Современное искусство и/или искусство церковное? (+ВИДЕО)

Беседа с протоиереем Леонидом Калининым

Может ли светское искусство говорить о Боге, или это прерогатива только искусства церковного? Когда и почему художник становится на сторону зла? Есть ли пропасть между искусством светским и церковным, или они могут взаимодействовать друг с другом? Допустимы ли современные технологии и стилистики в Церкви? Все ли формы христианской культуры остаются сегодня живыми, или некоторые из них, например, церковнославянский язык, безнадежно устарели? Об этом мы беседуем с протоиереем Леонидом Калининым – настоятелем московской церкви священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой, членом Союза художников России.

– Мы знаем, что цель искусства – служение Богу. Но бывает, что искусство начинает проповедовать грех. Где та граница, перейдя которую искусство начинает служить злу, забывая о своем божественном происхождении?

– Давайте вспомним, что нет греха Церкви, а есть грех против Церкви. Церковь, как Тело Христово, безгрешна, и поэтому искусство, органически связанное с литургикой, с духовной, божественной составляющей, не может быть грешным. А когда идет отклонение от этого, когда искусство начинает заниматься, допустим, вопросами тщеславного человеческого жития, когда оно хочет прославлять себя, а не Бога, тогда начинается грех. При этом грех становится явным. Само искусство видоизменяется, его чистота и простота постепенно вытесняются попытками прославления не Творца, а художника, человека. Так что по мере отступления от Бога, естественно, увеличивается и грех. И наоборот: по мере возвращения к Богу, по мере покаяния грех исчезает.

– Но считается, что многие светские великие художники, например Ван Гог, тоже искали Бога. Он был миссионером, проповедовал, даже хотел стать пастором.

– Это как протестантизм, который ищет Бога. Сначала протестанты потеряли всё, практически выпав из Церкви, оставшись в бушующем море житейском на обломках своего корабля без спасения, а потом они стали грести за подлинным кораблем спасения и пытаться на него влезть. И, конечно, все эти попытки, как правило, ни к чему не приводят. Надо понимать самое главное: если человек обратился к Православию и вернулся в Церковь, тогда он вернулся на корабль спасения и его творчество совершенно изменяется. Примеров много и среди художников, и среди музыкантов, и среди иных деятелей культуры. Известный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков был человеком совершенно светским, лепил каких-то каменных баб, повторял архаические древние образы. А когда пришел к Православию, акценты в его творчестве, естественно, сменились, он стал прославлять Бога и тех людей, которые Ему служили. И появилась прекрасная галерея портретов, появились замечательные монументы и памятники. А одним из первых его проектов на этом этапе творчества был установленный в Радонеже памятник преподобному Сергию Радонежскому. Мы видим фигуру старца, обрамляющую отрока, а можно описать этот монумент и так: отрок на фоне старца. Это попытка – может быть, первая в пластике советского периода – осознания и осмысления духовного пути. Вот он, возврат художника к Церкви. Так что, если бы Ван Гог пришел к Православию, его творчество бы очень изменилось.

Памятник в Радонеже. Скульптор: Вячеслав Клыков Памятник в Радонеже. Скульптор: Вячеслав Клыков

– Т.е. на картине Ван Гога «Едоки картофеля» позади людей висели бы иконы?

– Да, может быть. и так. По крайней мере, там были бы знаки присутствия благодати, присутствия Бога среди тех, кто изображен на полотне. Знаки о многом могут сказать. Такой символ иудаизма, как менора, есть на логотипах разных компаний тоже не просто так. Кстати, если посмотреть на логотипы многих российских компаний, вы увидите удивительные знаки.

Когда у вас дома висит икона, и не просто висит, а является объектом вашего религиозного почитания, то это дает знак входящему, что здесь живут верующие, и ваши гости будут соответственно относиться к вам и к вашему жилищу.

– Как вы относитесь к тем современным авторам, которые порой явно и нарочито выражают свои взгляды?

Художники – это своего рода проповедники. И кто-то проповедует ересь, а кто-то проповедует Бога

– Я отношусь к художникам как к проповедникам. Кто-то проповедует ересь, кто-то проповедует Бога. Так что мое восприятие этих авторов совершенно четко ориентировано. Я никогда не буду восхвалять художника-богоборца. Потому что считаю, что он использует свой талант, данный Богом, против своего Творца. И это зрелище достаточно плачевное.

В истории искусства было такое течение, как импрессионизм. Его название образовано от слова «импресьон» – «впечатление». Эти художники старались уйти от всякой идеологии – и от религии, и от атеизма, и от каких-то политических взглядов. Они просто передавали красоту мира, пытались представить людям свое впечатление от нее. Это искусство очень красиво, но оно абсолютно безответственно, потому что оно не несет никакого заряда, который обращал бы человека к Богу. Но это с одной стороны. А с другой: прекрасное в искусстве – это в любом случае воспевание Творца, потому что источником любой красоты является Бог. Поэтому я с натяжкой, но все-таки могу принять искусство импрессионистов, особенно тех, которые пытались принять красоту мира Божиего. Например, К. Моне. Прекрасный пейзажист. Вспомните его изображения Руанского собора, по-разному освещенного солнцем. Он передает это удивительно красиво – передает красоту мира Божиего и творения рук человеческих. Семантически это связано, естественно, с богопоклонением.

