Не точка, но многоточие

Цикл «Сила книги». Статья 11-я

    

Ремонт невозможно окончить, говорят шутники. Его лишь можно приостановить. То же справедливо в разговоре о книгах. Никуда мы, к счастью, от них не денемся. Разговор о них не прекращается, но лишь на время замолкает. И даже следующие слова, выражающие мысль противоположную, – не более чем молодежное хулиганство. Талантливое, но хулиганство:

Славьте меня! Я великим не чета.

Я над всем, что сделано, ставлю "nihil".

Никогда

ничего

не хочу читать.

Книги? Что книги! (Маяковский «Облако в штанах»)

Что книги? – спрашиваешь. А ведь сам книги пишешь! Говоришь – не хочешь читать? Хочешь – не хочешь, а читать будешь. И еще как! Что история и доказывает, хотя бы на том же Маяковском. Есть, правда, такое явление, как добровольное умолкание, когда откладывают в сторону слова вообще, в том числе и написанные. Но это что-то из разряда неведомых для нас озарений и погружений в иную реальность. Есть китайский афоризм на эту тему. «Слова подобны силкам, а смысл подобен зайцу. Поймав зайца, отбрасывают силки. Найдя смысл всего, уже не пользуются словами». И в конце: где бы мне найти мудреца, уже не нуждающегося в словах? Я бы поговорил с ним…

И если ты читаешь, но не думаешь; читаешь, но не молишься, то зачем все это?

Да, друзья. И разговор о книгах, и чтение их действительно уводят нас в молчаливые пустыни и на вершины молчаливых гор. Чтобы думать. И молиться. Не только старцы молчат. И великие ученые отказываются от интервью. И великие писатели прячутся от мира в своеобразных затворах. Великое знание, как и великая скорбь, требуют одиночества. А где одиночество, там и тишина. Туда и ведут нас книги. И если ты читаешь, но не думаешь; читаешь, но не молишься, то зачем все это? Ведь «составлять много книг – конца не будет, и много читать утомительно для тела» (Екклесиаст).

Прочь от шума уводят книги. Потому замирает барышня на картине с томиком стихов у заросшего пруда. Потому с книгой на лавочке сидит человек в пустынной аллее. Потому тихо в залах библиотек. А где еще сегодня тихо? Разве на кладбище, но разговоров на эту тему, как бес ладана, избегает современный человек. А мы, пожалуй, поговорим на прощанье о кладбище. Ну, не на прощанье даже, а просто в конце этого замыкающегося цикла коротких бесед о книжном слове.

У Данте в «Раю» есть длинный перечень святых, которые наслаждаются блаженной жизнью. Среди них поминается некий Петр, прозванный «Едок», от слова «есть». По латыни Petrus Comestor. Это французский богослов 12-го века, названный «едоком» за любовь к книгам. Жил и преподавал в Париже. Он буквально питался книгами, и его от них было не оторвать, как гурмана – от вкусной пищи. Есть у книжных монахов такая ненасытимая любовь к келье и книге. Кто знает, вспомните нашего Нестора Летописца и его похвальные слова книжной учености. Кто не знаком с Нестором и «Печерским патериком», вспомните хотя бы Пимена из «Бориса Годунова». Что и зачем он там пишет?

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Вот такие же Несторы и Пимены были по всему христианскому миру и за стенами келий вели летописи, изучали богословие, занимались переводами. Таким был и Петр Едок. Он интересен тем, что составил себе заранее эпитафию. Вот она:

Я Петр (камень) – лежу под камнем

Назван «едоком», но ныне сам съеден

Живым учил, учу и по смерти

Вам говорю, а вы повторите:

Я тот, кто жил, и я буду живущим.

Это, по сути, гимн духовному писательству. Все здесь есть: ирония и игра слов (Петр – лежу под камнем); смелый взгляд в могилу (сам съеден); вера в вечную жизнь (жил и буду живущим); преодоление смерти через духовное знание (учил – учу и по смерти). Эпитафия – это же целый жанр словесного искусства. Рожденная в античности, она была чаще всего двух смысловых направленностей. Обращаясь к проходящему читателю от лица усопшего, текст говорил либо «поскорби обо мне, воздохни, вспомни», либо «не трать времени, живи в полную силу (с разными пониманиями «полноты»), скоро сам таким станешь». Христианство внесло в эпитафию смелость, надежду на милость Бога, нравственное увещание живым. И Петр Едок пятью своими строчками, написанными прежде пришествия смертного часа, оставляет назидание всем пишущим и читающим.

