Венчание – духовное основание семьи (+ВИДЕО)

Грамматика семейной жизни. Беседа 4-я

Почему обязательно надо венчаться? Какова символика колец и венцов? Почему жених и невеста стоят при венчании лицом на восток? Что значит выражение «любить, как самого себя»? Как правильно понимать слова: «Жена да боится своего мужа»?

Здравствуйте, дорогие друзья. Цикл бесед «Грамматика семейной жизни» продолжается, и сегодня мы поговорим о духовной жизни семьи и о начале этой духовной жизни, которым является Таинство венчания.

Таинство венчания можно сравнить с крещением – с крещением новой семьи. Вот ребенок рождается: получив жизнь от родителей, получив от Бога бессмертную душу, он приходит в этот мир, – но дитя нужно одухотворить, нужно посвятить Богу – освятить его в Таинстве Крещения. Так и семья. Создание семьи – это всегда тайна: два совершенно разных человека становятся единым целым, но этот союз нуждается в освящении – в Таинстве венчания.

У меня в руках Требник – книга, содержащая чинопоследования тех церковных Таинств, которые совершаются на приходе: это как раз Таинство венчания, но также Таинства крещения, елеосвящения и др. Сегодня я, кое-что даже прочитав вам из нее, расскажу об обручении и венчании.

О важности венчания

Обязательно ли венчаться? Да, брак обязательно должен быть освящен. А многие пары приходят в храм с сомнениями: «Мы пока не готовы к венчанию. Может быть, мы подумаем, а пока походим в храм…» Для людей церковных, верующих вопрос: а нужно ли венчаться? – вообще не может стоять. Если ребенок родился – его надо крестить; если создан молодой союз – его нужно одухотворить, посвятить Богу.

Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, гарантирующее крепкий брак

Начинать семейную жизнь нужно просьбой о помощи к Богу. Любое хорошее дело мы начинаем с молитвы: служим молебен перед путешествием, строительством дома и проч. И, естественно, перед строительством нашего семейного очага нужно сугубо помолиться Богу, и Господь дарует Свою благодать. Но Бог не спасает нас без нас. И Таинство венчания – это не какое-то магическое действие, которое свяжет пару на всю жизнь независимо от духовного состояния супругов, от их веры, и дальше уже всё пойдет у них как по накатанной дорожке, по хорошо проложенным рельсам. Конечно, любое таинство и даже любой обряд, например такой, как освящение машины, не действует без веры человека: если человек считает, что всё за него должен сделать священник, сам не прилагает никаких усилий, не молится, не собирается соблюдать правила дорожного движения, ясно, что это не поможет ему нисколько. В браке точно так же: супруги должны вести духовную христианскую жизнь, должны молиться друг за друга, должны быть православными христианами и должны, естественно, сами призывать на помощь силу Божию и верить в силу совершенного Таинства, в то, что Господь им поможет.

Обручение

Таинство венчания начинается с обручения. Обручение – это некое чинопоследование, даже еще не Таинство, при котором супруги обмениваются кольцами. Кстати, обручение в древности, в первые века, было обрядом не христианским: им сопровождалось юридическое оформление брака. Вот как сегодня в России, где Церковь отделена от государства, Таинство венчания совершается отдельно от оформления брака, а это оформление производится через регистрацию в ЗАГСе, такая же ситуация была и в Римской империи. Любой брак, который благословлял и венчал епископ, а позже пресвитеры, должен был пройти юридическое оформление. Так что в Таинстве брака две составляющих: одна – законная, другая – духовная.

Венчание. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru Венчание. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Обряд обручения совершался через обмен кольцами при подписании определенного брачного документа в присутствии свидетелей – Римская империя очень строго следила за записями гражданского состояния, за соблюдением законов и норм римского права.

То чинопоследование венчания, которое сейчас совершается в Церкви в положенные дни, складывалось веками – оно сформировалось где-то к XIV веку. Как венчали в первые века, нам сказать сложно. Но известно одно: епископ вот эту молодую пару, которая расписалась законно, поставлял в церкви, читал определенную молитву, благословлял ее, и они вместе причащались на Божественной Литургии. Отголосок этого совместного Причастия на Божественной Литургии – та общая чаша, которую пьют супруги во время венчания.