Молочница. Художник: Ян Вермеер Молочница. Художник: Ян Вермеер

– Почему же сейчас на Западе эти прекрасные храмы превращаются в гольф-клубы, автосервисы, мойки?..

«Да храм еще с XVII века закрыт! Как раз после смерти Вермеера». – «Почему?» – «А потому, что нам не нужен храм»

– Потому что экономика у них так построена. На Западе богом является доллар, евро – деньги. Там люди перестали ощущать свою причастность Богу и ответственность перед Ним. А если этого нет, то церковные здания перестают иметь какой-то сакральный смысл. Они выхолощены, они пусты. Этот процесс идет уже давно. Расскажу такой случай. В начале 2000-х годов я приехал в город Делфт в Голландии, чтобы посмотреть работы моего любимого живописца Иоханнеса Вермеера. Он жил в этом городе, торговал в своей лавке. Написал около 40 картин. Эти картины сделали его бессмертным. Он тоже своего рода импрессионист, только XVII века. Потому что передавал в своих картинах впечатление от удивительной красоты мира, от красок этого мира. В храме, в котором он погребен, нет престола. И храм этот не действует. Я спросил смотрителей, почему храм не действует. Мне сказали: «Да он еще с XVII века закрыт! Как раз после смерти Вермеера его и закрыли». Интересуюсь: «Почему?» – «А потому, что нам не нужен храм». Голландцам, у которых всё есть, которые живут сыто, Бог не нужен. Так мне и ответили. Так что когда человек ставит во главу угла материальное, оказывается, что Бог уже и не нужен.

А как раз в православной традиции всё не так. Многие богатейшие люди – наши соотечественники – были крупными меценатами. И пытались прославить не свое или чье-то имя, но Бога. Это русское меценатство заслуживает особого внимания именно как явление. Третьяков, Бахрушин… Они создавали музеи, собирали лучшие произведения искусства, которые возвышают. Искусство способно возвышать дух человека. Они такую задачу ставили и поэтому, собственно, обессмертили свое имя. Поскольку человек прославляет Бога, постольку он и приобщается к бессмертию.

– Есть такая точка зрения, что церковное искусство и традиционное искусство противостоят искусству современному. Так ли это? И если так, то почему?

– Я хочу поправить ваш вопрос: не церковное искусство чему-то противостоит, а современное искусство противостоит церковному. Это как борьба добра и зла. Не Бог борется с диаволом, а диавол борется с Богом. Вот в чем дело. Но поскольку в мире нет дуализма и это не равноценные силы, то все попытки диавола противостоять Богу бессмысленны. Так же бессмысленно и то искусство, которое противостоит Церкви. Потому что Церковь приобщена к вечности, а современное искусство, увы, нет. И если сегодня какие-то произведения кажутся модными и даже дорогостоящими, то завтра они могут оказаться на свалке, потому что в них нет того, что делает их бессмертными.

Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Православие.Ru Протоиерей Леонид Калинин. Фото: Православие.Ru

– Даже, например, такая популярная сегодня картина, как «Крик» Мунка?

Ведь это целая индустрия от искусствоведения! Она раскручивает бренды, а потом их успешно продает

– Да, думаю, даже такая картина. «Крик» Мунка с точки зрения живописи, профессионализма, мастерства не имеет никакой ценности. Она имеет ценность как некий модный бренд. И это то, что часто прежде всего принимают во внимание. А если это бренд, то это дорого. Картины других художников – замечательных современных живописцев, таких, как, скажем, Илья Комов, работы которого близки к тому же Ван Гогу, но он верующий, и это чувствуется, – так вот, картины таких художников могут быть гораздо интереснее, но при этом будут оценены намного дешевле, чем тех авторов, которые раскручены определенной когортой искусствоведов. А ведь это целая индустрия от искусствоведения, которая раскручивает бренды, а потом их успешно продает. Знаете, Пикассо говорил: раз мне за это платят деньги, я буду делать это. Хотя он прекрасный художник. И Пикассо, и Сальвадор Дали, если вспоминать западных создателей нефигуративного искусства. Но, замечу, они являются великолепными профессионалами. В отличие, кстати, от многих современных художников, которые даже рисовать не умеют. И им достаточно раскрутить себя в определенном слое общества, чтобы на их картины нашелся покупатель, чем они и зарабатывают себе на очень неплохой кусок хлеба. Другое дело, что ценности это искусство, конечно, не представляет.

– Но вот тот же Ван Гог до конца своих дней мало что и заработал…

– Потому что он был человеком идеи. Он хотел, прежде всего, выразить то, что у него было в душе. Но я могу вам привести в пример Сальвадора Дали, который писал в своих дневниках о том, что демоны обступают его и требуют, чтобы он выразил на холсте то, что они хотят. И до тех пор, пока он не выразит это на холсте, он не может спать. Демоны не давали ему спать! Он вынужден делать то, что они говорят! Это же удивительное свидетельство той одержимости, в которой пребывал этот человек. И то же самое может быть и у других.

