Говорить ли детям о мучениках?

Наступающий 2017 год – столетие революций и начала гонений на Церковь. Еще один повод вынести уроки из этих страшных событий, изменивших всю нашу жизнь. Вспоминая события прошедшего столетия, нельзя не остановиться на подвиге новомучеников и исповедников. Но как говорить детям о мучениках? И стоит ли это делать вообще?

    

Этот вопрос не праздный. Посещая школы, проводя уроки в разных классах, мне всегда удавалось найти тему для беседы со школьниками разных возрастов. Учителя часто шли на встречу, видя в таком сотрудничестве еще одну возможность рассказать детям о чем-то новом, взглянуть на знакомые вещи с другой стороны. Это касалось и «общецерковных» тем. Каждый год в рамках Рождественских чтений предлагается новая тема. Так, в 2015 году в рамках темы «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» не возникало вопросов, как и о чем вести беседы с детьми. Тема этого года – «1917–2017: уроки столетия». Говоря о событиях 1917 года, невозможно обойти стороной страшные гонения и мучения огромного количества наших соотечественников, многих из которых мы сейчас прославляем как святых новомучеников. Существуют противоположные мнения относительно того, стоит ли говорить детям об этом. Как-то я разговаривал с женщиной, в семье которой дедушка был репрессирован, остался жив и сам после всех мучений просил ничего не рассказывать детям. Поэтому в ее семье эту тему обходят стороной, и она не собирается рассказывать своим детям о тех событиях. Знаю также семью, в которой два человека прославлены в лике новомучеников, и эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании.

Эта память бережно хранится и передается детям, являясь неким ориентиром в духовном воспитании

Что для нас вообще память мучеников? Безусловно, они образец веры, стойкости, пример несения своего креста даже до смерти. Но и взрослый воцерковленный человек, читая жития древних мучеников, не вполне отождествляет себя с ними. Да, мы можем восхититься их подвигом, можем всем сердцем принимать ту Истину, ради которой они шли на мучения. Однако ипподромы, растерзание дикими животными и прочее, о чем мы читаем, для нас как будто не из этой жизни. Мы не можем себе представить, что это могло бы произойти в нашей жизни, ведь явно поклоняться императору нас не заставляют…

В случае с новомучениками совсем другое дело! Они не только наши соотечественники, но и наши современники. Они говорили на том же языке, ходили в те же храмы. У нас есть их фотографии и письма, они нам близки. Те муки, испытания, через которые им пришлось пройти и пронести свою веру, более понятны нам. Яснее открывается тот ужас расчеловечивания и беснования мучителей, ярче горит подвиг веры наших родных святых.

Потому и пример святых новомучеников для нас столь ценен. Это не чудесная «сказка» о подвигах далеких людей из далеких стран – это наша с вами жизнь, наш с вами выбор. Самая что ни на есть Правда.

Об этой Правде говорил святейший Патриарх Кирилл в своей недавней проповеди в Воскресенском храме в Цюрихе: «О чем же свидетельствовали древние мученики? О Христе Распятом и Воскресшем. Их заставляли молчать, принуждая силой римского государства, но они все равно свидетельствовали о Христе, и насильственная смерть этих людей является их великим свидетельством о правде Божией». Это в полной мере относится и к мученикам нового времени. Слово «мученик» с греческого и переводится как «свидетель».

События последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать

Вот об этой правде нам нужно говорить детям. Но ведь большинство школьников из нецерковных семей, многие не православного вероисповедания, да и школа у нас целиком светская. Учителя также по-разному воспринимают человека, пришедшего говорить детям о вере, да еще если у него на груди висит большой крест. И все же всегда можно найти слова для разговора о правде в любой аудитории. Так и мученики свидетельствовали о вере не громкими словами о Христе, а своей жизнью. Вот об этой жизни и стоит говорить детям. У нас должны быть герои не только из комиксов, но и те, подражание которым может сделать человека лучше. Тем более что события последнего столетия – это наша история. Ее не вычеркнуть и не замолчать. И хорошо бы современным школьникам ее знать.

