Более всего он ценил искренность и простоту

О первой встрече с игуменом Никоном (Воробьевым)

Монахиня Магдалина (Некрасова) – насельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Она родилась в Париже, в семье беженцев из России. После Великой Отечественной войны ее семья вернулась в Россию, ставшую советской. Почти сразу все пропагандистские обещания о мирной жизни Церкви и людей в СССР обернулись арестами, преследованиями и ссылками. Если бы не верность Богу, не твердое убеждение в том, что любящим Господа вся поспешествует во благо, то никто бы не спасся. Во многом, по словам матушки Магдалины, укрепиться в этом утверждении апостола Павла помог ей игумен Никон (Воробьев). Отец Никон и сам был гоним – что советской властью, что, увы, церковной, но твердости духа не терял. Батюшка помогал и многим людям, искавшим у него духовной поддержки. Мать Магдалина общалась с ним долгие годы. Встреч и писем было множество, но о первой она вспоминает с особым, очень радостным, чувством.

    

– Матушка Магдалина, когда вы встретились с отцом Никоном впервые?

– Этот день я помню прекрасно. Это было в Гжатске 17 декабря 1957 года. В Гжатск я попала по совету архиепископа Михаила (Чуба), которому митрополит Николай Крутицкий написал очередное письмо с просьбой принять меня на работу в Смоленское епархиальное управление. Он мне сказал тогда: «Принять Вас на работу я не могу, но могу посоветовать поехать в Гжатск. Там есть замечательный священник – игумен Никон Воробьев». На всю жизнь я благодарна ему за это.

Слово «суровый» прозвучало для меня обнадеживающе

Владыка Михаил мне объяснил, что устроиться на работу в какую-либо епархию у меня практически нет шансов. Никто не возьмет со стороны неизвестного человека, когда в каждом храме на должности бухгалтера, счетовода или машинистки уже работают свои церковные люди, чаще всего из родственников причта. И сколько бы митрополит Николай ни посылал меня по всему Золотому кольцу, даже с его рекомендацией меня никто не примет. Но все же он очень советовал поехать в Гжатск к отцу Никону, у кого, кстати, есть хорошие духовные книги и где вся церковная обстановка иная. Правда, сначала может показаться, что батюшка несколько суровый. Слово «суровый» прозвучало для меня обнадеживающе, так как в то время среди духовенства часто встречалась некоторая «елейность», которой священники прикрывали свое невежество либо отсутствие подлинной любви. Не столько фраза про книги, которые тогда достать в Советском Союзе было невозможно, – даже Евангелие переписывали от руки – сколько это слово побудило меня ехать к отцу Никону.

Как оказалось, к тому времени, когда я приехала в Гжатск, у отца Никона были какие-то основания ожидать очередного ареста до конца года. Он никого не принимал – не только чужих, но даже и близких, в частности из Козельска, где у батюшки было много духовных чад. Допросы всегда начинаются со слов: «С кем вы общались? Кто это?» А тут какая-то девица, которая родилась и выросла в Париже, а потом еще прошла через казахстанскую ссылку, приходит к нему. Это было похоже на явную провокацию. Так что не было никакой надежды, чтобы он меня принял.

– Но встреча все-таки состоялась. Почему же он вас в конце концов принял?

