Православие.Ru, 25 октября 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39892.htm |
Епископ Афанасий (Евтич) |
Епископ Афанасий (Евтич) родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы в Драге и гимназии в Шабаце поступил в Белградскую семинарию, которую закончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде и вскоре был призван на действительную военную службу.
По возращении из армии по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который 3 декабря 1960 года совершил архимандрит Иустин Попович в монастыре Пустиня под Вальево. Будучи собратом монастыря Троноша под Лозницей, продолжил учебу на Богословском факультете. На Богоявление 1961 года еп.Иоанном рукоположен во иеродиакона. В июне 1963 года защитил диплом. В этом же году на праздник Успения Пресвятой Богородицы рукоположен в иеромонаха.
По окончании Богословского факультета, подал прошение Священному Синоду о разрешении на продолжение образования в Греции и в феврале 1964 года был направлен патриархом Германом в Богословскую академию на о. Халка (Турция). В академии иеромонах Афанасий пробыл до июня 1964 года, после чего переехал в Грецию, где на богословском факультете Афинского университета под руководством профессора догматики академика Иоанна Карми написал докторскую диссертацию на греческом языке на тему: «Экклесиология апостола Павла по св. Иоанну Златоусту». Защита диссертации состоялась 2 июня 1967 года. После защиты диссертации еще год прожил в Афинах, продолжая научную работу в основном в области патристики. В это же время служил приходским священником в афинской русской церкви.
Осенью 1968 года по благословению своего правящего архиерея отправляется в Париж для дальнейшего продолжения научной работы и изучения французского языка в Свято-Сергиевском богословском институте. Спустя год пребывания во Франции учебным советом института назначен преподавателем «Ведения в теологию и патрологию с аскетикой». Занимал эту должность в течение трех последующих лет. В последний год своего пребывания в Париже (1971-72гг.) преподавал также Историю Церкви византийского периода. Периодически читал лекции по патрологии на Римо-католическом теологическом факульте (Institut Catholique de Paris), и по византийской литературе в Сорбонне (Hautes Etudes). Служил в русских, сербских, греческих и французских приходах. В качестве представителя Свято-Сергиевского института участвовал в работе I-ой конференции православных богословов в Америке, состоявшейся в Бостоне в сентябре 1970 года.
Летом 1972 года вернулся в Югославию. Осенью того же года назначен управляющим дома студентов при Богословском факультете. В 1973 году выбран доцентом на кафедру Патрологии (Церковная литература и мысль св. отцов Востока и Запада). Преподавал историю Церкви. В 1983 году избран экстраординарным, а в 1987 году ординарным профессором на кафедре Патрологии. Избирался деканом Богословского факультета в 1980/81 и 1990/91учебных годах. Во время работы на факультете опубликовал около сотни научных работ. Тогда же начал издаваться его труд «Патрология».
Принимал активное участие в культурной жизни Белграда, неоднократно участвовал в беседах и встречах, на которых своими открытыми выступлениями, прекрасным знанием богословия и философии, великолепной эрудицией вызвал особые симпатии и уважение слушателей, особенно среди молодежи. Принимал активное участие в многочисленных диспутах с апологетами марксизма и материализма. Известность получили его публикации в печати, особенно в печатном органе Сербской Церкви «Православие», где он был одним из главных авторов.
В своей деятельности уделял особое внимание положению Сербской Церкви и народа в Косово и Метохии и других областях СФРЮ. Принимал активное участие в cборе и подготовке исторических документов о сербских новомучениках.
В 1991 году Архиерейским Собором СПЦ избран епископом Банатским. Епископская хиротония состоялась 7 июля 1991 года в Вршце. На Банатской кафедре (Сербия, Воеводина) оставался неполный год. В мае 1992 года по решению Архиерейского Собора назначен на Захолмско-Герцеговинскую кафедру (Босния и Герцеговина). Из-за начала активных боевых действий на территории Боснии и Герцеговины настолонование в Мостаре, где находилась кафедра, стало невозможным. Настолонование произошло в Требинье на Видовдан 1992 года. Епископская кафедра была перенесена туда же в Требинье в монастырь Тврдош, где и находится по сей день. В управление владыке Афанасию досталась епархия, которая на протяжении десятилетий не имела своего епископа и к тому же была охвачена жестокой и кровопролитной войной. Во время войны владыка Афанасий постоянно оставался со своим народом, сербской армией, посещал военнопленных и беженцев, крестил, проповедовал. Неоднократно выступал с критикой политики Запада, США и мусульманского мира в конфликте на территории бывшей Югославии. Обращался с открытыми письмами к мировым политическим лидерам.
В 1994 году по инициативе владыки Афанасия была открыта Духовная академия св. Василия Острожского в Србинье (Республика Сербская, Босния и Герцеговина), первым ректором которой он стал. Его стараниями был устроен перенос мощей свт. Василия Острожского по Герцеговине (10-11 мая 1996 г.).
В 1996 году в связи с полученой сильной травмой владыка Афанасий попросил Архиерейский Собор освободить его от управления епархией. В сентябре этого же года на заседании Архиерейского Собора отставка была принята, а на его место был назначен епископ Григорий (Дурич). При этом сам епископ Афанасий остался на покое в монастыре Тврдош под Требинье.
Епископ Афанасий продолжает научную работу, участвует во многих научных конференциях, посвященных Истории Церкви, философии, богословию и христианской культуре. Является автором огромного количества публикаций в периодической литературе. Вышло в свет более десяти его книг. Член Союза писателей Сербии.