Конечно, в каждом возрасте у детей свое восприятие, разный опыт и знания. Не вся информация для них нужна и полезна. Потому и рассказ о новомучениках должен быть построен с учетом всех этих особенностей.

    

В сердцевине иконы новомучеников и исповедников Церкви Русской – царская семья. Она олицетворяет ту трагедию, которая произошла с нашим народом. И о ней, конечно, нужно говорить. Тем более что личность последнего императора, царя-мученика за последние сто лет была многократно оболгана. Да и сейчас, в столетие страшных событий, этот устоявшийся образ Николая II никуда не ушел из умов людей. Даже фильмы снимают о нем, основанные не на исторических фактах, а на вымысле и клевете. А ведь есть что рассказать детям о жизни императора как истинного христианина, семьянина, претерпевшего все даже до смерти за свой народ.

Или еще прекрасный пример для детей – преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Принцесса, у которой было все, что только можно было пожелать! Приехала в Россию, всем сердцем приняла Православие. Она – образец настоящей христианской любви. После страшной смерти мужа целиком посвятила себя служению Богу и людям. Она основала обитель милосердия, в которой сама неутомимо помогала страждущим. После революции ее не раз пытались «спасти», вывезти из бушующей страны. При содействии немецкого кайзера у нее были для этого все возможности. Но она отказалась – ведь теперь в революционной Москве люди как никогда нуждаются в помощи. Недаром ее называли Белым Ангелом. Ее святость была несовместима с идеалами революции, с новой властью. И эта власть сначала арестовывает Елисавету Феодоровну, а 18 июля 1918 года, вместе инокиней Варварой и некоторыми членами царской фамилии, ее сбрасывают в шахту под Алапаевском. Так святая княгиня удостоилась от Господа мученического венца.

В большинстве традиционных епархий Русской Православной Церкви есть святые мученики, жившие, несшие свои труды и пострадавшие в тех местах. Рассказы о них могут быть интересны детям, живущим там, где жили эти святые.

    

Так, например, в подмосковном селе Усово жил священномученик Сергий Махаев.

Само село принадлежало великокняжеской чете – великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елисавете Феодоровне. При них было построено две школы для мальчиков и для девочек, один из первых родильных приютов. В здании бывшей церковно-приходской школы до сих пор размещаются начальные классы современной школы. Ученикам этой школы можно рассказать, чем они связаны с преподобномученицей Елисаветой и священномучеником Сергием.

Отец Сергий вырос в Усово, его отец протоиерей Константин Махаев 58 лет, до последних дней, служил в Спасском храме. Отец Сергий имел незаурядные педагогические способности и особое горение в деле воспитания детей. С момента окончания семинарии он все время преподавал в различных школах и училищах. (Даже после революции он не оставил преподавание Слова Божьего. Первый его арест был «по подозрению в преподавании Закона Божия детям»). Великая княгиня Елисавета Феодоровна хорошо знала семью и самого отца Сергия и поэтому, когда она стала попечителем Московской Иверской общины сестер милосердия Красного Креста, к вновь построенному храму при общине по ее ходатайству был определен отец Сергий. Там он прослужил с 1900 по 1919 годы. Как пастырь он также снискал любовь и уважение людей. После революции ревностный пастырь был назначен настоятелем храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Большой Якиманке, а последним местом его служения стал Богоявленский собор города Ногинска (Богородска) Московской епархии. Отец Сергий арестовывался в 1922 и 1924 годах, а в 1937 году его в последний раз арестовали за «контрреволюционную агитацию». По решению тройки НКВД он был приговорен к смертной казни и 2 декабря 1937 года священномученик Сергий Махаев был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. В этот день Святая Церковь праздновала память святого мученика Варлаама.

Хочется отметить, что память о новомучениках очень важна для нашего народа, если мы хотим сохранить духовную преемственность и не повторять тех страшных ошибок, которыми полна наша история. Рассказывать о святых новомучениках можно и нужно детям, проявляя при этом как любовь к самим святым, так и чуткость к детским сердцам.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Добин Александр 6 февраля 2017, 01:55
Говорить о новомученниках нужно...