Горе тем, кто и по смерти не перестает совращать, соблазнять, сбивать с толку. Горе тем, кто был уверен, что со смертью прекращаются все земные счеты, тогда как они лишь только проясняются и усиливаются. Благо тем, кто учил добру при жизни и продолжает учить по смерти. Горе одним и благо другим. И тут я ловлю себя на мысли, что пересказываю мораль басни Крылова «Сочинитель и разбойник». Самую сильную, без преувеличения, басню Крылова, которую можно вместо «Мартышки и очки» или «Слона и Моськи» включить во все хрестоматии. Я ловлю себя на этой мысли и, значит, разговор о книгах таки не хочет заканчиваться. Он Крылова к себе тянет, а там и Эзопа, а там и еще кого… Он хочет заходить на новые круги и новые виражи, не оставляя возможности для ленивого отдыха.

Открывайте неизведанные страны, что в двух шагах от вас.

Но, нет. Этот цикл мы, все-таки, замыкаем. Ради других тем и иных разговоров. Ради самостоятельного поиска, открытого для многочисленных любителей книжного слова. В добрый путь все, кого не нужно убеждать в том, что чтение – это богатство! Спускайтесь пчелами в цветочные бутоны за пыльцой. Открывайте неизведанные страны, что в двух шагах от вас. Узнавайте новое о себе самих и о Господе Боге, Чье имя благословенно во веки. И дай вам Бог на этом пути больше таких авторов, которые через все творчество говорят «я тот, кто жил, и я буду живущим». Если это верно в отношении написавших, то столь же верно и в отношении читающих.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кодифицированный внутренний мир Кодифицированный внутренний мир
Прот. Андрей Ткачев
Кодифицированный внутренний мир Кодифицированный внутренний мир
Цикл «Сила книги». Статья 10-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Откуда у этого хорошего человека такие странные желания и действия? Да как откуда? От прочитанного и увиденного. И прежде чем совершит что-то человек, можно, не будучи провидцем, угадать черты будущих его поступков по книгам и фильмам.
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Прот. Андрей Ткачев
Habent sua fata libelli Habent sua fata libelli
Цикл «Сила книги». Статья 9-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Августин заговорил по-русски в блокадном Ленинграде. Кругом голод, холод и смерть, но в одной из нетопленых квартир 50-летняя женщина кутается в тряпье и дышит на пальцы: перед ней листы бумаги и латинский текст…
Храм и книга Храм и книга
Прот. Андрей Ткачев
Храм и книга Храм и книга
Цикл «Сила книги». Статья 8-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Гюго, конечно, был прав, говоря о противостоянии книги и храма. Но это западная проблематика. А у нас первопечатником был клирик – дьякон Иван Федоров. И мы не воспринимаем храм и книгу как соперников.
Занимайся словом Бога! Занимайся словом Бога!
Прот. Андрей Ткачев
Занимайся словом Бога! Занимайся словом Бога!
Цикл «Сила книги». Статья 7-я
Протоиерей Андрей Ткачев
У нас непременно должна быть горячая любовь к словам Господа. Да и зачем мы вообще умеем читать, если не будем читать Писание? А аргументы, которыми отмахиваются от ветхозаветной заповеди читать, вовсе и не аргументы.
Тексты-убийцы Тексты-убийцы
Прот. Андрей Ткачев
Тексты-убийцы Тексты-убийцы
Цикл «Сила книги». Статья 6-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Легкомысленных Бурбонов уничтожили ровно ставшие в ряд, наподобие войска, слова и буквы. Российскую империю тоже. С газетенки ведь всё начиналось.
А подать сюда… автора! А подать сюда… автора!
Прот. Андрей Ткачев
А подать сюда… автора! А подать сюда… автора!
Цикл «Сила книги». Статья 5-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Ты не книгу просто читаешь – ты с душой человека общаешься. Эту тайну чтения нужно во все школьные программы включить. Тексты текстами, но душа, текст родившая, всегда больше текста, рожденного ею. И в книгах нужно не слова искать, а душу.
«Что в имени тебе моем?» «Что в имени тебе моем?»
Прот. Андрей Ткачев
«Что в имени тебе моем?» «Что в имени тебе моем?»
Цикл «Сила книги». Статья 4-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Какая власть над судьбами людей! И не только у Пушкина, но и у Онегина, не только у Шекспира, но и у Гамлета – не только у автора, но и у персонажа: он вроде бы тень, вымысел – а тоже действует.