Лицо войны. Художник: Сальвадор Дали Лицо войны. Художник: Сальвадор Дали

Давайте вернемся к церковному искусству. Как можно было бы использовать это богатое наследие?

Нужно объяснять суть и язык церковного искусства. Мы забываем, что молодежь воспитана не в этой традиции и ее просто не знает

– Нужно объяснять людям суть и язык этого искусства. Мы забываем, что наша молодежь воспитана не в этой традиции. Она просто не знает всего богатства и иконописи, и славянского языка, и церковной музыки, и богослужения. Для них всё это совершенно закрытая тема. Надо говорить об этом, уделять этому внимание, провести какой-то цикл лекций – это сейчас будет делаться в Историческом парке на ВДНХ, где развернуты замечательные выставки, проходившие раньше в Манеже. Это ведь взгляд на историю России через призму сознания православного христианина. Некоторые говорят, что там многое притянуто за уши, подано слишком некорректно. Ничего подобного! Это просто взгляд православного человека. Потому что такой взгляд наиболее востребован у нас, потому что большинство населения России – это всё-таки люди, причисляющие себя к христианству и к Православию. Другое дело, что крещеный – это не значит воцерковленный. А если человек не воцерковлен, не участвует в таинствах и не причащается, то, естественно, и его произведения будут соответствующими. Всё, что делают его руки, у него в сердце. Очень хорошие слова были сказаны преподобным Симеоном Новым Богословом: «Чего нет в сердце, того не могут изнести уста».

Если в сердце будет жить Христос, то Его светом будет освещаться вся жизнь человека. И задача Церкви – разъяснить, научить и привести человека ко Христу. Тогда и произведения искусства будут другими. Я приведу еще один пример – из области кино. Наш знаменитый режиссер Никита Сергеевич Михалков – человек православный. Поэтому, снимая свои фильмы, он смотрит на мир глазами христианина. И зритель расшифровывает ту семантику, которую он вкладывает в фильм, – и постепенно, через систему образов, через картинку, через определенные кинематографические приемы раскрывается тот смысл, который вложен в фильм. А этот смысл, в общем-то, всё та же борьба зла с Богом. Это борьба, которая бесконечно долго происходит и которая должна увенчаться победой Христа. Вот тоже пример современного искусства. Не надо воспринимать мои слова как то, что я конкретно этого режиссера выделяю, я говорю об общей тенденции: если у человека есть вера, он старается ее выразить, и всё, что он выражает, есть свидетельство его внутреннего мира. Поэтому самая главная задача для искусства, если мы говорим о светском искусстве, – очистить сердце человека, творца, художника. Потому что чистое сердце не может рождать грязные образы. И напротив: грязная душа не может рождать чистые вещи. Вот в чем я вижу духовный водораздел между позитивным искусством, которое ведет к Богу, и негативным, отрицательным искусством.

Троица. Иконописец: прп. Андрей Рублев Троица. Иконописец: прп. Андрей Рублев

– Расскажите подробнее, как искусство может очистить сердце?

– Искусство – это зашифрованное послание, что бы это ни было: картина ли, икона, фильм. Если в него вложен позитивный заряд, безусловно, оно будет действовать на человека. Это и пример, и образ. Вот икона Рублева «Троица». Когда человек смотрит на этот образ, он, может быть, мало что знает об этом сюжете и мало что понимает. Но само зрение подсказывает ему, что это образ некоей гармонии, некоего совершенства, тайного и непонятного ему высокого смысла, образ чистоты и красоты. Безусловно, на человека это действует. Или вот вы смотрите на образ Христа Спасителя, Который глядит вам в душу. И вы начинаете вспоминать свои грехи, у вас возникает желание эти грехи исповедовать, очиститься, снять с себя этот груз. Искусство имеет огромное влияние на человека, и этим пользовались во все века. Да и сейчас есть определенные силы, которые сознательно настраивают, скажем, крупнейшие киностудии, такие, как голливудские, например, на создание фильмов откровенно деструктивного направления. Фильмы ужасов, фильмы-катастрофы и прочее.

Интересно, что разговор нас вывел на эту тему. Вспомните фильмы Диснея 1940–1950-х годов: «Белоснежка и семь гномов», «Меч в камне»… Это же шедевры мирового мультипликационного искусства! Они светлые, они добрые, они назидательные. Там есть борьба добра и зла, там есть драматургия, там есть положительный герой и есть отрицательный герой. Там есть выбор. Хочешь быть похожим на отрицательного героя? Конечно, нет. Хочешь быть похожим на положительного героя? Да, хочу. И так ребенок, смотря фильм, делает свой внутренний нравственный выбор, и этот выбор запечатлевается в его сердце. А что выпускают сейчас? Всё перемешано, добро и зло превращено в какую-то кашу. Их нельзя различить. В положительном герое много отрицательных черт, в отрицательном много положительных черт. И не поймешь, где что. Вроде бы по фабуле один должен быть представителем добра, светлым, а другой – зла, темным, но оказывается, что они все какие-то разноцветные. Так в сознании человека стирается грань, разграничение между добром и злом, между светом и тьмой. Я считаю, что это сознательная политика определенных кругов мировой закулисы, в существование которой я верю, и она ставит совершенно четкие задачи перед нынешними режиссерами. А самое последнее, что они сняли, – это фильмы про марсиан и про то, что нам уже давно пора с этой планеты убираться. Вместо того чтобы говорить о том, какой чудный дом подарил нам Господь, как мы должны возделывать его и как мы должны гармонизировать жизнь здесь, они говорят, что всё это уже помойка, ее надо оставить, надо лететь куда-то дальше, неизвестно куда. А это величайшая ложь, которая отравляет сознание миллиардов людей.

