История монастыря святого Рафаила

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 17 сентября 2004 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40752.htm

/p>

Тропарь ( глас 4-тый )

За Христа пострадав на Лесбосе,
и явлением Ваших честных мощей
эту землю освятив, о Благословенные,
величаем Вас, святые мученики Христовы,
Рафаиле, Николае и Дево Ирина,
яко наших заступников и ходатаев пред Богом

Немного вдалеке от деревни Терми возвышается гора Кареи, известная под названием "Панагия Кареи". Когда-то на горе было лишь немного тесаных камней, от которых ощущалось благоухание.
Один раз в году, во вторник по Пасхе, здесь возжигали лампаду, и совершали Божественную Литургию, стоя на коленях, хотя и не знали, откуда берет начало этот обычай. Также гора именовалась Калогероc - “Добрый старец”.

Это было связано, по-видимому, с тем, что многие годы здесь встречали монаха. Иногда он обходил святое место с кадилом и вдруг исчезал в сиянии света, по свидетельству очевидцев. Не только христиане видели его, но и турки. Так в 1917 году турецкие правители, владевшие поместьем с оливковыми деревьям на горе Кареи, поручили полицейскому офицеру из Терми - Евстратию Ситаре выяснить путем специального расследования эту тайну. Но вскоре поиск прекратили, т.к. Ариф Эфендис утверждал, что “собственными глазами видел”, что это дело сверхъестественное.

На этом святом месте в Кареи находилась оливковая роща, принадлежавшая турецкому правителю Хазан-Бею, в которой когда-то была маленькая церковь во имя Пресвятой Богородицы. От храма здесь оставался только разбитый кусок мрамора, который использовался как священный престол, и старый вечнозелёный дуб. Жители Терми, следуя обычаю, поднимались сюда каждый год во Вторник по Пасхе для совершения Божественной Литургии без препятствий со стороны турецкого владельца.

Чудесные явления жителям Терми не прекращались в течение многих лет. Иногда пастухи, пасшие стада овец неподалеку, видели маленькую деревенскую церковь, освещенную Небесным светом, и слышали, как изнутри доносился звон неземных колоколов и псалмопение.

Одна женщина рассказала мне, что ее муж пас овец близко от этого места, и когда он, случалось, хотел послать детей, она не разрешала, говоря: "Ты привык видеть там монаха, а дети нет, и они будут напуганы".

Немало сложилось рассказов об этом святом месте в Кареи. Так издавна считали, что здесь когда-то жили монахи, впоследствии убитые турками, но никто не мог сказать, когда; а за много лет до этого на том же самом месте был женский монастырь, разрушенный варварами. Всё говорило о святости этого места, и обычай восхождения на гору в Светлый Вторник, и рассказы очевидцев.

После войны греков с турками и событий, связанных с переселением греков из Малой Азии, турецкое оливковое имение перешло во владение семьи беженцев Г. Марангоса, который решил построить здесь маленькую церковь во исполнение обета, данного их матерью Анжеликой. Г. Анжел Раллис, обратился за разрешением к Его Преосвященству Митрополиту Иакову.

Третьего июля 1959 г. при ведении работ по закладке фундамента рабочие вместе с Дукасом Тзолакисом обнаружили могилу с человеческим скелетом, от которого исходило благоухание. Его руки были сложены крестообразно на груди, а голова покоилась на круглом камне, как на подушке, находясь на расстоянии около 30 см от тела. Под камнем нашли глиняную черепицу византийской эпохи с крестами на ней. Сразу же известили местного священника О. Евфимия Тзолоса, митрополита Иакова и археолога Г. Харитонидиса. Был обнаружен также церковный мрамор эпохи Византии. Археолог подтвердил важность этого открытия с точки зрения археологии и дал разрешение на постройку маленькой церкви, запретив копать в радиусе 100 метров от могилы и около корней оливковых деревьев.

С тех пор, как обнаружили неизвестный скелет, начались сверхъестественные явления, глубоко поражавшие рабочих. Г. Дукас Тзолакис собрал кости в мешок, но не смог оторвать его от земли. Кости издавали благоухание и непонятные шумы.

Один из рабочих - Г. Леонид Сидерас - толкнул мешок ногой и вдруг почувствовал, что нога онемела. Когда же другой - Дукас Тзолакис попытался небрежно приподнять мешок, то его рука застыла, будучи даже не в силах подвинуть его, и рабочий оставался недвижим, пока не догадался перекреститься, объятый ужасом. Тогда пригласили священника для совершения панихиды, но тот ответил: "Кого я буду поминать, когда даже не знаю, ни имени его, ни того, кто он“.

В ту же ночь святой открыл в сонном видении приходскому священнику и некоторым другим лицам, что его зовут - Рафаил, и что родился он на острове Итака. Он являлся старым и молодым, мужчинам и женщинам, детям, достойным и даже недостойным людям в облачении священника, архимандрита или как простой монах. В одну и ту же ночь люди, незнакомые между собой, видели его во сне, и он говорил: "Я - святой мученик Рафаил, останки, найденные в Кареи - мои. Я мученически пострадал от турок 9 апреля 1463 года. Я - тот монах, которого вы видели в течение многих лет”.