Итак, обручение. Супруги обмениваются кольцами – священник меняет их кольца. По строгой православной традиции, супруга носит золотое колечко, супруг надевает кольцо серебряное. Но на самом деле это не их кольца: супруг носит как бы кольцо супруги, потому что серебро – это символ Луны, того светила, которое получает свет от Солнца; а супруга носит колечко мужа – золотое, «солнечное». Зачем нужен обмен кольцами? Чтобы муж и жена всё время помнили друг о друге. Вспомним, что кольцо – без начала и без конца, это замкнутый круг – символ вечности и бесконечности. Этот обмен кольцами сравнивают с окольцеванием птиц; и в семинарии студентов, вступавших в брак, в шутку монахи называли «окольцованными», поздравляли своих однокурсников с «окольцеванием». В этой шутке ничего, мне кажется, обидного нет, ведь что значит быть окольцованным? Это значит, что ты кому-то уже принадлежишь. У окольцованной птицы есть хозяин, за ней наблюдают, определенные нормы ей предписывают…

Итак, священник властью, данной ему от Бога, меняет кольца пары, надевает кольцо жениха на палец невесты, а кольцо невесты – на палец жениха. Обычно кольца делаются по размеру руки того, кто будет его носить, потому что мужские пальцы крупнее женских, и собственно, каждый это кольцо не со своей руки снимает. Но все равно всегда надо помнить, глядя на свое кольцо, что это кольцо твоей супруги/твоего супруга, которое тебе вручено было при обручении.

Далее читаются определенные молитвы, провозглашается ектения, в которой испрашивается благословение и помощь на супружескую жизнь, и начинается непосредственно Таинство венчания.

Венчание

Я остановлюсь только на основных моментах этого Таинства, потому что формат нашей беседы не предполагает глубокого его исследования.

Вначале – мирная ектения, к которой кроме прошений обычных еще присоединяются прошения особые – о мире, любви, согласии, даровании чад супругам и благословении их совместной жизни.

Далее читаются три молитвы, в которых упоминаются ветхозаветные праведники, преуспевшие в жизни семейной: Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, Захария и Елисавета и прочие святые, которых мы почитаем как правило веры и образ кротости супружеской жизни и на которых мы равняемся в нашей семейной жизни.

Дальше следует само Таинство венчания: священник надевает на венчающихся венцы, поэтому Таинство и называется венчанием. Кстати, это тоже пришло не сразу, но в IV веке уже сложилось, потому что святитель Иоанн Златоуст о венцах уже пишет. Что же это за венцы? Святые отцы говорили так: это венец, с одной стороны, мученический. А люди получают венцы за какой-то подвиг, мученик венчается за верность, стойкость в исповедании Христовом. И супруги венчаются как люди, которые сохранили верность друг другу, свое девство, целомудрие до семейной супружеской жизни. Но венцы имеют также значение венцов царских: создается как бы новое царство – семья, где есть свой царь и своя царица, а раньше эти люди жили в доме своих родителей, где они не были хозяевами, – сейчас же начинается новый этап их жизни. Будут у царя и царицы и подданные – дети. И недаром митрополит Антоний Сурожский напоминал о том, что в древности венчающихся называли «князь и княгиня». Так вот эти венцы – символ их власти, венчания на новое царство.

Дальше следует очень важное чтение из Апостола – Послание к Ефесянам апостола Павла о том, каковы обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Тут раскрывается и глубина венчания. Ведь православное венчание – это образ сочетания Христа и Церкви. Как Христос есть глава, «спаситель тела», как говорит апостол Павел, то есть Церкви Своей, а невеста Христова – это Церковь, и Господь готов душу Свою положить за Церковь, что Он и сделал, принеся за нас за всех великую Жертву на Кресте; так же и муж готов пожертвовать для жены самым важным, самым дорогим в жизни, если это понадобится. «Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и той есть спаситель тела, но якоже Церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем. Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню» (Еф. 5: 23–25). Здесь сказано о том, как Церковь должна повиноваться Христу и как Христос должен заботиться о Церкви, быть главой Церкви. И муж, как глава церкви – семьи, этой малой церковной общины, сравнивается со Христом. Есть у семьи такое название – «малая Церковь», «домашняя Церковь».

