Православие.Ru, 13 августа 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39688.htm |
Рильский монастырь |
Надо сказать, что в отличие от Румынии, о которой я не знала ничего (разве что о похождениях графа Дракулы и театре абсурда Эжена Ионеско), Болгария вызывала в моем сознании совершенно определенные ассоциации – Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, Рильский монастырь. Я представляла его себе много раз после того, как купила кассету «Песнопения в исполнении братского хора Рилы». Это небесная музыка, плывущая над просторами горных вершин.
Мое достаточно предвзятое отношение к современным болгарам как к людям холодным и негостеприимным, сложившееся во время учебы в Европе, изменилось быстро. Всюду нас встречали, как родных. Болгарское гостеприимство часто доходило до неудобства. Так, приехав в Софию поздно вечером, около 21, мы позвонили по телефону, данному нам в Богословском институте, где мы преподаем, незнакомой даме, директору философско-богословского издательства, которая могла нам помочь с квартирой. –«Здравствуйте, мы приехали, сидим на автовокзале.» –«Где вы? Я сейчас бегу!» –«Нет, нет, мы сами.» - «Нет, Вы гости, я вас встречу.» Звоним другому человеку, профессору-византинисту: -«Добрый вечер, господин профессор» - «Вы где? Я беру машину еду немедленно. Поговорим». Чем проще живут люди, тем более чутко они понимают другого человека. Всюду нам помогали коллеги, друзья и просто незнакомые люди. В моем богатейшем опыте путешествий и истории знакомств с гостеприимными странами и народами Болгария и болгарский народ, несомненно, завоевали вершину первенства.
В 681 г. хан Аспарух основал Первое Болгарское Царство (681-1018), первое славянское государство в восточной части Балкан из пришедшего с северных берегов Черного моря тюркского племени. Покорив осевших в VI в. н.э. на Балканах славян, слившихся с исконным фракийско-иллирийским населением, они ассимилировались с местным населением, составив один этнос, получивший именование от тюрок, а язык от славян.
Это двойное их происхождение и наложило отпечаток на национальный характер и темперамент болгар, которых можно разделить на тех, в ком преобладает невозмутимая славянская и тех, по жилам которых течет тюркская, дикая, необузданная кровь.
На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852-889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом.
Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам.
В 1018-1019 гг. завоевавший Болгарию Василий Болгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хотя богослужение продолжалось в основном совершаться по-славянски. В результате восстания, организованного братьями Петром и Асенем в 1185-1186 гг.., с целью избавиться от двухвекового греческого засилья, было основано Второе Болгарское Царство (1187-1396) с столицей в Велико Тырново, где располагалась резиденция архиепископа. В 1235 г. по решению Константинопольской Патриархии архиепископия была повышена до статуса Тырновского Патриархата, просуществовавшего до 1393 г. – покорения Болгарии турками. Духовный центр переместился в Охрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. После покорения в 1767 г. Балканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Начались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на «деда Ивана – братский русский народ, который поможет освобождению болгарской земли». .
София - Русская церковь и проспект Русский |
Рост уверенности и болгарского национального самосознания во многом обязан успешной русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Благодаря победе они в середине XIX столетия сформулировали требования Константинополю: об организации Экзархата, знание клириками языка людей, среди которых они служат и ряд других отклоненных прошений. Тогда в 1860 г. в день Пасхи болгарская Церковь самовольно отделилась от Матери Церкви. Это привело к санкционированию Экзархата в 1870 г. и восстановлению независимости Болгарской Церкви. Но болгары хотели большего, за что были объявлены устами константинопольского Поместного Собора в 1872 г. схизматиками. С этим решением не согласились ни Иерусалим, ни Антиохия, ни Сербия, ни Румыния, ни Россия. Мнение русской общественности было выражено И.С. Аксаковым: «Если болгары в учреждении Экзархата прегрешили против буквы канонов, то греки, со своей стороны, погрешили против самого духа канонического учения, т.е. духа христианской любви и правды…». В 1876 г. вспыхнуло апрельское восстание в Копривштице, и 15 тысяч болгар были вырезаны в Пловдиве, 58 болгарских деревень разрушены. Болгары молили о помощи: «Во имя Бога, во имя Спасителя и Честного Креста, мы, угнетенные, умоляем вас, единоплеменные братья, протянуть нам руку помощи» (из письма Феодора Стоянов-Бурмова от 15 мая 1876 г.), помощь в виде пожертвований, даров, медикаментов пришла. Но высшим проявлением братской любви стала русско-турецкая война 1877-1878 гг., принесшая болгарскому народу освобождение от турецкого ига. Полному общению с Поместными Церквами мешала схизма, в 1945 г. снятая вместе с провозглашением автокефалии.
