Континент будущего

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 15 февраля 2011 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/44726.htm
Перевела с греческого Зинаида Оборнева

В октябре 2009 года в Александрии был рукоположен новый епископ Бурунди и Руанды Савва (Химонеттос). Он стал первым епископом этой новосозданной епархии, к юрисдикции которой относятся две из самых страждущих стран африканского континента, да и планеты в целом.

Епископ Савва (в миру Василий Химонеттос) родился на острове Родос в 1971 году. Закончил Патмосскую семинарию, затем богословский факультет Афинского университета. Владеет английским и арабским языками.

В 1990 году принял монашеский постриг в монастыре архангела Михаила в Фари на Родосе. Бывшим митрополитом Родосским Апостолом в 1991 году рукоположен в диакона, а в 1993 году – в иерея, позже возведен в сан архимандрита. Был представителем архиерея в Халки, служил на приходах Родосской митрополии.

По приглашению покойного патриарха Петра VII он был принят в клир Александрийского Патриархата и назначен настоятелем патриаршего храма святого Саввы Освященного в Александрии, также руководил отделом печати и отделом по общественным отношениям Патриархата.

В 2001 году он – патриарший представитель в Александрии, был также патриаршим экономом.

После возобновления работы Патриаршей школы «Афанасий Великий» в Александрии по личному попечению Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II архимандрит Савва назначается ее директором, а также становится членом синодальной комиссии по образованию.

6 октября 2009 года по рекомендации патриарха Феодора II единогласно избирается Священным Синодом Александрийского Патриархата предстоятелем новосозданной епархии Бурунди и Руанды.

Находясь на Родосе по случаю празднования дня памяти святого Константина Идрского, владыка Савва дал интервью корреспонденту информационного агентства «Romfea».

***

– Владыка, справедливо ли считать, что Православие в Александрии угасает?

– Действительно, в Александрии осталось только 500 греков. В консульстве зарегистрировано 1500 человек, но они тут не живут. Однако сотни греков постоянно останавливаются в городе. Не следует также забывать, что, кроме греков, есть еще православные арабы, число которых доходит до 30 тысяч, и все они находятся в юрисдикции Александрийского Патриархата. Православные арабы проживают в Каире, Дамиетте, Танте, в Порт-Саиде и других городах. Поэтому службы в храмах идут на греческом и на арабском. Однако есть церкви, где служат только по-гречески или только по-арабски.

Египет, эта чисто мусульманская страна, может быть примером хорошего сосуществования христиан и мусульман. Из 85-миллионного населения 60 миллионов человек – мусульмане и 25 миллионов – копты-монофизиты. Между ними не возникает никаких проблем: они гармонично сосуществуют на всех общественных мероприятиях и в школах.

– Африка – огромный континент, и тот, кто жил там, знает, что это очень трудный регион, особенно для Православия. Вы это ощущаете?

– Это действительно очень трудный континент, поскольку он существует словно бы изолированно от других континентов! Он сохранился почти в своем первозданном виде, ему не хватает многого, но, несмотря на все это, Африка – это континент будущего.

Африка никем не «забыта». Человечество обратится к ней, когда возникнет в этом необходимость. Тут есть огромные (можно сказать – колоссальные) запасы природных ресурсов и полезных ископаемых. С другой стороны, этот континент огромен по площади. Каждая страна на африканском континенте достаточно велика, но таких средств сообщения, какие есть, например, в Европе и Америке, здесь нет.

– И, конечно, большую часть государств отличает постоянная политическая нестабильность…

– К сожалению, африканские политические режимы не являются чисто демократическими. Это причудливые, почти тоталитарные режимы, которые в любой момент могут быть свергнуты. Проблема и в постоянных межплеменных конфликтах. Можно сказать, что Африка еще не сформировалась. Возможно, что страны к югу от Сахары очень сильно обеднеют.

Так что в каждой стране миссионерская деятельность Александрийского Патриархата различна. Взять, например, Конго. Это огромная страна, которую невозможно пересечь. То же самое с Анголой. Но есть и другие страны, такие как Зимбабве, которые более доступны, но в которых ощущается огромный дефицит продовольствия, топлива, воды. Большой проблемой являются болезни. Многочисленные болезни возникают из-за отсутствия основных продуктов и воды. Никто не в силах предотвратить малярию.

В Руанде, Бурунди и Восточном Конго нехватка воды приводит к огромным проблемам: гепатит, холера, менингит… И не стоит забывать о СПИДе, смертность от которого весьма высока.

– Как относятся к вашей миссионерской деятельности правительства африканских стран?

– К счастью, они нас принимают и защищают. Большинство социальных учреждений (больницы, школы и прочее) принадлежат православной миссии Патриархата. Мы предоставляем бесплатные участки для строительства церквей, вокруг которых развивается миссионерская деятельность, там строятся больницы, клиники, дома престарелых, детские дома. Правительства знают, что если что-нибудь случится в православной миссии, то остановится работа всех, кто предоставляет помощь.

Православные митрополиты, епископы и миссионеры также являются послами Греции на африканском континенте, особенно в странах, где нет консульства.

– Достаточное ли число людей предлагают вам помощь в миссионерской деятельности?

– Каждая миссионерская группа имеет своих сотрудников. Также регулярно приезжают и волонтеры, чтобы помочь миссионерской работе Патриархата.

Патриарх решил объединить Руанду, Бурунди и Восточное Конго – эти самые трудные страны африканского континента – в одну епархию, чтобы сделать миссионерскую работу и оказание помощи людям более действенными. Хочу пояснить: мы не занимаемся «прозелитизмом»; то, что мы предлагаем, – это общественное служение, в котором нет дифференциации по цвету кожи, национальности и расе.

Миссия направлена на всех без исключения, и если кто-нибудь желает принять крещение после катехизации, он крестится, но крещение мы не навязываем. Греческое Православие никогда не действовало колониальными методами.

– Существуют ли африканские священники-миссионеры?

– Конечно! У нас есть африканские священники, епископы и два митрополита. К тому же вся миссионерская работа ведется африканцами.

Чтобы сменить тему, я хотел бы прокомментировать требования атеистов (которые в Греции составляют меньшинство) удалить изображение креста из зданий греческих судов и с флагов. Но, например, никто не осмелился бы от Египта, который является мусульманской страной, потребовать убрать из школ или из судов стихи из Корана, которые там висят. В Греции кое-кто жалуется на звон колоколов, а в других странах пение муллы может показаться докучным. Но ведь никто не жалуется на это! Как же мы можем убрать такие символы, как крест? Мы уважаем право каждого верить или не верить в Бога, иметь или не иметь религию, но большинство имеет право сохранять свои традиции.

Греки не могут мыслить себя без Православия, и так было до сих пор. К тому же никто не рождается атеистом. Человек апеллирует к атеизму, потому что он просто хочет отличаться чем-то от других.

– Как бы вы прокомментировали те «скандалы» в Церкви, которые стали достоянием общественности?

– Скандалы бывали еще в Византии. Они случаются и в других Церквях, например в Католической. Церковь не ангельское сообщество, это сообщество людей с их слабостями и страстями. Некоторые стремятся спровоцировать церковные конфликты в попытке устранить Церковь.

Мы знаем, что человек без религии, без идеалов ничтожен. Нападки на Церковь не могут ее ослабить. Церковь не исчезла, когда столкнулась с гонениями. Не все духовенство идеально, но ведь у Церкви есть и святые подвижники! Они приходят поддержать ее и укрепить веру людей.

Публикуется с сокращениями.