Почему семья – малая Церковь? Мы знаем, что Господь создает род человеческий как семью – сначала как семью Адама и Евы, потом – как Церковь Божию. И даже монастырь – это образ семьи, где люди называют друг друга «братья во Христе» или «сестры во Христе» под началом единого отца, например, игумена. Потому что человек не спасается поодиночке – человек спасается в общине. Взаимодействуя друг с другом, служа друг другу, мы спасаемся. И самая главная задача создания семьи – это как раз спасение ее членов: мы вместе идем ко спасению. Недаром при Таинстве венчания мы смотрим в очень правильном направлении – на восток, и супруги стоят не лицом друг к другу, а поворачиваются друг к другу только когда поздравляют друг друга, целуют друг друга в конце Таинства венчания… Но смотрят они, стоя рядом, держа в руках зажженные свечи, как раз в восточную сторону – то есть вместе идут ко Христу. Как сказал еще Антуан де Сент-Экзюпери: любящие – это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону. Для нас как раз эта сторона самая главная – восточная.

О муже и жене в этой малой Церкви можно сказать еще и так: муж – глава, он как бы первосвященник; жену сравнивают с диаконом – это вторая степень священства – служителем; слово «диакон» так и переводится: слуга, служитель при совершении таинств. А их дети – «се аз и дети, которых дал мне Бог», – это прихожане малой Церкви. Задача этого семейного корабля – спасение: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20) – это самое важное, для чего мы совершаем венчание, для чего мы благословляем брак как малую Церковь.

Кстати, некоторые элементы венчания очень схожи со священнической хиротонией: священника так же водят вокруг престола, как супругов водят вокруг аналоя, и поют такие же песнопения, только немножко в другом порядке. Как священник венчается Церкви, так и жених венчается своей невесте.

Дальше говорится – и это тоже очень важный момент – об обязанностях мужа: «Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самаго любит. Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь» (Еф. 5: 28–29). То есть невеста, жена будущая сравнивается с телом мужа. Есть такое выражение: любить, как самого себя. Некоторые считают, что это как-то пламенно, особой какой-то любовью. Но у этого выражения совсем иной смысл. Каждый из нас хочет, чтобы его уважали, жалели, почитали, о нем заботились, – вот что значит «любить, как самого себя». Никто не хочет, чтобы ему делали замечания, пилили его бесконечно, не по-доброму относились, обязанности свои не выполняли… Всё ведь очень просто: ты себе не желаешь зла – и другому не делай; ты себе желаешь добра, хорошего к себе отношения – поступай так же по отношению к другим.

Но в этом читаемом на венчании отрывке из Послания апостола заповедуется и большая любовь: мужу заповедуется любовь к своей жене такая, какова любовь Христа к Церкви. А что Христос сделал для Церкви? – Он отдал за нее жизнь. Мы себя любим какой любовью? – Мы себе вредить не будем. Но ради наших близких мы можем пойти на что-то в ущерб себе. Когда заболеет родной человек, например ребенок, я думаю, что любой нормальный родитель ничтоже сумняшеся отдаст почку свою для него, если надо; отдаст и вторую, отдаст жизнь, продаст квартиру, чтобы ребенок жил, чтобы он был здоров… И любого близкого и дорогого тебе человека ты любишь даже в ущерб себе, то есть получается, что ты его любишь даже большей любовью, чем любишь самого себя. Это высшая любовь, которую нам Господь заповедовал в Таинстве венчания, и это очень хорошо раскрывается в читаемом Апостоле.

Боязнь – это некий трепет, трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть его

Последние слова из этого Апостола: «А жена да боится своего мужа» (Еф. 5: 33). Обычно какой-нибудь громогласный чтец или диакон на всю церковь это возглашает, и все тут же в трепет приходят, кто-то начинает улыбаться, вспоминая какие-то истории из жизни. Что значит: «Жена да боится своего мужа»? Во-первых, вспомним, что сказано у апостола Павла до этого: «Обаче… кийждо свою жену сице да любит» (Еф. 5: 33), то есть так любит, как было сказано, – как Христос любит Церковь. А что значит «а жена да боится», что значит «боится»? Как и многие русские слова, слово «боится» имеет очень много значений. Знаем мы, например, слова псалмопевца Давида: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2: 11), то есть боязнь – это как раз некий трепет, это трепетное отношение. Это не боязнь какого-то наказания, деспотии со стороны мужа – это боязнь оскорбить, обидеть любимого, дорогого, близкого человека. Вот эту боязнь как раз должна чувствовать жена к своему мужу.

