Феодоровская икона Божией Матери
|
14 марта (27 марта по новому стилю) Православная Церковь чествует особую, судьбоносную для России и особенно для ее высшей государственной власти чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Именно эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления русского государства после долгих лет унижений и нестроений. Вот рассказ о Феодоровской иконе из "Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского), изданных Сретенским монастырем.
Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии ее в 1613 году Марфа Иоанновна благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясенный самозванцами и поляками, и сын ее изъявил свое согласие принять царское кормило правления. В столь смутные времена, каковы были пред воцарением Михаила Феодоровича, мать его долго не соглашалась на высокое призывание сына своего, и сам он страшился и уклонялся от этого призывания. Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову Которой вверена Православная Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его, в Кострому, о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийкий престол.
"Челом бити благоверной Государыне Марфе Иоанновне, и благоверному Государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина - Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-Новаго монастыря архимандрита Иосифа и Троицы-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского от царского же синклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось. В следующий день, 14 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града и, быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь Живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства и от христоименитого народа Российской державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича Царем и Государем на Московское государство и над прочими государствами Российской державы, и чтобы и благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрел. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: "яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще, недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единородного чада". После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице-Сергиевский келарь Аврамий образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице, и твердым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: "для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мире, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога". Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слезы умиления пред образом Пречистой Богородицы, мать берет сына своего и предает покрову Заступницы Небесной. "Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству". Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: "се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться". Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся пред иконою Богоматери и произнес: "Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако", и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречен был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевскаго монастыря, волею Божиею и Московскаго государства всех чинов хотением.
Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровския иконы в память этого избрания.
Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полпуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С ней ежегодно бывают крестные ходы в день Пятидесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь. Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются пред нею усердствующие.
Смотри также:
Новости:
|