2 мая. Руссе. Ивановские скальные монастыри.
Храм в скальном монастыре |
Ивановский Лом – скальный монашеский город, напоминающий Вардзию в Грузии или Чуфут-Кале в Крыму. Монастырь архангела Михаила, расположенный в 22 км юго-западнее г. Руссе, в XIII –XIV вв. являлся центром духовного просвещения и книжности. Церковь Пресв. Богородицы построили и расписали на денежные пожертвования царя Ивана Александра в XIV в. Его ктиторский портрет помещен в притворе храма. Фресок византийского периода на территории Болгарии уцелело немного, но те, что остались, прекрасны. Ивановская стенопись подверглась сильной реставрации, лики в основном не сохранились, но живопись поражает красочностью и детской трогательностью, особенно в композициях «Отречение Петра» и «Удавление Иуды». Сюжеты в целом обычные - страстной цикл, 12 праздников, из редких - житие неизвестной раннехристианской отшельницы с верблюдами на стенах парекклисиона.
3 мая. Руссе – Велико Тырново, Арбанасси – София. Рано утром прибыли в В. Тырново, столицу Второго Болгарского Царства (1185-1393) — классический средневековый город с черепичными крышами домов, разбросанных по горному ущелью на двух берегах реки. На вершине возвышается основанная в V в. императором Юстинианом крепость Царевец. Некогда здесь жили фракийцы, римляне, греки, славяне, турки. Освбождение от турок произошло в 1877 г. благодаря русскому генералу И.В. Гурко. В начале XX в. многие средневековые памятники пострадали от землетрясения и сильно реконструированы.
Церковь 40 мучеников севастийских (1230). Древняя церковь Богородицы была перестроена в монастырский соборный храм типа базилики при царской резиденции престольного Тырновграда Иванном Асеном II. Окончание работ совпало с днем победы Асена в 1230 г. над греками при Клокотнице, когда отмечалась память 40 севастийских мучеников, чему обязан храм своим названием. Одно из ранних известий сохранилось в «Житии Саввы, архиеп. Сербского» (1174-1235). Он, приехав в гости к Асену, умер и был погребен в специально устроенном при церкви мавзолее. Здесь позднее была захоронена и вся Асеновская династия. Фресковую роспись уничтожило вместе с храмом землетрясение 1913 г. Остатки настенных месяцесловов (ок.1230 г.) были сняты и хранятся в особом помещении при городском музее.
Над В. Тырново в горах уютно расположился маленький городок Арбанасси , основанный албанцами. Здесь можно посетить дома XVI-XVII вв. богатых торговцев и два монастыря св. Богородицы (1680) и свт. Николая (1833) с фресковой живописью. Это город для отдыха с комфортными ресторанчиками с гамаками и тенистыми беседками из виноградной лозы. Из национальной еды болгары, как и везде на Балканах и на Востоке, пьют кисело мляко (греч. «яурти», груз.«мацони»), едят кашкавал (греч. «фета», груз. «сулугуни»), т.е. белый сыр, баницу (пирог из слоенного теста с кашкавалом), кебабче (котлетка жареного мяса). Первый тост пьют «На здраве!».
4 мая. София. Монастырь св. Иоанна Богослова в Земене.