Вот его история, какую люди смогли составить из откровений: мирское имя монаха было Георгий Ласкаридис. Его родители - Дионисий и Мария были благочестивыми людьми, и дали Георгию христианское воспитание и разностороннее образование. Будучи очень молодым, он недолго служил офицером. Потом он постригся в монахи с именем Рафаил, а впоследствии был рукоположен в священники.

Рафаил служил в приходе Св. Димитрия в Акрополисе в Афинах, а через некоторое время стал архимандритом и епископом во Вселенском Патриархате в Константинополе.
Будучи разносторонне образованным и деятельным, он был направлен Патриархатом с миссией во Францию, в город Морле. Морле - город во Франции с историческим религиозным прошлым, в котором сохранились старинные церкви V - VI веков. Историческое исследование показало, что в XV веке, незадолго до завоевания турками Константинополя Вселенский патриархат направлял образованных и ревностных священников во Францию на богословские конференции.

Здесь он встретил молодого студента Николая, родом из Фессалоники. Николай происходил из семьи богатого нотариуса, и родители послали его учиться во французском университете. Познакомившись с Рафаилом, и движимый ревностным стремлением ко спасению, молодой студент университета оставил мирскую жизнь и последовал за Рафаилом. Он возвратился с ним в Грецию, избрал монашеский путь, и, некоторое время спустя, был посвящен в диаконы. Он стал преданным спутником Рафаила, и с тех пор они никогда не разлучались.

При взятии турками Константинополя в 1453 году Рафаил и Николай были во Фракии. В 1454 году они отплыли из Александрополиса вместе с другими беженцами и прибыли на Лесбос, тогда еще свободный от турок. Они приплыли на небольшом судне в порт Терми и сразу же попытались узнать, есть ли здесь скит для уединения. Им показали монастырь, находящийся на горе Кареи над поселком Терми, в 14 километрах от порта Митилини.

Когда-то там жили сёстры, но 11 мая 1235 года монастырь был разрушен пиратами. Все его 30 насельниц во главе с игуменьей Олимпией были умучены, игуменьи Олимпии вбили большие гвозди в тело и голову.

К тому времени, когда туда пришел св. Рафаил, в монастыре жил только один монах, по имени Рувим. После там образовалось маленькое братство, во главе с игуменом св. Рафаилом, которое мирно просуществовало девять лет. Когда монах Рувим умер, на его место поступил другой брат, по имени Ставрос.
Монастырь же был заново отстроен в 1453 г. одной благочестивой женщиной, по имени Мелпомена. Выполняя обет, данный Благословенной Деве Марии, чудесно исцелившей ее сына Акиндиноса, она посвятила его на служение Господу в этом монастыре, и часть своего состояния отдала на содержание монастыря.

17 сентября 1462г. Мухаммед после 17-дневной осады захватил о. Лесбос, несмотря на величайшее сопротивление его обитателей. Турки не сразу потревожили монастырь. Однако, примерно, спустя 6 месяцев, в деревне Терми произошло волнение, и её жители поднялись в Карею, чтобы скрыть более слабых от турецкой расправы. Со своими семьями также пришли в монастырь и учитель Феодор и староста Василий, с которыми дружим св. Рафаил.

Св. Рафаил последний раз совершал Божественную Литургию в Великий Четверг (на Страстной неделе перед Пасхой). В Великую Пятницу турки пришли в монастырь и взяли игумена Рафаила, диакона Николая, семью старосты и учителя. Всем остальным удалось спрятаться в горе.

Арестованных подвергли различным мучениям, чтобы они сообщили, где скрываются остальные христиане. 12-летнюю дочь старосты, Ирину после того, как отрубили её руку на глазах у родителей, привязанных к дереву, сожгли в глиняной купели. Ее отца - Василия, мать - Марию, учителя Феодора мучили бесчеловечно.

Св. Рафаила тащили за волосы и бороду, зверски били, кололи штыками и, в конце концов, повесили вверх ногами на дереве, затем ему отпилили челюсть. Это произошло во вторник после Пасхи.

Св. Николая привязали к ореховому дереву. При виде мучений своего любимого игумена, после первых ударов штыком, он умер от разрыва сердца. Это было 9 апреля 1463 года. Затем турки подожгли монастырь и ушли.
На следующий день некоторые из верных христиан с сопровождавшим их Акиндиносом, а также третьим монахом и старым священником из деревни тайно похоронили мучеников. Игумен был похоронен среди развалин сожженной церкви, а другие - во дворе перед церковью.

Святые мощи были найдены необычным образом, и множество чудесных событий последовало за их открытием. Неизвестная до сих пор история монастыря, рассказанная св. Рафаилом, поразила всех, и раскопки показали скрытые в земле сокровища и подтвердили все, рассказанное святым.