– Что мы можем сделать, чтобы это остановить? Как этому сопротивляться?

– Каждый, кто причастен к сфере культуры, должен, прежде всего, понимать свою ответственность. Не просто думать о самовыражении, а думать о том, как слово твое отзовется в сердцах людей. Потому что за это человек будет либо оправдан, либо осужден.

Киевская Псалтирь. Фрагмент Киевская Псалтирь. Фрагмент

– Хотелось бы вас спросить о церковнославянском языке. Это ведь тоже наше культурное богатство. Как мы должны его использовать?

– Церковнославянский язык настолько является литургическим языком, что ему замену найти нельзя. Можно переводить тексты на национальные языки, допустим, на языки малых народов, чтобы люди на первом этапе понимали лучше смысл написанного. Так же, как и Евангелие новоначальному можно и нужно читать на русском языке. Но постепенно надо переходить к чтению Библии, изданной с параллельным церковнославянским и русским текстами, чтобы понимать более глубокий смысл, выраженный славянским языком.

Я убежденный сторонник церковнославянского языка в богослужении. Надо просто учить людей его понимать, объяснять смысл текстов на этом языке. Это будет продуктивно. И в школах церковных, и в проповеди можно объяснять сложные моменты богослужения, чтобы человек понимал полноту смыслов, которые доносит до нас православная служба.

– В свое время митрополит Филарет Московский инициировал перевод Священного Писания на русский язык, потому что даже император тогда читал Евангелие по-французски, так как не всё понимал по-церковнославянски.

– Я согласен, для обучения текст на родном языке очень важен, но не далее. Потому что, если мы попытаемся служить по-русски, как это делают некоторые модернистские общины сегодня, то в итоге потеряем и поэтичность, и многозначность, и многие смыслы, которые отражены как раз в церковнославянском тексте.

– Как показать, что церковное искусство живо, что оно актуально и что оно призвано нас возвысить?

– Я очень дружен с художниками, которые работают именно в сфере церковного искусства. И в Союзе художников России, и в Международном союзе художников есть церковные секции, как и верующие православные люди. И когда мы видим то, что они делают, это очень радует. Потому что они пытаются современными средствами, иногда даже новыми технологиями выразить свое православное мироощущение. Вот потрясающий проект «Сила света». Православная молодежь собралась и решила сделать такую выставку, где бы методом лазерного голографического изображения воспроизводились святые места России и особо чтимые иконы. Чтобы молодежь, увидев это, удивившись, может быть, технологическому подходу, постепенно бы пришла к тому началу, к истоку, к смыслу того, зачем это делается. И Патриарший совет по культуре, и я, как член Патриаршего совета по культуре, считаем, что не существует технологий, возможностей и новых подходов, которые нельзя было бы повернуть и обратить на службу Святой Церкви и проповеди Христа. Проповедь вечной истины может вестись разными средствами.

– Что бы вы могли посоветовать тем, кто живет в глубинке, не имеет возможности приехать в Москву или в Петербург, чтобы посетить известные музеи?

– Этим людям нужно обязательно подключить себе мобильный интернет и заходить чаще на портал «Православие.ру», где они могут увидеть и прекрасные статьи, и проповеди, и различные видеоматериалы, которые будут им полезны. И не только на портал «Православие.ру». У нас сейчас очень много ресурсов. Интернет, как любая технология, может работать не на разрушение, а на созидание и на проповедь слова Божия.

