Православие.Ru, 18 ноября 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40031.htm |
Пекин, 18 ноября 2001 г.
Прошел год с тех пор, как Русская Православная Церковь впервые обратилась к китайским властям с просьбой о назначении священников, но до сих пор православный приход в Харбине и четыре других сохранившихся в Китае православных прихода остаются без священников и богослужений, сообщил в интервью Кестонской службе новостей (КСН) сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ведущий эксперт по православию в Китае священник Дионисий Поздняев. Приход Покрова Божией Матери в Харбине в северо-восточной провинции Китая Хэйлуцзян был последним в Китае, где был свой священник, но со смертью в сентябре 2000 года о. Григория Жу Шипу и этот приход остался без священника.
Китайские официальные лица не дали ответа ни на одно из писем и обращений Московского Патриархата, сообщил о. Дионисий. В Гонконге, в отличие от Китая, после недавнего визита в Пекин и Гонконг митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ситуация иная: священники Русской Православной Церкви могут получать разрешение посещать Гонконг для совершения богослужений. Кроме Харбина, сообщил о. Дионисий, православные приходы расположены в Лабардине (внутренняя Монголия), Урумчи, Чугучаке и Кульдже (Синьцзян). Ни в одном из них не проводятся богослужения из-за отсутствия священников.
"Китай - каноническая территория Китайской Автономной Православной Церкви, судьба которой не может быть нам безразлична", - пояснил КСН 12 ноября о. Дионисий. Он сказал, что письменные запросы с предложениями начать диалог по широкому кругу вопросов направлялись от лица митрополита Кирилла директору Бюро по религиозным вопросам КНР Е Сяовэню. Ранее подобные письма были направлены главе республики Цзян Цземиню, однако все они остались без ответа. Московский Патриархат обращался в посольство КНР в Москве, но никакого результата после встречи митрополита Кирилла в послом также не последовало. "Причины молчания в том, что наши просьбы не принимаются всерьез китайскими властями", - считает о. Дионисий.
Пресс-секретарь посольства КНР в Москве 12 ноября отказался ответить на вопросы КСН относительно Китайской Автономной Православной Церкви, сославшись на их сложность. Также не мог он прояснить судьбу обращений Русской Церкви к послу Китая в Москве, поскольку обращения эти имели место при прежнем после, с уходом которого сменилось также и большинство штата посольства, включая пресс-секретаря.
14 ноября в Пекине чиновник Бюро по религиозным вопросам не смог дать ответа на вопрос КСН, предоставит ли правительство разрешение православным священникам из России служить в Харбине и других городах Китая. "Наш директор Е Сяовэнь находится по делам в провинции Аньгу, - сказал он, - а глава отдела по вопросам христианства, Ма Юхонг - в командировке в провинции Гуаньдун. Только они могут ответить на ваши вопросы". Чиновник пообещал, что по их возвращении на вопросы КСН, переданные в письменной форме, будут даны ответы.
7 ноября во время пастырского визита по странам Юго-Восточной Азии митрополит Кирилл посетил Пекин, где провел всего несколько часов. Никаких официальных встреч им не проводилось - "это не предусматривал формат визита". "Поскольку все наши обращения остались без ответа, мы не могли настаивать", - объяснил корреспонденту КСН о. Дионисий. Посольство России в Пекине - единственное место, где совершаются православные богослужения. Во время посещения митрополитом Кириллом Специального Административного района Сянган (Гонконг) несколько десятков православных русскоязычных верующих высказали пожелание создать общину, которую окормлял бы священник Русской Православной Церкви. На вопрос корреспондента КСН, поднимался ли в связи с этим вопрос о назначении в Сянган постоянного священника Русской Церкви, о. Дионисий пояснил, что речь идет только о визитах священника для окормления соотечественников. В настоящее время православные верующие русского происхождения окормляются в греческом храме св. Апостола и Евангелиста Луки Константинопольского Патриархата.