Православие.Ru, 8 января 2013 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/58633.htm |
Рождественское послание митрополита Молдовы и Буковины Феофана (Саву) перевела с румынского Зинаида Пейкова |
Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви.
Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных.
Возлюбленным приходским священникам,
преподобным насельникам святых монастырей
и всему православному народу Божию Ясской архиепископии
—
благодать, радость, прощение и помощь от
Бога,
в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого.
Уже не я живу, но живет во мне Христос
(Гал. 2: 20).
Возлюбленные братия иереи,
благочестивые христиане,
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Студеница. Сербия
Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова, Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя.
В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе[1].
Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна?
Божественное Писание, святые отцы и литургическая мысль Церкви единодушно свидетельствуют о великой истине воплощения Сына Божия и влиянии, оказанном этим событием на жизнь всей вселенной. Бог воплотился, чтобы спасти людей Своих от грехов их[2]. «От Девы Святой воплотившись, — говорит святой Василий Великий, — Бог истощил Себя, образ раба приняв, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразными сотворит образу славы Своей»[3]. «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу, — поет Церковь в канун дня Рождества Христова, — днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»[4].
Возлюбленные чада духовные,
Две тысячи лет назад, когда пришла полнота времени[5], как говорит святой апостол Павел, Бог сошел к нам, людям. Осеняемый Святым Духом, Христос родился от Пречистой Девы Марии, пожил среди нас, людей, открыл нам истину, претерпел смерть на Кресте, воскрес на третий день и вознесся на небеса.
Рождение, смерть, Воскресение и Вознесение Христа Господа — это события, произошедшие в определенные моменты человеческой истории, в конкретном пространстве, с конкретными лицами, оставившими свидетельства об этом. Имеют ли эти события значение чисто историческое или же они видятся также через призму тех изменений, которые они вызвали в существовании человека и всей вселенной в целом? Ответ здесь один: всё это совершилось «нас ради человек и нашего ради спасения», как мы поем в Символе веры, и явилось бескрайним излиянием любви Божией к Своему творению. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную[6],— сказал Сам Христос.
Благословленный таковой благодатью Божией, человек призван раскрыться для исполнения тайны спасения в самом его существе. Если Бог сошел на землю, то человек призван взойти на небо. Если Бог принял плоть и стал Человеком, то человек призван принять Духа Святого и обожиться. Если Бог воплотился во чреве Девы, то человек призван продолжить собою таинство воплощения, таинство Рождения Христова.
Возлюбленные
братия и сестры во Христе Господе,
Рождество Христово
Царство Небесное уже в мире сем даруется тому, кто делается храмом Святого Духа[7] и свидетельствует вместе с Божественным Павлом: уже не я живу, но живет во мне Христос[8]. Это и есть исполнение того, о чем Христос Бог свидетельствовал в Своей молитве перед Крестными страданиями: они,то есть люди, последующие Христу, да будут в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе. (…) Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино[9].
Вся жизнь Церкви сосредоточена на исполнении в бытии человеческом этой молитвы: да пребудет в нас Христос со Отцом и Духом Святым, а мы, своей душой и телом, да пребудем в Боге. Человек, свидетельствует святой Симеон Новый Богослов, призван «сдружиться с Богом и сделаться жилищем Пресвятой Троицы, чисто зреть Творца своего и Бога и беседовать с Ним непрестанно»[10].
Невзирая на грехи, всякого рода немощи и те многие раны, которые по их причине наносятся его душе, человек призван не переставая молиться, чтобы стать домом Божиим: «Господи Боже наш (…) якоже с высоты нас ради смирил еси Себе, смирися и ныне смирению моему. И якоже восприял еси в вертепе и яслех безсловесных возлещи, сице восприми и в яслех безсловесныя моея души и во оскверненное мое тело внити»[11], — просим мы в молитве, готовясь к принятию Святого Причастия.
Присутствие Бога в сердце, уме, душе — самое дорогое сокровище человека. Это то сокровище, найденное на поле, которое стоит любых жертв, лишь бы стяжать его[12]; это та драгоценная жемчужина, ради обладания которой никакие усилия не могут оказаться слишком большими[13].
Если Бог не присутствует в человеке, у него нет истинной молитвы[14], он не ведает сладости смирения, не понимает радости прощения врагов, не постигает смысла происходящего с ним, вокруг него, во всем мире. Это потому, что только «перст Божий ударяет по струнам ума и подстрекает их к истинному звучанию»[15], как говорит святой Симеон Новый Богослов. Это потому, что только «Бог, живущий в человеке, научает человека будущему и настоящему, не словом, а самим делом, на опыте, в реальности»[16]. Это потому, что христианская жизнь зиждется не на убедительных словах человеческой мудрости,как говорит святой апостол Павел, а на явлении Духа и силы, на тайной премудрости Божией[17].