– От лица читателей портала «Православие.ру» и его зрителей благодарим вас, отец Леонид, за эту беседу.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иоанна_21 августа 2016, 18:02
"Крик" - это вообще НЕ пища. Это отрава. Почитайте о хранении чувств, в данном случае о хранении зрения.
Иоанна_20 августа 2016, 22:01
Считаете себя духовно взрослым (взрослой)? Нам не страшен серый волк... А подвижники не считали, потому что знали, что "серый волк" будет искушать до последнего вздоха и даже на смертном одре пытаться похитить духовный плод (если он есть). Не дай Бог нам расслабиться и успокоиться!
Е.Д.20 августа 2016, 15:45
P.S. Иоанне. Дети вырастают, и то, что раньше казалось опасным, видится назидательным.
Е.Д.20 августа 2016, 13:42
Иоанне. Многие матери стремятся вычеркнуть всё «неявнопедагогическое». Действительно, «Крик» - это не кашица, а твердая пища. Но чтобы живопись пагубно влияла на находящихся в пограничном состоянии?… Вы, по-видимому, о суициде? Это, наверное, у современных «мастеров» детектива такие идеи?! Они еще и не такое придумают! О чем проповедь Мунка? Это в меру индивидуума. В этой связи могу напомнить эссе С.Маршака «О талантливом читателе»
Иоанна_17 августа 2016, 16:01
Есть искусство, которое изображает красоту Божьего мира (например, упомянутые автором импрессионисты) и уже этим определённым образом прославляет Творца. На этих картинах Бог всё равно присутствует Своим совершенством, Своей красотой, Своей любовью, которая держит в своих могучих и бережных руках весь мир и всех нас: и каждого человека, и каждую травинку. Но проповедью чего является "Крик"? Лично я вижу в этом лице элемент безумия. Человек, оставленный один на один с самим собой и ужасающийся зияющей пустоте вокруг себя и внутри себя. Повторюсь: состояние передано убедительно. Но эта пустота ЗАТЯГИВАЕТ зрителя внутрь себя, хочет ПРИОБЩИТЬ его своему безумию. В этом я вижу демоническое воздействие картины. Не исключаю, что человека, находящегося в пограничном состоянии, она может сподвигнуть к отчаянному шагу.
Е.Д.17 августа 2016, 11:25
Страсти гасить надо. И подобное лечить подобным - тоже метод. Но! Не принижая значения оформительского искусства, хочу заметить, что художник, работающий не по заказу, понятия не имеет, как его слово отзовется. Он просто делает то, чего не делать не может. Я хочу сказать, что Мунк вряд ли был одержим педагогической идеей, но картина его стала проповедью. В том, что художники - проповедники, я с автором абсолютно согласна. Сомневаюсь лишь в прогнозе относительно картины "Крик". Отец Леонид: "И если сегодня какие-то произведения кажутся модными и даже дорогостоящими, то завтра они могут оказаться на свалке, потому что в них нет того, что делает их бессмертными". Картине "Крик" уже сто лет. Пока все идет нормально.
Е.Д.17 августа 2016, 10:47
Иоанне. Всему ли человечеству достаточно Псалтири, иконы и восьмигласия? Отдельным-то (отделённым) человекам - да, достаточно. Потому они и светильники. Страсти гасить необходимо. А подобное лечить подобным - тоже метод.
olga16 августа 2016, 21:54
Так, кричат камни. Не в смысле природного явления, а в смысле окаменелости человеческого сердца. Без преувеличения можно сказать, что это картина про нас всех. За малым исключением - святых. Это очень талантливо и подлинно правдиво. Но кому нужна, эта правда? Если бы мы увидели пространство в котором временно находимся, мы все бы выглядели так, как это существо с картины. По благодати Божией с нами этого не происходит. При этом, мы постоянно ходим по лезвию ножа и до нас тяжело достучаться. " Кто поверил слышанному от нас! И кому открылась мышца Господня?" - сокрушался пророк. Прошли тысячи лет, произошли обетованные события на Земле - Рождество, Распятие, Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Во след Христу Богу вошли в силу преображения и обожения неисчислимое воинство Святых. Но к великому сожалению не все, - многие погибли. Эта картина напоминание об существовании человека без Бога. Без Бога, всегда ад. И в этой жизни и в будущей. Соглашусь, что вешать её дома - это безумие. Но ведь на Земле есть аборты, войны, тюрьмы, больницы, хосписы, приюты для оставленных всеми детей и стариков, торговля людьми и прочие откровенные беззакония и их последствия жизнедеятельности человека. Что нас хотят заставить всё забыть, это факт. И не секрет, что забывая об этом, мы забываем о собственных грехах. Здесь прослеживается прямая взаимосвязь. " Ибо тайна беззакония уже в действии." А что можем мы? Спешить ко Христу, всегда. Где бы мы не находились, мы всегда посредством покаяния и благодарения можем быть с Ним. По Его обещанию : " Я с вами во все дни до скончания века." Аминь. ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Иоанна_16 августа 2016, 00:12