– Знаете, что было ключом? Бог дал мне действительно в руки ключ, и я все-таки попала к о. Никону. В тот день, 17 декабря 1957 года, стоял лютый сорокаградусный мороз, на мне было ташкентское демисезонное пальто, берет и легкие туфельки. Я почему-то решила ехать натощак. Его дом в Гжатске находился прямо напротив вокзала. Войдя в дом, я попросила передать Батюшке письмо от владыки Михаила. Через несколько минут вышел сам о. Никон. Я подошла к нему под благословение и сразу же столкнулась с той самой «суровостью», о которой говорил владыка Михаил: благословляя, батюшка не давал целовать руки. Это мелочь, но характерная. Он с сочувствием сказал, что ничем не может помочь, работы у них для меня нет, и посоветовал возвращаться в Москву с уверенностью, что митрополит Николай, конечно же, сможет меня устроить. Я понимала, что на этом мне нужно уходить, но я уже чувствовала, что не могу так уйти от батюшки – молча и навсегда, не услышав от него ни одного слова. Провожая меня на улицу, о. Никон отрыл ледяную дверь, и в последний момент у меня вырвались слова: «А мне владыка Михаил еще сказал, что у Вас есть очень хорошие книги!» Когда отец Никон меня, двадцатитрехлетнюю девчонку, спросил: «Какие же книги Вы читали?», – я просто постеснялась назвать «Добротолюбие» и назвала святителя Игнатия (Брянчанинова), прибавив: «Но, наверное, Вы его не знаете». И когда я произнесла это имя, батюшка посмотрел на меня – у него был такой проницательный взгляд, он только несколько раз в жизни так на меня смотрел, как будто насквозь, – и спросил: «Брянчанинов? Вы уверены, что правильно запомнили его фамилию?» Я пробормотала: «Да, но, наверное, Вы не слышали…» Он сказал: «Пойдемте», – и ввел меня в свою келью. На столе возле горячо растопленной печки лежали разные бумаги и книги. Батюшка взял одну из них и спросил: «Вот эта?» Я открыла и воскликнула: «О, второй том! Это самый замечательный!» Батюшка взглянул на меня с удивлением: «Ну, раздевайтесь, садитесь». И началась беседа. Я рассказала ему всю свою жизнь. Я никогда столько не плакала, как в тот день. И батюшка с глубоким сочувствием меня выслушивал и с большой любовью утешал и укреплял. Он сказал, что, к сожалению, в Гжатске работать мне никак нельзя по многим причинам. Там и делать нечего, а ту работу, какую я могла выполнять (в то время я была бухгалтером), уже выполнял другой человек. Не выгонять же его! В Москве без прописки, хотя бы временной, жить было запрещено и возвращаться туда мне было очень трудно. Того человека, кто меня приютил, уже спрашивали: «Что у Вас делает эта девушка?» Поэтому вопрос устройства на какую-либо работу становился все более насущным.

Отец Никон со мной долго говорил, и все грустное и тяжелое, все мои ссылки, побеги из них и тюрьма отошли куда-то далеко-далеко перед тем сокровищем, которое батюшка передо мной вдруг открыл. Я поняла, что мне больше ничего не надо, на всю жизнь достаточно того, что он мне дал.

После вкусного постного ужина Батюшка проводил меня на вокзал в первом часу ночи. Я только теперь понимаю, почему он так поздно меня отправил. Ведь езды из Гжатска до Москвы около пяти часов, и если меня батюшка посадил бы на поезд вечером, то я приехала бы в Москву среди ночи, когда метро закрыто. Батюшка сам купил мне билет в ... мягком вагоне и, сажая меня в поезд, передал мне эту самую книгу святителя Игнатия и 1000 рублей. В те годы это была очень большая сумма. Я помню, как глубоко я была потрясена всем, что сделал для меня батюшка: и беседой, и мягким вагоном, и такой суммой, а главное – этой бесценной книгой. Я пролепетала: «Отец Никон, не знаю, когда я смогу Вам вернуть эти деньги, я же еще не нашла работу…» А он ответил: «Ну ничего, не мне, так кому-нибудь другому вернете». Этот долг по сей день висит на моей душе. Отец Никон настоятельно меня просил никому не говорить о нем, даже маме. Я обещала и никогда этого не нарушила.

– Понимаю, что вопрос слишком большой, огромный, но – каким был отец Никон? Ведь интересует все. Что отец Никон говорил о посте? Как часто советовал причащаться?