София заново отстроена после второй мировой войны. После живого и красочного Тырнова выглядит столично и чопорно. С VII в до Р.Х. здесь проживало фракийское племя, в III в.по Р. Х. римляне, называвшие свой город Средец, а затем, после набега гуннов в 441 г., византийцы. Возвысился во время Первого Болгарского Царства, в 1018 г. отвоеван Византией и переименован в Триадицу. В конце XII вернулся к болгарам и играл важную роль во Втором Царстве. Был взят турками в 1382 г. и пребывал в упадке до XIX в. С 1879 г., освобождения Болгарии, столица Болгарии. Из храмов византийского периода в Софии осталось два, и оба принадлежат раскольникам — ротонда вмч. Георгия (V в.) , построенная на месте античных терм и освященная в V в., с фресками (XI в., XII в., XIV в.), и св. София (VI-VII вв.) , купольная трехнефная базилика; ее боковые нефы упираются в рукава крестообразной центральной части. На самом высоком месте в центре Софии возвышается кафедральный Александро-Невский собор (1913) с приделами во имя св. равноап. Кирилла и Мефодия и св. благов. царя Бориса был воздвигнут на народные пожертвования в благодарность русским за освобождение от турецкого ига в 1879 г. в честь небесного покровителя русского императора Александра II. В 1982 г. был заложен фундамент храма, по проекту архитектора А.Н. Померанцева. Собор огромный, вмещает более 5000 человек. Росписи выполнены художниками А.М. Кориным, П.Е. Мясоедовым и др.
Храм Иоанна Богослова в Земене |
5 мая. Боянская церковь. Археологический музей в Софии.
Боянская церковь (XII-XIII вв.). На этом месте в
XII в. существовала небольшая крестовокупольная церковь в
честь свт. Николая. После освобождения Болгарии от
византийского владычества в XIII в. севастократор Калоян
перестроил храм, переосвятив его в честь вмч.
Пантелеимона. После его смерти церковь была обращена в
монастырский храм. Во время нашествия турок в 1382 г.
монастырь чудом уцелел, однако был распущен, собор
приспособлен под приходской храм близлежащего села Бояна.
Фрески, одни из лучших в Болгарии и имеющие изображения
многих исторических лиц - Калояна и его супруги Десиславы,
царя Константина Асена и царицы Ирины, выполнены в
1258-1259 гг.
Фреска в крипте архиеп. Серафима |
6 мая. Бачковский монастырь. Пловдив. Перуштица.
Бачковская костница |
В день вмч. Георгия (в Болгарии новый стиль) здесь отмечается курбан (название, а может и сама идея, заимствованы у турок) - благодарение Богу. Ты входишь в монастырский двор и видишь мирно пасущихся в ожидании своей участи в церковном нартексе овечек. Рядом ходит священник с кропилом и читает специальные молитвы, окропляет их святой водой. – «Девушка, что Вы пугаетесь, раньше мы их прямо в храме освящали.» На кострах варится баранья похлебка – ее раздают всем приходящим в этот день в обитель «во здравие Болгарии и болгарского народа». Надо сказать, что чувство благодарности Богу на Балканах, в Грузии, у армян развита гораздо сильнее, чем у русских верующих. Там у людей даже не религиозных она заложена в крови: выздоровел – петуха, а лучше барана пожертвуй Церкви, нищим отдай. Один московский батюшка рассказывал – приходят к нему грузины, его прихожане: «Батюшка, мы Вам петуха принести хотим. Живого или сварить?» - «А зачем мне петуха?» - «Такой у нас обычай». Принесли, отдали бедным. Бог тебе помог –отблагодари!
Перуштица |
Пловдив. Ночью в поисках античного театра мы подошли к одной голливудской паре… разговорились, стоя над одним из самых прекрасных древних театров. –«Я священник. Я выступал против коммунистического режима, за что был сослан … в Америку. Сейчас вернулся, буду служить в Болгарской Православной Церкви. Ребята, у меня друг – режиссер пловдивского театра, у него есть театральный ночной клуб. Идемте, я угощаю.»
Современное положение Болгарской Церкви таково. Патриарший престол занимает Патриарх Максим (с 1971 г.).
С Патриархом Максимом у меня связано одно приятное воспоминание. На четвертом курсе мы сдавали мучительный экзамен по-греческому, длившийся два дня, – грамматика, лексика, чтение текста со словарем, чтение текста без словаря, знание научных статей по истории языка. Я была готова только отчасти и думала, что, скорее всего, эта история протянется до осени. Перед экзаменом, зашла по обыкновению к Иверской. Стояла на акафисте утром в будний день, народу мало. Вдруг двери широко распахнулись и ворвались несколько черноволосых, благообразных иерархов в развевающихся рясах, запели тропарь и величание болгарским распевом – делегация Болгарской Церкви во главе с Патриархом Максимом. Я подошла под благословения и спокойно отправилась на экзамен - пять баллов.