Святой Рафаил также указал место, где находится могила св. Николая, и предсказал, что она будет найдена в дождливый понедельник. И хотя поиски начали ясным днем 13-го июля, вдруг стало пасмурно, и пошел дождь.

В тот же самый день по указанию св. Рафаила, около могилы св. Николая была найдена свинцовая печать, относящаяся к XIV веку с изображением Пресвятой Богородицы с одной стороны, а с другой - Архангела Михаила. Печать, по словам археолога, взявшего эту находку в музей, принадлежала лично патриарху Византии. Также обнаружили развалины древней церкви.

Святой точно указал места захоронения других мучеников: священные останки маленькой Ирины, глиняную купель, в которой её сожгли, и две могилы - учителя Феодора и старосты Василия.

Примерно за неделю до этого, была обнаружена старинная церковь с фресками на разрушенных стенах и полом, вымощенным красной плиткой, а также галерея со святой водой и икона Пантократора. Вместе с этой иконой были найдены части старой деревянной иконы и несколько драгоценных листов пергамента с рукописными текстами из Евангелия, которые рассыпались, оказавшись на воздухе.

Также при раскопках была найденная икона - круглая, деревянная с изображением Иисуса Христа. Она напоминает собой медальон (или панагию), и в верхней её части имеется углубление с отверстием. Она была оправлена в золото, т.к. в ее впадинах сохранились небольшие кусочки золота. Она изображает Иисуса Всемогущего, каким обычно изображается Господь на куполе православной церкви. Он облачен в свободную, ниспадающую складками одежду. Правой рукой Он благословляет людей, а левой прижимает к груди Евангелие. Эта икона - работы XIV века, великолепного Византийского искусства.

В ходе земляных работ было найдено множество глиняных вещей: чаши, лампады, кадила, кувшины для масла, разбитая купель с крестами на ней, а также фрагменты настенной живописи, относящейся ко времени жизни святого Рафаила, также несколько монет эпохи Византии. На одной из них изображен Архангел Михаил.

Св. Рафаил указал место под деревом, где была брошена его челюсть, отпиленная турками, рассказав, что христиане похоронили его ночью и в страхе не заметили этого. И, в самом деле, она была найдена точно в указанном месте и помещена в раку вместе с телом.

Была найдена также могила игуменьи Олимпии, которая претерпела мученическую кончину в 1235 году, когда пиратами был разрушен прежний монастырь Пресвятой Богородицы и все его насельницы убиты. В голове у игуменьи было 3 больших гвоздя, два в области ушей, и один - на месте челюсти. Сохранились её нетленные останки и гвозди в груди.

В ходе раскопок церкви, существовавшей при жизни Святого Рафаила, на довольно большой глубине под развалинами этой церкви, найдено основание громадной стены, которое, по мнению археолога, принадлежит великой древней церкви, разрушенной пиратами в 1235году. Таким образом, раскопки подтвердили все. Святой открыл, что они были казнены турками 9 апреля 1463 года, во Вторник по Пасхе, на рассвете, и этот день почитался как праздник местными жителями на протяжении столетий.

Они поднимались на гору в Светлый Вторник для совершения Божественной Литургии под большим вечнозеленым дубом, на развалинах маленькой церкви во имя Рождества Богородицы, существовавшей здесь еще в давние времена, следуя старинному обычаю, не ведая происхождения этого праздника. Найденная Пасхалия на 1463 год показала, что, действительно, Пасха 1463 году приходилась на 8 апреля, а ночью 9-ого апреля происходило убиение мучеников.
Память мучеников празднуется в Светлый Вторник ежегодно, так как день 9 апреля обычно приходится в Великий Пост (на Страстную неделю). Когда Его Преосвященство, митрополит Митилини убедился, что все эти поразительные факты и откровения нашли подтверждение и оказались истинными, он решил, согласно воле Господа, построить здесь женский монастырь. Решением Министерства Образования и Религии, указом N 346 от 29 сентября 1963 г. FEK был основан на месте мученичества женский монастырь по предложению митрополита Митилини Иакова Клеомбруту. Второе рождение монастыря было провозглашено 12 сентября 1963 года, ровно 500 лет спустя трагедии в Кареи.

Величествен образ св. Рафаила. Он притягивает к себе сердца людей и направляет их к духовному восхождению. Он пробуждает в нас ностальгию по Божественной любви. Невозможно описать Его духовную красоту. Чудотворец св. Рафаил следует непоколебимо по своему великому и прекрасному пути служения. Он исполнился Небесного Света, который сегодня расточает по всем концам земли. Доверие к Нему уже широко распространилось и бесчисленны примеры, свидетельствующие о его благодатной помощи.
В наше время, особенно, когда отступление от веры создает пропасть между людьми, в сегодняшней трудной, приводящей в отчаяние, жизни, когда потеряны всякие ориентиры, в смятении народов, безмерная Божественная Любовь отверзает Небесные Врата. Новый посланник Бога, святой Рафаил, пришедший на землю в наше переломное время, спасает отчаявшихся. «Бог творит чудеса через своих Святых».