Архимандрит Закхей: «Во Христе нет ни американца, ни русского»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 7 августа 2002 г.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40161.htm

Митрополит Герман и архимандрит Закхей.
Митрополит Герман и архимандрит Закхей.
/p>

- Отец Закхей, в июле проходил 13-й Всеамериканский Собор. Он был созван в связи с выборами нового предстоятеля Православной Церкви в Америке или по еще каким-то причинам?

- Наши Соборы проходят регулярно, раз в три года, а на сей раз так совпало, что в это же время потребовалось избрать нового Митрополита, или вернее, владыка Феодосий к этому времени приурочил свой уход на покой. Блаженнейший Феодосий всегда думает в первую очередь о благе Церкви.

- Что вас больше всего поразило или произвело особенное впечатление на этом Соборе?

- Конечно, для меня и, наверное, для всех главным стал процесс выбора Митрополита, потому что для многих такое бывает раз в жизни. Для меня было большой честью присутствовать на этом историческом собрании. Когда мы увидели, как вышел архиерей, новый предстоятель Церкви, и на него возложили белый клобук, то была такая радость, которую трудно передать. Человек чувствует, что Церковь - живая…

- Давно ли вы знаете нового Митрополита Германа?

- Я его знаю давно, хотя он меня, наверное, тогда не запомнил, потому что первая встреча с владыкой Германом, когда он был епископом Филадельфийским, состоялась в моем детстве. Я был в детском лагере при Свято-Тихоновском монастыре и семинарии, который до сих пор собирается каждое лето. Хорошо помню, что когда владыка Герман присутствовал там, он с особенной любовью относился к детям. И я всегда вспоминаю с любовью, радостью и благодарностью владыку Германа. Кроме того, мы все, чада Американской Православной Церкви, помним, что владыка Герман - активный участник движения "Pro Life", против абортов. Я тоже несколько раз участвовал в шествии этого движения в Вашингтоне, а владыка Герман там присутствует каждый год. И я имел честь пройти с ним в этом марше.

- Отец Закхей, вы были несколько лет келейником Блаженнейшего митрополита Феодосия и потом были очень близки к нему. Вам, наверное, было тяжело расставаться с владыкой Феодосием как предстоятелем Церкви и вообще очень близким человеком, фактически отцом - думаю, можно так сказать?

- Как и раньше, сейчас и всегда, я очень люблю, уважаю, и почитаю владыку Феодосия. Как настоящего христианина и священника, архиерея и подлинного монаха. Он искренне служит Церкви и пастве. И владыка принял свое решение после долгих молитв, переживаний, размышлений. Он решил, что так будет лучше для его паствы, для Церкви. И поэтому я очень уважаю смирение владыки Феодосия и его решение этого тяжелого вопроса. Он служил как глава Церкви 25 лет и как архиерей 35, поэтому я по-человечески рад, что он сейчас может отдохнуть. А как верный сын Православной Церкви в Америке я понимаю, что его решение - это воля Божия.

- Как вы думаете, будут ли какие-то изменения, например, по отношению к Русской Православной Церкви после избрания владыки Германа? Мы знаем, что владыка Герман недавно был в Москве…

Архимандрит Закхей в редакции Православия.Ru
Архимандрит Закхей в редакции Православия.Ru
- Я думаю, что никаких изменений не будет, потому что, как владыка Феодосий, так и владыка Герман - оба они были очень близки с Патриархом Алексием, часто приезжали сюда; конечно, владыка Герман почаще, потому что легче приехать как архиерей в Россию, чем как глава Церкви. Поэтому я думаю, что Митрополит Герман не будет приезжать так часто, как раньше, но, конечно, мы уже планируем его первую поездку в декабре и надеемся, что он приедет сюда к нам, в Россию, в свое представительство - храм великомученицы Екатерины. И мы уже начинаем готовиться к его приезду, как его духовные чада во Христе. Думаю, что это стало бы хорошим знаком для отношений между нашими Церквами.

- Духовное становление владыки Германа проходило в монастыре или каким-то иным путем?

- Интересно, что владыка Герман имеет не только высшее светское образование, но и много лет жил и продолжает жить при Свято-Тихоновском монастыре и к тому же является ректором семинарии. С одной стороны, он прекрасно разбирается в богословских вопросах, а с другой - в чисто практических, потому что он был наместником монастыря. Очень хорошо, когда человек имеет два образования -богословское и аскетическое. Самое лучшее - это золотая середина, гармония.

- Какие вопросы, помимо выборов нового Митрополита, решались на Соборе, или это просто было обсуждением проблем?

- Главное - это конечно выборы, но и многие вопросы были решены. Я думаю, лучше посмотреть официальный веб-сайт Православной Церкви в Америке, где есть исчерпывающая информация.

- Отец Закхей, а как проходил Собор и кто в нем участвовал: только архиереи или духовенство, миряне?