Дальше читается всем известное Евангелие о том, как Господь присутствовал на браке в Кане Галилейской и благословил этот брак, совершил там первое чудо – претворения воды в вино. Митрополит Антоний Сурожский, толкуя этот отрывок, говорит о том, что в супружеской жизни может наступить момент, когда люди исчерпают ресурс любви, когда их отношения начинают охладевать, – и вот тогда им нужно особенно просить у Бога помощи, заступничества, чтобы восполнить эти опустевшие сосуды их души, их любви новым вином, новой благодатью Божией, которую Господь, естественно, дает.

Потом супруги водятся вокруг аналоя – в символ вечности, бесконечности, радости. Как при Крещении человек водится вокруг купели. После этого следует снятие венцов через какое-то время и поздравление новобрачных – на этом заканчивается Таинство венчания.

***

Муж должен заботиться о духовном воспитании супруги, должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены

Несколько слов о духовной жизни семьи. Духовная жизнь в семье, собственно, и проистекает из Таинства венчания. Семья – это малая Церковь, как я уже говорил, и супруги должны не только решать задачи по воспитанию детей, экономические какие-то проблемы и прочее. Главная задача супругов – спасение. Чтобы вместе быть не только здесь, но вместе быть и в вечности. Вместе друг с другом и со своими детьми. И, как напоминал святитель Иоанн Златоуст, задача и обязанность мужа – заботиться не только о духовном воспитании своих детей, но и о духовном воспитании супруги, то есть муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля. И да поможет Господь вам всем в этом очень непростом, но очень благодатном, очень спасительном, очень счастливом семейном плавании! Храни всех Господь и Матерь Божия!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Семейная иерархия (+ВИДЕО) Семейная иерархия (+ВИДЕО)
Прот. Павел Гумеров
Семейная иерархия (+ВИДЕО) Семейная иерархия (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 6-я
Протоиерей Павел Гумеров
Кто должен встать у руля семейного корабля? Глава семьи – деспот или мудрый руководитель? Что делать жене, если муж не хочет заботиться о семье? И как мужчине стать настоящим мужчиной?
Правила семейной жизни (+ВИДЕО) Правила семейной жизни (+ВИДЕО)
Прот. Павел Гумеров
Правила семейной жизни (+ВИДЕО) Правила семейной жизни (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 5-я
Протоиерей Павел Гумеров
По какой причине чаще всего распадаются браки? Надо ли стремиться «переделать» другого человека? Как поступать, когда возникают какие-то противоречия? Какие правила соблюдать, чему следовать и чего избегать, чтобы жить долго и счастливо?
Первый год в браке (+ВИДЕО) Первый год в браке (+ВИДЕО)
Прот. Павел Гумеров
Первый год в браке (+ВИДЕО) Первый год в браке (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 3-я
Протоиерей Павел Гумеров
О том, что помогает преодолеть трудности первого года брака, какие привычки должны стать нормой, стоит ли бояться конфликтов, как строить отношения с родителями и что помнить супругам о разности мужской и женской психологии.
Отношения до брака (+ВИДЕО) Отношения до брака (+ВИДЕО)
Прот. Павел Гумеров
Отношения до брака (+ВИДЕО) Отношения до брака (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 2-я
Протоиерей Павел Гумеров
Почему так важен «конфетно-букетный период» отношений? Что обязательно надо обсудить будущим супругам? Как быть с недостатками избранника/избранницы?
Решение вступить в брак (+ВИДЕО) Решение вступить в брак (+ВИДЕО)
Прот. Павел Гумеров
Решение вступить в брак (+ВИДЕО) Решение вступить в брак (+ВИДЕО)
Грамматика семейной жизни. Беседа 1-я
Протоиерей Павел Гумеров
Почему люди долго не решаются вступить в брак? Какова цель брака с точки зрения христианской? Следует ли безоглядно поддаваться чувству влюбленности? И о чем задуматься, выбирая спутника жизни?
Комментарии
Петр25 июня 2016, 00:26