– Я как-то спросила, можно ли вставать на колени после Пасхи до Троицы. Батюшка сказал: «Конечно, становитесь, особенно дома». Он был свободен от формального отношения к Уставу, особенно в том, что касалось, например, поклонов. Отец Никон очень не любил, когда к посту, к правилам относились с особой строгостью и старались исполнять их только по букве, не видя духа, а то и не желая его видеть.

Батюшка настоятельно советовал никого не осуждать, ни над кем не насмехаться. Более всего он ценил искренность и простоту. Батюшка очень любил иногда ходить со всеми нами в лес за грибами, часто шутил, иногда мог подойти к играющим в городки и метко попасть в цель. Он был очень-очень простым.

Батюшка любил повторять, что мать так не радуется о первых шагах ребенка к ней, как Господь радуется о каждом человеке, который к Нему стремится

Батюшка любил повторять, что мать так не радуется о первых шагах ребенка к ней, как Господь радуется о каждом человеке, который к Нему стремится. Если человек действительно искренно стремится к Богу, то ему будет все дано: и книги, и люди, и обстоятельства. Любящему Господа вся поспешествует во благо (Рим. 8, 28). К этим словам я всегда относилась с верой, они мне были глубоко созвучны, а он мне их повторял еще и еще. А потом однажды раскрыл эту мысль: «В который раз я хочу донести до Вас, что любящему Господа вся поспешествует во благо. Мне кажется, Вы не понимаете, что это значит. Все – это не только жизненные обстоятельства, но и все трудности, даже все ошибки, которые человек совершает, и грехи, и падения. Потому что для нас, для гордых людей (батюшка в таких случаях никогда не говорил «вас», но всегда говорил «нас»), нужны падения, и они бывают спасительными. Господь это знает и попускает человеку пасть, и как котенка – он даже показал – носом тычет, чтобы отучить его пакостить. Господь попускает даже впадать в разные срамные грехи, чтобы через это мы пришли в смирение и покаялись. Тут и оправдываются эти слова апостола Павла: любящему Господа вся поспешествует во спасение. Если действительно искренно стремиться к Господу, то падения и грехи тому же служат по милости и по премудрости Божией».

    

Что же касается Причащения, то отец Никон не советовал причащаться за каждой Литургией. А в то время люди обычно причащались один или два раза в год. Батюшка как раз советовал причащаться чаще, но при этом всегда говорил: «Не гонитесь за частым Причащением, а за более достойным», – то есть за тем, чтобы более тщательно подготовиться. Но, я помню, один раз он мне сказал: «А какая наша подготовка? Боже, милостив буди мне, грешному! (Лк. 18.13.) – вот единственно правильная для нас подготовка!»