- По Уставу Православной Церкви в Америке, в Соборе участвуют все правящие архиерее и все штатные священники, а также миряне - по одному на каждого священника. Например, если один храм имеет двух штатных священников, то с ними едут и два прихожанина. Диакон в этом случае приравнивается к мирянину.

- Все ли они обладают правом голоса?

- Есть делегаты и есть наблюдатели.

- Сколько всего делегатов принимало участие в Соборе?

- На каждой пленарной сессии было разное количество людей. Самое большее - по-моему, тысяча двести.

- Многих интересует такой вопрос, хотя он, конечно, непростой: что это за процедура выборов, когда один архиерей получает большее количество голосов, но выбирают другого, как это получилось? Какова вообще была схема выборов?

- Надо понимать, что в Церкви не демократия, а иерархия. Выборы были призваны показать Священному Синоду пожелания народа. А окончательное решение остается за архиереями. Как известно, епископ Серафим Оттавский и Канадский получил большинство голосов, но менее чем две трети, то есть не было подавляющего большинства. А на втором месте был владыка Герман, и Священный Синод принял решение избрать его предстоятелем Американской Церкви.

- В таком случае, может быть, лучше та система выборов, когда непосредственно архиереи принимают решение при выборе предстоятеля, потому что иначе получается одна видимость, что все выбирают, а окончательное слово все равно остается за архиереями?

- Нет, я думаю, что мы сделали это очень хорошо и правильно, потому что Архиерейскому Синоду важно знать, каких кандидатов предпочитает паства.

- То есть вы считаете, что система выборов и структура Собора Американской Церкви достаточно удачна?

- Как я понимаю, эта система была предложена еще святым патриархом Тихоном, и с того времени она не изменилась.

- Где обычно проходит Собор, служится ли перед ним Литургия, и как все это обставлено?

- Мы стараемся собраться за день до открытия Собора, совершить Божественную Литургию вместе, в воскресенье, и потом начинается регистрация. В понедельник происходит торжественное открытие Собора молебным пением. В этот раз Собор проходил в Орландо, в прошлый раз - в Питтсбурге, а до этого был в Чикаго. Каждый раз в разных местах.

- Отец Закхей, последнее время все более актуальнее становится тема судьбы Православия в Америке, поскольку уже давно идет речь о том, что осталась последняя империя - Америка, в которой в тоже время существует огромное количество православных юрисдикций. И многие приходят к мысли, что было бы замечатлельно, если бы в Америке была единая Православная Церковь. Мы знаем, что происходит буквально в последние месяцы: Американская епархия Антиохийской Церкви получила автономию, Американская епархия Константинопольского Патриархата тоже фактически требует автономии, чтобы она сама могла избирать епископов, чтобы это были епископы, которые не менее 5 лет провели в Америке и так далее. Похоже, что процесс создания единой самостоятельной Церкви в Америке развивается. Как вы считаете, какую роль может здесь сыграть автокефальная Американская Церковь?

- Факт есть факт, уже в Америке есть одна автокефальная Церковь - это Православная Церковь в Америке, которая получила автокефалию от Матери-Церкви Русской. Путь к единству - это одна Поместная Церковь, так и должно быть. Это было целью просветителей Америки, особенно таких как митрополит Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Тихон, впоследствии патриарх. И мы, чада Православной Церкви в Америке, это понимаем. Но есть люди, которые хотят этническую Церковь. Надеемся, что со временем и они поймут, что путь Православия - это путь единства.

- На Соборе это вопрос никак не ставился?

- Очень часто мы говорим на эту тему, и ее поднимали многие из зарубежных гостей: митрополит Кирилл из России, греческие, румынские архиереи. Надо работать над этим вопросом. Я думаю, что это будет. Не в наше время, позже, но все будет. Но надо быть послушным, терпеливым, ждать. Ждать времени Божьего.

- Из каких Церквей еще были гости?

- Епископ Василий, из Антиохийской Церкви в Америке. Архиепископ Димитрий из Константинопольской Церкви в Америке. Был владыка Кирилл из России и, если не ошибаюсь, архиепископ Николай из Румынской Православной Церкви.

- Отец Закхей, в апреле вы были назначены исполняющим обязанности настоятеля московского подворья Американской Православной Церкви. Собор утвердил это решение?

Владыка Герман возглавляет богослужение на московском подворье Американской Православной Церкви
Владыка Герман возглавляет богослужение на московском подворье Американской Православной Церкви
- По решению Его Блаженства Митрополита Германа и Священного Синода Православной Церкви в Америке я назначен теперь уже постоянным настоятелем московского подворья Американской Православной Церкви. Конечно, я чувствую большую ответственность, но с помощью Божией надеюсь, что все будет хорошо. Я готов быть усердным послушником Митрополита и исполнять его волю здесь, в его представительстве. И мы сейчас работаем, идет ремонт храма, украшаем территорию, у нас много новых проектов для наших прихожан и для жизни нашего подворья. У нас есть сайт нашего подворья в Интернете. Сейчас мы готовимся к торжественной службе в день памяти преподобного Германа Аляскинского - 8 августа, в четверг, всенощная и 9 августа - Литургия. Это большой праздник общих святых Америки и России - это будет как знак нашего единства. Особенно радует нас, что это - день Ангела нашего нового Митрополита. Приглашаю всех принять участие в совместной молитве в этот праздник.

