли как-то ваш монастырь окрестным приходам?

— В наш монастырь приезжают многие верующие из разных приходов. Святой преп. Иоанн Лествичник говорит: «Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие». Одна молодая девушка, которая уехала на учебу за границу и которая часто с детства приезжала в наш монастырь, говорила мне, что ночью, когда она видела мерцающие огоньки города, она думала о лампадах, горящих перед святыми иконами в монастыре.

Монастырь в честь Хахульской иконы Божией Матери, Новая Шуамта Монастырь в честь Хахульской иконы Божией Матери, Новая Шуамта
    

Соприкосновение с каждым монастырем зажигает в душах людей лампаду веры и упования на Господа, которая не должна угасать всю нелегкую чело­веческую жизнь. Приснопамятный старец Паисий Святогорец говорил, что монастыри – это бастионы Церкви. В этом, наверное, и заключается главная помощь монастырей верующим. Хотя, по благословению нашего архиерея, наш монастырь принимает активное участие во всей духовной жизни епархии.

— Существуют разные формы монашеской жизни. Какая из них пред­став­ляется вам наиболее приемлемой для нашего времени?

— Киновиальный (общежительный) образ монашеской жизни, во многом помо­гает монашествующим в борьбе с главной страстью — гордостью. Люди, соб­рав­шиеся в одном монастыре или в небольшом братстве, через духовный труд должны жить так, как если бы одна душа пребывала во многих телах. Так создаётся истинная монашеская семья, которой соответствуют слова псалма: «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе...». Каждый из нас должен выбрать тот путь, который помогает смирять свой дух.

— В чем, по-вашему, заключается суть монашеской жизни?

— «Непрестанное дело монаха — беседа с Богом». Эти слова принадлежат свя­тому Симеону Фессалоникийскому. А преп. Силуан Афонский говорил, что монах делает все, как обыкновенный человек: строит, копает картошку... и никто ни знает, что в душе он носит Бога. Монахи есть и всегда останутся «радистами» Церкви, которые передают Богу боль человечества.

— Когда лично вы всерьез задумались о монашестве?

— Как только в сознание пришло, что «мы вечны, даже если этого не хотим» (так — очень хорошо — названа книга протоиерея Андрея Ткачева) и как только воцерковилась.

преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе)
— Знали ли вы преподобного Гавриила (Ургебадзе), чьи мощи были обретены 22 февраля этого года? Каково его значение для Грузинской Православной Церкви?

— Многие из живущих ныне людей тесно общались с отцом Гавриилом. Я благодар­на Господу, что и в моей жизни было соприкосновение с ним.

В 1991 году, только что воцерковившись, я на две недели поехала погостить в монастырь св. Нины в Самтавро, где жил отец Гавриил. После повечерия он оставался в храме и беседовал с монахинями. Я не помню содержание этих бесед, помню лишь, как они влияли на меня. Старец очень хорошо знал Священное Писа­ние (Евангелие он хорошо знал с 12 лет) и часто его цитировал. Когда он произносил слова Писания, ты понимал, что перед тобой стоит человек, живущий в Истине, носящий Бога в себе. Отец Гавриил показывал, что и в наше время возможно возлюбить Бога всем сердцем своим, всею душою и всем разу­мением.

Как-то я, приехав в Самтавро, во дворе монастыря встретила настоятельницу игумению Кетеван. Она взяла меня за руку и сказала: «Давай спросим про тебя отца Гавриила» и подвела меня к нему. Он сидел у дверей храма с опущенной головой. Матушка Кетеван сказала ему, что мои родители сильно противятся моему желанию уйти в монастырь, и спросила: «Что вы ей скажете?» Отец Гавриил, не подни­мая головы, произнес слова Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». И в моем сердце сразу зародилось решение: надо возлюбить Господа! Надо решаться на монашество!