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Восемь лет за религиозную пропаганду Восемь лет за религиозную пропаганду
Епископ Василий (Родзянко)
Восемь лет за религиозную пропаганду Восемь лет за религиозную пропаганду
Епископ Василий (Родзянко)
«Я вступил на путь страданий за веру, но Бог помогал мне», – написал о годах, проведенных в коммунистических застенках, епископ Василий (Родзянко).
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархим. Гавриила (Стародуба)
«Он умел слышать и слушать» «Он умел слышать и слушать»
Памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба)
Дмитрий Трибушный
Чудаковатый учитель музыки и – тайный монах, духовное чадо святителя Зиновия и старца Виталия; скромный сельский батюшка и – опытный духовник-прозорливец, последними словами которого стало наставление: «Не вините друг друга».
«Его молитвами я до сих пор и жива» «Его молитвами я до сих пор и жива»
Александр Богатырев
«Его молитвами я до сих пор и жива» «Его молитвами я до сих пор жива»
Памяти старца Симеона (Нестеренко)
Александр Богатырев
«Бабка спуталась с нечистой силой. Она мне и сейчас покоя не дает. По ночам чувствую, как она толкает меня в пруд с пиявками…»
Комментарии
Максим М.27 апреля 2018, 08:50
Спаси Господи! Прекрасный батюшка, очень нравятся его размышления, всегда старался связать слова Писания и нашу жизнь, этим показывал, что ценность Евангелия заключается в его практической реализации (т.е. мы должны быть христианами по духу, а не по букве).
Сергий 1 января 2017, 19:26
Замечательная статья о дорогом сердцу человеке. Храни вас Бог!
Владислав25 декабря 2016, 21:23
Пересмотрел массу изданий книг о. Никона, и хотя в новых появились воспоминания знавших людей об о. Никоне, его завещание духовным чадам и прочее, но лучше первого издания под названием "Нам оставлено покаяние" ничего нет. Во первых, в этом издании самые полные версии писем, а во вторых, письма собраны по хронологической последовательности, - интересно и полезно видеть как иногда ошибался, менялся и возрастал батюшка! Для меня это было очень ценным - видеть сквозь письма жизнь настоящего православного человека!
Спаси всех Господь!
Наталия, Васильковая Русь25 декабря 2016, 17:03
Милая Матушка Магдалина,спасиБо за Ваши простые,но проникновенные до глубины души слова о Человеке истинно любящего Бога!Ваша жизнь для нас,ищущих Истину, это закрытая книга. Откройте ее нам, пожалуйста!Она будет замечательным уроком, как «приносить плод в терпении»(Лк. 8:15).Кто из нас это сможет?
Роман23 декабря 2016, 16:56
В ютубе есть замечательный фильм - воспоминания А.И.Осипова об игумене Никоне.Всем советую.
Ольга23 декабря 2016, 16:54
Как замечательна эта связь поколений. Хорошо бы нашлись люди, которые могли б составить подробные воспоминания м. Магдалины.
Светлана С23 декабря 2016, 13:01
Спасибо порталу Православие.ru и матушке за эту публикацию.
Shtit Oo22 декабря 2016, 16:04
Святой наших дней...но еще не канонизирован...уже игуменья Арсения святая...может дождемся..здоровья матушке вот горюшка в советской России хлебнула есть видео в ютубе там более все подробно...
Сергей Старательный22 декабря 2016, 14:05
Я тоже, только приготовился читать, а уже конец...
Алексей22 декабря 2016, 13:23
Я не слышал о пороческом даре о. Никона, но в одном он оказался совершенно прав: - "Нам оставлено покаяние"... Похоже, действительно, кроме покаянной молитвы для многих ничего больше не осталось... Слишком все запутано..: - "Боже, милостив буди к нам, грешным". Душой-сердцем... Искренне...
татьяна азадьян22 декабря 2016, 10:25
Книга игумена Воробьёва дала мне новое дыхание,когда я была в поиске.так легко,по доброму написана.замечательный батюшка,люблю его!









Виктория 22 декабря 2016, 00:26
Матушка Магдалина, спасибо за воспоминание об Отце Никоне Воробьеве, но почему так мало:))! Я только приготовилась, а статья уже и закончилась. Необычайно интересно прочесть больше об отце Никоне, да и Ваша история жизни я думаю тоже очень интересна! Пожалуйста, напишите еще

Спасибо и низкий поклон
natalja21 декабря 2016, 19:23
Всем советую почитать книгу : Игумен Никон / ВОРОБЬЕВ/ Письма о Духовной Жизни.Письма проникнуты искренней любовью и состроданием к ближним, а также отвечает на вопросы о том, как стремиться к духовному совершенствованию в условиях сегодняшней повседневной жизни. Полезна для современного читателя
Ирина21 декабря 2016, 17:29
Царство Небесное игумену Никону!Батюшка,моли о всех нас милостивого Бога!
Елена21 декабря 2016, 13:13
Как хорошо,что еще живы люди,которые могут поведать о великих пастырях, донести до нас тот дух,которым жили они в годы гонений на веру.
lyudmila Toll21 декабря 2016, 08:50
Матушка Магдалина низкий вам поклон
помoлитесь о рабе Божием Моисее о здравии и скорейшем приезде в Россию по Святым местам
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×