Ищут героев, на примере которых нужно воспитывать сегодняшний русский народ. Но зачем же их искать, а тем более выдумывать? Герои-подвижники, чьи имена трогают сердце каждого русского человека, живы. Нужно только внимательнее взглянуть на их лики, глубже узнать их жизнь и постараться подражать их любви к Богу и Отечеству, их человеколюбию. Ведь без этих качеств не может быть истинного русского героя.
«Русский человек» – так называется одна из книг, посвященных святителю Иннокентию, митрополиту Московскому. Образ святителя Иннокентия есть воплощение главных качеств русского человека – любви к Богу и людям, любви к своей Родине.
Жизненный подвиг святителя Иннокентия сегодня, может быть, особенно важен для нас. Ведь весь русский народ, даже если его назвать «российской нацией», что, конечно, вряд ли приживется в народной душе, является народом миссионерским. В образе святителя Иннокентия мы видим и образ многих-многих поколений наших предков, которые шли с Крестом и Евангелием на Восток, встречь солнцу. Шли и несли веру Православную иным народам.
Богатырь духа и тела, родившийся в Сибири, в небольшом селе Анга на иркутской земле. С детства встал на путь служения Богу. На этом пути будущий святитель совершил много подвигов, просвещая народы Сибири, Аляски, Америки Светом Христовым. Много книг написано об этом. И до сих пор лежат в архивах необработанные и неопубликованные труды святителя Иннокентия, его уникальные этнографические наблюдения, сделанные в годы служения в Сибири и на Алеутских островах.
В 2017 году исполняется 220 лет со Дня рождения святителя Иннокентия и 40 лет со Дня его прославления. При Министерстве культуры создан организационный комитет, который определил план праздничных мероприятий более чем в десяти регионах России. Отмечаться эти дни будут и в самой Москве, где он был митрополитом. И в Троице-Сергиевой Лавре, где покоятся его святые мощи. Праздник будет проходить во всем мире. Ведь даже в Северной Америке проживает немало православных, чьи предки были крещены еще самим святителем Иннокентием.
Прекрасно, что государственная власть намерена столь масштабно отметить «Иннокентьевские дни». Ведь это даст большое вдохновение не только дальневосточникам и сибирякам, и не только православным. Эти празднования способны сами по себе стать широким миссионерским делом. Чем глубже и масштабнее мы раскрываем образ святителя Иннокентия, тем лучше мы узнаем наш русский народ. Тем больше мы утверждаемся в преображающей силе Православия. И тем сильнее любим свою Русь-матушку и чувствуем ее неземные силы. Прикосновение к жизни святителя Иннокентия, русского человека, способно пробудить в нас вдохновенную сердечную молитву.
Молитвенная жизнь святителя – основа всех его славных дел. И одним из таких его великих дел стало соработничество с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским в освоении Сибири и берегов Тихого океана. Их дружба – прекрасный пример церковно-государственных отношений, симфонии власти духовной и светской.
Замечательно сказал Антон Петрович Сильницкий, первый начальник Петропавловского уезда, в своей речи по случаю 100-летия святителя Иннокентия, митрополита Московского: «…Если дать себе труд проследить мысли, высказанные Иннокентием в его путевых журналах и множестве представлений Святейшему Синоду и административные распоряжения Муравьеву-Амурскому, то можно прийти к тому убеждению, что Муравьев, в его административной деятельности и, частью, политической в значительной степени был вдохновляем мыслями Иннокентия»[1].
По замыслу святителя и с его благословения губернатор Восточной Сибири основывает на великом Амуре, почти на границе с Китаем, город Благой Вести – Благовещенск. Туда впоследствии из Якутска святитель Иннокентий переносит архиерейскую кафедру. Молитвою, широкой миссионерской деятельностью святителя, трудами генерал-губернатора Муравьева-Амурского и подвигом всего русского народа и его государей оживает наша Дальняя Россия. Российская империя получает в свои владения Приамурье и тихоокеанское побережье от устья Амура до устья реки Туманной в Южно-Уссурийском крае. Город Владивосток – это ведь тоже во многом воплощение прозорливых замыслов великого русского святого Иннокентия (Вениаминова). Еще только-только начиналось строительство военного поста на месте будущего города-крепости Владивосток, а святитель Иннокентий в 1859 году уже подписал антиминс для первой владивостокской церкви – Успения Пресвятой Богородицы.
Какие то были славные годы! Годы утверждения православия и русской государственности на берегу Тихого океана. От Аляски и Америки до Корейского полуострова Россия ставила церкви и монастыри, утверждала христианскую веру на своих самых дальних восточных рубежах.
Под водительством Муравьева-Амурского и духовным окормлением святителя Иннокентия возникает Владивосток и еще множество селений Приамурья и Приморья. Но главное, что там появляются православные храмы и часовни. Строятся монастыри. Приморский Свято-Троицкий мужской монастырь в Шмаковке, открытый Указом Государя Николая II в 1899 году, тоже задумывался еще святителем Иннокентием.
Празднование «Иннокентьевского юбилея» уже началось. На Амуре, в городе Благой Вести еще весной 2016 года начали отмечать эти памятные дни. Сейчас готовятся к большим мероприятиям в Иркутской области в селе Анга, где родился будущий святитель. Планируются передвижные выставки, профессиональные театральные постановки о жизни святителя Иннокентия, конференции и круглые столы, кинофильмы. На Камчатке установят Поклонный крест. В Магадане – памятник святителю. Во Владивостоке – памятную доску на стене Успенского храма.
Оргкомитет при Министерстве культуры недавно провел в Москве свое очередное заседание.
Дай Бог, чтобы состоялось все задуманное! И чтобы министерское планирование и «руководящая деятельность» превратились бы чудесным образом в живое дело воспитания нашего народа на примерах великих духовных подвижников, чьи нравственные подвиги свидетельствуют об истинном призвании России и ее сынов.
[1] Сильницкий А.П. «Его труды по истине равноапостольны»: святитель Иннокентий Московский. Pravostok.ru. 13.04.2010.