Возлюбленные
верующие,
Митрополит Молдовы и Буковины Феофан (Саву)
Тайна Рождения Христова опытно переживается, постигается и исповедуется во всей своей истинной, спасительной полноте благодаря вселению Того же Христа в сердце, ум, существо человека. «Душа человеческая предназначена быть девой и матерью», — говорит святой Максим Исповедник. Душа человеческая призвана быть чистой (очищенной), смиренной и беззлобной, подобно душе и телу Пречистой Девы Марии, чтобы таинственно принять в себя Христа. Своей чистой жизнью, молитвой и жертвенной любовью человек исповедует Христа, рождая Его, как мать, в душе и жизни себе подобных. В этом смысле жизнь человека есть постоянный Вифлеем, постоянная борьба за то, чтобы принять Христа в свое существо и отдать собственную жизнь, носящую Христа, на служение окружающим.
Тяжек этот путь! И кто может идти им? Ответ на это дан Христом Богом: невозможное человекам возможно Богу[18]. И мы дерзаем надеяться, что непоколебимой верой во Христа, Спасителя миру, твердой надеждой на Его бескрайнюю милость, горячей любовью к Богу и ближнему — друг он нам или враг, — человек приближается к тому, что святые отцы назвали «жизнью во Христе», «стяжанием Духа Святого» и «объятиями Отчими любящими и прощающими».
Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Постоянная борьба, дабы избавиться «сладчайшей отравы» самомнения, то есть гордости, которая является «глубинной сутью греха и ада»[19], освобождает человека от самого большого препятствия, мешающего вселению Бога в его существо.
Христиане в монастырях и христиане в миру, все мы образуем народ, призванный к тому, чтобы Бог стал нашим путем, истиной и жизнью[20]. Праздник Рождества Христова — это громкое напоминание нам о необходимости осознать этот призыв и дать ответ на него.
Молю Христа Бога, да хранит Он всех нас под кровом милости Своей. Да простит нам все, что мы согрешили против Его любви и людей в уходящем году. Да пребудет с нами Бог, в семье каждого из нас, в монастыре и на приходе, частью которого мы являемся, в Молдове, во всей нашей стране и целом мире в наступающем году и в продолжение всей нашей жизни.
Да принесет праздник Рождества Христова всем нам священную радость, хлеб да соль на столе, а более всего — мир и в человецех благоволение!
Многая и прекрасная лета!
Ваш смиренный молитвенник к Богу,
†
Феофан,
Митрополит Молдовы и Буковины
[1] 1 Тим. 3: 16.
[2] Ср.: Мф. 1: 21.
[3] Ср.: Божественная Литургия св. Василия Великого. Молитва священника тайная «С сими блаженными Силами…» // Служебник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. Л. 42 об.–43.
[4] Месяца декемврия в 25 день. Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вечерня. На литии стихиры самогласны, глас 1. Стихира 2 // Минея праздничная. М., 1993. Л. 187.
[5] Гал. 4: 4.
[6] Ин. 3: 16.
[7] Ср.: 1 Кор. 6: 19.
[8] Гал. 2: 20.
[9] Ср.: Ин. 17: 21, 23.
[10] Ср.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 1. Слово 21. § 2. М., 1892. С. 198.
[11] Молитва 2-я, св. Иоанна Златоустаго, ко Святому Причащению.
[12] См.: Мф. 13: 44.
[13] См.: Мф. 13: 46.
[14] См.: Рим. 8: 26; Гал. 4: 6.
[15] Sf. Simeon Noul Teolog. Cateheze, Scrieri II / Traducere de diac. Ioan I. Ică jr. [Св. Симеон Новый Богослов. Тайноводственные поучения, писания. II / Перевод диакона Иоанна И. Икэ]. Sibiu: Editura Deisis, 1999. P. 139.
[16] Там же. Р. 181.
[17] Ср.: 1 Кор. 2: 4–5, 7.
[18] Лк. 18: 27.
[19] Arhim. Sofronie. Cuvântări duhovniceşti. Vol. 1 / Traducere din limba rusă de ierom. Rafail (Noica) [Архим. Софроний (Сахаров). Духовные слова. Т. 1 / Перевод с рус. иером. Рафаила (Нойки)]. Alba Iulia: Editura Reîntregirea, 2004, passim.
[20] Ср.: Ин. 14: 6.