Православие.Ru, 23 сентября 2006 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41272.htm |
Святители Илия-Иорест и Савва Бранкович |
В 1950 году Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение о внесении новых имен святых епископов, иноков и мирян из среды румынского народа в православный церковный календарь. Среди них были митрополиты Трансильвании Илия Иорест и Савва (Бранкович). Их канонизация была совершена в 1955 году в Алба-Юлии, городе, где проходила их пастырская деятельность.
Вполне естественно задаться вопросом - благодаря каким деяниям эти два трансильванских митрополита удостоились такой высокой чести? Благодаря каким своим достоинствам они стали столь близки Богу и, пребывая в Его небесных обителях, являются ходатаями к Богу, по нашим молитвам к ним, о ниспослании Божьей благодати и помощи Божией нам, их духовным наследникам по прошествии трехсот лет после их кончины? Для того, чтобы лучше понять их подвижническое житие и труды, подъятые в защиту Православия, необходимо вкратце охарактеризовать особенности той эпохи, в которой они жили.
В Трансильвании румынский народ существовал в необычайно тяжелых условиях национального, социального и политического гнета. Православная Церковь являлась единственным румынским институтом, вокруг которого разворачивалась вся национальная и культурная жизнь народа. Самым значительным ее представителем была Православная Митрополия, которая на протяжении длительного времени имела свою кафедру в Алба-Юлии. В 1541 году Трансильвания стала автономным княжеством под сюзеренитетом турецкого султана, во главе которого стояли князья венгры с резиденцией в Алба-Юлии. Государственным советом были официально признаны лютеранская, реформатская (кальвинисты) и Римско-Католическая Церкви и униаты. Только Православие, которое исповедовали румыны, осталась без защиты закона, его попросту «терпели» в стране. В это время венгерские протестантские князья и суперинтенданты кальвинисты начали вести проповедь своей веры среди православного румынского населения. Это таило в себе большую опасность, поскольку народ, принимая протестантское учение, не только отдалялся от православной веры, унаследованной от предков, но и подвергался угрозе мадьяризации. Следствием такой преднамеренной политики могло быть уничтожение румынского народа. Несмотря на многочисленные попытки князей и кальвинистских пасторов навязать румынам протестантизм, последние стойко стояли в православной вере, отстаивая, тем самым, и свое национальное существование. Важную роль в защите Православия и народа, его носителя, играли тогдашние владыки – будь то митрополиты Алба-Юлии, или епископы области Марамуреша и Вада, и, конечно, смиренные приходские священники трансильванских сел. В недостаточной степени образованные, они с особой духовной ревностью служили своему народу.
Среди этих защитников православной веры был и митрополит Илия Иорест из Алба-Юлии. Родился он в 1600 году в одном из сел Трансильвании. Предполагают, что это селение могло находиться или близ границы с Молдовой, или в Марамуреше. В крещении будущий первоиерарх получил имя Илия. Юношей он поступил в монастырь Путна, возведенный господарем Стефаном Великим, в котором подвизались многие трансильванские иноки. После того, как Илия обучился грамоте и усвоил церковный устав, он был пострижен в монашество с именем Иорест и рукоположен в иеромонаха.
В сентябре 1640 года почил митрополит Трансильвании Геннадий II. Благодаря стараниям молдавского господаря Василия Лупу на вдовствующую кафедру был избран иеромонах Иорест. Согласно традиции он был хиротонисан во епископа в кафедральном соборе Тырговиште, отстроенном трудами валашского господаря Нягое Басараба, митрополитом Унгро-Влахийским Теофилом в сослужении собора архиереев. Несомненно, что валашский господарь Матей Басараб преподнес новому владыке соответствующие его положению дары, как то было принято делать в отношении митрополитов Трансильвании. Торжественное настолование состоялось в митрополичьем соборе Алба-Юлии, ктитором которого был великий господарь Михай Храбрый, впервые объединивший в 1600 году все румынские территории в единое государство. Воспользовавшись представившимся случаем, князь Трансильвании Ракоци Дьёрдь I попытался вынудить митрополита принять новые его требования, облегчавшие пропаганду кальвинизма среди румын. Среди всего прочего он потребовал перевода и печатания на румынском языке ряда молитвословий и песнопений кальвинистов, как и кальвинистского Катехизиса. Новый митрополит не выполнил ни одного его требования, но остался верным защитником православной веры вместе со своими прихожанами. Митрополит начал активно налаживать церковную жизнь в своей епархии: совершал канонические визиты; рукополагал священников к приходским храмам; созвал «Большой собор» митрополии, на котором присутствовали благочинные и простые священники; закончил печатание в Алба-Юлии «Учительного Евангелия», работа над которым была начата еще его предшественником; поддерживал живую связь с Молдавским княжеством. Владыка получил духовную поддержку в своем стоянии за Православие благодаря состоявшемуся в сентябре-октябре 1642 года Собору в Яссах, который принял Православное исповедание митрополита Киевского Петра Могилы.
Но в том же 1642 году протестанты напечатали Кальвинистский катехизис на румынском языке; на него дал свой знаменитый обличительный Ответ просвещенный митрополит Молдавский Варлаам. Видимо митрополит Иорест противился печатанию и распространению Катехизиса, что вновь пробудило давнее недовольство деятельностью православного владыки со стороны кальвинистов. Поэтому в начале 1643 года по указу князя Дьёрдя Ракоци I был созван так называемый «Собор» благочинных, священников и мирян, который постановил удалить с кафедры непокорного митрополита.
Беспорно удаление митрополита Иореста с кафедры имело также и политические причины, обусловленные обострением отношений между Дьёрдем Ракоци и молдавским господарем Василием Лупу, который принимал непосредственное участие в избрании трансильванского митрополита. Но истинные причины удаления владыки состояли, конечно, в «… пастырском противодействии, которое он оказал кальвинской ереси, и в нежелании принять от кальвинистов причастие, к чему его принуждал правитель страны, ... а чтобы дело не выглядело так, что он страдает за веру, о нем пустили дурную славу и оклеветали его» (Самуэль Мику «Краткая история румын»).
Сведенный с кафедры, митрополит был брошен в тюрьму вместе с другими священниками, где он провел девять месяцев и был освобожден только в ноябре 1643 года. Его вызволению способствовали двадцать четыре православных верующих, поручившихся, что митрополит заплатит немалую по тем временам сумму в 1000 талеров в казну княжества. После освобождения он удалился в монастырь Путна.
В 1645 году митрополит Иорест направился в Россию, чтобы собрать необходимую денежную помощь. В рекомендательном письме к русскому царю Михаилу Феодоровичу Романову, подписанном молдавскими иерархами, кратко описывались все те страдания и утеснения, которые претерпел владыка со стороны кальвинистов Трансильвании. Второе письмо к царю было от господаря Василия Лупу. В Москве митрополит был дважды принят русским самодержцем и получил различные дары и денежные суммы. Вернулся Иорест в страну, вероятно, весной следующего года и заплатил собранные им тысячу талеров.
Остаток своих дней он провел в родном монастыре Путна, где
и умер в глубокой старости и был похоронен. В рукописной
Минее была обнаружена надпись, сообщавшая:
«Известно, что владыка Иорест умер в 7816 (1678)
году, 12 марта». Память его празднуется каждый год
24 апреля.