Состав паствы около 6 миллионов, 11 епархий на территории Болгарии и три за ее пределами (США, Канада, Ю. Америка и Австралия), возглавляемых митрополитами. Есть наместничество в Стамбуле и подворье в Москве (с 1948 г.). Зографский монастырь с кафоликоном, освященным в честь св. равноап. Кирилла и Мефодия, на Афоне принадлежит болгарам, хотя юридически подчиняется Констатинопольскому Патриархату. Клириков около 2000, 3200 храмов и 500 часовен, 123 монастыря и скита, 400 монахов и монахинь. Богословский факультет в университете, Духовная семинария и академия св. Климента Охридского в Софии, одним из основателей которой был профессор Петербургской Духовной академии известный историк церкви Н.Н. Глубоковский. Отношения Церкви и государства строятся на принципе невмешательства и взаимосотрудничества. Согласно 5 статье Закона об исповеданиях, принятого в 1953 г., высшая духовная, высшая судебная и административная власть принадлежит Св. Синоду, законодательная власть — Церковно-Народному Собору. Избрание патриарха производится голосованием из кандидатур, одобренных Св. Синодом и правительством.
Реальное духовное состояние плачевное. Это поражает – как в колыбели славянской христианской культуры, может твориться такое разложение? «Прикладывался к мощам. Душа радовалась. Но от того, что видишь вокруг, – душа не радуется. Мерзость запустения, а может быть, и нечто худшее на месте святе…» (из письма о. Всеволода Шпиллера о поездке в Рильский монастырь в 1945 г.). Со времен о. Всеволода, знаменитого настоятеля храма свт. Николая в Кузнецах, ничего не изменилось. Мы также на воскресной службе стояли в этом огромном пустом храме, когда толпы болгар-туристов ходили по монастырскому двору, любуясь красотами природы. Или та неделя, что я провела в Софии, была заполнена большими церковными праздниками — св. ев. Иоанна Богослова, свт. Николая, Восстановления Болгарского Патриаршества, свт. Кирилла и Мефодия — литургии служились в пустых храмах. Болгары- народ не религиозный. Почему? Говорят, что, во времена турецкого владычества, богослужение шло на греческом языке, который никто не понимал и так люди отвыкли от Церкви. Еще в середине XIX в. архимандрит Хиландарского монастыря на Афоне Неофит (Бозвели), один из поборников Болгарского Возрождения, составил памфлет «Просвещенный европеец, полуумершая мать Болгария и сын Болгарии», где Болгария оплакивает жалкое положение своих сынов и на вопрос кто виноват, отвечает - греки.
О духовном состоянии Болгарской Церкви явственно свидетельствуют и ее многочисленные расколы, крупнейший из которых произошел в мае 1992 г. при поддержке властей предержащих-демократических сил, когда четыре митрополита во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, два епископа и часть клириков создали собственный Синод, низложивший Патриарха Максима за «сотрудничество с бывшим коммунистическим правительством». Св. Синод реагировал на это низвержением бунтовщиков из сана и монашества, охарактеризовав их действия как неканоничные и неконституционные. Однако благодаря поддержке правительства раскольникам удалось получить древнейшие храмы Софии – ротонду вмч. Георгия, св. Софию и ц. мч. Параскевы. Смерть Пимена не остановила раскола, он продолжается его последователями во главе с Иннокентием, называющим себя митрополитом Софийским.
