Православие.Ru, 20 июня 2002 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40138.htm |
20 июня Его Святейшество Патриарх Сербский Павел направил обращение архиереям, священству и верующему народу в республике Македония, в котором призвал сделать все возможное для преодоления многолетнего пагубного раскола:
«С отеческой и братской любовью в едином Господе обращаемся ко всем вам и призываем каждого из вас в отдельности, как личность и как православного христианина, взять на себя свою личную и соборную ответственность пред Богом Живым и пред святой Его Церковью и вместе с нами сделать все возможное и необходимое для преодоления раскола в нашей Православной Церкви, для исцеления раны разъединения и разобщенности между нами, ради возобновления торжества братской христианской любви над злыми силами и страстями, и во славу Божию, во свидетельство истины святого Православия в сегодняшнем неспокойном мире и на духовную пользу и спасение наших душ. Сущность духовного подвига, на который нас призывает Господь, есть восстановление литургического общения и канонического единства всех вас не только с Сербской Православной Церковью, но одновременно и со всеми святыми Поместными Православными Церквями. Другими словами с совокупной православной духовной семьей, «Семьей Единородного» по словам свт. Иоанна Златоуста.
Вероятно, вы спросите: почему Патриарх Павел обращается лично к каждому начиная с господ архиереев и до монахов и монахинь по монастырям и верующих по приходам во всей Македонии? Причина одна. После многолетних официальных разговоров между двух полномочных комиссий, членами которых с обоих сторон были архиереи, дело дошло до совместного проекта договора о восстановлении церковного единства. Текст проекта договора обе комиссии приняли 14 января 2001 г. в монастыре св.Наума под Охридом. Наш Священный Архиерейский Собор в Белграде без единого замечания одобрил этот проект на своем рабочем заседании в мае месяце 2001 г., но со стороны Священного Синода Православной Церкви в Македонии так и не было выражено официальное отношение, ни позитивное ни негативное. Не взирая на это, мы без колебаний приняли предложение о новой встрече комиссий и продолжении диалога. В Нише, 17 мая этого года, комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он приемлем для всех Православных Церквей. Через несколько дней наш Собор опять без единого замечания принял и одобрил и этот значительно пересмотренный проект договора, но и на этот раз не последовало никакой официальной реакции из Скоплье, а из средств массовой информации мы узнали, что ваш Священный Синод не принял проект договора.
В связи со всем этим, повинуясь требованию братолюбия во имя Христа и с намерением использовать все евангельские средства в служении святому делу церковного единства, обращаемся с этим открытым заявлением и призываем каждого дорого нам брата епископа в республике Македонии с верой и любовью, честно и мужественно, вместе со своим священством, монашеством и верующим народом, возобновить литургическое и каноническое единство с нами, а тем самым и со всеми святыми Православными Церквями вселенной, и быть таким образом подлинным последователем святых Апостолов и святых Отцов, святых славянских учителей и просветителей Кирилла и Мефодия и великой плеяды их учеников трудившихся в Охриде и во всех других церковных центрах, ваших и наших. Каждого мы принимаем с искренней и братской любовью. В единство и общение не может быть принят только тот клирик, который имеет канонические и моральные препятствия к священническому служению, к какой бы иерархической ступени он не принадлежал.
Напоследок, хотим подчеркнуть следующее: под вопросом благо и будущее Церкви Божией, жизнь и спасение всех нас, а отнюдь не какие-то низкие земные цели и интересы.
Мы, братья, как Церковь, не выступаем с позиций национальной исключительности и не имеем никаких ни национальных ни территориальных претензий в отношении вас. Мы уважаем национальное самоопределение и самосознание македонского народа и всякого народа в республике Македонии. Этнофилитизм, то есть подчинение Церкви национально-политическим идеологиям и программам, давно справедливо осужден как ересь. Этнофилетизм имеено и рождается из ослабленного сознания соборности Церкви, являясь, таким образом, основанием для разделений и расколов.
Единство Церкви - святыня. Служение ему есть величайшее благословение и величайшая честь для всех нас. Мы приближаемся к вам искренне, без задней мысли, во имя Божие. Придите и вы не только к нам, но и ко всем и ко своим предкам, «стараясь сохранять единство Духа в союзе мира», да будем все «одно тело и один Дух», ибо «один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф.4, 3 - 6).Аминь.
Ваш молитвенник пред Господом Архиепископ Печьский, Митрополит Белградо-карловацкий и Патриарх Сербский + Павел, председатель Священного Архиерейского Синода»
21 июня Священным Синодом СПЦ был получен ответ на обращение Сербского Патриарха от митрополита Велешского и Повардаского Иоанна, в котором говорится следующее:
Митрополит Велешский и Повардарский Иоанн |
Единство Церкви не что-то второстепенное, а сама сущность бытия в Церкви. Церковь одна, ибо един Господь и Спаситель всех. Всякому, кто верует в Него и в обещанное Им Царство Божие, необходимо быть в литургическом и каноническом единстве со всей Православной Церковью в мире. Считаем, что это наш епископский долг, ибо испытали это сами и учим верующий народ, что правда жизни только в единении с самим Богом и с теми кто находится в единении с Ним. Те, кто упорно остается в расколе, по каким-то причинам, но особенно из этнофилитических побуждений уже осуждены на Константинопольском соборе и будут окончательно осуждены после второго Христова пришествия, потому что больше поверили лжи, чем истине и потому, что личного Бога заменили свойствами человеческой природы.
В обращении к архиереям, священству и верующему народу республики Македонии, Вы, Ваши Преосвященства, подчеркнули, что Православная Церковь в Сербии «не выступает с позиций национальной исключительности» и «не имеет никаких ни национальных, ни территориальных претензий» в отношении македонцев. Этого совершенно достаточно всякому разумному и благонамеренному человеку, чтобы он был убежден, что актом единства никто не будет национально унижен. Истинно, что подлинная ценность национальной принадлежности возможна только в единстве со всеми народами, составляющими Тело Христово.
Будучи приняты в литургическо-каноническое единство
«искренней братской любовью», таким образом,
что вы ничего не требуете нас изменять в нынешней
литургической и административной практике, кроме того, что
обязаны согласно каноническому порядку Православной
Церкви, ибо не можете принять в общение «того
клирика, который имеет канонические и моральные
препятствия к священническому служению, к какой бы
иерархической ступени он не принадлежал», мы
обязуемся, что не будем сослужить с митрополитом
Полошско-кумановским Кириллом, так как его непригодность
для принятия какой бы то ни было иерархической степени
была известна Сербской Церкви, что видно из синодального
акта N 2438 от 3 августа 1965 г.
С другой стороны, постановлением Священного Синода
Македонской Православной Церкви N 125 от 7 августа 1990
г., которое до настоящего дня не отменено, ему запрещено
совершение священнодействия.
Позвольте нам, Ваши преосвященства, обратиться к Вашим святым молитвам и попросить Вас поминать нас на святой проскомидии. Ибо, надеемся, что, начиная с сегодняшнего дня, мы больше не в расколе с Сербской Православной Церковью, а тем самым и с православной экуменой. Просим Вас известить братские Православные Церкви, что Велешская и Повардарская митрополия находится в единстве со вселенской Православной Церковью.
Ваш брат во Христе, Митрополит Велешский и Павардарский Иоанн»