Когда книги жгут Когда книги жгут
Прот. Андрей Ткачев
Когда книги жгут Когда книги жгут
Цикл «Сила книги». Статья 3-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Везде, где есть законченное, окристаллизованное мировоззрение, люди будут печатать одни книги и сжигать другие. Речь не о гонениях на людей. Речь о неприятии враждебных идеологий.
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Прот. Андрей Ткачев
Троянский конь литературы Троянский конь литературы
Цикл «Сила книги». Статья 2-я
Протоиерей Андрей Ткачев
Писатели не состояли на службе у Церкви. Они могли спорить и даже воевать с нею. Но в лучших творениях выходили на иные пласты бытия, где Божие вступало в свои права, а человеческое подчинялось.
Комментарии
Татьяна17 ноября 2016, 01:02
Скажите пожалуйста можно ли носить на шее вместе с нательным крестиком и образок допустим у меня это образ святителя Николая Чудотворца. мне хотелось бы знать. за ранее благодарю.
Наталья16 ноября 2016, 14:46
отец Андрей, напишите пожалуйста свое мнение о фильме " монах и бес". Знаю тех кому этот фильм понравился, я же считаю его странным даже вредным.
Анна15 ноября 2016, 20:21
Спаси, Господи! Чудесные статьи! Всякий раз с нетерпением жду продолжения.
Елена15 ноября 2016, 16:53
Простите, ради Бога! Огромное спасибо за статьи! Необходимо читать и читать после школы! Александр Сергеевич Пушкин пишет о своем герое: «Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство…»! Евгений Онегин не так прост! Неужели же он так и останется для читателей Пушкина «образом лишнего человека» и прочей чепухой из школьного литературоведения?! Склоняя голову с великой благодарностью перед Церковью, все же хочу сказать, что Татьяна Ларина вовсе не «полудобродетельна»! Романтическая героиня французских романов делает осознанный христианский выбор!!! Удивила даже Пушкина этим! Никто не хочет задуматься, что Анна Каренина это вариант судьбы Татьяны Лариной?! Спасибо и еще раз спасибо!!!
Иоанна_15 ноября 2016, 07:50
Василий14 ноября 2016, 12:00 Оградить невозможно. Но можно и нужно пытаться привить хороший вкус и иммунитет против всякой гадости.
Светлана Тен14 ноября 2016, 21:42
Отец Андрей! Давайте закончим этот цикл о книгах и начнем следующий!Я уже так привыкла к этим беседам, как к принятию пищи.
тамара14 ноября 2016, 17:43
о.Андрей,от Ваших слов и статей так на душе становится тепло и хорошо!!!и почему-то хочется плакать от счастья и радости...Слава Богу за всё.Батющка,многая Вам лета, и ещё много-много поучений и статей для нашего духовного прозрения и спасения нашей души!!!!
Елена14 ноября 2016, 16:52
Большое спасибо отцу Андрею за полезный разговор о силе книги и напутствие в познании себя и Господа Бога. Ждем новых статей батюшки во славу Божию. Рекомендую книги о.Андрея, вышедшие последние годы:Путь к жизни для тех, кому даровано родиться человеком; Ступени к небу: как научиться любить людей;Почему я верю:простые ответы на сложные вопросы; Великий пост;Вхождение в Церковь; Духовная жизнь; О Боге и человеке в вопросах и ответах. Божией помощи батюшке на его нелегком миссионерском пути.
Вячеслав14 ноября 2016, 14:55
ЗДОРОВО Т ПРОНИКНОВЕННО
Василий14 ноября 2016, 12:44
Спасибо за статью,отец Андрей.Впервые прочитал басню Крылова "Разбойник и сочинитель",действительно в ней заключен огромный смысл.Сколько же таких "сочинителей" было, есть и еще будет.Как оградить от них молодое поколение?
Нина Балакирева14 ноября 2016, 08:07
Здравствуйте, о. Андрей. Не могу сказать так красиво, как ЕЛЕНА, но всей душой присоединяюсь к ее оценке Вашего служения Богу и Вашего творчества. Для меня Вы –второй Феофан Затворник. А он для меня первый святитель, который открыл мне Бога. Да хранит Вас Господь от всех врагов, видимых и невидимых. Здоровья Вам и спасения души.
Алена14 ноября 2016, 05:40
Отец Андрей! Вся душа пропитывается живительной влагой Ваших слов.. Суть пронзает, форма восхищает. Здоровья и сил Вам, Вашим близким и всем удивительным авторам сайта Православие! С нетерпением и надеждой ждем Ваших следующих не точек, но многоточий) Спаси Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×