Сейчас, на рубеже веков и тысячелетий, в 2000 году, многочисленные
газеты, журналы, радио и телекомпании проводят опросы своих читателей,
зрителей и слушателей, задавая им один и тот же вопрос: «Какое событие,
случившееся в ХХ веке, Вы считаете самым важным и наиболее глубоко
повлиявшим на современную историю человечества?» Ответы случаются
разные, но наиболее часто люди сходятся на том, что таким событием
было открытие ядерной энергии, ее использование в военных и мирных
целях. Кто-то говорит, что событием №1 является выход человека в
космос во всех его ипостасях, реже упоминается открытие клонирования
как высшего достижения биологии, трансплантации жизненно важных
органов человека и т.д. Но, наверное, справедливости ради надо обратить
внимание на совершившуюся в ХХ веке глубочайшую революцию в области
информации, без которой все вышеперечисленные «события» были бы
невозможны.
В самом деле, именно способность человека и человечества
накапливать, обрабатывать, мобилизовывать общепланетарный информационный
ресурс для решения насущных научно-технических проблем стало решающим
фактором ускорения прогресса во всех направлениях творческой деятельности
человека. В доисторические времена, когда вся доступная информация
хранилась только в живой памяти людей и передавалась только устной
речью, ее распространение было крайне ограниченным и объемы крайне
скудными. Ее негде было хранить. С изобретением письменности люди
открыли потрясающую возможность накапливать информацию от поколения
к поколению. Сначала это были записи клинописью на камнях, затем
на папирусных свитках, глиняных дощечках и т.д. с весьма ограниченным
радиусом распространения. Гутенберг – отец книгопечатания – дал
миру перспективу широкого тиражирования уже накопленной информации.
Первые книги были дороги и обладание ими было признаком принадлежности
к превилегированным слоям общества, но неугасимая жажда людей к
знаниям привела к упрощению и удешевлению процесса книгопечатания.
Наступило время, когда газеты и журналы стали основной формой распространения
информации на Земле. Платная реклама сделала газеты и журналы еще
более дешевыми для обычного потребителя. Сейчас они повсеместно
предлагаются по цене, которая ниже себестоимости их изготовления.
В ХХ веке получили мощное развитие такие средства
информации как радио и телевидение. Использование искусственных
спутников Земли для телекоммуникаций превратило всю нашу планету
в единое информационное пространство. Какое-то время, в разгар холодной
войны, отдельные страны пытались отгородиться от мирового информационного
поля искусственно создавававшимися «техническими барьерами» в виде
систем глушения, создания помех и пр. Однако, все эти попытки оказались
обреченными на провал.
К середине ХХ века сложилась ситуация, когда человек
в любой точке мира мог при желании получить любое печатное издание
или поймать нужную радиопередачу или настроиться на определенную
телепрограмму. Сформировалась система множественности информационных
окон, куда мог обратиться любой интересующийся в поисках нужного
ему материала. Но людям свойственно стремиться к идеальному. Создание
персональных электронно-вычислительных машин, соединение их в единую
паутинную сеть во всем мире дало начало существованию Интернета,
представляющего на сегодняшний день наиболее совершенную всемирную
информационную систему. Всего 30 лет насчитывает Интернет, но его
постоянными пользователями являются сотни миллионов людей на всем
земном шаре. Только в России, отставшей по понятным причинам от
темпов мирового развития, насчитывается более 4 миллионов индивидуальных
и корпоративных пользователей Интернета. В форме Интернета нашла
свое решение так называемая проблема «единого окна», когда человек
в поисках нужной информации может не рыскать по различным источникам,
оторванным пространством и временем друг от друга, а отыскать все
необходимые сведения не сходя со своего рабочего места.
Интернет открыл перед пользователями возможность
не только искать и находить нужную информацию, но и предоставлять
свою собственную информацию в пользование всем заинтересованным
лицам (за плату или бескорыстно). Человек становится не только потребителем,
но и производителем информации. «Интерактивность»!
Люди давно заметили, что информация является очень
дорогостоящим товаром, обладающим одним уникальным свойством, отличающим
его от других товаров. Она похожа на сказочный «неразменный рубль»,
на неиссякаемый источник в том смысле, что сколько бы информации
вы ни передали своим клиентам и партнерам, вы все равно остаетесь
с этой информацией, как со своей собственностью. Любой товар вы
утрачиваете при сделке, получая взамен либо деньги, либо другой
товар. Только информация при обмене ею делает людей богаче и при
этом первоначальный владелец ничего не теряет.
Легкость распространения информации, разумеется,
порождает соблазн использовать ее для решения пропогандистских задач,
для целей прозелитизма. Этот феномен сразу же проявился, когда средства
информации стали называться «средствами массовой информации». Очевидно,
что тот, кто обладает наибольшими техническими возможностями для
распространения своей информации, получает колоссальные преимущества
в борьбе за умы людей. Человек так уж устроен, что он, если не обладает
соответствующим жизненным опытом и необходимым уровнем интеллектуального
развития, становится уязвимым для информационного внушения. Многократное,
навязчивое повторение той или иной точки зрения может превратить
человека в адепта той или иной позиции, того или иного взгляда на
вещи. Даже достаточно просвещенный немецкий народ стал жертвой нацистского
обмана, убедившего его в том, что он является «представителем высшей
арийской расы» на Земле и, соответственно, имеет право на эксплуатацию
или даже истребление других «неполноценных» народов, к которым отнесены
были и славяне.
Уберечь людей от одностороннего воздействия адресно
направленной пучковой информации – одна из задач русских православных
патриотов. Распространение объективной информации, честно, непредвзято
трактующей многие стороны жизни нашего народа или событий в мире,
становится насущной потребностью. Это и есть практическое осуществление
свободы людей на доступ к альтернативным источникам информации.
В России это имеет особое значение в силу высокой степени монополизации
средств массовой информации и опасности тех процессов, которые раньше
в годы холодной войны называли «промывкой мозгов», а сейчас почему-то
стали именовать «запудриванием мозгов». Непредубежденный пользователь
Интернета сможет без особого труда убедиться, что информация о России,
исходящая из западных источников, весьма часто бывает окрашена во
враждебные нашей стране тона. Она отражает многовековое отношение
к России как к враждебному государству, европейский снобизм и чванливость
по отношению к российской самобытности.
Предвзятое отношение четко просматривается со стороны
западных источников по отношению к Русской Православной Церкви,
которую сейчас, после крушения СССР и уничтожения коммунистической
власти, противники России рассматривают в качестве главной цели
своей разрушительной работы. Просто поразительно, насколько терпимо
относятся на Западе ко многим автокефальным, как раскольническим,
так и православным Церквам, существующим и действующим за пределами
России, в том числе и к Зарубежной Православной Церкви, и насколько
враждебно в целом отношение к Русской Православной Церкви, к Московской
Патриархии.
Для всех русских патриотов, крайне важно оснащаться
интеллектуальными доспехами при работе с множащимися и нарастающими
потоками информации в мире и в сетях Интернета в частности.
|