7 мая. Бургас. Несебр–София. Дождливый Бургас расположен на полуострове в Бургасском заливе. Он был основан рыбаками Поморья и Созопола в XVII в. Древняя башня «пиргос» дала название городу. Из него бегают маршрутки в Несебр. Это место, располагающее к отдыху, красивое и комфортное. Город маленький, уютный, с ласковым морем, цветами и своеобразной цветастой кладкой церквей, фасады которых искусно украшены кирпичем, камнем и глазурной керамикой. Население средневекового Несебра было столь же пестрым, как и кладки храмов – болгары, греки, евреи, итальянцы. Византийцы любили красочность, унаследованную еще от крито-микенской культуры — цветные каменные и мраморные кладки храмовых стен (Экатондапилиани на Паросе, храмы Константинополя, церкви Несебра) и полов, вероятно, это было созвучно их южному радостному темпераменту. Так описывает император-литератор Лев Мудрый (†911) в своей гомилии на освящение монастыря Каулена пол этой обители: «Пол расцвечен смешением и пестротой оттенков; в одних местах его поверхность пересекает белый, в других белизна окружается добавлением других цветов - мозаикой, сделанной из кусочков разноцветного камня, которая, в свою очередь, словно некими потоками, обрамляется плитами пурпурного мрамора. А их охватывает композиция, подражающая различным цветам земли».
Несебр. Церковь архангелов XIII в. |
Отсюда мои коллеги уехали в Турцию, а я вернулась в Софию. Поздно захожу в темный подъезд своей многоэтажки, поднимаюсь на лифте и в коридоре вижу, что из -под двери выбивается свет. Открывает молодой человек. - «Ты кто?» - «Я-Ангел». Да, забавные эти южно-славянские имена —Здравко, Вишня, Ангел, Румян…
8 мая – 17 мая. София.
Ребята уехали в Турцию, а я осталась изучать греческие рукописи в Софии.
Одна из самых жутких страниц болгарской летописи — лето 1014 г., когда после разгрома болгарского войска у Беласицы св. византийский император Василий II, прозванный за это Болгаробойцей, приказал ослепить 15 тысяч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепцов по ослепленному на один глаз поводырю и так привел их к инициировавшему войну царю Самуилу (976-1014), который не выдержав зрелища, скончался.
Но болгары отплатили грекам и не раз. В Софии, придя в крупный центр византийских исследований Дуйчева, где хранится самое значительное рукописное греческое собрание в Болгарии и, листая каталог с пометами на полях «монастырь Предтечи в Серрах», «монастырь Касиница», я ужаснулась. Несколько лет назад я училась в Институте балканистики в Салониках. 15 августа (Успение Богородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. Мы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на Успение в знаменитый монастырь Иоанна Предтечи, расположенный высоко в горах около г. Серры в греческой Македонии, основанный в 1270 г. Здесь после падения Византии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх Геннадий Схоларий, здесь он и похоронен – в храме выставлены для поклонения его мощи. Дивные красоты природы сочетаются с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. Так вот, когда мой взгляд упал на эти пометы в каталоге, я вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: «Это было начало XX в. 1916-1917 гг. Ворвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи – все увезли в Софию, монастырь полностью разорили. Сейчас заново приходится все отстраивать – 10 лет как возрождается обитель».
Как-то стояла вечером на службе в Русской церкви и пела. Батюшка:–«Ты что поешь так? Иди на клирос.» Там я познакомилась с Олей, с которой в воскресный день мы отправились в Рильский монастырь.
Преподобный Иоанн Рыльский |
Из сонма наиболее почитаемых в Болгарии святых в России хорошо известны и св. равноап. Кирилл (869) и Мефодий (885) , создатели славянской письменности, переводчики Св. Писания и богослужебных книг. 11 мая, в день их памяти, Болгария отмечает День Славянской письменности. Школу, организованную Кириллом и Мефодием, поддерживал царь Борис (852-889) и его сын Симеон (893-927). Он поощрял деятельность и учеников основателей школы — Климента (916) и Наума (910) Охридских. Ими были выполнены переводы святоотеческих (Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Василия Великого, Кирилла Александрийского), юридических («Законы судного людям»), богослужебных текстов; начали создаваться первые оригинальные произведения. Этим первым болгарским филологам в Софии посвящена специальная филологическая церковь Седьмочисленных святых – Кирилла и Мефодия и их учеников – Климента, Наума, Горазда, Саввы, Ангелария.
Рукописная коллекция из монастыря вмч. Екатерины на Синае, отснятая на микрофильмы и в таком виде хранящаяся в Болгарской Академии наук, меня потрясла в первый же день находкой куска греческой служебной Минеи X-XI вв., хранящейся в Публичке в Питере.
Визу в Грузию в Софии я получить не смогла по причине отсутствия там грузинского консульства, и мне пришлось возвращаться в Москву.