"Ужас" - это БОГООСТАВЛЕННОСТЬ. Где Бог - там обязательно жизнеутверждение, надежда. Даже страх Божий - особый страх, потому что в нём нет отчаяния. В святоотеческой литературе часто встречается эта мысль: где Святой Дух - там спокойствие, мир, тишина; а где духи злобы поднебесной - там тревога, холод. "Воздыхает, стонет и человек", мучимый этими самыми духами по попущению Божию; это их профессия - мучить нас и здесь, и, желательно (им самим), - в вечности. В том числе и через искусство, которое (я имею в виду светское искусство), почти сплошь служит страстям человеческим и отравляет души тонким запахом тления. /Вешать "Крик" дома - свихнёшься.// (из комментариев). Совершенно верно! Подумайте сами - разве скажешь такое о Божественном?
Е.Д.14 августа 2016, 00:19
Иоанна, а Вы признаете только ласкательные проповеди? А те проповеди, которые повергают нас в ужас, отдаляют нас от Бога и не содействуют нашему спасению? Картина Мунка «Крик» (первоначальное название - «Крик природы») – это проповедь в живописи. «Тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Отдана она во власть человеку как царю ее для того, чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре. Но после падения человека, чтобы он, обладая прекрасной тварью, не возгордился, Господь предал тварь за человека, ее господина, проклятию – суете, изменчивости и смерти, однако не навеки, а на время, с надеждой на восстановление ее в первобытное состояние (в свободу от тления), когда и люди освободятся от этого же тления… Эти стоны и воздыхания твари, просвещенный Духом Божиим, слышит Апостол. Воздыхает, стонет и человек». Свт. Феофан Затворник. Толкование на (Рим.8:19-22). И «…проклята земля за тебя…»(Быт.3:17).
Иоанна_13 августа 2016, 17:04
Пусть картина Мунка и сильная, пусть и передаёт состояние героя, но воздействие её на душу человека разрушительное. Она по-своему талантлива, не спорю, но кто сказал, что диавол и его "ангелы" бездарны? Они, как творения Божии, обладают многими дарами, но как используют их? Мне кажется, судить надо так: приближает нас к Богу то или иное произведение искусства, содействует нашему спасению? Или наоборот: наполняет душу тревогой, изгоняет мирный дух, что есть явный признак присутствия падших духов. А просто "красиво-некрасиво", "талантливо-неталантливо" - это суждение поверхностное с духовной точки зрения.
Сергей11 августа 2016, 23:22
Спасибо за интересное интервью и статью!
АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ10 августа 2016, 23:05
Страшный суд Андрея Рублева сильно отличается от западноевропейского его представления с разделением людей на праведников и грешников. Из грозного события сцена Страшного суда превратилась под кистью Андрея Рублева в торжество человеколюбия. Изображение чертей страданий там нет. И не надо путать русское церковное искусство с западным, Анатолий.
Анатолий 8 августа 2016, 00:54
Да да, тоже хочется заступиться за Мунка. Картина "Крик" очень сильная, потому что на сто процентов передаёт состояние героя и атмосферу момента. И пусть в ней мало собственно красоты и радости, но это искусство с большой буквы. Так же как и произведения Босха, Брейгеля и т.п. Изображение страдания и зла тоже имеет смысл, если оно правдиво. Так и в церквях есть изображения Страшного Суда, Ада и чертей.
Mike 7 августа 2016, 18:21
На мой взгляд. очень однобоко. Почему искусство представлено только видеорядом? А где же музыка, поэзия, литература, танец? И почему черно-белое восприятие ценности художественных произведений? Разве т.н. светское искусство не может формировать позитивное в личности человеческой, не может учить добру?
Е.Д. 6 августа 2016, 01:54
Уважаемый К., я с Вами во всем согласна, кроме того, что существо в отчаянии. Если оно действительно в отчаянии, то прав автор, утверждая, что шедевр, принадлежащий кисти Мунка, относится к искусству, противостоящему Церкви, ввиду того, например, что Мунк как бы популяризует состояние отчаяния. А я думаю "Крик" - картина, не противостоящая Церкви. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению…»(Рим.8:19-22). На мой взгляд, существо в ужасе от своего господина – человека. И сколько же существу еще мучиться?! Но ведь человек только далек, а не безнадежен!
К 5 августа 2016, 20:32
Ольга. Утверждение в последних двух Ваших предложениях абсолютно неверны. Так же Ваша фраза "Иисус не был лишён тех страстей как гнев...."
Ольга, Иисус Христос есть Бог, от начала сущий. Он не изменён. Он был таковым как сейчас всегда, и тогда, когда был человеком, Богом быть не переставал. Посему утверждаю- не было у него ни грехов, не тем более страстей. Искушения- были, но в грех, а тем более в страсть он не впадал. Именно прожив человеческую жизнь не впадая в грех ни разу, он и искупил всех нас, показав, что греховность - не свойство человека, а искажение человеческой природы, безупречно созданной Творцом. Чем посрамил дьявола и разрушил ад. Вашу ссылку на статью прт. Павла Гумерова посмотрел. Вот Вам из статьи цитата Иоанна Лествичника : "страстью называется уже самый порок, от долгого времени гнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным её свойством, так что душа уже произвольно к нему стремится (Лествица 15:75)". Как Вы это "прицепите" к Господу? Что это за пороки, которые стали свойством Его души и могли в Нем гнездиться? Замечу, что сама эта цитата