Elizabeth23 июня 2016, 23:00 "В офисе как раз особо не посоветуешься, есть начальник, и все равно решает он". Это в плохом офисе, в "офисе" совкового типа. В хорошем офисе - командная работа. Т.е. как раз как вы описали - учитываются все мнения, вырабатывается общее решение. НО это не делает офис семьёй! Хотя кому как, многим в наше время офис вполне семью заменяет, увы. "Если кто вообще хочет сама командовать, и такое ведь бывает, а второго это устраивает - почему бы нет?" Потому что это глубоко нездоровая семья, где жена "хочет сама командовать". Тут уже привели слова Апостола: "мужу глава Христос, жене глава - муж"(1 Кор. 11:3). Это не чьи-то домыслы и даже не "Домострой". Это Новый Завет, основа нашей веры и нашего спасения. Думайте сами...
Elizabeth23 июня 2016, 23:51
В офисе как раз особо не посоветуешься, есть начальник, и все равно решает он, такой вот глава)). Ответственность тоже его, кстати. А семейная жизнь все же более многогранна нежели офис. И женские журналы тут не при чем (я их с роду не читала ибо действительно очень избито и плоско.) Но многим мужчинам тоже ведь интереснее с женщиной, с которой можно и посоветоваться и вместе принимать решения. (Равноправие, кстати не означает одинаковость, если что). Да и потом тут дело не в "хочу равноправия и дайте мне его" - а пусть каждый выстраивает так, как ему подходит, если кому-то нужен заслон - пусть живет так, если кому-то нужно равноправие - его/ее право. Если кто вообще хочет сама командовать, и такое ведь бывает, а второго это устраивает - почему бы нет? Нет универсальных рецептов и очень однобоко высказываться что только так верно и никак иначе. Хотя бы потому что в таком случае получается, что неправославные семьи в принципе не могут быть крепкими и хорошими, а ведь это не так.
С.С.23 июня 2016, 21:29
А по-моему, это просто скучно, пошло, шаблонно и банально - "хочу в браке равноправия, хочу партнерских отношений!". Все эти избитые "премудрости", почерпнутые из женских журналов навевают тоску. Понятно что сейчас так живут миллионы вокруг нас, но глядя на них становится как то очень скучно и тоскливо. Продолжение серой, унылой офисной жизни: "мы партнеры...". Церковное, уходящее в глубину столетий учение о браке как о Таинстве куда интереснее и заманчивее. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Что называется, почувствуйте разницу...
Петр23 июня 2016, 18:41
lizabeth18 июня 2016, 21:00 "Советоваться - да, прислушиваться - да, решать важные вопросы вместе - да... И да, быть партнером." Это не семья, это ОФИС))
Василий23 июня 2016, 12:58
Elizabeth21 июня 2016, 09:00 "традиционный" и "правильный" - это отнюдь не синонимы". Если речь идет о православной традиции, то это как раз синонимы.
Elizabeth21 июня 2016, 23:06
Знаю не одну прекрасную семью где люди прожили жизнь без главенства и может не по традиции (хотя бы по причине советского времени), но в любви и уважении. Кто-то был воцерковленный, кто-то нет. Самонадеянными никак нельзя было их назвать. После них не осталось обломков, но остался пример для нас.
Иоанна_21 июня 2016, 17:13
Элизабет, НИЧЕГО нельзя устроить правильно БЕЗ Бога. Всё развалится, рухнет, а обломки больно пришибут самонадеянных "устроителей". Проверено многократно.
Elizabeth21 июня 2016, 09:45
"традиционный" и "правильный" - это отнюдь не синонимы.
Иоанна_20 июня 2016, 13:05
Elizabeth, есть БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ о семье, и в нём муж и жена отнюдь не равные "партнёры", а вот как: муж глава жене. И тот, кто попирает Божий замысел, ни много ни мало - воюет на Бога. Без последствий это, как понимаете, не останется. А кто больше зарабатывает (пока детей нет), кто именно готовит обед, а кто бегает с пылесосом - это мелочи. Также мне непонятно, почему (по-вашему) традиционная, то есть ПРАВИЛЬНО устроенная семья исключает взаимное уважение, общие интересы и совет по тем или иным важным вопросам. И когда вы будете на 9-м месяце беременности и не сможете без помощи даже выйти из машины, а рядом будет ещё один 2-летний ребёнок, или даже не один, тогда вы поймёте, что очень даже неплохо, когда есть на кого опереться (в прямом и переносном смысле) и за кого спрятаться.