- Когда Митрополит Герман утверждал вас в качестве настоятеля он, наверное, дал вам какое-то напутствие - что бы он хотел видеть от подворья, которое располагается в центре "Третьего Рима"?

- Он пожелал нам духовного здоровья (spiritual health), чтобы приход стал достойным представительством Американской Православной Церкви в России. И чтобы люди, смотря на наше подворье, видели бы самое лучшее из американского Православия, чтобы они видели наши традиции, видели, что Американская Православная Церковь - это живая Церковь.

- Кем являются прихожане вашего подворья?

- У нас разные прихожане, большинство из них - англо-говорящие русские, но есть прихожане, которые работают в американском посольстве, есть прихожане, которые находятся в командировке. Они чувствуют себя у нас, как дома. Мы служим и по-славянски, и по-английски. Евангелие читается на двух языках. Иногда "Херувимская" или "Святый Боже…" поются на английском. И проповедь бывает на двух языках.

- На политическом уровне Россия и Америка были врагами и теперь остаются во многом соперниками, а наши Церкви являются братскими - как это преломляется в церковном сознании?

- Это свидетельство того, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни американца, ни русского - мы все едины во Христе. И американское православное подворье в Москве - это видимый знак единства, евангельская правда. Это пример для всего мира, что мы как христиане не разделяемся друг с другом: кто-то из Америки, кто-то из России, а кто-то из Греции, Румынии, Сербии - мы все едины во Христе. И поэтому, я думаю, американское подворье в Москве играет важную роль. Мы покажем всем, что не каждый американец безбожник, не каждый американец думает только о материальной жизни. Есть Православие в Америке, которое освящает американский народ, американский континент, и это хороший пример для будущего Америки.

- Вам приходилось жить в России, вы часто подолгу гостили в Псково-Печерском монастыре, хорошо знаете церковную жизнь в России и, естественно, очень хорошо знаете церковную жизнь в Америке. Если сравнивать их между собой, то есть ли отличия и в чем они?

- Каждая Поместная Церковь, конечно, имеет свои особенности - это нормально, это естественно, потому что каждая культура, каждая страна имеет свои особенные нужды. Но есть определенные границы, каноны в церковной жизни. И в Америке, и в России мы всегда стараемся быть в рамках этих канонов, поэтому я думаю, что никакой серьезной разницы здесь нет.

- Приходилось слышать о том, что епископ в Америке практически не имеет власти, что духовенство чувствует себя очень свободно по отношению к своему епископу, и это, конечно, довольно сильно отличается от России - так это или не совсем так?

- На этот вопрос очень трудно ответить. Когда Иисус Христос был на этой земле, были люди, которые презирали Его за то, что Он не имел власти, не был царем земным. А Он был Царем мира… Есть разные мнения о властях, и архиерей имеет духовную власть везде. Послушные священники понимают это и уважают власть своего владыки. Я думаю, что послушный, искренний, смиренный священник понимает власть своего епископа. Я думаю, что епископ имеет власть везде, но нужно обладать мудростью, чтобы видеть эту власть.

- Последний год весь мир живет под впечатлением от событий в сентябре в Америке. Как это отразилось на работе Собора?

- Мы служили панихиду по невинно убиенным в этой трагедии 11 сентября. Конечно, это тяжело для всех, эта трагедия - шок для нас всех. И не только потому, что мы американцы, а потому что для христианина вообще непонятно, как люди могут делать такие злые вещи? Но каждый такой случай - это урок для нас. И надо понять, почему Бог это попустил. И мы, конечно, как американское подворье будем на годовщину этой трагедии служить. 11 сентября - это день Усекновения главы Иоанна Предтечи, и это не случайно, потому что Иоанн Креститель тоже был невинной жертвой, как и те, кто погиб. И мы отслужим Литургию в этот день, а после нее будет панихида за невинно убиенных.

- Можно ли сказать, что Америка пришла в себя после этих терактов и вообще больше ли людей обратилось к Богу после этой трагедии?

- Да, я могу сказать, что да. После каждой трагедии, даже личной. Даже после трагедии для страны, для общества всегда люди становятся обычно ближе к Богу - это хорошо, конечно. Но еще лучше, когда люди становятся ближе к Богу не после трагедии, а после какой-то радости.

- А где легче быть православным христианином: в России или в Америке?

- Везде трудно быть христианином. Человеческая природа падшая, поэтому каждый день, каждую минуту мы должны каяться, а это современному человеку особенно тяжело понять, и даже если он понимает это, ему тяжело исполнить эту задачу. Везде сейчас трудно, и всегда было трудно, с начала христианства. И всегда будет трудно, Господь Сам это обещал. Но Он же сказал: "Иго Мое благо и бремя Мое легко".