противоречит утверждению протоирея, что "страсть" и "грех" одно и тоже. Так как страсть - не разовый грех, а греховный навык, ставший для человека привычным. Вот например убийство- не страсть, это греховный поступок. Грех. Какие страсти могут к нему привести? Любые. И сребролюбие и гнев и любодеяние, но все они- дети гордости. Теперь об отчаянии. Отчаяние, как и убийство не страсть, а грех. К нему ведёт страсть уныния. Отчаяние - крайняя форма уныния, когда человек принимает решение, что ему не спастись, что для него нет надежды. Отчаяние- отказ от дальнейшей борьбы. Впадение в панику. В этом состоянии повесился Иуда. В этом состоянии бежит существо на картине Мунка (безупречно показано). Мог ли Бог впасть в отчаяние? Ольга, простите, это просто смешно.
Ольга 5 августа 2016, 17:02
К: «Православный катехизис определенно говорит о безгрешности Христа (принявшего на себя как все люди лишь "первородный грех", родившись от женщины)». Вы забыли о неукоризненных страстях Христа. Что касается смертных грехов: «Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:
1.чревообъядение,
2.любодеяние,
3.сребролюбие,
4.гнев,
5.печаль,
6.уныние,
7.тщеславие,
8. гордость.
Некоторые, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние. Вообще-то это несколько разные страсти, но разговор об этом пойдет ниже. Иногда восемь страстей называют смертными грехами». (http://www.pravoslavie.ru/29226.html).
Иисус не был лишен таких страстей, как гнев (п. 4), печаль (п. 5), скорбь, тоска (см., например, гл. 8 новой книги митр. Илариона (Алфеева) (http://www.pravoslavie.ru/95733.html) и соответствующие стихи евангельских глав – я уже приводила одну цитату). Кстати, отчаяния как такового в приведенном выше списке смертных грехов я не обнаружила. Но понятно, что оно «растворено» в печали и унынии. Отчаяние – это ощущение богооставленности. И Иисус должен был испытать это чувство, чтобы стать одним из нас (на самом деле Отец Его никогда не оставлял). Это – краеугольный камень домостроительства нашего спасения.
К 5 августа 2016, 12:23
Ольга. Отчаяние - один из смертных грехов. Православный катехизис определенно говорит о безгрешности Христа (принявшего на себя как все люди лишь "первородный грех", родившись от женщины). Если Перов придал Христу в своей картине состояние именно "отчаяния" , как Вы утверждаете, значит картина- еретическая. Хотя, может Вам просто показалось. Тогда как Мунк изобразил отчаяние в чистом виде. В этом гениальность и неповторимость его картины. Если и в искусстве делить художников на свой-чужой, как это стало принято в "мирной" жизни - можем остаться и без художников. Все таки Айвазовский- армянин.
Елена 5 августа 2016, 04:20
Интересная статья, спасибо батюшке и Никите Филатову. Сейчас много хороших, современных, русских художников. Странно читать положительные отзывы о картине "Крик" Мунка. Это плохо написанная картина и писал сумасшедший.
Ольга 5 августа 2016, 02:31
Для Е.Д.: Я в курсе, что Христос в Гефсиманском саду молился. ) Объясню, как можно проще. Перов хотел показать, что у Христа две природы. Иисус молился как Человек - испытывая страх неминуемой смерти, в отчаянии прося Отца о спасении. Об этом Он молился ПЕРВЫЙ РАЗ, когда «пал на лице Свое», - так, как на картине. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» (Мф. 26:36-39). В молении Иисуса «в другой раз» и «в третий раз» уже не страх и отчаяние, а покорность воле Отца, но картина Перова не об этом. Почитайте у прп. Иоанна Дамаскина, блаженного Феофилакта и других экзегетов о Гефсиманском молении – станет понятным и смысл картины, и то, что молитва вполне сочетаема с отчаянием. Простите, если не смогла донести свою мысль – нахожусь под впечатлением от Айвазовского. ) Не знала, что у него, мариниста, есть такие шедевры, как "Сотворение мира", "Хождение по водам"... Плодотворной Вам работы с «дорогими и любимыми пастырями»!
Олег 5 августа 2016, 00:33
Главное помнить чему учит Христос.
Е.Д. 4 августа 2016, 14:33
На комм. Ольги 3 августа 2016, 23:00. Дорогие и любимые пастыри, работы у вас - край непочатый, если молитву в Гефсиманском саду мы считаем отчаянием.
О. 4 августа 2016, 13:01
Очень субъективное интервью, с поверхностно-приглаженной точкой зрения, такие ответы годятся для старшей группы детей воскресной школы, автор на удивление даже не цитирует святых отцов, например того же свт.Игнатия (Брянчанинова) о искусстве. Но мнение святителя намного интереснее, обширнее, глубже, рассчитано на образованных слушателей. В своих письмах, обращенных к современным ему знаменитым художникам, свт. Игнатий исследует духовную сущность изобразительного искусства, не с точки зрения - если в картине есть иконочки, церковка на дальнем плане, то уже хорошо. Сейчас очень много низкопробного малопрофессионального, непрофессионального "православного" искусства с "сусальными" изображениями святых, ангелочками, радугами с солнышком, криво-косо нарисованные фигуры дикими розово-желтыми и пронзительными голубыми красками, от вида которого становится дурно любому человеку. ТАКОЕ "искусство" отталкивает от Церкви любого малоцерковного человека именно своей ложью, недуховностью, слезливо-напомаженной прелестью, отсутствием правды в таком изображении, псевдоправославным духом. Хочется тоже заступиться за Мунка, его произведение "Крик" гениально тем, что мы слышим крик страдающей души, это вопль, и кто знает, возможно обращенный к Богу. Напротив, есть некоторые очень известные произведения на церковные темы, с иконами, которые по сути антицерковны, вызывают насмешку над Церковью- "Крестный ход в Курской губернии" Репина, "Крестный ход на Пасху" Перова и другие подобные им передвижников 2-й пол.19 века. А "Распятие" Н.