татьяна татьянина20 июня 2016, 01:23
а я была венчана, любила сильно, мечтала о семье, детях, но не случилось... две замершие беременности, соответственно две чистки, гулящий муж и развод. Муж тут же женился. Я живу в сожительстве, в брак на аркане не затащишь, говорит: "и так хорошо". Зато какая-то иллюзия защиты и помощи...,да и тоска не так берет. Вот так вот у меня...
Elizabeth19 июня 2016, 22:50
Иоанна_: вышла замуж потому что люблю этого человека, какие тут могут быть вопросы... А не потому что хочу за ним спрятаться. При этом советуемся, уважаем интересы другого, - есть общие (много), есть отдельные (несколько). Уступаем, помогаем друг другу. Без каменных стен. Сейчас муж зарабатывает намного больше, два года назад я зарабатывала. Каждый старается по мере возможностей и в зависимости от ситуации. А при принятии решений - в чем-то он лучше, в чем-то я, каждый ответственен за то, что у него лучше получается. На кухне муж кстати - абсолютный глава, потому что любит и умеет готовить, а я не люблю, и не хочу в это вмешиваться :).
Елена19 июня 2016, 22:34
Elizabeth. Вы говорите о браке, как о работе - "партнеры", "уважал мои интересы". Сегодня один "партнер", завтра - другой. В статье речь идет о том, что между мужем и женой должно быть духовное единство, они - одно целое, и для женщины, если она любит, совершенно естественно слушаться своего мужа, и это, представьте себе, большое удовольствие и ни с чем не сравнимая радость. А взаимное уважение и доверие естественно будет там, где люди больше думают о другом человеке, своей половинке, а не о себе (чего не скажешь о партнерских отношениях). Когда Вы действительно, по-настоящему кого-то полюбите, Вы по-другому посмотрите и на эту статью, и на брак, и на мир в целом. Желаю Вам любви животворящей!
Иоанна_19 июня 2016, 19:36
Elizabeth, а зачем вам выходить замуж/жениться (нужное подчеркнуть)? Взаимно уважать, настаивать на равноправии, требовать соблюдения интересов, советоваться и решать важные вопросы гораздо лучше в деловом партнёрстве, и дешевле обойдётся, поверьте!
Александр Давыденко19 июня 2016, 13:12
Соглашусь с Elizabeth, подчинение жены мужу было характерно для эпохи Античности, Средневековья и Раннего Нового Времени, поскольку в аграрных обществах занятие сельским хозяйством при низком уровне техники требовало колоссальных физических затрат, которых понести мог только мужчина. И тут действительно супруг выступал кормильцем и добытчиком и пользовался безраздельной властью в семье. Сейчас не так - современный муж не способен осуществлять свои властные функции, ввиду того, что в городских условиях, работая зачастую на одной и той же должности, либо оба супруга зарабатывают поровну, либо жена зарабатывает больше мужа, поэтому никакого "муж - глава семьи" не получится. Конечно, можно по разному к этому относится, но Карл Маркс был прав: "Бытие определяет сознание!"
Yana19 июня 2016, 00:56
Автору большое спасибо за статью! А далее хотелось бы ответить Георгию. я не замужем и никогда не была, а уже 34 года!!! Родила ребёнка, воспитываю одна и особо не горюю, хотя прекрасно понимаю,что такая ситуация неправильная со всех точек зрения,ведь на самом деле большинству женщин хочется полноценной семьи,чтобы у детей был отец,а брак был законным, а не сожительством. А я ещё мечтала и о венчании, но вышло иначе... Во многом виноваты сами женщины...