Но все же, говоря о мучениях и преследованиях, важно делать акцент и на том, что эти люди пострадали за веру, за Церковь, которые они до самой смерти сохраняли и которые старались активно нести людям....
Это не жертвы, это погибшие в борьбе!
Ольга 9 января 2017, 10:38
Спасибо за статью.Народ, не знающий своего прошлого,не имеет будущего.М.Ломоносов.
Иоанна_ 6 января 2017, 14:29
7-летний ещё маловат, а вот у детей постарше вопросы обязательно возникнут. Самый простой: "Мама, в чём всё-таки разница между белыми и красными?" И вопросов станет ещё больше, когда ребёнок начнёт учить историю по нынешним учебникам. Так что готовьте ответы. Но учтите, что дети очень чуткие ко лжи.
Андрей Горбачев 6 января 2017, 01:17
Говоря о новомучениках мы задеваем целый комплекс вопросов, раскрытие которых неизбежно приведет к всплеску полемики и даже агрессии в нашем обществе. Но, говорить нужно, и как можно больше, и не только, и не столько детям, а всем. Иначе - нам недолго осталось. Благодарность автору за поднятую тему.
Ольга 4 января 2017, 19:26
Я своему 7-ми летнему сыну говорю. И никаких вопросов наподобие:" А почему их мучили и за что?" у него не возникает. И на детскую психику - это не влияет. Чем раньше мы начнём говорить детям о Боге, о святых, о мытарствах тем лучше.
алексей 3 января 2017, 20:59
Господь сказал - не бойтесь убивающих тело бойтесь убивающих душу.Вот души были убиваемы последствиями не только 1917, а 1991-1993 годов когда вся пропаганда была направлена на поклонение золотому тельцу. Когда у девочек профессия проститутки а у мальчиков рэкетера - норма.
Гордий 3 января 2017, 13:58
Спасибо отцу Иоанну за материал. Однако, рассказывая детям о новомучениках, нужно быть готовым ответить на резонный вопрос: а почему их мучили? за что? кто это делал? Таким образом детям также необходимо объяснить, что в России огромная часть народа шла за диаволом, имя которому - большевизм.
Наталия Николаевна 3 января 2017, 12:24
Однажды я читала жития новомучиников на трапезе в нашем храме и не могла сдержать слез. А читала я и о мытарствах семей новомучеников, которых гнали с детьми и морили голодом, так как женам не разрешили работать. И об этом тоже должны знать дети в канун 100 революции.
Алексей 3 января 2017, 12:01
Добрые люди, я высказался не о статье, с которой вполне согласен, но скорее по поводу этой статьи, высказался о той гнетущей атмосфере, которая окружает сейчас эту тему. Даже на православных форумах материалы о новомучениках соседствуют порой с откровенной апологией тиранов-богоборцев и их режимов.
2 января 2017, 20:15
Алексей, прочитайте внимательнее заголовок: там стоит "мученики". И автор говорит как раз о том, что о мучениках времён Нерона, может быть, пока рановато, а вот о новомучениках детям говорить нужно обязательно. То есть смысл статьи вы перевернули с ног на голову. Простите меня, НАТАЛЬЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
Любовь 2 января 2017, 20:06
Говорить надо!!! Я учитель начальных классов и преподаватель ОРКСЭ считаю, что история нам не простит умалчивания.
Евгения 2 января 2017, 16:09
Алексею: вопрос стоял так: говорить ли детям о мучениках (не только о новомучениках). Вопрос понятен, т.к. трудно подобрать слова, чтобы рассказать детям о страданиях, смерти, чтобы это было и не слишком завуалировано, и не слишком пугающе. Но надо, согласна с автором, своей дочке рассказываю.
Наталия 2 января 2017, 13:45
Большое спасибо за статью.
Алексей 2 января 2017, 13:33
Что-то тревожное, что-то неправильное слышится в самом вопросе - "Говорить ли о новомучениках..." То-есть, о мучениках времен Нерона - можно, а об этих - все еще как-то напряженно. У А.К.Толстого есть строки: "Ходить бывает склизко по камушкам иным. Итак, о том, что близко - мы лучше умолчим".
тамара 2 января 2017, 11:41
Святые новомученики и исповедники Российские,молите Бога о нас ,грешных.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×