Н.Ге - это же глумление над Богом. Почитайте письма Н.Н.Ге, он видел и изображал Спасителя, к сожалению, только как Человека, а не как Богочеловека... Так что не достаточно нарисовать ангелочков, иконки за едоками картофеля. Нужно увидеть и показать в картине правду, истину, а для этого надо быть очень хорошим профессионалом и верующим человеком, живущим по совести. И очень жаль, что автор не ответил на последний вопрос. Конечно, хорошие картины можно увидеть только в специализированных интернет- ресурсах, посвященных искусству, надо набрать в поисковике "картины Нестерова", или допустим, Поленова, Левитана, и т.д. Простите.
Ольга 3 августа 2016, 23:48
К: "Крик" - это настроение и состояние. Неужели Вы видели мало людей с подобной душой? Это же натурально изображённое отчаяние. Нельзя изобразить это состояние лучше и точнее.
Для меня шедевром на эту тему является картина В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду». По-моему, более натурально изобразить отчаяние, причем не изображая Лика Христа, нельзя. Ну, а позитива немало можно найти в русской пейзажной живописи, и натюрморты наших художников ничуть не хуже «Подсолнухов». Сегодня по какому-то телеканалу показывали интервью с Н. Бурляевым – на фоне нестеровских картин. Даже с экрана чувствуется, насколько они преисполнены русского духа. Мне русская живопись ближе и понятней. Что касается современных художников, не знаю ни одного имени, кроме А. М. Шилова и И. С. Глазунова. Спаси, Господи, за статью! Было полезно узнать что-то новое и приятно вспомнить забытое. Только вчера читала о творчестве Айвазовского – в преддверии посещения его выставки, а сегодня эта статья - как продолжение той же темы.
Е.Д. 3 августа 2016, 22:56
Автор: "Так же бессмысленно и то искусство, которое противостоит Церкви. Потому что Церковь приобщена к вечности, а современное искусство, увы, нет. И если сегодня какие-то произведения кажутся модными и даже дорогостоящими, то завтра они могут оказаться на свалке, потому что в них нет того, что делает их бессмертными". Первоначальное название картины Э.Мунка - "Крик природы". Актуально, по-видимому, от сотворения мира и по сей день. "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;"(Рим.8:19-22).
тамара 3 августа 2016, 20:59
Батюшка Леонид,Божией Вам помощи.Никита,Ваши беседы ,интервью вызывают всегда живой интерес.Благодати Вам Божией.
К 3 августа 2016, 19:34
Был на Вашей службе и причащался, храни Вас Господь, батюшка! Конечно, есть "искусство" специально создаваемое для разрушения. Эдакий кич и вызов автора, намеренно глумящегося над добром и красотой. Такого сейчас не мало. Это потребляют и за это платят. Злобные люди без сердца осознанно презирающие человечность (в её христианском понимании в частности), считающие человечность слабостью заняли высокие позиции. Многие им подражают. Все так. Однако хочу заступиться за Мунка и Ван Гога. "Крик" - это настроение и состояние. Неужели Вы видели мало людей с подобной душой? Это же натурально изображённое отчаяние. Нельзя изобразить это состояние лучше и точнее. Хотя вешать "Крик" дома - свихнёшься, да и дорого. Но ведь и Босха дома вряд-ли захочешь глядеть каждый день. Дома можно повесить Ван Гога. Что может быть позитивнее "Подсолнухов"? Может только Пиросмани. Картины изображающие не события, а настроение - это плохо? Только лубок и соцреализм? Ну и ещё. Бывает такое искусство конъюнктурное, хвалебно-патриотическое или псевдо-религиозно-геройское насквозь коммерческое и лживое. Фамилий авторов не знаю. Но видел много. Пример- советские мозаики с космонавтами, комиссарами и целинниками. Терпеть не могу такую дрянь. А Дисней - очень круго. И Сутеев тоже! Пусть распускаются 100 цветов.
Андрей 3 августа 2016, 18:30
"...он смотрит на мир глазами христианина" Это сказано о Фильме "Утомлённые солнцем 2: Предстояние"? Очень субъективное интервью, выражено просто личное мнение батюшки и не более.
евгений 3 августа 2016, 13:41
Спасибо,Отче! Слава Богу,что в нашей Церкви есть такие разностороннеобразованные Священники. Ждем продолжения и развития темы.
Владимир Астраков 3 августа 2016, 13:38
Благодарю о. Леонида и Никиту Филатова за эту беседу. От всей души.
Беседа – глубокая, ясная и недвусмысленная. Всё чётко. Всё верно.
Эта беседа назидает так, КАК НАДО. Однозначно.
Мой совет всем, заглянувшим сюда: читайте, внимательно читайте...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×