сначала ждут принца,а потом,разочаровавшись в собственных пустых фантазиях,хватают лишь бы кого и тащут на себе несостоявшигося мужчину. Разумеется,рано или поздно устают от этого и решают,что одной и лучше,и проще, и дешевле. А если есть ребёнок,то содержать,как например в моём случае,еще и мужа - непризнаного гения,очень накладно,да ещё и жалеть и выражать сочувствие... И тогда нужно сделать выбор, а интересы ребенка всегда для женщины важнее всего! Подводя итог,хочу сказать,что я далеко не лучший пример для подражания, и на основании своего опыта теперь уже считаю,что нельзя иметь добрачных отношений,надо выходить замуж,обязательно венчание для православных людей,рожать не одного ребёнка, а хотя бы двух-трёх по возможности,уважать мужа,советоваться с ним,вместе принимать важные решения,быть настоящей малой церковью. Очень надеюсь, что смогу воспитать так свою дочь,а Бог простит по молитвам мне мои ошибки,и подарит ей иную судьбу,пошлет надежного мужчину,чтобы быть действительно ЗА мужем! Моё мнение,что никто из женщин так уж сильно не стремиться входить в горящие избы и коней тормозить,так ведь,а если больше некому, то как быть?!
Elizabeth18 июня 2016, 21:55
"хочется подчиняться,слушаться,быть под защитой мужской"... совершенно не хочется.
Советоваться - да, прислушиваться - да, решать важные вопросы вместе - да, уважать - да. Но не подчиняться и не следовать.
И да, быть партнером.
Никто не кого не должен обеспечивать - каждый пусть вносит посильную лепту в семью в зависимости от возможности, ситуации и - если есть возможность - выбора. Главное чтоб обоим было хорошо. Если муж хочет быть в декрете а жена работать - пусть так. А "кормильцы-защитники"- это какая-то устаревшая идеология. Любишь и уважаешь не за то, что он тебе деньги приносит или "защищает", гораздо важнее, чтоб он уважал мои интересы, как и я его.
Георгий17 июня 2016, 09:34
Последнее время только и слышу от женщин - свобода, не хочу быть ЗА мужем, хочу быть партнером - другом и т.п. Или даже больше, я буду вести себя так как хочу, а муж должен мне все позволять давать деньги и не лезть в мои дела, вот тогда я буду его любить, а если по другому, то он "тиран". И так как я работаю психологом, то могу вас уверить - это какая то эпидемия. Причем мужья не пьют, не "гуляют" - обычные семьи, иногда венчанные, прожили от 5 до 16 лет в браке, есть дети, оба работают с неплохим заработком и вот такое. С позиции психологии можно объяснить все, но это какой-то нравственный, духовный излом происходит у женщин. И до конца причину понять я не могу. Буду искренне рад услышать другое мнение, особенно от не замужних женщин, у которых еще сохраняются ориентиры на семью
olga16 июня 2016, 17:15
" Да убоится жена, мужа своего " по толкованию Святителя Иоанна Златоуста - убоится потерять. Когда мужа любишь, тогда жалеешь, а когда жалеешь его душу ,о Господе, тут уже всё интересно. Тут тебе ,во истину,и Церковь Христова, и Афон, и Иерусалим. У апостола Павла в одном из посланий есть строки о том , что человеку способствовавшему спасению души другого человека, Господь простит множество грехов. Простите, смысл передаю по памяти. Получается, из слов апостола, что приводя к Исповеданию Святой веры, жена обретает голову ,то есть главу, прежде утраченную, - свою голову. В метафизическом, мистическом смысле приобретает путём молитв и покаяния целостность своего, личного бытия, а потом и мужа, как части единого целого. Ибо восполняя себя Богу, она со-работает Богу по спасению души СВОЕЙ и своего мужа. Спасибо! ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Елена16 июня 2016, 09:48
"Муж должен быть всё время как бы на несколько шагов впереди жены – не супруга должна его тянуть сначала к Таинству венчания, потом к первому Причастию и т.д., а супруг должен идти во главе, впереди этого малого церковного корабля".
Как мудро. Спасибо отец Павел, всегда думалось об этом. С мужчинами которых нужно вести к первому причастию не интересно, хочется подчиняться,слушаться,быть под защитой мужской и видеть в нем как раз человека преуспевающего на несколько шагов. Этого хочет каждая "нормальная" женщина.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×