Православие.Ru, 7 июня 2001 г. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39464.htm |
Элладская Церковь – это единственная Поместная Православная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель. Афинский архиепископ является не предстоятелем Церкви, а лишь председателем Синода. Эта ситуация схожа с той, в которой находилась Русская Православная Церковь с 1721 по 1918 годы, в так называемый «синодальный период». Таким образом, мы можем говорить, что Элладская Церковь до сих пор живет в «синодальном периоде».
Такое положение вещей в Элладской Церкви обусловлено тем, что само ее возникновение, в результате отделения от Константинопольской Церкви, было инспирировано западными государствами, заинтересованными в ослаблении роли России в регионе. Непосредственно в создании независимой от Константинополя Элладской Церкви участвовало греческое правительство того времени, ключевые посты в котором занимали баварцы, приехавшие в страну вместе с юным королем-немцем Отоном, после преобразования Греции в монархию согласно Лондонским протоколам 1832 года.
В частности, вопросами Церкви в этом правительстве ведал Георг Людвиг фон Маурер, по вероисповеданию протестант. В Германии он был профессором права в Мюнхенском университете. Поэтому было совершенно естественно, что к Православной Церкви Греции он пытался применить принципы, определявшие отношения государства и Церкви в протестантских странах. Так, «Провозглашение» (Διακήρυξις) об образовании Элладской Церкви (1833 г.) иногда дословно повторяет закон Баварской rонсистории от 1818 г. о разграничении полномочий Церкви и государства. Кроме того, готовая модель таких отношений уже существовала в России, где с 1721 года во главе Церкви стоял Священный Синод.
Какими же были принципы, заложенные в основу устройства Греческой Церкви «отцами» Элладской автокефалии?
Согласно «Провозглашению», которое стало также первым уставом Элладской Церкви, во главе Церкви находится король (ст. 1). Управление же Церковью передается постоянному Синоду из пяти членов, назначаемых правительством (ст. 2-3). Примечательно, что Синод именовался «Священным Синодом Греческого Королевства». Только в 1850-м году, когда Константинопольской Патриархией был издан Томос о даровании Элладской Церкви автокефалии, Синод был переименован в «Священный Синод Греческой Церкви». В сопредседатели Синода вводился «королевский представитель» (Βασιλικός Επίτροπος), назначавшийся королем, без визы которого ни одно решение Синода не имело силы (ст. 9). Эта должность была аналогична должности обер-прокурора Священного Синода в Русской Церкви.
Синодальная система, заложенная в основу функционирования Элладской Церкви с самого момента ее образования, существует до сих пор. Тем не менее, в Греческой Церкви всегда существовало сознание, что система управления, ей навязанная, антиканонична и чужда самой природе Церкви. После провозглашения автокефалии Элладской Церкви, со стороны церковной иерархии неоднократно предпринимались попытки исправить существующее положение, однако они, как правило, имели лишь относительный успех. Такие попытки предпринимались, например, в 1868 году, затем в 1914, 1922 годах.
Определенных успехов удалось достичь с восшествием в 1923 году на Афинскую кафедру профессора богословского факультета Афинского университета архимандрита Хризостома (Пападопулоса). Став Афинским епископом и главой Греческого Синода, он начал активно работать над тем, чтобы изменить существующий статус Элладской Церкви, привести его в соответствие с канонической традицией Православия. Этому способствовало то, что в том же году власть в Греции в результате военного переворота перешла к генералу Н. Пластирасу. 31 декабря 1923 года правительство издало «Уставной закон Автокефальной Церкви Греции», который по сути стал ее новым Уставом.
Этим уставом хотя и не отменялась синодальная система как таковая, тем не менее были значительно ограничены права представителя государства в Синоде. Изменился и сам Синод. Отныне он состоял не из узкой группы из пяти архиереев, назначаемых государством, а включал в себя всю церковную иерархию. Синод объявлялся «Церковным Началом в государстве», то есть, по сути, ставился во главе Элладской Церкви.
Между тем, с приходом к власти диктатора Ф. Панкалоса эти положительные процессы были остановлены. Диктатор, несмотря на протесты со стороны иерархии, аннулировал те позитивные изменения в статусе Церкви, которые были достигнуты после 1923 года. 26 сентября 1925 года он издал закон, который учреждал Постоянный Синод из семи членов, во главе с архиепископом, который наделялся полномочиями, ранее принадлежавшими всей иерархии.
Тем не менее, активное противодействие иерархии имело свои положительные последствия, и в 1931, а затем 1932 годах были изданы законы, которые возвращали многие положения закона 1923 года и, в частности, передавали часть полномочий постоянного Синода полноте церковной иерархии.
В последующие годы пертурбации, имевшие место в политической жизни Греции, накладывали свой отпечаток на каноническое положение Элладской Церкви. Так, канонический статус Элладской Церкви претерпевал некоторые изменения в период диктатуры Метаксаса, в период гитлеровской оккупации, в период диктатуры 1967-1974 гг.
В 1977 году был принят последний Устав Элладской Церкви, который следует считать наиболее соответствующим канонической традиции Православной Церкви. Тем не менее, согласно и этому Уставу Элладская Церковь осталась синодальной, хотя при этом она получила такую независимость от государственного вмешательства, которую не имела никогда за всю свою историю.
Довести до логического конца процесс освобождения Элладской Церкви от наследия «баварского» правления и остатков синодальной системы взял на себя новоизбранный Афинский Архиепископ Христодул. Взойдя на кафедру, в числе первых вопросов он поставил вопрос о том, чтобы во главе Церкви находился не Синод, а предстоятель. По-другому этот вопрос стал известен как вопрос «о первом», то есть, кого поминать за литургией на «В первых помяни, Господи». Пока в Греческой Церкви «в первых» поминается Священный Синод.
Подобные попытки архиепископа вызвали резкое противодействие как государства, так и Константинопольского Патриарха. Государство увидело в этом стремление укрепить в обществе роль как Архиепископа, так и Церкви в целом. Константинопольский же Патриарх усмотрел в этом серьезное ущемление своих прав на Греческую Церковь, так как при Архиепископе, который является лишь главой Синода, именно Патриарха греки считают духовным главой Элладской Церкви.
В рамках намерений Архиепископа иногда говорят о его далеко идущих планах добиться для Элладской Церкви статуса Патриархата. Нужно сказать, что такие планы вынашивались еще творцами греческой автокефалии, при самом ее зарождении. Тем не менее, сам Архиепископ вопрос о статусе Патриархата для Элладской Церкви пока не озвучивал, и трудно говорить, существует ли он даже в его дальних планах.